Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 сентября 2010 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с иранской ядерной программой и конституционным референдумом в Турции. В очередном докладе МАГАТЭ выражена обеспокоенность возрос-шей активностью Ирана в деле обогащения урана. 12 сентября в Турции прошел референдум, в ходе которого большинство его участников проголо-совало за поправки в действующую конституцию страны.

По информации, содержащейся в новом докладе МАГАТЭ, с мая 2010 г. производство низкообогащенного урана в Иране возросло на 15 проц и достигло 2,8 тонн. В Международном агентстве полагают, что столь интен-сивное обогащение урана может приблизить Тегеран к получению начинки для ядерной боеголовки, т. к. с уже имеющимся количеством низкообога-щенного урана иранские специалисты могут приступить к его дообогащению до 90 процентов. Кроме того, МАГАТЭ выразило недовольство действиями иранских властей, которые регулярно «оспаривают выбор» инспекторов, на-правляемых в страну для контроля за ядерной деятельностью. В докладе осо-бо подчеркивается, что Тегеран ведет себя подобным образом, несмотря на дополнительные санкции, введенные Советом Безопасности ООН в отноше-нии ИРИ в июне с. г. Все это, по мнению руководителя МАГАТЭ Ю. Амано, не позволяет «подтвердить, что иранская ядерная программа носит мирный характер».

В ответ в Тегеране заявили, что оставляют за собой право проверки ин-спекторов МАГАТЭ, направляемых в ИРИ. Это заявление иранских властей осудили Россия и Китай, призвавшие Иран сотрудничать с международными инспекторами.

Руководитель Организации атомной энергии Ирана А. А. Салехи на минувшей неделе подтвердил, что его страна продолжает обогащение урана до 20 проц для исследовательского реактора в Тегеране. А. А. Салехи также опроверг заявления представителей иранской зарубежной оппозиции о том, что в ИРИ строятся новые секретные атомные объекты.

Тем временем режим санкций в отношении Ирана продолжает усили-ваться. 8 сентября Южная Корея объявила о введении индивидуальных санк-ций в отношении ряда иранских банков и большой группы частных лиц. При этом санкции не предусматривают запрета на импорт нефти из ИРИ, но огра-ничивают инвестиции в иранский нефтяной сектор. Управляющий Банком Ливана Р. Саляма заявил 8 сентября, что ливанское банковское сообщество «будет строго придерживаться предписаний резолюций ООН по Ирану», а всем банкам страны надлежит также выполнять антииранские санкции, вве-денные США и Евросоюзом». Финансовые власти ОАЭ заморозили счета че-тырех иранских банков, связанных с ядерной программой ИРИ. В то же время Китай подтвердил, что не поддерживает односторонние санкции в отношении Ирана и продолжает настаивать на переговорах в качестве способа решения иранской ядерной проблемы.

Президент России Д. Медведев 10 сентября заявил, что наша страна будет продолжать сотрудничать с Ираном в рамках международного право-вого поля. По мнению российского президента, факт действия в отношении Тегерана санкционного режима «не означает, что мы должны отказываться от сотрудничества». Иран же, в свою очередь, должен соблюдать свои меж-дународные обязательства.

Госсекретарь США Х. Клинтон 9 сентября подтвердила готовность Вашингтона к переговорам с Тегераном по вопросам иранской ядерной про-граммы даже в случае ужесточения санкций в отношении ИРИ.

Министр нефти Ирана М. Мирказеми сообщил 8 сентября, что его страна добилась самообеспечения в производстве бензина, ежедневно произ-водя 66,5 млн литров этого топлива (ранее – около 40 млн литров, а 20 млн приходилось на импорт). В то же время, по информации иностранных источ-ников, Иран все еще нуждается в значительном увеличении производства нефтепродуктов, а особую проблему для ИРИ представляют международные санкции, которые уже привели к сокращению поставок в страну бензина и керосина из Китая и Турции.

