Афганская элита сегодня. Ахмад Вали Карзай

Единокровный младший брат президента Афганистана Ахмад Вали Карзай — одна из самых противоречивых фигур современной афганской политической элиты. О нем известно немало, но почти вся имеющаяся информация произносится едва ли не шепотом. Он родился в 1961 г., после вторжения советских войск в Афганистан эмигрировал в США, где, по некоторым сведениям, долгое время работал официантом. После событий 11 сентября 2001 г. вернулся обратно на родину.

Уже несколько лет он является губернатором одной из самых опасных афганских провинций — Кандагар. Однако скандальную известность за последние годы он получил из-за иных причин. Американской прессой Ахмад Вали Карзай подозревается в причастности к незаконной продаже наркотиков(1). В то же время, все годы проведения антитеррористической кампании в Афганистане брат действующего главы государства регулярно получал денежные средства от ЦРУ и выполнял множество деликатных поручений для данного управления, а также для Пентагона и американских властей в целом.

Данные факты, хотя и не были известны широкой общественности, так или иначе звучали уже много лет, однако начиная с 2009 г. американская печать приступила к их систематической огласке. По всей видимости, дело связано с тем, что старший брат Ахмада Вали — а именно действующий глава Афганистана Хамид Карзай — начиная приблизительно с того же времени со все большим трудом находил общий язык с американскими властями. Иногда он позволял себе даже открытую критику Вашингтона, что не могло не вызывать раздражения.

Другой причиной того, что в американских СМИ началось обсуждение Ахмада Вали Карзая, следует признать следующее обстоятельство: в политических и военных кругах Соединенных Штатов появлялось все больше людей, которые оспаривали необходимость сотрудничества их государства со столь неоднозначной личностью.

Отношения с этим региональным бароном создали глубокие расхождения внутри администрации Б.Обамы. Критики данного подхода указывают, что эти связи усложняют и без того довольно напряженные отношения с президентом Хамидом Карзаем. Последний прикладывает большие усилия, чтобы добиться популярности среди афганцев, в то время, как талибы выставляет его американской марионеткой. Также очевидно — если ЦРУ поддерживает весьма теплые отношения с наркобароном, то Соединенные Штаты в целом не прикладывают достаточно усилий для снижения уровня наркопроизводства в Афганистане.

Также, если говорить в целом, то опора на мощного регионального барона, который уж точно не испытывает большого уважения к закону, подрывает усилия афганского и американского правительств по созданию сильной централизованной власти, которая сможет поддерживать закон и порядок и тем самым позволит вывести американские войска в обозримом будущем.

Как заявил по этому поводу генерал-майор вооруженных сил США Майкл Флинн (Michael T. Flynn): «Если мы желаем осуществлять нацеленную на население стратегию, и при этом считается, что мы поддерживаем бандитов, то мы попросту вредим сами себе»(2).

Разумеется, сам Ахмад Вали Карзай с подобной постановкой вопроса не согласен. По всей вероятности, он нашел ту формулу ответов, которую он раз за разом преподносит журналистам — он заявляет, что действительно сотрудничает с гражданскими и военными властями США, но он не связан с торговлей наркотиками и не получает выплаты от ЦРУ.

На самом же деле сотрудничество брата президента с ЦРУ носит весьма многоплановый характер — он помогает американцам с вербовкой в неформальные боевые наемные группы, которые используются для нанесения ударов по талибам. Иными словами, одни боевики нанимаются для того, чтобы воевать против других боевиков. Такие боевые группы даже получили свое название — «Ударная сила Кандагара» (Kandahar Strike Force). Можно ли таким способом добиться реального успеха в обеспечении безопасности или это в долгосрочной перспективе лишь усилит боевиков — такой вопрос американскими официальными лицами, видимо, не задается. По сообщению некоторых официальных лиц США, иногда такие боевые группы используются для уничтожения неугодных Ахмаду Вали Карзаю лиц; однажды с их помощью была проведена операция против одного из чиновников афганского правительства. Его имя не уточняется.

