Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (30 августа – 5 сентября 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Ираке и на палестино-израильском направлении. 31 августа завершилась боевая миссия вооруженных сил США в Ираке. В Вашингтоне 2 сентября во-зобновились прямые палестино-израильские переговоры.

31 августа в Багдаде прошла официальная церемония завершения бое-вой миссии ВС США в Ираке (операции «Иракская свобода»), а 1 сентября американские войска (49,7 тыс. человек) начали в этой стране, объявленную не боевой, операцию «Новый рассвет». Одновременно произошла смена ко-мандующих иракской группировки ВС США. Генерала Р. Одьерно на этом посту сменил генерал Л. Остин.

Прекращение войсками США боевых операций в Ираке произошло в период, когда страна переживает затянувшийся глубокий внутриполитический кризис, связанный с формированием нового правительства, и продолжает балансировать на грани раскола по этническому и конфессиональному признакам. Ежедневно в различных регионах Ирака боевики экстремистских группировок продолжают совершать теракты и вооруженные нападения. Си-туация осложняется наличием в стране, преимущественно на севере большого числа районов со смешанным населением, что порождает постоянные столкновения на почве межнациональных и межэтнических противоречий и стремления установить контроль над спорными территориями. Все это уси-ливает нестабильность и напряженность в Ираке, а в перспективе может при-вести к масштабному и кровопролитному вооруженному противостоянию. Не выдерживают критики и утверждения многих американских и иракских руководителей о готовности армии, полиции и органов безопасности Ирака самостоятельно обеспечить безопасность на всей территории страны. К тому же очень многие в Ираке опасаются того, что образующийся после ухода американских войск «вакуум силы» постараются заполнить региональные игроки: с одной стороны – шиитский Иран, с другой – соседние суннитские арабские государства, а также Турция.

Таким образом, завершение военной кампании и вывод из Ирака боевых частей ВС США ни в коей мере не стал следствием успешного окончания американской «освободительной» миссии в этой стране, а явился конста-тацией вашингтонскими политиками факта невозможности решения кон-фликта в Ираке военным путем, признанием ими того, что длительное и масштабное американское военное присутствие так и не привело к стабили-зации положения в Ираке и урегулированию многочисленных и сложных иракских конфликтов. В своем обращении к американскому народу 31 авгу-ста президент США Б. Обама признал: «Остается еще много работы, которую нам предстоит сделать, чтобы быть уверенными в том, что Ирак является нашим эффективным партнером».

2 сентября в Вашингтоне состоялась официальная церемония возоб-новления прямых палестино-израильских переговоров. Израиль на ней представлял премьер-министр страны Б. Нетаньяху, а палестинцев – глава Палестинской национальной администрации М. Аббас. На церемонии при-сутствовали президенты США и Египта Б. Обама и Х. Мубарак, король Иор-дании Абдалла II.

Факт возобновления прямого диалога между Израилем и палестинцами в целом оценивается положительно. В то же время переговоры начинаются в обстановке глубокого взаимного недоверия между сторонами и наличия принципиальных различий между ними по основным проблемам мирного урегулирования. Причем каждая из сторон не желает, да и не может (главным образом по внутриполитическим соображениям) пойти на серьезные уступки, что обусловливает скептическое отношение к перспективам диалога.

Многие эксперты справедливо полагают, что ни израильтяне, ни пале-стинцы «не стремились к переговорам», т. к. «предпочитают статус-кво рис-кам, которые сулит будущее», и в нынешней ситуации «для всех было бы лучше ничего не делать». Но стороны все же пошли на возобновление диало-га, потому что этого «хотело правительство Соединенных Штатов».