12 сентября в Турции прошел референдум, на который был вынесен пакет из 26 поправок в конституцию страны. По утверждению руководства правящей в Турции исламистски ориентированной Партии справедливости и развития (ПСР), главной целью предлагаемых изменений является дальней-шее укрепление демократии, прав человек и транспарентности в стране, за-щита частной жизни граждан. Особо подчеркивается, что одобрение выне-сенных на референдум конституционных поправок необходимо для вступле-ния Турции в Евросоюз. Предложенные ПСР поправки предусматривают, в частности, улучшение защиты прав женщин, пожилых людей, инвалидов, де-тей, сирот, разрешение рабочим и служащим состоять более чем в одном профсоюзе, ослабление запретов на забастовки, предоставление права на за-бастовку государственным служащим. В то же время, по мнению оппозиции, среди этих многочисленных и не связанных между собой поправок «затеря-лись» главные, с помощью которых глава правительства Р. Т. Эрдоган рас-считывает ослабить независимость судебной системы Турции, установить над ней свой контроль. Эти поправки предусматривают увеличение числа судей Конституционного суда и изменение порядка его формирования. Такого же рода изменения предусмотрены и для Высшего совета судей и прокуроров. Значительно ограничиваются права военных судов. Оппозиция считает, что ограничения независимости судов будут способствовать укреплению личной власти Р. Т. Эрдогана и подрыву основ светского государства.

Отметим, что участники референдума голосовали не за каждую по-правку в отдельности, а сразу за весь пакет предложенных правительством изменений. По предварительным данным, в референдуме приняли участие 70 проц избирателей, из которых 60 проц поддержали правительственный пакет конституционных поправок.

11 сентября в Брюсселе участники неформальной встречи глав внеш-неполитических ведомств стран-членов Евросоюза заявили о намерении ук-реплять сотрудничество с Турцией, рассматривая ее как своего важнейшего – наряду с США – стратегического партнера. Вместе с тем, участники встречи не смоли прийти к согласию относительно перспектив вступления Турции в ЕС. Так, ряд государств, в т. ч. Германия и Франция, возражают против пол-ного членства Турции в Евросоюзе, предлагая Анкаре статус «привилегиро-ванного партнера».

В преддверии нового раунда палестино-израильских переговоров, за-планированных на 14-15 сентября в египетском Шарм-эш-Шейхе, высокопо-ставленные представители США, Израиля и Палестинской национальной ад-министрации выступили с заявлениями о перспективах предстоящего диалога. Президент США Б. Обама сообщил 10 сентября, что он рекомендовал из-раильскому руководству продлить мораторий на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ) на время мирных пере-говоров с палестинцами. Б. Обама выразил надежду, что премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху прислушается к его мнению, предупредив, что возоб-новление строительства поставит под угрозу шансы на достижение мирного соглашения, базирующегося на программе «два государства для двух наро-дов». Глава Белого дома считает, что в настоящее время существует реальная возможность урегулирования палестино-израильского конфликта. Американ-ский президент также заявил главе ПНА М. Аббасу, что палестинцы должны продемонстрировать израильской общественности «серьезность и целесооб-разность своих намерений с тем, чтобы снизить напряжение вокруг Нетания-гу, если он согласится продлить мораторий».

Министр иностранных дел Израиля А. Либерман не рассчитывает на быстрый успех в диалоге с палестинской стороной. В то же время Б. Нетань-яху оптимистически смотрит на перспективы переговоров с палестинцами глава. 12 сентября глава правительства сообщил о возможном продлении действия некоторых ограничений на строительство в поселениях на ЗБРИ, что сразу же вызвало резко негативную реакцию у поселенцев.

Глава ПНА М. Аббас в своих высказываниях по вопросам перспектив переговоров с Израилем уповает на решающую роль США в достижении мирного соглашения и заявляет, что прервет диалог, если израильтяне не продлят заканчивающийся 26 сентября мораторий на строительство в посе-лениях на ЗБРИ.

