18 июня Федеральное ведомство по защите конституции Германии представило итоговый отчет за минувший год, в котором традиционно рассмотрело вопрос влияния иностранных государств и связанных с ними организаций на национальную безопасность ФРГ. Среди стран, подробно проанализированных в разделе документа под названием «Шпионаж, кибератаки и другая угрожающая безопасности или разведывательная активность иностранных властей», также по уже сложившейся практике оказались Иран и Турция, в то время как всего таких акторов в документе фигурирует десять. Еще двум из них — Китаю и России, тоже отведены самостоятельные подразделы, а оставшиеся шесть (Сирия, Египет, Марокко, Пакистан, КНДР и Вьетнам) – кратко описаны в общем блоке под заголовком «Спецслужбы других стран».
Согласно оценкам Федерального ведомства по защите конституции, основные риски, исходящие от ИРИ в сфере разведывательной деятельности, касаются борьбы Тегерана с оппозиционерами, проживающими за рубежом. При этом подчеркивается, что такого рода активность существенно расширилась ввиду протестной активности внутри самого Ирана. Вместе с тем авторы констатируют, что ФРГ как таковая не является объектом враждебности, в отличие от США и Израиля. В связи с этим в тексте отмечается, что вторую существенную иранскую опасность представляет «шпионская деятельность против (про-)израильских и (про-)еврейских целей в Германии».
Сообщается, что основными методами спецслужб ИРИ в ФРГ стали «запугивания и нейтрализация членов оппозиции, а также наказание “предателей” и “перебежчиков”». К секретным службам, активным на территории Германии, Федеральное ведомство по защите конституции относит не только Министерство разведки и национальной безопасности Ирана (MOIS), но и Корпус стражей исламской революции (КСИР). Для доказательства опасности последнего в качестве примера в тексте приводится вынесенный в 2023 г. приговор по делу о поджоге в ноябре 2022 в Дюссельдорфе школы, расположенной рядом с синагогой. В соответствии с решением суда, «планирование» данной атаки было сочтено связанным с «иранским государственным ведомством», что, в свою очередь, позволило авторам отчета прийти к выводу о наличие свидетельств «действий иранских властей против интересов безопасности Германии», а также того, что на территории страны ИРИ «выходит за рамки шпионажа».
В данном контексте особую группу риска, по мнению Федерального ведомства по защите конституции, представляют лица, путешествующие в ИРИ, и прежде всего те, кто имеет двойное гражданство. Авторы отчета заявляют о возможности «предположить», что «Иран продолжит целенаправленно арестовывать граждан западных государств под надуманными предлогами и использовать их в качестве средства давления». При этом утверждается, что Тегеран ориентируется на «достижение своих политических целей» в виде «обмена заключенными», принуждения таких задержанных «отказаться от оппозиционной деятельности» или «вести разведывательную работу». В том, что касается кибершпионажа, ключевой угрозой от ИРИ помимо выяснения сведений об оппозиционерах и объектах, связанных с Израилем и немецкой еврейской общиной, в тексте фигурируют иранские «попытки получить ноу-хау, информацию и продукцию», доступ к которым закрыт в силу «всеобъемлющих санкций».
Организацией, связанной с Ираном и обладающей заметным влиянием на мусульман в ФРГ в документе назван Исламский центр Гамбурга (IZH), через который ИРИ, по мнению авторов отчета, пытается распространить свое воздействие на всю Европу. Инструментами деятельности IZH считаются «регулярные молитвенные и лекционные мероприятия», организация праздников, языковые курсы. Помимо сети контактов, выстроенной под эгидой IZH между шиитскими общинами и мечетями при помощи зонтичной организации «Исламское сообщество шиитских общин Германии», также признан значительный потенциал IZH в сфере распространения информации через СМИ и социальные сети.
В разделе, посвященном Турции, Федеральное ведомство по защите конституции делает акцент на том, что спецслужбы этой страны напрямую подчиняются «президенту и его Партии справедливости и развития». В качестве наиболее значимых объектов внимания Анкары названы «ассоциации или отдельные лица в Германии, которые действительно связаны или подозреваются в причастности к оппозиции турецкому правительству». Предполагается, что «благоприятные возможности для сбора разведывательной информации» в ФРГ создаются наличием «большой турецкой общины, значительным количеством турецких организаций и учреждений, а также большим количеством дипломатических миссий».
Следует отметить, что в отличие от Ирана, который, как было сказано выше, с точки зрения Федерального ведомства по защите конституции, Германия как таковая и ее система государственной власти интересуют лишь опосредованно, для Турции признается важным «влияние на процесс принятия политических решений» в ФРГ. В качестве крупнейшего объединения на немецкой территории, связанного с властями Турции, авторами указывается базирующийся в Кёльне «Союз международных демократов» (UID). Его рассмотрение в документе по итогам 2023 г. обусловлено значительным мобилизационным потенциалом участников, который был использован не только для достижения целей организации в Европе, но и для воздействия на результаты парламентских и президентских выборов в Турции. Помимо этого, в перечне движений, пользующихся повышенным вниманием Федерального ведомства по защите конституции по причине оказания воздействия на исход указанных голосований, оказались Milli Görüs и связанные с ним организации и фонды.
В контексте угроз для Германии, обусловленных эскалацией палестино-израильского конфликта, в годовом отчете упоминаются как турецкие правые, так и левые экстремисты. Среди первых наиболее опасными признаны сторонники движения Ülkücü или «Серые волки», для которых, как подчеркнуто в документе, «ключевыми элементами идеологии» являются антисемитизм и антисионизм, выражаемые в социальных сетях и на демонстрациях антиизраильской направленности. На этом основании авторами отмечена их готовность к контактам с представителями радикальных палестинских организаций.
Турецкие левые экстремисты рассматриваются склонными, скорее, к солидарности с палестинцами при враждебности к Израилю, но без «принципиальной идеологической роли» антисемитизма, а потому они считаются менее угрожающими безопасности еврейских общин в ФРГ. Среди таких организаций в отчете упомянуты «Революционная народно-освободительная партия-фронт» (DHKP-C) и молодежная европейская организация Young Struggle (YS), которую Федеральное ведомством по защите конституции классифицирует как ответвление турецкой Марксистско-ленинской коммунистической партии (MLKP). Левые турецкие экстремисты, как говорится в отчете, тоже близки к палестинцам, но к т. н. «светским экстремистам», к которым в соответствующем разделе документа было отнесено и движение по бойкоту Израиля BDS-Movement.
Таким образом, раздел годового отчета Федерального ведомства по защите конституции Германии, посвященный ИРИ, фактически дает дополнительное обоснование для запрещения в ФРГ КСИР, что ранее уже обсуждалось на уровне федерального правительства и ЕС с учетом итогов того же расследования дела в Дюссельдорфе. В тематическом блоке, рассматривающем Турцию, констатируется расширенный спектр угроз, варьирующихся от влияния на политические процессы в ФРГ и в самой Турции посредством немецких турецких общин до усиления рисков в сфере антисемитизма. При этом обращает на себя внимание стремление авторов продемонстрировать взаимосвязь между исходящими от Анкары опасностями и действующей властью, что в определенной степени роднит восприятие Турции и Р.Т. Эрдогана в Германии с тем, как США стараются разграничить свои отношения с Израилем и правительством Б.Нетаньяху.