Алжирское руководство расширяет враждебные действия против Марокко, мотивируя это углублением мароккано-израильского военно-политического союза. Речь идет не только о подрывной работе АНДР против Рабата в Западной Сахаре, но и попытке устроить королевству дипломатическую изоляцию в Африке и организовать его внутреннюю дестабилизацию.
Алжир усиливает антимарокканские действия под предлогом все большего сближения Рабата «с сионистским образованием», уже носящим, по оценке руководства АНДР, стратегический характер.
Поводом к расширению алжирской подрывной деятельности против королевства служит по данным источников АНДР, дальнейшее углубление военно-технического сотрудничества Марокко и Израиля.
Алжирская сторона в данном случае пользуется данными испанской газеты El Independente, заявившей 21 июля, что Рабат подписал с Израилем соглашение о покупке «двух мощных спутников-шпионов Ofek 13, что позволит ему следить за своими соседями».
Для руководства АНДР это крайне неприятный факт и серьезный вызов, поскольку получение такого сверхсовременного оборудования сократит время для получения важной разведывательной информации о ведении Алжиром подрывной деятельности против королевства. И в частности, по доставке всего необходимого западносахарским боевикам для продолжения их нападений на марокканские силы.
Так называемые «бойцы сахрави», в ноябре 2020 года возобновившие после 30-летнего затишья конфликт в Западной Сахаре, фактически являются алжирскими прокси-силами и снабжаются всем необходимым из АНДР. Причем базы их подготовки, замаскированные под лагеря беженцев, находятся в алжирской провинции Адрар.
Соответственно, Марокко, пользуясь этими данными, сможет оперативнее купировать возникающие угрозы при помощи закупленных у Израиля ударных БПЛА и БПЛА-камикадзе. В частности, атаковать ими транспорты снабжения со всем необходимым, следующими из Алжира.
В этих условиях руководство АНДР намеревается использовать факт приобретения Рабатом израильских спутников-шпионов для попыток подрыва его позиций в африканских странах и внутренней стабильности королевства.
Так, произошедшее будет использовано для дальнейшей радикализации марокканской «улицы». Алжирские спецслужбы по своим налаженным каналам будут усиливать работу с исламской оппозицией на территории королевства.
Дело в том, что алжтрцы имеют наработанные десятилетиями контакты с марокканскими исламистами, особенно с местными «Братьями-мусульманами». Как известно, большая часть их алжирских коллег в 1992 г. при развале Фронта исламского спасения (FIS) отказалась вести вооруженную борьбу против военных, а многие даже вошли в парламент в качестве отдельных политических «оппозиционных» партий.
В том числе через их связи алжирские спецслужбы завязали доверительные контакты и с марокканскими «Братьями-мусульманами». И некоторые отставные алжирские военные не исключают, что произошедшие в Марокко исламистские теракты (в том числе в 2003 и 2011 гг.) могут иметь связь с соседним с ним государством. Во всяком случае, их направляли в том числе против израильтян и еврейского культурного центра.
Что же касается растущего алжирского недовольства из-за дальнейшего укрепления мароккано-израильского союза, то момент для ведения подрывных действий против Рабата выбран удачный. В королевстве усиливаются протесты за такую его дружбу с Израилем на фоне проводимой спецоперации в Газе и нанесения израильских ударов по Йемену.
Однако, как считают авторы упомянутой выше испанской газеты El Independente, «марокканские власти продолжат свое стратегическое сближение с сионистским образованием вопреки всему, укрепляя свой военный союз с Израилем, несмотря на широкомасштабные протесты и призывы отменить с ним нормализацию отношений».
Алжир же намеревается воспользоваться этим и содействовать новому обострению в Марокко. По оценке его руководства, «в течение последних девяти месяцев на фоне усиления народных протестов марокканский режим всеми силами пытался сохранить свои привилегированные отношения с сионистским образованием. Полицейскому аппарату удалось подавить внутренние протесты с требованиями к королю Мухаммеду VI разорвать связи с Израилем в разгар военной операции в Газе и осуществления им «геноцидной агрессии». Однако потенциал для их возобновления имеется серьезный».
Напомним, что наблюдаемое сегодня укрепление израильско-марокканских связей является продолжением соглашения о военном сотрудничестве, подписанном в ноябре 2021 года после нормализации двусторонних отношений. Оно предполагает развитие сотрудничества в области разведки и вооружений.
Одним из его проявлений служит, по алжирским данным, активное использование Марокко «сионистских инструментов кибермониторинга, таких как Pegasus, созданных израильской компанией NSO Group и используемых для осуществления дистанционной слежки за иностранными лидерами».
Ранее алжирское руководство уже пыталось поднимать международные скандалы относительно якобы имевшего место применения против него марокканцами и израильтянами Pegasus.
Впрочем, подобное произошло уже после того, как лидеры АНДР развязали против Рабата прокси-войну в Западной Сахаре, а в 2021 году сами разорвали дипломатические отношения под предлогом ведения Марокко подрывных действий против Алжира в том числе в его берберских районах.
С этого момента между двумя странами развивается вялотекущая тайная и довольно активная дипломатическая война. И Алжир пользуется любой возможностью для ее расширения.
В частности, не остался незамеченным июньский визит «сионистского военного судна» в марокканский порт Танжер для пополнения запасов топлива и продовольствия.
По алжирским данным, данное судно везло 27 тонн взрывчатки из Индии, предназначенной для продолжения «агрессии в Газе». И спецслужбы АНДР на этом основании вновь попытались реанимировать несколько приглушенное оппозиционное движение в Марокко.
И действительно, на улицы Танжера вышли, по алжирским данным, «тысячи протестующих демонстрантов с палестинскими флагами в руках, скандировавшими «Газа не одинока».
Схожие настроения Алжир пытается разжигать против Марокко и внутри африканских организаций. В частности, на 45-й сессии Исполнительного совета Африканского Союза 20 – 21 июля в Гане представители АНДР активно пытались протащить пропалестинские лозунги и призывы, чтобы «стигматизировать» те страны Черного континента (в первую очередь Марокко), которые относятся к Израилю дружелюбно.
Однако подобные усилия будут приводить только к дальнейшему укреплению мароккано-израильского союза. Более того – Алжир рискует обратить на себя в обозримом будущем более серьезное внимание израильских силовых структур с целью купирования исходящих из него вызовов. И произойти это может после завершения военных операций по периметру границ Еврейского государства.