Между тем, по информации израильских СМИ, палестинцы и израиль-тяне пока еще не согласовали повестку дня предстоящей встречи. Так, Б. Не-таньяху настаивает на обсуждении мер безопасности и признании палестин-цами Израиля в качестве еврейского государства. В свою очередь, М. Аббас требует обсудить границы будущего палестинского государства и не желает признавать Израиль еврейским государством.

6 сентября по итогам визита в Россию министра обороны Израиля Э. Барака было подписано долгосрочное рамочное соглашение о сотрудничестве между военными ведомствами двух стран. Документ определяет общие направления российско-израильского военного сотрудничества и создает «необходимую правовую основу для заключения последующих договоренно-стей в сфере военного сотрудничества в конкретных областях, а также для подготовки и подписания контрактов в сфере военно-технического сотруд-ничества».

В Афганистане лидер оппозиционного радикального исламистского движения «Талибан» М. Омар 9 сентября заявил, что талибы побеждают в войне, а военная кампания НАТО в стране «полностью провалилась. В этой связи глава исламистов призвал США признать свое поражение и незамедли-тельно вывести войска из Афганистана.

Со своей стороны, президент Афганистана Х. Карзай 10 сентября в очередной раз предложил талибам прекратить вооруженную борьбу и при-соединиться к мирному процессу. Также Х. Карзай призвал силы НАТО пре-кратить вести борьбу против террористов в афганских деревнях, заявив о не-обходимости «ударить по гнезда экстремистов, находящимся за пределами Афганистана», подразумевая под этим соседний Пакистан.

Тем временем обстановка в Афганистане остается очень сложной и на-пряженной. В различных районах страны боевики продолжают совершать теракты и вооруженные нападения. Объектами нападений и угроз во многих случаях становятся кандидаты в депутаты афганского парламента. Причем в наиболее сложной ситуации оказываются кандидаты-женщины. В афганском избиркоме заявили, что десятки избирательных участков будут закрыты в связи с ухудшением ситуации в сфере безопасности в ряде районов страны. Все это ставит под угрозу успешное проведение запланированных на 18 сен-тября парламентских выборов.

Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Пет-рэус запросил дополнительно для коалиционных сил 2000 военнослужащих, из которых 750 человек в качестве инструкторов для подготовки афганских военных и полицейских.

Сложная обстановка сохраняется в сфере безопасности в Пакистане, где на минувшей неделе вновь было совершено несколько терактов. Ситуация серьезно осложняется тем, что Пакистан, по утверждению министра финансов А. Х. Шейха, находится на грани экономического коллапса из-за об-рушившихся на страну гигантских наводнений. Министр считает, что нацио-нальная экономика, которая до этого находилась в перманентном кризисе, сейчас приблизилась к «точке невозврата».

Глава правительства Ливана С. Харири заявил 6 сентября, что обвине-ния в адрес Сирии в том, что эта страна стоит за убийством его отца бывшего ливанского премьер-министра Р. Харири, были ошибочными. «Мы обвиняли Сирию в том, что она стоит за убийством премьера… Это было политическое обвинение, и этому политическому обвинению положен конец», подчеркнул С. Харири, отметив, что расследование обстоятельств гибели его отца ведёт созданный в 2007 г. по решению ООН специальный трибунал по Ливану, ко-торый, по словам Харири-младшего, «полностью независим от наших поли-тических обвинений, которые были сделаны преждевременно».

Приложение

 

 

О мароккано-американских отношениях

 

 

История взаимоотношений Марокко и США уходит корнями во време-на американской революции: в 1786 г. султан Марокко первым из иностран-ных правителей признал независимость Соединенных Штатов. Что касается Королевства Марокко, то после восстановления своей независимости (1956 г.), страна в вопросах внешней политики и обеспечения национальной безо-пасности отдавала приоритет развитию военно-политических связей с госу-дарствами Запада, в т. ч. с США.