В Вашингтоне Б. Нетаньяху и М. Аббас договорились провести новую личную встречу 14-15 сентября и в дальнейшем встречаться каждые две не-дели. МИД Египта 5 сентября объявил, что переговоры Б. Нетаньяху и М. Аббаса состоятся 14 сентября в Шарм-эш-Шейхе. Главный палестинский пе-реговорщик С. Арикат сообщил, что М. Аббас и Б. Нетаньяху согласились возобновить диалог с той точки, на которой они прервались в 2008 г., когда главой правительства Израиля был Э. Ольмерт, и достичь рамочного мирного соглашения в течение 12 месяцев (на этом настаивают США). По словам С. Ариката, на переговорах два лидера будут обсуждать такие ключевые про-блемы как статус Иерусалима, границы между Израилем и Палестиной, во-просы палестинских беженцев и палестинских заключенных в израильским тюрьмах, строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), взаимная безопасность, распределение водных ресурсов.

Резко негативно отнеслись к возобновлению переговоров с Израилем палестинское движение ХАМАС и другие экстремистские палестинские группировки. Их боевики совершили нападения на граждан Израиля (погибли четыре человека) и обстреляли ракетами из сектора Газа израильскую территорию. В ответ ВВС ЦАХАЛа нанесли серию ударов по объектам про-тивника в палестинском анклаве. Имеются убитые и раненые.

Первым серьезным испытанием для переговорного процесса станет во-прос о продлении Израилем моратория на строительство в еврейских поселе-ниях на ЗБРИ, срок действия которого истекает 26 сентября. Б. Нетаньяху неоднократно и твердо заявлял, что не пойдет на этот шаг. М. Аббас в столь же категоричной форме постоянно утверждает о намерении прервать диалог, если строительство в поселениях будет возобновлено.

Сложная, нестабильная обстановка сохраняется в Афганистане. В раз-личных районах страны не прекращаются теракты и вооруженные нападения, совершаемые боевиками движения «Талибан» и других вооруженных оппо-зиционных группировок. Руководство талибов заявило о намерении сорвать намеченные на 18 сентября парламентские выборы. Президент Афганистана Х. Карзай признал, что борьба с талибами не принесла ничего, кроме жертв среди мирного населения, а поэтому необходим другой подход к решению проблемы. 4 сентября Х. Карзай объявил о завершении формирования Высо-кого совета по вопросам мира в составе 50 человек, в т. ч. бывших полевых командиров и ряда вождей племен. Главной задачей Совета станет «наведение мостов» с движением «Талибан» в рамках объявленных ранее главой го-сударства планов интеграции боевиков в гражданское общество.

О «существенном» повышении активности талибов в последнее время заявил командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Петрэус. Генерал признал, что прогресс в Афганистане «дается медленно» и в тяжелой борьбе. И все же, как считает Д. Петрэус, сейчас начало склады-ваться «правильное понимание» проблем, необходимое для достижения дальнейших успехов в противостоянии с талибами.

Президент США Б. Обама заявил 31 августа, что благодаря выводу войск из Ирака стало возможным перебросить необходимые ресурсы в Афга-нистан для борьбы с «Аль-Каидой». Б. Обама обещал «нанести поражение «Аль-Каиде» и не допустить того, чтобы Афганистан «снова превратился в базу террористов».

Посетивший Афганистан на прошедшей неделе глава Пентагона Р. Гейтс провел переговоры с президентом Х. Карзаем, обсудив вопросы кор-рупции в афганском правительстве, потери среди гражданского населения и передачу ответственности за безопасность в стране от сил западных союзни-ков местным властям. По оценке Р. Гейтса, новая стратегия США в Афгани-стане, объявленная президентом Б. Обамой в декабре 2009 г., «будет рабо-тать» Завершается переброска в Афганистан дополнительных сил ВС США и НАТО. Это 30 тыс. американских и 7 тыс. натовских военнослужащих. Вме-сте с тем, Р. Гейтс подчеркнул, что успех в афганской кампании будет дости-гаться не без потерь, которые особенно возрастут, когда силы союзников и афганская армия вступят в районы, которые находились под контролем тали-бов в течение многих лет.

Несмотря на сложную ситуацию в Афганистане руководство США и НАТО пока не отказывается от реализации планов по постепенной передаче афганским властям полномочий в деле обеспечения безопасности в стране, что предполагается завершить к концу 2014 г. Не отменяются и планы начать вывод ВС США из Афганистана летом 2011 г., хотя в Вашингтоне заявляют, что масштабы и темпы этого процесса будут напрямую зависеть от текущей ситуации в стране, в первую очередь, от состояния афганской армии и поли-ции, их способности контролировать ситуацию на собственной территории.

