Все арабские государства Персидского залива были ключевыми партнерами США в области безопасности с тех пор, как официальные лица США мобилизовали региональных и глобальных союзников для начала военной кампании по отражению вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году и оккупации им Кувейта. За прошедшие годы, и особенно после свержения под руководством США режима Саддама Хусейна в Ираке в 2003 году, Иран превратился в первостепенную угрозу интересам США и стран Персидского залива. Лидеры одного из самых маленьких и небогатых государств Персидского залива, Королевства Бахрейн, ощущают величайшую угрозу со стороны Исламской Республики Иран больше, чем любое другое государство Персидского залива или арабское государство. В 1981 и 1996 годах правительство обвинило иранских лидеров в организации неудавшихся переворотов против лидеров Бахрейна, а официальные лица Бахрейна обвинили Иран в подстрекательстве большинства мусульман-шиитов королевства к восстанию против руководства страны во время событий «арабской весны» 2011 года. Официальные лица США и всего мира широко критиковали подавление правительством шиитских протестующих, а также позже объявили террористами и ввели санкции в отношении поддерживаемых Ираном подпольных групп, в частности, «Бригад Аль-«Аштара, которые, по их признанию, совершали жестокие нападения на полицию и силы безопасности Бахрейна. .
Как полагают американские эксперты в области безопасности, в большей степени, чем любое другое государство Персидского залива или арабских государств, правительство короля Хамада бен Исы Аль Халифы поставило себя под зонт безопасности под руководством США, установив лишь несколько условий партнерства, если таковые вообще были. Король и его сын, наследный принц Салман бен Хамад Аль Халифа, открыто не выражали никаких сомнений в прочности и степени приверженности США обеспечению безопасности в регионе, которые выражали их союзники, фактический лидер Саудовской Аравии, наследный принц Мухаммед бен Сальман (MБС) и президент Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Мухаммед бен Заид Аль Нахайян (MБЗ). Несмотря на то, что многие действия США вызвали недовольство населения страны – шиитов, а также суннитского меньшинства, доминирующего в правительстве, – руководство Бахрейна не выдвигало никаких условий в отношении активов регионального военно-морского командования США, штаб-квартира которого находится в Бахрейне с 1946 года. Как штаб-квартира военно-морского компонента Центрального командования США (CENTCOM), именуемого NAVCENT, Бахрейн имеет решающее значение для усилий США по сдерживанию Ирана и его партнеров по «Оси сопротивления», включая движение хуситов в Йемене. Активы NAVCENT взяли на себя инициативу в многосторонних усилиях по сдерживанию и ослаблению попыток хуситов атаковать судоходство в Красном море путем перехвата поставок оружия и технологий хуситам от их главных покровителей в Тегеране. Бахрейн был единственным арабским государством, открыто присоединившимся к миссии по обеспечению безопасности на море — операции «Страж процветания», созданной в декабре 2023 года для защиты коммерческого судоходства в Красном море от атак хуситов с применением ракет и вооруженных беспилотников. В операции принимают участие 20 стран, из которых 12 были названы публично, включая Бахрейн. Некоторые сообщения указывают на то, что Саудовская Аравия и ОАЭ также могут внести свой вклад в миссию, но стремятся сохранить свое участие в тайне, чтобы не спровоцировать возобновление нападений хуситов на их энергетическую и гражданскую инфраструктуру. Они также стремятся избежать риска дальнейшей нестабильности в Красном море, где существуют многие проекты Саудовской Аравии «Видение 2030». Кроме того, лидеры Саудовской Аравии и ОАЭ рассчитывают, что открытая поддержка военных усилий США против хуситов приведет к возобновлению напряженности в отношениях с Ираном. За последние четыре года обе страны стремились улучшить отношения с Тегераном. Саудовская Аравия и Иран подписали официальное соглашение о восстановлении отношений в марте 2023 года.