В наши дни марокканское руководство, сознавая важность для страны американской финансовой, научно-технической и военно-технической по-мощи, политической поддержки в урегулировании проблемы Западной Саха-ры, заинтересовано дальнейшем развитии партнерских отношений с Соеди-ненными Штатами. По словам короля Мохаммеда VI, Марокко поддерживает с США «отличные отношения», представляющие собой «особое стратегиче-ское партнерство».

Интерес Вашингтона к Марокко во многом объясняется его важным геостратегическим положением на стыке Европы и Северной Африки. США неоднократно подтверждали свою заинтересованность в стабильном развитии королевства, укреплении его безопасности как прозападно ориентированного государства. Вашингтон рассматривает Рабат в качестве надежного партнера в Западном Средиземноморье, Магрибе, арабском мире и Африке, на поддержку которого он может рассчитывать.

В 2004 г. американская администрация предоставила Марокко статус важного (привилегированного) союзника США вне НАТО. Это статус позво-ляет Рабату участвовать в совместных военных программах, снять существо-вавшие ранее ограничения на поставки некоторых видов вооружения и воен-ной техники и, что немаловажно, получать дополнительную американскую финансовую поддержку.

Марокко, как правило, позитивно оценивает американские инициативы и действия по ближневосточному урегулированию (БВУ). Две страны регу-лярно проводят консультации по различным аспектам БВУ. В 2008 г. прези-дент США Б. Обама призвал короля Мохаммеда VI принять на себя «лиди-рующую роль» в процессе нормализации отношений между арабским миром и Израилем.

В Рабате же рассчитывают на «мудрость Соединенных Штатов в том, что касается проблемы Западной Сахары». Как известно, Вашингтон изна-чально (с 1975 г.) в целом поддерживал марокканскую позицию по решению этой проблемы. США положительно оценили инициативу Рабата (2008 г.) о предоставлении сахарским провинциям широкой автономии в составе марок-канского королевства. В то же время американская администрация, проводя курс на развитие многопланового сотрудничества с Алжиром, выступают за скорейшую политическую нормализацию мароккано-алжирских отношений, «преодоление препятствий и обоюдное содействие стабильности, безопасно-сти и интеграции Магриба». В Вашингтоне позитивно относятся к идее про-ведения прямых переговоров между Рабатом и Алжиром, в том числе по уре-гулированию вокруг Западной Сахары. Однако при этом американцы «не яв-ляются сторонниками навязывания решения какой-либо из сторон».

Марокко, подтверждая стремление к развитию привилегированных от-ношений с США, одновременно стремится поддерживать аналогичные от-ношения с Евросоюзом с тем, чтобы, по словам короля Мохаммеда VI, «не класть яйца в одну и ту же корзину» с учетом «специфичного географическо-го и геополитического положения» Марокко.

Отмечая прогресс Марокко в вопросах соблюдения прав человека, по сравнению с рядом других арабских стран, США, тем не менее, критикуют сохраняющиеся в королевстве многочисленные недостатки в этой сфере. В частности, это касается пыток и других злоупотреблений, совершаемых по-лицией и органами безопасности, нарушений в сфере судопроизводства, кор-рупции, которая остается «серьезной проблемой во всех ветвях власти».

Получают развитие отношения между двумя странами в торгово-экономической сфере. В 2006 г. вступило в силу соглашение о свободной торговле между Марокко и США (подписано в 2004 г.). Документ преду-сматривает взаимное снятие таможенных барьеров в течение 10-18 лет (в за-висимости от видов поставок), постепенное открытие рынков для промыш-ленной и сельскохозяйственной продукции. Для Марокко это, в частности, позволяет увеличить поставки на американский рынок цитрусовых и оливок (страна является одним из крупнейших производителей этой продукции). По оценке марокканского монарха, соглашение с США «призвано дополнить, но не заменить», договоренности в сфере торговли, достигнутые его страной с Евросоюзом.

В 2009 г. товарооборот между Марокко и США достиг 1 883,2 млн долларов, однако из них лишь 425,9 млн приходится на марокканский экс-порт. Особое значение для королевства имеют поставки американской пше-ницы. В целом же доля Соединенных Штатов во внешней торговле Марокко не столь велика. Американцев здесь опережают Франция, Испания, Бразилия, Италия, Китай, Германия и Саудовская Аравия.

