Сирийские повстанцы были наняты Турцией для борьбы и обеспечения безопасности на золотых приисках и фабриках в африканских странах, сообщили на этой неделе несколько сирийских источников. Сирийские боевики, которые в основном связаны с Сирийской национальной армией (СНА), коалицией вооруженных оппозиционных групп, которая тесно сотрудничает с Турцией на севере Сирии, сообщили, что сотни боевиков были развернуты в Буркина-Фасо, Нигере и Нигерии. Там они охраняют предприятия и рудники, находящиеся под управлением Турции, или предоставляют услуги по охране в странах, где группировка «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) представляет угрозу для местной безопасности. Боец СНА под псевдонимом Дейри, который был завербован для миссии в Африке, рассказал, что они действовали не в одиночку, а группами: «Командование находится не в руках Сирии. Иногда мы подписываемся на защиту турецких предприятий, иногда на борьбу с «Исламским государством», а иногда на охрану шахт или заводов». Сообщения об отправке сирийских повстанцев в Африку впервые появились в западных СМИ, в которых говорилось, что они прошли краткосрочную боевую подготовку перед отправкой. Члены СНА сообщили СМИ, что они были завербованы группировкой «Бригада Султана Мурада» и подписали контракты на срок от шести месяцев до года с ежемесячной зарплатой в 1500 долларов. Согласно ряду данных, известная частная турецкая военная компания SADAT стоит за вербовкой членов СНА для Африки, однако руководители компании часто отрицают эти обвинения. Турецкие оппозиционные партии давно заявляли, что SADAT, возглавляемая бывшим советником президента Турции А. Танрыверди, функционировал как частная военная компания, которая используется в секретных операциях турецкого государства на Ближнем Востоке. SADAT неоднократно опровергал подобные обвинения и просил доказательств. Компания заявляет, что прозрачно привлекается государствами региона только для консультаций и обучения. Источники повстанцев сообщили, что в первую группу, которая была развернута в феврале, входило не менее 500 боевиков, многие из которых остались в Нигере, а другие уехали в Нигерию и Буркина-Фасо. Эти западноафриканские страны закупили турецкие беспилотники военного назначения в прошлом году. Считается, что вербовка сирийских повстанцев началась в октябре. Повстанцы предоставили противоречивые отчеты о том, сколько группировок СНА были задействованы и сколько боевиков было завербовано. Однако они подтвердили, что, по меньшей мере, пять групп СНА направили своих бойцов и некоторых командиров в три африканские страны. Турция ранее перебрасывала сирийских боевиков в Ливию для поддержки правительства в Триполи и их в Азербайджану, когда тот воевал с армянскими войсками в Нагорном Карабахе. Считается, что использование Анкарой вооруженных беспилотных летательных аппаратов, сирийских бойцов и турецких командиров сыграло ключевую роль в отражении наступления на Триполи силами Ливийской национальной армии Халифы Хафтара в 2020 году. Подобная тактика оказалась полезной, когда Азербайджан завоевал Нагорный Карабах в 2023 году. Турция официально отрицала, что направила свои войска на такие театры военных действий, но источники сообщили в декабре 2019 года, что Анкара планировала разместить сирийских повстанцев в Ливии для борьбы с силами Хафтара. Высокопоставленный командир сирийских повстанцев рассказал, что вербовка Турцией членов СНА для работы в Африке с самого начала была предметом споров среди оппозиционных сирийских вооруженных группировок: «У нас особый союз и братство с Турцией. Однако со временем эти отношения были использованы некоторыми жадными командирами. Многие группы, которые поддерживают свою революционную сущность [против правления президента Сирии Башара Асада] и глубокое братство и союз с Турцией, не посылали боевиков в Ливию, Азербайджан или любую другую страну. Проблема в том, что вся СНА числится наемниками из-за амбиций нескольких командиров». Другой командир СНА заявил, что, по его мнению, безработица и бедность, вызванные затяжной войной, которая затрагивает 90% населения Сирии, подтолкнули боевиков к работе наемниками за границей, чтобы заработать на жизнь. Этот командир много лет служил в Свободной сирийской армии, широкой коалиции оппозиционных группировок, созданной в начале войны в 2011 году, а затем перебрался в районы, находящиеся под контролем Турции, после поражения в боях против бывшего филиала «Аль-Каиды» — «Джебхат ан-Нусры», ныне известного как «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в России). Он сказал, что в удерживаемых повстанцами районах Северной Сирии поток помощи был прерван давлением России и Китая, имея в виду голосование в Совете Безопасности ООН, которое поставило под угрозу усилия по оказанию помощи. С 2024 года у Всемирной продовольственной программы заканчивается действие ее мандата в этой стране: «Сегодня боец СНА пытается прокормить свою семью на зарплату в 1500 турецких лир [47 долларов], из которых половину забирают командиры в качестве отката. От Африна до Хасеке, от Дамаска до Абу-Камаля, единственная сфера деятельности, нуждающаяся в рабочей силе по всей стране, — это наемничество».
