Атака йеменских хуситов на Тель-Авив и ответ Израиля. Часть 1

Последние несколько месяцев руководство хуситов в Йемене неоднократно заявляла якобы об успешных атаках на Израиль как ракетами, так и беспилотниками. В основном были попытки нанести удар по морскому порту на Красном море Эйлату. Однако по сообщениям ЦАХАЛа практически все беспилотники и ракеты были сбиты еще до подлета к Израилю, а остальные были сбиты над городом. При этом хуситы так же заявляли об атаках на города Тель-Авив и Хайфу, но это ни разу не было подтверждено.

Первая успешная атака

И вот  в  ночь на 19 июля в Тель-Авиве взорвался беспилотник. При этом в городе не сработал сигнал тревоги. В результате взрыва погиб 50-летний репатриант из Беларуси Евгений Пардер. Он приехал в страну в 1999 году. Газета «Исраэль гайом» сообщила, что погибший работал техником в гостинице, в которую врезался дрон. Он  жил в подсобном помещении при гостинице. Также в результате взрыва пострадали еще 10 человек раненные осколками и ударной волной, еще 4 испытали шок. Всех пострадавших доставили в больницы «Ихилов» и «Вольфсон».

Силы хуситов в Йемене взяли на себя ответственность за взрыв беспилотника в центре Тель-Авива. Их представитель разместил в своем аккаунте в X сообщение: «Наша высококачественная операция направлена ​​против Тель-Авива». Израильские ВВС заявили, что они идентифицировали беспилотник, но не перехватили его из-за человеческой ошибки.

При этом сообщалось, что в ночь на 19 июля США перехватили баллистическую ракету и три беспилотника, запущенные хуситами по Израилю, однако четвертому удалось поразить Тель-Авив.

Мэр Тель-Авива – Яффо Рон Хульдаи заявил в связи с инцидентом: «Город переходит в состояние повышенной боеготовности в связи с серьезным инцидентом, в результате которого один человек погиб, а другие получили ранения. Война все еще здесь, она тяжелая и болезненная. Муниципальные силы оперативно прибыли на место и справились с инцидентом, и мы готовы к развитию событий, если оно будет. Я призываю общественность подчиняться указаниям».

ЦАХАЛ заявил в связи с инцидентом: «Предварительное расследование показывает, что взрыв в Тель-Авиве был вызван падением воздушной цели. В настоящее время проводится тщательное расследование. Многочисленные силы сейчас действуют на месте происшествия. ВВС усилят патрулирование с помощью самолетов для защиты неба страны. Изменений в указаниях Службы тыла нет». Полиция просит граждан не приближаться к месту падения БПЛА.

Стоит отметить, что беспилотник взорвался недалеко от американского генерального консульства в Тель-Авиве. Представитель Госдепартамента США заявил, что американцы  находятся в тесном контакте с израильскими властями, чтобы расследовать взрыв беспилотника и его предполагаемое место назначения.

19 июля израильский источник сообщил саудовскому телеканалу «Аль-Хадат»: «Мы проверяем, было ли американское посольство целью атаки хуситов. Мы также будем расследовать причастность Ирана к запуску БПЛА».

Кто создал и модернизировал это дрон

Наутро после ночного взрыва в Тель-Авиве пресс-секретарь ЦАХАЛа сообщил, что запущенный хуситами из Йемена дрон — усовершенствованная модель изготовленного в Иране БПЛА Samad-3. По мнению экспертов, у этого дрона в отличие от предшественников, более мощный двигатель.

Научный сотрудник Международного института стратегических исследований в Берлине Фабиан Хинц, проанализировал фото обломков дрона, взорвавшегося в Тель-Авиве в ночь на пятницу, и пришел к выводу, что данный БПЛА имеет более мощный двигатель (чем обычный Samad-3), и соответственно, должен обладать более вместительным баком для топлива.

По мнению экспертов, исследовавших возможности дронов-камикадзе данного семейства на основе прошлых атак хуситов по Саудовской Аравии, дальность полета БПЛА типа Samad-3 составляет примерно в 1800 км. По другим оценкам — 2000 км, что позволяет БПЛА долететь до Тель-Авива на последних каплях топлива, но не позволяет совершить маневр,  подобный тому, что сделал усовершенствованный дрон. БПЛА сделал крюк на запад в сторону моря на 100 или больше километров. Источники сообщают, что Samad-3 имеет длину 3 метра при размахе крыльев 5 метров. Он способен нести на себе до 40 килограммов груза.

Как сообщил ЦАХАЛ, дрон пролетел 2600 километров. Он был запущен из Йемена на запад, в сторону Судана, пролетел весь Судан, достиг Синайского полуострова, направился в Средиземное море и с моря повернул на Тель-Авив, чтобы совершить атаку.

Представители хуситов заявили, что это новый беспилотник-невидимка был разработан и произведен в Йемене. Они утверждают, что дрон якобы может преодолеть израильские системы ПВО.