Большое значение для Марокко имеет периодически предоставляемая США финансовая помощь. Так, в 2006 г. американцы выделили королевству в виде помощи 750 млн долларов на реализацию проектов, связанных со спа-сением оазисов, увеличением сельскохозяйственного производства и борьбу с бедностью. США также оказывают Марокко содействие в осуществлении других экономических и социальных проектов, в т. ч. по линии частного сек-тора. В 2007 г. корпорация «Вызов тысячелетия» одобрила выделение Ма-рокко пятилетнего гранта в размере 697,5 млн долларов.

Одним из значимых направлений научно-технического сотрудничества между Марокко и США является использование атомной энергии в мирных целях. Соответствующее соглашение стороны подписали еще в 1981 г. С американской помощью в 2005 г. в Марокко был введен в строй маломощный ядерный реактор, предназначенный для исследовательских целей.

Активно, особенно после 2001 г., развивается сотрудничество между Марокко и США в борьбе с терроризмом. Марокканские спецслужбы под-держивают тесные контакты с американскими ФБР и ЦРУ. Королевство яв-ляется постоянным участником международных антитеррористических уче-ний для стран Магриба и Сахеля «Финтлок», которые регулярно проводятся под руководством США в рамках американской программы «Транссахарской антитеррористической инициативы». В 2008 г. эти учения прошли на марок-канской территории.

США являются основным партнером Марокко в сфере военного и во-енно-технического сотрудничества. В настоящее время американцы реали-зуют несколько программ сотрудничества: подготовка кадров для королев-ских ВС, поставки (в т. ч. на безвозмездной основе) вооружения, военной техники и снаряжения, проведение совместных учений на марокканской тер-ритории, участие в строительстве военных объектов. С 1982 г. действует со-вместный комитет по военному и военно-техническому сотрудничеству. Ко-рабли ВМС США совершают регулярные заходы в порты Марокко. Специа-листы из ВС США работают в частях королевских ВВС и подразделениях «спецназа». По соглашению от 1982 г. США могут использовать мароккан-ские военно-воздушные базы в Кенитре, Сиди-Слимане и Бен-Герире «в слу-чае возникновения чрезвычайных ситуаций на Ближнем Востоке и в Африке». С 2000 г. на территории королевства регулярно проводятся совместные мароккано-американские учения «Африканский лев», в ходе которых отраба-тываются главным образом задачи «планирования и проведения гуманитар-ных операций». Периодически проходят совместные учения ВВС двух стран.

В 2009 г. подписан крупнейший за последние годы контракт на поставку марокканским ВВС 24 американских тактических истребителей F-16C/D Блок-50/52, оборудованных усовершенствованными двигателями и бортовы-ми РЛС. Конкурентом этого истребителя был французский «Рафаль», однако Рабат выбрал F-16. Контракт включает в себя оказание услуг по техниче-скому обеспечению самолетов и обучение персонала на территории Марокко в течение 15 лет. Общая стоимость самолетов, вспомогательного оборудова-ния, вооружения, а также сопровождения техники и обучения кадров превы-шает 2,4 млрд долларов. Поставки намечено выполнить в 2011-2015 гг. Так-же в 2009 г. в США было заказано 24 учебно-тренировочных самолета Т-6С «Тексан-2» (200 млн долларов). Их поставка будет осуществлена в 2010-2012 гг. Предполагается закупить партию американских тяжелых транспортных вертолетов СН-47 «Чинук», 140 танков M-60A2 (несмотря на то, что произ-водство этих танков завершено, проведенная глубокая модернизация позво-ляет эксплуатировать машины еще длительно время).

Таким образом, мароккано-американские отношения в целом развива-ются стабильно и по обоюдному намерению сторон имеют хорошие перспек-тивы дальнейшего укрепления и развития.

52.36MB | MySQL:103 | 0,529sec