15 июля суданская армия начала наносить мощные контрудары по позициям мятежных Сил быстрой поддержки ( СБП) в ответ на их наступательные действия на прошлой неделе. Уже второй день подряд армейские подразделеня ведут интенсивные бои с СБП в штатах Сеннар и Северный Дарфур, причем с активным применением авиации. По сообщению телеканала Al Jazeera, суданская армейская авиация утром 15 июля нанесла серию авиаударов по объектам СБП в районе Джебель-Мувайх на западе штата Сеннар (юго-восток страны). Кроме того, в ночь с 15 на 16 июля вспыхнули столкновения с применением тяжелого и легкого вооружения между суданской армией и СБП к юго-востоку от города Эль-Фашер, столицы штата Северный Дарфур.
Тем временем член переходного Суверенного совета и помощник главнокомандующего ВС Судана Ясир аль-Атта сообщил на встрече с офицерами, унтер-офицерами и солдатами в Омдурманском военном округе о том, что суданская армия, включая как регулярные силы, так и называемых «мустанфарин» — граждан, добровольно присоединившихся к армии, «день за днем наносят огромные потери террористическим группировкам командующего СБП Мухаммеда Хамдана Дагло (Хемити)». По его словам, «война достоинства» продолжится до тех пор, пока не будет объявлена капитуляция Сил быстрой поддержки.
Совершенно очевидно, что нынешняя операция суданской армии является своеобразным ответом на план ОАЭ урегулировать внутрисуданский конфликт на условиях, выгодных СБП и самим Эмиратам. Одновременно это и сигнал Аддис-Абебе в связи с недавним визитом эфиопского премьер-министра в Порт-Судан с посланием Абу-Даби, которое было отвергнуто. Тем более что сразу после этого Южный Судан ратифицировал соглашение по Нилу по варианту Аддис-Абебы, который ставит Египет и Судан в сильную зависимость от Эфиопии по доступу к водным ресурсам реки Нил. Пока остается неясным один вопрос – суданская армия начали столь интенсивные бои сама или при поддержке внешних союзников, прежде всего в лице России, Египта и Саудовской Аравии.
В предыдущие 5 дней в столичной агломерации продолжались бои. Армейцы активно продвигались в районе Бахри. По сообщениям «с мест», критическая ситуация со снабжением заставляет боевиков покидать свои позиции. На таком фоне правительственным силам удалось занять ряд важных объектов в центральной части города, среди которых комплекс зданий отеля «Коринтия». Местные обозреватели полагают, что бегство остатков мятежников из столицы – вопрос времени. Один из маршрутов отхода – Южный Судан, куда сейчас пробивают дорогу СБП.
В Сеннаре ситуация постепенно стабилизируется после переброски в штат дополнительных армейских подразделений. К тому же начавшиеся дожди осложняют передвижение «летучих отрядов» мятежников. В районе г.Диндер СБП уничтожают сельхозтехнику и запасы семян, чтобы сорвать посевной сезон и, тем самым, продавить решение о беспрепятственном трансграничном гуманитарном доступе. Боевики продолжали налеты в Северном Кордофане. 14 июля бойцы СБП отметились очередным военным преступлением, убив два десятка мирных жителей в ходе нападения на колонну грузовиков, перевозивших продовольствие и товары первой необходимости. Так что удары армейской авиации являются ответом на подобные действия СБП в Северном Кордофане.
В Эль-Фашере перед началом наступления проармейские силы отбивали атаки отрядов СБП. Самолеты совершили авианалет на контролируемую СБП Ньялу. Окружение Хемити через свои информационные ресурсы обвинило армию в неизбирательных ударах по гражданским объектам.
Набирает обороты кампания по продвижению темы «неминуемого голода» в Судане. В частности, 16 июля ОАЭ, Иордания, Марокко, Чад и ряд других африканских стран приняли соответствующее совместное заявление с призывом к СБ ООН потребовать от участников конфликта открыть беспрепятственный гуманитарный доступ. Ранее, 12 июля члены Cовета Безопасности ООН выразили озабоченность в связи с гуманитарной ситуацией и острой нехваткой продовольствия в Судане.
11- 14 июля в Женеве под руководством спецпосланника генсекретаря ООН по Судану Р.Ламамры прошли непрямые консультации между представителями суданских властей и СБП при участии спецпосланника США по Судану Т.Перриелло. 14 июля министр культуры и информации Судана и по совместительству официальный пресс-секретарь правительства Дж.Абделькадер подчеркнул, что консультации касаются исключительно гуманитарных вопросов. В свою очередь накануне председатель суверенного совета Абдель Фаттах аль-Бурхан заявил, что до вывода подразделений СБП из жилых кварталов о каких-либо переговорах в «Женеве или Джидде» речи быть не может, а помощник главкома Я.Ата вообще исключил саму возможность диалога или перемирия с М.Дагло.
В фокусе внимания суданских аналитиков остаются состоявшаяся 10-15 июля в Аддис-Абебе под эгидой АС и ИГАД встреча суданских политических сил по выработке модальностей запуска инклюзивного внутрисуданского диалога. В мероприятии приняли участие входящие в проармейский «Демократический блок» партии и объединения. Демократическая коалиция «Такаддум», СНОД-Север А.Хилу и СОД А.Нура бойкотировали мероприятие, хотя представители А.Хамдока и провели неофициальный контакт со своими оппонентами. Местные обозреватели сходятся во мнении, что принятые 15 июля итоговое заявление и позиционный документ в целом отражают подходы военных. В частности, участники поддержали идею формирования нового кабинета министров, выступили за выполнение джиддийских договоренностей, осудили насилие со стороны СБП и вмешательство в конфликт «внешних сил». Заявлено о допуске к диалогу всех, за исключением причастных к актам геноцида и военным преступлениям — намек на М.Дагло и его политических союзников, а также тех, чья деятельность запрещена конституционным документом. Последнее обстоятельство трактуется прозападным «демократическим» активом как запрет на участие в диалоге башировского «Национального конгресса», хотя это легко можно обойти с помощью ребрендинга запрещенной партии. Другой важный момент – призыв к Африканскому союзу разморозить членство Судана в этой общеафриканской организации.
Факт проведения мероприятия и его итоги трактуются в Порт-Судане как сигнал об изменении подходов АС и ряда ключевых регионалов к суданским делам в пользу военных. Ряд местных обозревателей трактуют наметившееся сближение между Порт-Суданом и Аддис-Абебой, подтвержденное недавним визитом эфиопского премьер-министра в Судан, охлаждением в отношениях между премьер-министром ФДРЭ А.Ахмедом и эмиратским руководством, которое все последнее время эффективно использовало Эфиопию и АС как инструмент давления на суданских военных. Другой причиной называют просматриваемые эфиопами угрозы безопасности в случае дальнейшей деградации обстановки в Судане. В частности, отмечается тыграйский фактор. По утечкам, боевики «Народного фронта освобождения Тыграй» непосредственно участвуют в суданском конфликте на стороне суданской армии.