Фабиан Хинц рекомендует отнестись к этим заявлениям с долей скептицизма: «Они постоянно говорят об этом. Про каждый свой дрон и ракету, поэтому я бы не воспринимал это всерьез», — сказал эксперт.

«Если вы посмотрите на динамику  развития вооружений  иранцев и хуситов, вы увидите, что доказавшие свою эффективность системы со временем модернизируются в целях увеличения дальности полета, — пояснил он. — Иногда они усовершенствуют двигатель, иногда само вооружение. Хорошим примером этого является барражирующий боеприпас Shahed 131 иранского производства, который был модифицирован (увеличен двигатель и размеры) и получился Shahed 136».

Как и в случае с другим высокотехнологичным оружием хуситов, дрон Samad  по большей части разработали в Иране. Там были созданы его двигатели и навигационные системы. На взорвавшемся в Тель-Авиве БПЛА был установлен двигатель Mado 275 — нелицензионная копия двигателя немецкой компании Limbach, считает Хинц.

За последние пять лет ВМС США и Великобритании перехватили немало критически важных компонентов для ракет и БПЛА, которые контрабандой ввозились в Йемен на деревянных судах, традиционно используемых  для рыболовства и торговли. Детали для сборки ракет и БПЛА поступали к хуситам в том числе через порт Ходейда, по которому в 20 июля нанесли удар ВВС Израиля.

Как сообщали ВВС Израиля не перехватили прилетевший со стороны моря дрон «из-за человеческой ошибки». Сигнал тревоги не был активирован.

Расследование происшествия

ВВС Израиля проводят внутреннюю проверку того, почему система ПВО вовремя не обнаружила и не сбила дрон хуситов, ударивший по зданию в Тель-Авиве утром 19 июля. Первые выводы из этого расследования опубликовали  21 июля издания Walla и The Times of Israel.

Дрон иранского производства был запущен хуситами с территории Йемена, выяснили военные. Версия о запуске БПЛА с моря не подтвердилась.

Дрон преодолел 2600 километров за примерно 16 часов. Он двигался со скоростью 148-185 километров в час.

Модифицированный БПЛА Samad-3 иранского производства использовал непрямую траекторию полета, что, возможно, способствовало тому, что ПВО не опознали его как угрозу, а потому не перехватили.

По данным расследования, беспилотник,  вероятно, следовал кружным маршрутом. Он направился из Йемена на Запад, пролетел над Красным морем, достиг Эритреи, затем повернул на север, пролетел над Суданом и Египтом — и достиг Средиземного моря. Затем дрон приблизился к Тель-Авиву с запада (стоит отметить, что с запада над Средиземным морем заходят на посадку в Тель-Авиве большинство пассажирских самолетов).

Только в этот момент, приближаясь к израильскому побережью, дрон появился на израильских радарах как неопознанная цель. Он отслеживался в течение 6 минут подряд, двигаясь к Тель-Авиву, а затем несколько раз то появлялся, то исчезал с радаров, пишет The Times of Israel.

Если бы цель была классифицирована как предполагаемый беспилотник при ее первом обнаружении, то у ВВС было бы достаточно времени, чтобы сбить его с помощью истребителей или систем ПВО. Но дрон не был распознан как угроза – из-за человеческой ошибки операторов управления воздушным движением.

Выяснилось, что сотрудники-операторы, анализирующие данные с радаров ВВС Израиля, в этот самый момент отслеживали другой дрон, запущенной другой проиранской группировкой – из Ирака. Как раз этот БПЛА сбили истребители израильских ВВС. Но возможно, он отвлек внимание операторов.

Кроме того, внимание ВВС в принципе было сосредоточено на целях, приближающихся к Израилю с севера, востока и юга — и в меньшей степени с запада.

И наконец, свою роль сыграло то, что дрон появлялся и исчезал с радаров. С начала войны Израиля против ХАМАСа 7 октября 2023 г. израильские силы ПВО столкнулись с проблемой ложных опознаваний целей. Когда чувствительность радаров выставлена на максимум, системы могут «принять» за дрон, к примеру стаю птиц. В ВВС пояснили, что операторы управления воздушным движением довольно часто видят, как цели попадают на экран радара и исчезают из него. В некоторых случаях это птицы или помехи, вызванные облаками.

После атаки ВВС Израиля удвоили количество операторов, анализирующих данные с радаров – чтобы все потенциально враждебные цели не были пропущены и были распознаны правильно. Так же было усилено воздушное патрулирование силами ВВС, особенно пространства над Средиземным морем.

Подготовка ответа

В течении  суток после атаки состоялось несколько важных обсуждений по подготовке к авианалета ВВС Израиля на Ходейду, сообщил корреспондент 12-го телеканала Нир Двори. Армейское руководство предоставило планы удара премьер-министру, он дал им «зеленый свет». Биньямин Нетаньяху и министр обороны Йоав Галант обсудили вопросы координации атаки с США – а также подготовку к возможному ответу хуситов по территории Израиля.

56.55MB | MySQL:119 | 1,030sec