Не желая бросать вызов своим союзникам по Персидскому заливу, сопротивляясь снижению напряженности в отношениях с Тегераном, в конце июня лидеры Бахрейна согласились начать переговоры по восстановлению политических отношений между двумя странами, которые были разорваны в 2016 году в знак солидарности с дипломатическим скандалом Саудовской Аравии с Ираном. Инициатива по сближению была объявлена после встречи министра иностранных дел Бахрейна Абдуллатифа бен Рашида аль-Заяни и исполняющего обязанности министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани во время визита аль-Заяни в Иран. Аль-Заяни был в Иране для участия в саммите Диалога о сотрудничестве в Азии. Встреча состоялась после того, как Бахрейн в начале июня направил через Россию запрос о восстановлении дипломатических отношений с Ираном. В мае король Бахрейна Хамад заявил, что страна надеется на улучшение отношений с Ираном. Еще до нападения ХАМАСА на Израиль 7 октября, которое положило начало войне в Газе, и нападений хуситов в Красном море официальные лица США признали центральную роль Бахрейна в архитектуре безопасности США в Персидском заливе, подписав в сентябре 2023 года двустороннее “»Соглашение о всеобъемлющей безопасности, интеграции и процветании» (C-SIPA). Соглашение выходит за рамки существующих пактов США о безопасности с Бахрейном и другими государствами Персидского залива, поскольку обязывает Соединенные Штаты защищать Бахрейн в случае нападения. Согласно тексту соглашения: «Любая внешняя агрессия или угроза внешней агрессии против суверенитета, независимости и территориальной целостности любой из Сторон [Соединенных Штатов и Бахрейна] должна вызывать серьезную озабоченность других Сторон. В случае внешней агрессии или угрозы внешней агрессии против одной из Сторон Стороны должны, в соответствии со своими конституциями и законами, немедленно встретиться на самом высоком уровне для определения дополнительных потребностей в обороне и разработки и осуществления соответствующих ответных мер обороны и сдерживания по решению Сторон, в том числе в экономической, военной и / или политической сферах».
C-SIPA выходит далеко за рамки расплывчатых и ни к чему не обязывающих обязательств США перед Бахрейном в области безопасности, закрепленных в двустороннем Соглашении о сотрудничестве в области обороны (DCA) 1991 года, подписанном через несколько месяцев после освобождения Кувейта под руководством США. В отличие от DCA, новый пакт содержит положения о расширении экономического сотрудничества. В пункте C-SIPA говорится, что две страны будут: «Определять стратегические инвестиционные возможности, которые приносят пользу не только одной из Сторон, разрабатывать проекты, которые укрепляют двустороннее и многостороннее экономическое и торговое сотрудничество, например, в области устойчивости цепочек поставок и инфраструктуры, и поддерживать экономическое развитие во всем мире». Решение США пообещать защиту Бахрейну также отражает его стремление совместно с другими арабскими государствами, включая соседнее государство Персидского залива и близкого союзника ОАЭ, присоединиться к инициативе «Соглашений Авраама» и открыть официальные дипломатические отношения с Израилем в 2020 году. Официальные лица США ценят, что лидеры Бахрейна продолжают выполнять свои обязательства по Соглашениям, даже несмотря на то, что подавляющее большинство населения Бахрейна осудило действия Израиля в Газе. С 7 октября в Манаме прошли несколько крупных антиизраильских демонстраций, призывающих короля разорвать отношения с Израилем. В то же время правозащитная организация «Хьюман райтс вотч» и другие правозащитные организации осудили использование правительством репрессивной тактики для подавления протестующих «солидарности с Палестиной». Официальные лица США, похоже, ожидают, что Бахрейн ответит взаимностью на решительную поддержку страны со стороны США, направив часть сил безопасности во временные многосторонние миротворческие силы в Газе, которые могут быть развернуты после ухода Израиля. В конце июля ОАЭ стали первым арабским государством, заявившим о готовности направить войска для участия в миротворческой операции в Газе. Примечательно, что именно Бахрейн стал местом встречи высшего генералитета Израиля арабскими военачальниками и главнокомандующим США на Ближнем Востоке в прошлом месяце. Встреча израильского генерала Герци Халеви с арабскими военачальниками из Саудовской Аравии, Иордании, Бахрейна, ОАЭ, Саудовской Аравии и Египта проходила в то время, когда США пытаюлись составить план послевоенного управления Газой. Выбор Бахрейна для проведения встречи высокого уровня между израильскими и арабскими военными под эгидой Centcom также примечателен. Поскольку официальные лица США считают, что Бахрейн готов направить миротворцев в Газу, и призвали к более активному участию в послевоенном планировании. Встреча напоминает ту, которую США организовали в 2022 году между арабскими и израильскими военными лидерами, направленную на укрепление сотрудничества в области противовоздушной обороны в рамках шага, который некоторые назвали «Ближневосточным НАТО». Некоторые сторонники этой идеи заявили, что активость США принесла плоды, когда США и Израиль смогли сбить почти все ракеты и беспилотники, которые Иран выпустил по Израилю во время своей беспрецедентной апрельской атаки.