Анонимный юрист из районов, контролируемых оппозиционным временным правительством Сирии на севере Сирии, сказал, что развертывание повстанцев за рубежом настраивает оппозиционеров против наемников: «Командиры, которые получают власть и деньги от миссий за границей, отошли от революции и основали свои маленькие империи. Они перестали следовать правилам. Они думали, что на их преступления не обратят внимания. И они были правы. Турция проигнорировала совершенные преступления», имея в виду нарушения прав человека, которые были задокументированы в частях Северной Сирии, контролируемых СНА. Юрист также считает, что деятельность наемников оказывает негативное влияние на дело сирийской революции: «Миссии за пределами Сирии ослабляют политическое представительство сирийской оппозиции, а также ее легитимность в глазах общественности».
В данном случае отметим, что появление сирийских наемников в Африке необходимо рассматривать в контексте того факта, Турция все чаще отдает предпочтение всеобъемлющим рамочным соглашениям с другими странами, чтобы скрыть последующие сделки в военной, оборонной и разведывательной сферах от общественного контроля. Эта тактика правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана была раскрыта 21 мая 2024 года бригадным генералом. Эсатом Махмутом Йылмазом, главой Главного управления юридических услуг Министерства обороны. На закрытом заседании с законодателями из Комитета по иностранным делам Йылмаз в этом месяце объяснил, что Турция объединила три соглашения, которые ранее обсуждались отдельно, в единую всеобъемлющую рамочную сделку. Этот стратегический шаг направлен на ускорение участия Турции в военных, оборонных и разведывательных вопросах на зарубежных территориях. После ратификации турецким парламентом и вступления в силу закона с подписью президента и публикацией в Официальном реестре такое рамочное соглашение позволяет турецким военным заключать второстепенные сделки с иностранными партнерами без дальнейшего одобрения парламента. Такой подход позволяет турецким военным скрывать масштабы своих операций в зарубежных странах от общественного обсуждения. До недавнего времени турецкие военные заключали отдельные соглашения с иностранными партнерами о военной подготовке, сотрудничестве в оборонной промышленности и узко определенных рамках военного сотрудничества. Теперь они объединяются в единое рамочное соглашение широкого масштаба. Этот новый подход, особенно ориентированный на партнеров в Африке, Восточной Европе и Азии, призван ускорить турецкие военные операции, сократить бюрократические препоны и скрыть особенности второстепенных соглашений от общественного контроля. «На самом деле, мы представляли эти три соглашения нашему парламенту отдельно в качестве индивидуальных соглашений ….. Однако позже мы объединили все три. … Сейчас мы ведем переговоры по этим трем соглашениям, насколько это возможно, под названием «рамочное соглашение» и «Соглашение о сотрудничестве в области обороны», — сказал Йылмаз. По состоянию на декабрь 2023 года, при активном участии официальных лиц министерств обороны и иностранных дел Турции, Анкара подписала рамочные военные соглашения с 88 странами и соглашения о сотрудничестве в области военной подготовки с 63 странами. Переговоры по военным рамочным соглашениям продолжаются с 47 странами, а с 13 странами ведутся обсуждения соглашений об обучении. Кроме того, Турция подписала соглашения о сотрудничестве в оборонной промышленности с 90 странами. Большинство международных соглашений, которыми занимался турецкий парламент в последние годы, относятся к таким всеобъемлющим рамочным соглашениям. Интересно, что Комитет по иностранным делам, а не Комитет по обороне, часто контролирует процесс рассмотрения и утверждения. Это примечательно, учитывая отсутствие у Комитета по иностранным делам