Эскалация на севере страны, парламентский трюк с законом о призыве ультраортодоксов, спасение 4-х заложников в секторе Газа, очередной провал обменной сделки — вот события, которые определяли электоральные настроения израильтян на этой неделе. К этому можно добавить выход Бени Ганца из правительства, хотя, судя по опросам, этот демарш оказался незамеченным. Или почти незамеченным. Все ведущие телеканалы обнародовали опросы после выхода Ганца из правительства. И результаты (за исключением одного опроса) для лидера «Лагеря государственников» неутешительны: он как терял мандаты, так и продолжает терять. Вопрос лишь в том, как велики эти потери.
Однако в тот момент никто еще не учитывал новой силы пожелавшей вернуться и большую политику и тем самым практически полностью изменить ее расклад.
Бывший глава «правительства перемен» Нафтали Беннет объявил о возвращении в политику и, по информации «Зман Исраэль», уже формирует новый партийный список из людей с «чистой репутацией», на этот раз без Аелет Шакед.
Корреспондент «Зман Исраэль» Шалом Иерушалми называет нескольких потенциальных кандидатов на включение в новый список Беннета: экс-мэр Бейт-Шемеша Ализа Блох, депутат от «Лагеря государственников» Матан Кахане, мэр Сдерота Алон Давиди, бывший министр от Ликуда Юваль Штайниц и даже нынешний министр внутренних дел от партии ШАС Моше Арбель.[i]
Отметим, что по тому же принципу «интер-секторальности», отбора «по делам» и чистоте репутации строил свою партию политический «брат» Беннета Яир Лапид. Оба бывших премьер-министра не отличаются внятностью политических платформ и делают акцент на диалог и компромисс между вечно враждующими секторами израильского общества.
Беннет точно рассчитал момент и апеллирует к «ностальгии по нормальности», которую испытывают сейчас не только противники, но и часть сторонников премьер-министра Биньямина Нетаньяху.
Опросы показывают разочарование избирателей в Бени Ганце, «Лагерь государственников» теряет мандаты, его избиратели ищут новый политический дом для патриотически настроенных граждан без ярко выраженной идеологической ориентации — для тех, кого в Израиле принято называть «вменяемыми правыми».
Традиционный пятничный опрос газеты «Маарив», проведенный Lazar Research в сотрудничестве с Panel4All, показывает, что у Бени Ганца проблемы, Ликуд потихоньку растет, а вот у Авигдора Либермана дела очень хороши. Партия НДИ достигла по опросам 15-летнего максимума — 14 мандатов. Это объяснимо — Авигдор Либерман уже давно начал предвыборную кампанию и транслирует своему правому электорату, что именно он, а не Нетаньяху спаситель отечества. Он воинственно настроен относительно конфликтов на юге и севере Израиля, и, по всей видимости, часть русскоязычного электората переметнулась к нему. По опросу у «Государственного лагеря» 24 мандата, его догоняет Ликуд — 21. У «Еш атид» — 15. Далее: ШАС — 10, «Оцма йегудит» — 9, «Еврейство Торы» — 7, Авода — 5, ХАДАШ-ТААЛЬ — 5, РААМ — 5, «Религиозный сионизм» — 5. 41% за Ганца на посту премьера, 35% за Нетаньяху.
Однако проведенный 13 июня опрос газеты «Исраэль гайом» уже сулит гипотетической партии Беннета 16 мандатов, а в случае его объединения с Либерманом и Сааром — целых 25 мандатов и победу на выборах. Экс-глава «Моссада» Йоси Коэн конкуренции с Беннетом не выдерживает и может рассчитывать лишь на 8 мандатов, в основном за счет перебежчиков из Ликуда. По данным проведенного буквально на следующий день опроса 12-го телеканала, Беннет уже обходит Ганца в качестве «предпочтительного лидера блока, противостоящего блоку Нетаньяху». [ii]
Обращение, опубликованное Беннетом 13 июня, адресовано именно к этому «бездомному» электорату, который сейчас вспоминает с острой ностальгией полтора года «правительства перемен» и, по словам Беннета, «испытывает настоящее отчаяние и экзистенциальный страх за Государство Израиль». [iii]
«Три года назад в этот день я принес присягу как 13-й премьер-министр Израиля. Чуть больше года я служил вам, граждане Израиля, в качестве главы правительства, которое до той минуты казалось невозможным — после четырех циклов выборов, эпидемии короны, экономического кризиса, сотен тысяч безработных и государственного паралича.
Министры из левых и правых партий решили отложить в сторону все разногласия и объединиться ради спасения Государства Израиль. За тот год мы с товарищами вытолкнули Израиль вперед, государство снова стало управляемым. Правительство вернуло доверие общества — веру, что мы ставим граждан во главу угла.
Министры занимались только вопросами повседневного функционирования государства.
Мы заботились обо всех гражданах Израиля, мы не ставили один сектор выше другого. Мы умели приходить к общим решениям и в минуты разногласий.
Я и моя семья дорого заплатили за это, но за один год мы успели сделать то, что другие правительства не успевают за четыре года. Потому что мы работали эффективно и прежде всего — работали вместе ради вас», — пишет Беннет.