Всплеск насилия на религиозной почве произошел на минувшей неделе в Пакистане. В городах Лахор и Кветта были совершены теракты, направ-ленные против мусульман-шиитов. Погибли около 100 и получили ранения свыше 300 человек. В этой связи местные силы безопасности приведены в состояние повышенной готовности. Подчеркнем, что усилившаяся в стране в последнее время террористическая активность серьезно затрудняет оказание помощи населению, пострадавшему от катастрофических наводнений.

США 1 сентября официально внесли пакистанское ответвление движе-ния «Талибан» в списки иностранных террористических организаций.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил 1 сентября, что «внесение ясности во все остающиеся вопросы иранской ядерной программы не только необходимо, но и отвечало бы, прежде всего, интересам самого Ирана». По мнению С. Лаврова, необходимо стимулировать переговорный процесс по ядерной программе ИРИ, т. к. санкции, как правило, не приводят к желаемым результатам. Тем временем Япония 3 сентября объявила о при-остановке финансирования новых месторождений нефти и газа в Иране, а также о замораживании активов 88 организаций и 24 физических лиц ИРИ в ответ на нежелание Тегерана приостановить свою ядерную программу.

Египет отложил намеченный на 6 сентября визит в Каир министра иностранных дел Ирана М. Моттаки. Сообщается, что это было сделано из-за критики иранским министром арабских лидеров, поддержавших возобновле-ние прямых палестино-израильских переговоров.

Глава МИД Кувейта шейх Дж. Мубарак ас-Сабах 1 сентября подтвер-дил, что его страна не позволит использовать свою территорию для нападе-ния на другие государства (подразумевается Иран).

Председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен, находившийся с визитом в Анкаре, заявил, что у Соединенных Шта-тов имеется программа по продаже оружия Турции, реализация которой буде продолжена. Адмирал также сообщил, что США намерены использовать турецкую территорию для вывода американских войск из Ирака.

В столице Сомали Могадишо продолжаются ожесточенные бои прави-тельственных войск и поддерживающих их миротворцев Африканского союза с боевиками радикального исламистского движения «Аш-Шабаб». По ин-формации ООН, в последние дни Могадишо покинули свыше 22 тыс. мирных жителей. Правительство Сомали заявляет, что оно не в состоянии само-стоятельно противостоять «зловещему альянсу «Аль-Каиды» и «Аш-Шабаб»» и просит срочной международной помощи.

В Вашингтоне опасаются растущей угрозы Йемену со стороны боеви-ков «Аль-Каиды». В этой связи Пентагон предложил дополнительно выде-лить Йемену в течение пяти лет сумму в 1,2 млрд долларов для улучшения технической оснащенности и уровня подготовки местной армии. Деньги предлагается потратить на закупку вооружения, различных технических средств и обучение военнослужащих. В 2010 г. США уже выделили Йемену финансовую помощь на военные нужды в размере в 210 млн долларов.

Правительство Израиля 5 сентября одобрило назначение генерала Й. Галанта на должность начальника генерального штаба израильских воору-женных сил. На этом посту он заменит в феврале 2011 г. генерала Г. Ашкена-зи. Как известно, в декабре 2008 г. – январе 2009 г. генерал Й. Галант руко-водил израильской военной операцией в секторе Газа.

Приложение

 

 

О саудовско-американском военном сотрудничестве

 

 

Между Королевством Саудовская Аравия (КСА) и Соединенными Штатами на протяжении длительного времени существуют отношения стра-тегического партнерства. При этом как в Эр-Рияде, так и в Вашингтоне счи-тают, что, несмотря на имеющиеся между сторонами политические разногла-сия по некоторым региональным проблемам, сохранение и развитие страте-гического партнерства отвечает долгосрочным политическим, экономическим и военным интересам двух государств.

