Израиль-ПНА: почему прямые переговоры не приведут к миру

14 сентября с.г. в Шарм-Аль-Шейхе должны возобновиться прямые палестино-израильские переговоры в отношении заключения мирного договора между сторонами. Пока стороны и основные спонсоры указанного процесса (США, Иордания и Египет) выражают «осторожный оптимизм» в отношении результатов этих переговоров. Между тем многие эксперты уже сейчас уверены в том, что переговоры к положительному результату не приведут, а вся эта история нужна лишь президенту США Б.Обаме для поднятия рейтинга и престарелому египетскому лидеру Х.Мубараку, который одновременно использует этот момент для «ввода» в активную политическую жизнь своего сына Гамаля.

Согласимся с пессимизмом многих экспертов, но с некоторыми оговорками. Ключ к решению проблемы не только в территориальных вопросах или темах сохранения американского финансирования. Несомненно, вся ситуация с переговорами может иметь минимальный шанс на успех только в случае взаимных очень болезненных компромиссов. Это уже набившая «оскомину» тема прекращения строительства новых домов в поселениях на ЗБРИ, и передача «арабских кварталов» Восточного Иерусалима палестинцам, вопросы безопасности Израиля и проблема палестинских беженцев и т.п. Тем не менее, даже очень запутанная и болезненная тема с «фрагментарностью поселений» и их «анклавностью» — это не самое страшное. При общей доброй воле и наличии взаимного желания этот узел можно развязать, тема приемлемой для Израиля демаркации границ будущей палестинской государственности вполне решаема, как и другие вопросы. Дело совсем в другом.

Фиаско нынешнего раунда прямых переговоров предопределено отсутствием внутреннего консенсуса в самом палестинском обществе. Не в разногласиях по частным, пусть и важным вопросам (как это присутствует в политической правящей элите Израиля), а именно общего консенсуса в желании достигнуть какого-либо прогресса в мирных переговорах. Рискнем не разделить общий восторг по поводу самого факта прямых переговоров после долгого перерыва. Без соблюдения основного условия — все того же пресловутого «внутрипалестинского диалога» — вся эта процедура превращается или в шоу, или в мину «замедленного действия».

Начнем с самого начала. Вашингтон решил пойти на демонстрацию своего «внешнеполитического прорыва» при фактическом «забвении» ХАМАСа и других оппозиционных М.Аббасу палестинских групп, не потому, что американские стратеги не понимают утопичность достижения любого мирного договора между извечными соперниками без участия в таких переговорах ХАМАСа. Идти на сепаратные (а это фактически сепаратные переговоры) по такому ключевому вопросу как будущность нового палестинского государства без участия ХАМАСа невозможно по определению. Либо его надо включать в переговорный процесс, либо лишать возможности реально влиять на процессы в ПНА. Последнее означает военное свержение правления движения в секторе Газа с нейтрализацией руководства. Другими словами, необходимо «на штыках» установить в секторе Газа монополию на власть сторонников ФАТХа. Подчеркнем, что «на израильских штыках», что компрометирует эту идею в самом зародыше. Не один палестинский деятель, претендующий на главенство в будущем палестинском государстве, на такой вариант не пойдет, ибо это будет означать его политическую (в лучшем случае) смерть. Доведи Израиль до логического конца свою операцию «Литой свинец» в секторе Газа, то сейчас ситуация была бы совсем не такой патовой.

Белый Дом решил показать накануне ноябрьских выборов в Конгресс США хоть какой-то результат (пусть и чисто пропагандистский) ровно потому, что полностью провалились его попытки договориться с Дамаском. Сирийское руководство не пошло на прямое участие в переговорах без участия ХАМАСа, и это вынудило Вашингтон устраивать шоу с заранее известным финалом. «Вычеркивание» ХАМАСа из мирных переговоров (а это принципиальная позиция Израиля и М.Аббаса), таким образом, априори делает любые попытки договориться до чего-то реального провальными. Это четко продемонстрировал и сам ХАМАС, руководство которого фактически сняло свой собственный мораторий на «акции против израильтян». Причем сначала руководство движения дало «зеленый свет» на такие акции «Исламскому Джихаду», а затем и ввело в действие свои собственные силы. Сразу скажем, что такого же рода демонстративные акции (а они носят именно характер демонстрации) с большей долей вероятности будут повторяться и с началом переговоров в Египте на этой неделе. Блокирование таких переговоров путем проведения подобного рода активности согласовано руководством ХАМАС со своими сирийскими патронами, и эта позиция руководства движения солидарна. Она просто не может быть другой: согласие на исключение из переговорного процесса означает для ХАМАСа политическое самоубийство. При этом И.Хания, который всячески выступает во внутрипартийных дискуссиях против активизации вооруженного сопротивления и ратует за снятие блокады Сектора путем проведения переговоров с израильтянами и даже допускает по этому вопросу возможность серьезных уступок, сейчас вынужден присоединиться к «большинству». Тем более что «куратор» силовиков в Секторе Захар в данном случае занимает бескомпромиссную позицию. Примечательно также, что по этому вопросу он консультируется постоянно и с египетскими «братьями-мусульманами», с которыми он связан давними и доверительными отношениями. Это важно с точки зрения позиции египетских исламистов и их нежелание давать лишний «козырь» Х.Мубараку (а вернее его сыну) в начавшейся в АРЕ битве за власть.

Сразу же отметим, что позиция Дамаска в вопросе мирного процесса очень проста и непоколебима. Она заключается в том, что процессы возвращения Голан и достижения мира с палестинцами должны идти параллельно. Дамаск при этом четко подчеркивает, что он никогда не допустит достижение полномасштабного мира между палестинцами и израильтянами раньше подписания собственного мирного договора с Израилем. И орудие давления в этом варианте у сирийцев есть только в лице ХАМАС и «Хизбаллы». В Дамаске считают, что перманентные «беспокоящие» уколы не приведут в ближайшей перспективе (как минимум до декабря с.г.) к крупномасштабному вторжению израильских войск ни в сектор Газа, ни в Южный Ливана. Такой поворот событий категорически не устраивает Вашингтон, и сирийцы надеются на этот момент.

Таким образом, возобновление прямых переговоров между палестинцами и израильтянами знаменует собой исключительно провал американской стратегии «по отрыву» Дамаска из орбиты «иранского влияния» и включения его в общий процесс урегулирования. Это делает вопрос достижения конкретных результатов на нынешних мирных переговорах бесперспективным. Сирийцы в своих амбициях не одиноки, за ними стоит Анкара. Турецкий премьер-министр Р.Т.Эрдоган также не в восторге от того факта, что Турция фактически исключена усилиями египетско-иорданского дуэта и Вашингтона из списка стран-спонсоров ближневосточного урегулирования. Не проявляют большого рвения в этом вопросе и страны «квартета».

Для М.Аббаса нынешняя призрачная возможность достигнуть хоть какого-нибудь прогресса фактически означает вопрос его политического выживания. В случае успеха он сохраняет свое лидерство в ООП и получает на это «карт-бланш» от Вашингтона. В случае провала американцы будут искать новые варианты формата переговоров (это в случае их действительного желания получить в результате чего-то осязаемое), и М.Аббасу в нем может уже просто не найтись места.

52.23MB | MySQL:103 | 0,497sec