Ахмад Вали Карзай также выступает как арендодатель для спецподразделений ЦРУ — он позволил им нанять несколько жилых вилл за пределами города Кандагар. Там же размещается и «Ударная сила Кандагара». Примечательно, что одна из таких вилл, в которой в настоящее время проживают американцы, ранее принадлежала мулле Мохаммаду Омару, лидеру талибов. Эти подробности, свойственные разве что авантюрному роману, также публикуются на страницах американской печати(3).

Можно также не сомневаться в том, что губернатор Кандагара получает свою прибыль и с противоположной стороны, когда участвует в торговле наркотиками и выполняет сходные услуги, только уже для талибов. Необходимо отметить, что подобная двойная мораль в афганском мировоззрении не только не осуждается, но, напротив считается чем-то вроде символа высокого статуса. Во время Второй Мировой войны один из известных лидеров пуштунских племенных ополчений, некий Факир из Ипи, воевавший против британских войск, получал большие субсидии от афганского правительства, от Германии, Италии, имевшей здесь свою линию, и, как ни странно, от самой Британии, которая покупала его расположение время от времени. Как с восхищение говорили его современники-афганцы, «он получает деньги ото всех и не служит никому». Однако, если Факир из Ипи все же являлся одним из лидеров национально-освободительного движения пуштунов, то брат президента Афганистана, также не служа никому, героем не является. Он максимально коммерционализирует то положение, в котором оказался. Места морали в этой игре нет совсем.

Ахмад Вали Карзай также выполняет посреднические услуги между талибами и сотрудниками ЦРУ — организует закрытые встречи, переговоры, заседания. Учитывая, что новая афганская стратегия Барака Обамы предполагает переговоры с «умеренными» талибами, такие посреднические услуги имеют немалую ценность. Правда, до настоящего времени не известно, случилось ли благодаря кандагарскому губернатору кому-нибудь из талибов, хотя бы средней руки, перейти на сторону правительства.

В то же время те сотрудники американских спецслужб, которые заинтересованы в дальнейшей работе с Ахмадом Вали Карзаем, говорят, что убедительных доказательств преступной деятельности губернатора не имеется, тем более тех, которые можно использовать в суде.

Неудивительно, что некоторые американские официальные лица защищают его. Удивительна формулировка вопроса — никто не говорит, что брат президента не совершал преступлений или что он помогает бескорыстно. Говорят, что о его преступной деятельности нет доказательств.

В настоящее время, когда с каждым месяцем в Афганистане гибнет все больше американцев(4), отношения с младшим братом президента вызывают все большее раздражение как среди военных, так и представителей администрации Б.Обамы. Они заявляют — подозрения относительно участия А.В.Карзая в торговле наркотиками, его мафиозный стиль руководства делами на юге страны делают его нежелательной персоной. Хотя имеющиеся против него доказательства носят в основном косвенный характер, можно с большой долей уверенности говорить, что Ахмад Вали Карзай приобрел богатство за счет того, что позволял развиваться незаконной торговле наркотиками.

«Сотни миллионов связанных с наркотиками долларов гуляют по югу страны, а на юге страны ничего не случается без того, чтобы местное руководство не знало об этом», — сказал по этому поводу один из сотрудников американского посольства.

Здравомыслящая часть американской политической элиты давно осознала очевидное обстоятельство — торговля опиумом в Афганистане, ставшего крупнейшим его производителем в мире, напрямую угрожает стабильности афганского государства. Значительная часть доходов от этой деятельности попадает в руки талибов, а также идет в виде взяток афганским чиновникам, что также в итоге не способствует достижению мира и выводу американских войск в установленные сроки(5).

Администрация Барака Обамы неоднократно пыталась устранить от власти афганских наркобаронов, которые, как считается, имеются на самых верхних уровнях администрации Хамида Карзая. Несколько раз предпринимались попытки уговорить президента уволить своего младшего брата, однако каждый раз он давал отрицательный ответ. Президент Афганистана, вопреки сложившемуся журналистскому штампу, являет собой пример ловкого политика, который хорошо разбирается в хитросплетениях не только афганской, но и американской политики. Он отдает себе отчет — в вашингтонской элите, как военной, так и гражданской, по вопросу его брата отсутствует единство. Кому-то, прежде всего в ЦРУ, он представляется полезной фигурой; в этой связи глава государства может позволить себе не прислушиваться к рекомендациям — он понимает, у Ахмада Вали Карзая в силовых структурах Соединенных Штатов имеются могущественные заступники, которые не желают его отставки.