опыта в военных вопросах, что наводит на мысль о том, что правительство Эрдогана стремится помешать законодателям слишком внимательно изучить эти соглашения. Личная заинтересованность президента Эрдогана в заключении оборонных и военных сделок с зарубежными странами стала важным движущим фактором быстрого заключения таких соглашений. Его семья получает значительную прибыль от продажи военной техники, такой как беспилотники Bayraktar производства Baykar, компании, принадлежащей его зятю, который стал миллиардером благодаря государственной поддержке. Более того, семья Эрдогана получает косвенную выгоду за счет негласных комиссионных от оборонных подрядчиков, которые получают щедрую государственную поддержку, включая безконкурсные торги по государственным контрактам, налоговые льготы и субсидии. Оценки показывают, что семья Эрдогана за два десятилетия накопила более 100 млрд долларов с помощью таких коррупционных схем. Расширение взаимодействия с иностранными партнерами в военных вопросах и оборонной промышленности также позволяет правительству Эрдогана продвигать политические проекты за рубежом. Заместитель министра иностранных дел Мехмет Кемаль Бозай выступил в Комитете по иностранным делам в защиту одобрения военных сделок с несколькими африканскими странами, признав, что Турции стало легче оказывать влияние на своих партнеров в политических целях после завершения работы над военными соглашениями. Он привел примеры того, как они добились закрытия частных школ, управляемых критикующей Эрдогана группировкой Гюлена в Мавритании и Гамбии; способствовали вывозу определенных армянских артефактов из музея геноцида в Руанде; и выступали от имени отколовшейся Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), признанной только Турцией, которая содержит около 30 000 военнослужащих на севере острова Восточного Средиземноморья. В рамках экспорта политической исламистской идеологии за рубеж Эрдоган в 2014 году учредил фонд «Маариф», укомплектовав его руководство известными деятелями-джихадистами и выделив миллионы долларов из денег налогоплательщиков. Его цель — воспитать новое поколение исламистских политических активистов, которые сплотятся вокруг Эрдогана и его мировоззрения. Появились видеозаписи из Африки и других регионов, на которых учащиеся школ «Маарифа» поют и молятся за Эрдогана во время турецких избирательных кампаний или военных операций в Сирии.
Соглашения также предоставляют правительству Эрдогана полномочия размещать частных военных подрядчиков за границей или использовать их в качестве советников в учебных центрах, созданных в Турции для иностранных войск. Хотя в рамочных соглашениях это положение прямо не упоминается, оно умело скрыто под расплывчатой категорией «другие» области сотрудничества, умело вставленной в определенные разделы текста соглашений о военном сотрудничестве. Частный военный подрядчик SADAT, аббревиатура от Uluslararası Savunma Danışmanlık Inşaat Sanayi ve Ticaret Anonim Şirketi, учрежденный бывшим главным военным советником Эрдогана, генералом в отставке. Аднан Танрыверди сумел расширить свое присутствие в нескольких странах Ближнего Востока и Северной Африки благодаря таким соглашениям. Танрыверди намекнул на амбиции SADAT извлечь выгоду из этих соглашений еще в 2014 году, сказав: «Турция поддерживает тесные социальные, экономические и политические отношения с более чем 35 странами Сахары и к югу от Сахары в Африке. [Турция] осуществляет [военную] деятельность с некоторыми из этих стран в соответствии с соглашениями о сотрудничестве в области военной подготовки». Сталкиваясь с растущей критикой за тайные операции как внутри Турции, так и за рубежом, SADAT в настоящее время лоббирует утверждение нового законодательства, которое прямо разрешило бы частным подрядчикам предоставлять услуги по военной подготовке.