Бывший премьер-министр, покинувший политическую сцену с клеймом «мошенника», «укравшего голоса правых избирателей» и отдавшего их «пособникам террористов» (арабской партии РААМ), пишет теперь, что гордится созданием своего «чрезвычайного правительства» — «оно было необходимо, как глоток воздуха». И многие израильтяне, вспоминая те полтора года, не могут не согласиться — это было время передышки, возвращения «нормальной жизни», которую по-настоящему оценили только сейчас.
Беннет заявляет, что те полтора года «доказали — Израиль можно вытащить из болота, и даже быстро — если только мы будем жить и работать вместе, с доброй волей и сотрудничеством». И предъявляет свою политическую программу — делать все не так, как делает правительство Нетаньяху:
«Сегодня больше чем когда-либо невообразимая реальность, в которой мы живем после 7 октября, требует руководства, способного объединить народ и исполнить самую элементарную обязанность правительства — поставить интерес Государства Израиль выше всех других соображений, вести себя разумно с международным сообществом, включить все части народа в круг общей службы и вести войну с ясными целями до победы над врагами».
В лагере Нетаньяху отнеслись к «угрозе Беннета» серьезно. Сторонник Нетаньяху Амит Сегаль выдвинул в противовес «объединяющему» манифесту Беннета новый призыв к размежеванию избирателей — на противников и сторонников прекращения войны. Кроме того, он потребовал от Беннета сообщить, готов ли он вновь включить в свою коалицию арабские партии.
Как ни удивительно, на возвращение Беннета отреагировал сегодня даже президент РФ Владимир Путин. Он вдруг решил поделиться новым воспоминанием о неудачной попытке Беннета сыграть роль посредника в российско-украинском конфликте — и тот же Амит Сегаль немедленно довел до сведения ивритоязычной аудитории пренебрежительный отзыв Путина о бывшем премьер-министре Израиля. [iv]
Так 14 июня, Владимир Путин не только озвучил очередное предложение о «мирных переговорах», но и дал исторический экскурс. Он заявил о некоем «западном политике», который еще в марте 2022 года поехал в Киев с предыдущим «мирным предложением» Путина. Секрет сохранялся недолго, бывший российский президент Дмитрий Медведев написал в социальных сетях, что этим политиком был израильский премьер-министр Нафтали Беннет.
Это вполне может быть правдой. Беннет действительно прилетал в Москву 5 марта 2022 года и предлагал услуги по урегулированию и даже площадку для переговоров между Киевом и Москвой — Иерусалим. Но его предложение не было принято украинской стороной. Путин же говорит, что самого Беннета обвинили тогда в пророссийских позициях. Сам Беннет пока не комментировал эти заявления.
Сейчас Путин говорит, что якобы «не исключал сохранения украинского суверенитета над Херсонской и Запорожской областями», но только если Украина юридически гарантирует доступ России в Крым через эти регионы. Соответственно, речь в 2022 году явно шла и о признании присоединении Крыма к России.
Медведев пишет, что Беннет якобы «ездил после Москвы в Киев и предлагал компромиссный мир с определением судьбы тогда еще спорных территорий. Его просто послали, назвав агентом Кремля».
Любопытно, что информация об этом появилась через пару дней после поста Беннета, который многие в Израиле трактуют как его возвращение в политику.
Пока новость о возращении Беннера в политику еще не дала особого эффекта, ведь в принципе его «ждали» здесь практически последние полгода и он периодически появлялся в опросах. Но теперь он в «игре» и все зависит от того, что когда и кому он говорил, а неизвестный срок для выборов, может сыграть с ним злую шутку. Он может выговориться, а выборы не наступят, а его планы, как всегда постараются «затоптать» политики, что слева, что справа от него. Ведь конкурент ни кому не нужен, хотя главное, что Беннет успел доказать в период пребывания на посту премьер-министра то, что с ним можно договариваться и он держит слово, а это не мало в израильской политике, построенной на взаимовыгодных договорах и обещаниях.
[i] Сайт «Зман Исраэль» https://www.zman.co.il/495558/
[ii]סקר «אולפן שישי»: אלו האנשים שצריכים להוביל את הגושים בבחירות https://www.mako.co.il/news-politics/2024_q1/Article-a6c6bbd83f61091026.htm?sCh=31750a2610f26110&pId=173113802
[iii] ttps://x.com/naftalibennett/status/1801134156803453192?ref_src=twsrc%5Etfw%7Ctwcamp%5Etweetembed%7Ctwterm%5E1801134156803453192%7Ctwgr%5E9348e557b92ebe967caf203cf7ef6f23ae996de0%7Ctwcon%5Es1_&ref_url=https%3A%2F%2Fwww.ice.co.il%2Flocal-news%2Fnews%2Farticle%2F1016325
[iv] פוטין חושף פרטים חדשים על תיווך בנט: «באוקראינה חשדו שהוא פרו-רוסי» https://www.mako.co.il/news-world/2024_q2/Article-8ff035f2e571091026.htm