Помимо очевидных злоупотреблений, у губернатора Кандагара имеются и иные проступки — например, именно он отвечал за фальсификацию процесса по выборам президента страны в своей провинции в августе — октябре 2009 г. Как Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА)(6), так и официальный Белый Дома признали, что выборы прошли с грубыми нарушениями и злоупотреблениями. Помимо того, что в ходе выборов в провинции Кандагар были вброшены десятки тысяч недействительных бюллетеней, были организованы и так называемые участки-призраки, то есть, они существовали лишь на бумаге, но поступившие с них результаты были использованы Центральной избирательной комиссией.

По мере того, как биография Ахмад Вали Карзая становилась известной все большему числу журналистов, а также из-за время от времени обостряющихся отношений президента Х.Карзая с вашингтонской администрацией, губернатору все чаще задают неудобные вопросы, в том числе о происхождении его богатства. Он на это, как правило, отвечает, что получает регулярные платежи от своего старшего брата и что он не знает о происхождении этих платежей. Он даже признался в том, что снабжает информацией американские власти и выступает посредником между ними и руководством талибов, однако, по его словам, он не получает вознаграждения за свои услуги. Он якобы «не знает ни одного работающего в ЦРУ человека». Ахмад Вали Карзай также сообщал, что располагает сведениями о фактах размещения американских спецподразделений в жилых зонах в черте города и за пределами Кандагара, в том числе в доме муллы Омара, но он к этому не имеет отношения.

В настоящее время, очевидно, ЦРУ очень сильно полагается на содействие неоднозначного губернатора. Его многочисленные и хорошо оплачиваемые услуги, по мнению этой организации, весьма полезны при осуществлении тех или иных специальных операций. Однако, стоит ли такая игра свеч — остается под вопросом. Не вполне очевидно, кто кого использует -американцы А.В.Карзая или наоборот. Скорее всего, наоборот. Американские спецслужбы действуют весьма близоруко и ради краткосрочных целей ставят под угрозу стабильность всего Афганистана, во всяком случае, юга страны. Самое очевидное доказательство данного утверждения — провинция Кандагар является едва ли не самым опасным местом во всем Афганистане и второй, после Гильменда, по объему незаконного производства опиумного мака. Весьма странное положение вещей, учитывая, как дружественно и доброжелательно губернатор настроен к американцам.

Не вызывает сомнения, что дебаты относительно Ахмада Вали Карзая в Вашингтоне будут продолжены, у него и далее будут находится влиятельные защитники, которые считают, что губернатор приносит благо для Америки. Для того, чтобы отстранить его от власти, требуется большая политическая воля и решение на уровне президента США. Барак Обама за последние месяцы уже успел растерять немалую часть доверия избирателей — чего стоит хотя бы разлив нефти в Мексиканском заливе. Если он не смог добиться отставки брата афганского президента до настоящего времени, то, скорее всего, не сможет этого сделать и в обозримом будущем. Поток наркотиков из Афганистана, в том числе и к границам СНГ не уменьшится и не иссякнет.

 

1. См., например: The New York Times, 28.10.2009.

2. См.: Ibidem.

3. Ibid.

4. За июнь 2010 г. в Афганистане было убито свыше 100 солдат НАТО.

5. Согласно новой афганской стратегии Барака Обамы, вывод американских войск должен начаться в июле 2011 г. Практически все заинтересованные специалисты, включая ушедшего в отставку генерала С.Маккристала, признали этот срок невыполнимым.

6. Также известна под именем ЮНАМА (UNAMA) — United Nations’ Assistance Mission in Afghanistan.

52.25MB | MySQL:103 | 0,565sec