Военная составляющая является одним из главных стрежней саудовско-американских отношений. С начала 1960-х гг. США становятся главным партнером КСА в военной и военно-технической сферах. Американцы по-ставляют саудовцам крупные партии вооружений и военной техники (В и ВТ), в первую очередь, для ВВС, ПВО, сухопутных войск и Национальной гвардии. На сегодняшний день до 85 проц вооружения ВС КСА – американ-ского производства. В королевстве находятся свыше 500 американских воен-ных советников и специалистов, а также работает большая группа граждан-ских технических специалистов. Соединенные Штаты оказывают большую помощь в подготовке национальных военных кадров. Так, организация учеб-ного процесса в саудовской армии проходит под руководством военных со-ветников и инструкторов из США и ряда других стран, т. к. собственных квалифицированных специалистов не хватает. Значительное содействие ока-зывается и в создании объектов военной инфраструктуры. С американской помощью в стране построено или модернизировано свыше 100 крупных во-енных объектов, включая военно-воздушные и военно-морские базы, военные городки. Американцы содействуют развитию в КСА собственного военного производства. Без преувеличения огромна роль американских специалистов в техническом обслуживании и ремонте поставляемых в страну В и ВТ, особенно это относится к ВВС, ПВО и РЭБ. Осуществляются мероприятия по унификации систем управления, связи и разведки армий двух государств. Систематически проводятся совместные учения ВС КСА и США и стороны договорились об увеличении их числа. В частности в ходе совместных воен-но-морских учений в Аравийском море в марте 2010 г. американцы произве-ли учебный пуск баллистической ракеты с атомной подводной лодки. Регу-лярно проходят встречи саудовских и американских военных руководителей.

Слабое развитие в КСА национальной военной мысли и военной науки ведет к заимствованию у США многих идей, взглядов и практических рецеп-тов в вопросах строительства национальных вооруженных сил и разработке основ их действий в возможных военных конфликтах. Так, большое внимание военное руководство королевства уделяет внедрению американской кон-цепции «объединенности» («jointness») в сферу планирования и проведения операций с участием всех видов вооруженных сил. Официально эта концеп-ция была принята в ВС КСА еще в 2001 г. Причем в Пентагоне считают, что в перспективе просматривается постепенная адаптация саудовских воору-женных сил к этой американской концепции.

В последнее время отмечается стремление США расширить сотрудни-чество с КСА в военной области. В первую очередь, это проявляется в наме-рении значительно увеличить поставки Саудовской Аравии различных видов В и ВТ. Отметим, что КСА в настоящее время уверенно занимает первое ме-сто в военном экспорте США в арабские страны. О динамике американских военных поставок в королевство говорят следующие цифры: в период с 2001 г. по 2004 г. саудовцы закупили в США продукцию военного назначения на сумму 4,7 млрд долларов, а в 2005-2008 гг. эта цифра выросла до 11,2 млрд долларов.

К числу наиболее значимых американских военных контрактов с КСА в первое десятилетие ХХI в. (как подписанных, так и реализованных) следует отнести соглашения о поставках крупных партий современных ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM (500 шт.) и AIM-9X Блок 9 «Сайдвин-дер», 2742 противотанковых ракет ТОУ-2 для Национальной гвардии, 724 легких бронированных машин LAV-II, систем предупреждения о ракетном нападении, авиационных тренажеров, модернизации самолетов ДРЛО и управления Е-3А АВАКС, ЗРК «Усовершенствованный Хок» и танков М1А2 «Абрамс» (315 саудовских танков будут модернизированы на территории ко-ролевства, кроме того, США дополнительно поставят саудовцам 58 модерни-зированных машин и необходимые запчасти).

Еще в январе 2008 г. американская администрация объявила о намере-нии продать Саудовской Аравии 900 комплектов высокоточного наведения JLAM (Joint Direct Attack Munition) для управляемых авиационных бомб на сумму 123 млн долларов. Отметим, что уже на начальной стадии обсуждения этого вопроса большие группы конгрессменов трижды обращались к то-гдашнему президенту США Дж. Бушу с просьбой отказаться от предпола-гаемой сделки с КСА, т. к. получение Эр-Риядом подобного вооружения мо-жет, по их оценке, представлять угрозу для Израиля.

