В течение мая в зоне деэскалации «Идлиб» формально продолжал действовать режим прекращения огня, установленный при участии России и Турции с 6 марта 2020 г. Его нарушения достаточно регулярно отслеживали российская и турецкая части совместной комиссии. По данным российской части, как и месяцем ранее, чаще всего нарушения имели место в провинции Идлиб.
В течение мая в зоне деэскалации «Идлиб» формально продолжал действовать режим прекращения огня, установленный при участии России и Турции с 6 марта 2020 г. Его нарушения достаточно регулярно отслеживали российская и турецкая части совместной комиссии. По данным российской части, как и месяцем ранее, чаще всего нарушения имели место в провинции Идлиб.
МО РФ в течение месяца, как и раньше, по прежнему полностью игнорировало данные турецких коллег. По данным последних, в мае фиксировалось от 1 до 14 нарушений ежедневно (данные представлены российской стороной). 4 мая нарушений не было.
В мае 2024 г. МО РФ продолжило начатую в июле 2023 г. практику публикации данных о нарушениях самолетами международной коалиции воздушного пространства над зоной Эт-Танф и нарушений протоколов о деконфликтации от 9 декабря 2019 г., связанных с несогласованными с российской стороной полетами беспилотников коалиции. По первой категории было зафиксировано в общей сложности 232 нарушения (в апреле – более 240), по второй – 70 нарушений (в апреле — более 100).
В мае продолжились активные действия ВВС Израиля по целям проиранских формирований и сирийских войск на территории Сирии.
9 мая средства ПВО Сирии пытались отразить израильскую ракетную атаку на окрестности Дамаска. Об этом сообщил агентству САНА представитель командования ВС страны. Как сообщил вещающий из Дубая телеканал «Аль-Хадас», авиаудару подверглась база «Хизбаллы», расположенная к югу-западу от международного аэропорта Дамаска.
25 мая израильский БПЛА нанес удары по автомобилю и грузовику с бойцами «Хизбаллы» на территории Сирии. Как передал телеканал «Аль-Хадас», атака была совершена в пограничном с Ливаном районе Эль-Кусейр. В результате прямого попадания ракет машины загорелись, погибли по меньшей мере 3 бойца.
29 мая по меньшей мере один ребенок погиб, десятки человек получили ранения в результате израильского ракетного удара по сирийскому городу Банияс, расположенному на берегу Средиземного моря. Об этом сообщило агентство САНА со ссылкой на военный источник. По его данным, «израильский противник» нанес воздушный удар со стороны территории Ливана около 19:30 по местному времени (совпадает с мск) по объектам в центральном районе города, в том числе по жилому зданию. Также причинен материальный ущерб, отмечало агентство.
29 мая израильские ВВС нанесли ракетные удары по военному лагерю и складам «Хизбаллы» в провинции Хомс. Как сообщил вещающий из Дубая телеканал «Аль-Хадас», самолеты атаковали наземные цели в населенном пункте Эль-Фуруклус, расположенном на шоссе в Пальмиру (240 км от Дамаска). В результате погибли по меньшей мере 6 бойцов.
В мае продолжились действия ВКС РФ по уничтожению мест базирования боевиков, выходивших из контролируемой США зоны Эт-Танф и укрывавшихся в труднодоступных районах ряда сирийских провинций.
4 мая ВКС России уничтожили два места базирования боевиков, укрывавшихся в труднодоступных районах горного массива Аль-Амур в провинции Хомс.
9 мая ударами ВКС России были поражены два места базирования боевиков, вышедших из зоны Эт-Танф и укрывавшихся в труднодоступных районах горного массива Аль-Амур провинции Хомс. В результате ударов были уничтожены не менее 6 боевиков, а также склад боеприпасов и материальных средств.
11 мая ВКС России уничтожили два места базирования боевиков, вышедших из зоны Эт-Танф и укрывавшихся в труднодоступных районах горного массива Аль-Амур в провинции Хомс.
16 мая ударами ВКС России уничтожено три места базирования боевиков, вышедших из зоны Эт-Танф (контролируется США) и укрывавшихся в труднодоступных районах горных массивов Аль-Амур провинции Хомс и Эль-Бишри провинции Дейр эз-Зор.
22 мая ударами ВКС России уничтожены два места базирования боевиков, вышедших из зоны Эт-Танф и укрывавшихся в труднодоступных районах горного массива Аль-Амур в провинции Хомс.
27 мая было объявлено, что накануне ВКС России нанесли удар по месту базирования диверсионной группы боевиков, вышедшей из зоны Эт-Танф и укрывавшейся в труднодоступных районах горного массива Эль-Бишри в провинции Дейр эз-Зор.
В течение месяца боевые действия низкой интенсивности отмечались в ряде провинций страны.
В провинции Хомс 3 мая боевики группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) напали на позиции формирований, воюющих на стороне правительственных сил Сирии, в районе оазиса Эс-Сухна. Об этом сообщила радиостанция «Шам ФМ». По ее сведениям, атакам одновременно подверглись три пункта базирования проправительственных отрядов. Жертвами нападений стали 15 бойцов.
24 мая сирийская армия применила беспилотные летательные аппараты для нанесения ударов по позициям бандформирований в провинциях Алеппо и Хама. Как сообщила газета «Аль-Ватан», в результате атак на форпосты группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (ХТШ, запрещена в РФ) и ее союзников в Атарибе и Кафр-Амму к западу от города Алеппо были уничтожены десятки террористов. Боевики понесли потери в долине Сахль-эль-Габ на севере провинции Хама, где налеты последовали на укрепрайоны противника в населенных пунктах Эль-Анкави и Эль-Каркур. Артиллерия сирийских войск открыла огонь по тыловым базам бандформирований в горной местности Джебель-эз-Завия на юге Идлиба. Под обстрел попали поселки Эль-Бара, Кенсарфа, Маар-Билит и Мадждалия..
9 мая российские военные заявили, что блокировали в провинции Хасеке военную колонну международной антитеррористической коалиции, движение которой не было согласовано по каналам деконфликтации. Автоколонна, в составе которой, в частности, были 6 БМП «Бредли», была вынуждена развернуться.
В целом, в мае заметно активизировались действия ВКС России, наносивших удары по боевикам, подготовленным США и выходившим из контролируемой американцами зоны Эт-Танф. Можно констатировать, что такие группы боевиков, в которых было немало бойцов, ранее состоявших в ИГ, стали одной из главных угроз безопасности в Сирии.