Тем не менее, как и некоторые из их союзников в Персидском заливе, официальные лица Бахрейна рискуют подвергнуться критике со стороны лидеров США из-за расширения отношений с Китаем. Лидеры США не возражали против усилий государств Персидского залива по расширению отношений с Пекином, но они обусловили некоторые продажи передовых американских технологий, особенно военной техники, твердыми обязательствами не допустить получения Китаем доступа к ним. В этой связи есть опасения, что во время визита короля Хамада в Пекин в мае для участия в Форуме сотрудничества Китая и арабских государств он подписал соглашение о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с Китаем. В ходе визита бахрейнский фонд национального благосостояния «Мумталакат» и Китайская инвестиционная корпорация подписали меморандум о взаимопонимании для изучения возможностей взаимного инвестирования. В 2018 году Бахрейн подписал меморандум о взаимопонимании для участия в пекинской инициативе «Один пояс, один путь». С другой стороны, никакие конкретные сделки между Бахрейном и Китаем не вызывали публичных возражений США. В данном случае следует исходить из того, что, несмотря на сомнения в приверженности Вашингтона их безопасности, страны Персидского залива признают, что ничто не заменит военное присутствие США для блокирования иранской агрессии. Страны Персидского залива пытаются диверсифицировать свою экономическую и военную поддержку, чтобы избежать абсолютной зависимости от Вашингтона или Пекина. Выбор сторон чреват для стран Персидского залива потерей партнерства в области безопасности с Соединенными Штатами или технологического партнерства с Китаем. Военное присутствие США в Персидском заливе предполагает определенную степень военной взаимозависимости между Соединенными Штатами и странами Персидского залива. Китай не обладает такой же способностью демонстрировать глобальную военную мощь, поскольку ему не хватает глобального охвата, иностранных оборонных договоров и зарубежных военных баз. У Китая также нет денег, чтобы заменить Вашингтон в качестве гаранта безопасности в Персидском заливе, несмотря на то, что Соединенные Штаты проявляют себя как все более ненадежный партнер. Это усугубляет невозможную ситуацию, с которой сталкиваются страны Персидского залива, поскольку они балансируют между своим жизненно важным партнерством в области безопасности с Соединенными Штатами и растущими цифровыми связями с Китаем. Но степень, в которой страны Персидского залива могут участвовать в экономическом или технологическом сотрудничестве с Китаем, зависит от давления США. Призывы Вашингтона замедлить распространение китайских технологий усложняют коммерческую среду для китайских фирм. Китай может в ответ использовать дипломатическое и экономическое давление для продвижения себя за счет Соединенных Штатов, что затруднит странам Персидского залива поддержание параллельных партнерских отношений. В эпоху геостратегического соперничества Вашингтон ожидает, что его союзники по Персидскому заливу сделают суровый и жестокий выбор. Страны Персидского залива должны управлять своими цифровыми связями с Китаем, понимая, что опасения Вашингтона накладывают ограничения на их новые технологические партнерства.
Основные выводы
США взяли на себя обязательное обязательство защищать Королевство Бахрейн, ключевое арабское государство в Персидском заливе, в ответ на его непоколебимую поддержку региональной политики и интересов США.
Бахрейн — единственное арабское государство, публично принявшее участие в возглавляемой США операции по обеспечению безопасности на Красном море, созданной для предотвращения нападений на судоходство в Красном море со стороны движения хуситов в Йемене.
Бахрейн входит в число умеренных арабских государств, которые, как надеются мировые дипломаты, предоставят силы для многосторонней временной миротворческой миссии в Газе, когда конфликт там утихнет.
Подавление инакомыслия правительством Бахрейна и его контакты с Китаем по-прежнему вызывают озабоченность официальных лиц США и союзников.