В августе 2010 г. в Вашингтоне сообщили о новых предполагаемых крупных оружейных контрактах с Саудовской Аравией. Их общая стоимость может превысить 60 млрд долларов. В первую очередь, речь идет о возмож-ной продаже КСА 84 новых тактических истребителей типа F-15SA (Saudi Advanced), отличающихся малой заметностью для радаров и оснащенных но-выми ракетами класса «воздух-земля» с дальностью пуска 170 или 370 км. Кроме того, истребители могут оснастить новыми РЛС APG-63(v)3 с актив-ной фазированной решеткой (АФАР), которые ведут сканирование автомати-чески и обеспечивают обнаружение целей на большем расстоянии. Эти само-леты должны заменить состоящие на вооружении саудовских ВВС устарев-шие истребители F-15С и F-15D, полученные от США в 1978-1992 гг. Кроме того, с американской помощью будут модернизированы 70 истребителей F-15S. Также речь идет о продаже саудовцам 72 многоцелевых (транспортных) вертолетов UH-60 «Блэк Хок» и модернизации 22 вертолетов этого типа, имеющихся в ВС КСА. Еще одна предстоящая сделка – это продажа Саудов-ской Аравии 60 ударных вертолетов АН-64D «Апач Лонгбоу» и модерниза-ция до уровня этой модели 12 саудовских АН-64А. Американцы намерены построить для ВМС КСА пять патрульных кораблей прибрежной зоны по проекту LCS (Littoral Combat Ship) с вертолетами на борту. Стоимость данной сделки оценивается в 5 млрд долларов. Предстоит модернизация имеющихся на вооружении саудовской ПВО ЗРК «Пэтриот» РАС-2 с тем, чтобы они могли выполнять задачи ПРО. Все перечисленные выше планы поставок и модернизации вооружений для Саудовской Аравии предполагается реали-зовать в течение примерно 10 лет.

В дополнение к перечисленному выше вооружению, у саудовской сто-роны имеются намерения приобрести в США до 70 военно-транспортных са-молетов С-130J-30, самолеты-заправщики, самолеты морской базовой пат-рульной авиации, РСЗО MRLS, новые противотанковые средства, приборы ночного видения.

Американская администрация обосновывает необходимость поставок КСА столь крупных партий современных вооружений, в первую очередь, стремлением «укрепить региональных союзников (США- авт.) перед лицом растущей угрозу со стороны Ирана» и сохранить позиции Соединенных Штатов как главного поставщика В и ВТ саудовскому королевству. Одно-временно отмечается необходимость противодействия конкуренции со сто-роны других государств на прибыльном саудовском военном рынке, Так, американцев беспокоит растущая активность здесь таких стран как Турция, Пакистан, Индия, Южная Корея, Китай. Но главную угрозу США видят в действиях Франции и России. Причем Вашингтон особенно волнует то, что Париж и Москва могут предложить Эр-Рияду такие современные военные технологии, на экспорт которых за рубеж у американских компаний имеются ограничения. В частности, Конгресс может заблокировать продажу саудовцам новых РЛС с АФАР и некоторых видов боеприпасов для истребителей.

Среди американской политической элиты имеется немало влиятельных противников продажи КСА новейших образцов вооружения, т. к. это, по их мнению, будет представлять угрозу безопасности Израиля. В ответ на эти претензии Белый дом и Пентагон отвечают: Саудовская Аравия так сильно зависит от США в вопросах подготовки личного состава, поставок запчастей к продаваемому оружию и оказания технической помощи, что ей «будет очень трудно использовать сложное американское оружие против Соединен-ных Штатов, Израиля и других союзников США». К тому же, как показывает опыт, поступление на вооружение ВС КСА новейшей боевой техники не приводит, как правило, к соответствующему повышению их боеспособности.

В целом нынешняя американская администрация считает, что новые крупные поставки вооружения и военной техники Саудовской Аравии будут способствовать укреплению отношений стратегического партнерства между двумя странами и усилят зависимость КСА от США в военной и военно-технической областях.

43.99MB | MySQL:92 | 1,147sec