Сомалийский «гордиев узел», или почему полезно слушать востоковедов

В последнюю неделю серьезно обострилась ситуация в столице бывшего Сомали Могадишо. Она ознаменовалась очередным наступлением исламистов «Аш-Шабаб» на опорные пункты, находящиеся под контролем центрального федерального правительства, и захватом телестудии и радиоцентра. Вообще «федеральное правительство» контролирует исключительно свой дворец, аэропорт и морской порт, да и то при помощи войск Афросоюза, число которых согласно решению последнего саммита этой организации в августе с.г. увеличилось до 10 тыс. человек. Есть еще четыре бригады собственно правительственных войск, которые прошли соответствующую тренировку в Кении и Уганде, но надежды на них очень мало. В этой связи вновь остро встает вопрос: а что дальше? Сколько можно бездарно вкладывать миллионы долларов различных международных организаций и фондов в заведомо проигрышное дело, и что еще должны натворить боевики «Аш-Шабаб», чтобы за них принялись всерьез?

В последнее время появились разговоры об открытии «второго фронта» против исламистов на юге Сомали с целью ослабления их прессинга непосредственно в Могадишо. Заметим, что эта идея, если она планируется осуществляться исключительно силами федерального сомалийского правительства, заранее обречена на провал по причине очень слабой боеготовности этих сил. Ко всему прочему произошел раскол в самом федеральном правительстве. Премьер-министр Али Шармарке наконец-то «добровольно» ушел в отставку, мотивируя это нежеланием президента Ш.Ахмеда «по настоящему» бороться с «Аш-Шабаб» и несогласием с новой конституцией (можно представить степень ее легитимности!!!). За этим, между прочим, стоят серьезные экономические интересы сторонников бывшего премьер-министра, а это для Африки важно. Поэтому согласимся с наблюдателями, которые поспешили заявить о том, что эта отставка ничего не изменит, лишь частично. Правительство просто потеряло поддержку еще одной, может не столь влиятельной группы сторонников.

Ситуация в миниатюре полностью повторяет Афганистан со всеми нюансами, что заставляет подумать о тенденциях и выработке некого (естественно с учетом местных реалий) механизма преодоления подобного рода кризисов. Но для начала успокоим волнующихся (если такие есть) по вопросу жизнеспособности «федерального правительства». Оно, несомненно, выстоит в силу наличия иностранной военной и финансовой помощи. Вообще, его (правительство) совершенно спокойно можно уподобить больному с искусственной системой поддержания жизнедеятельности: пока работает аппарат и больной живет.

Первое и очень важное обстоятельство. США и их союзники совершили системную ошибку: они не смогли просканировать местную элиту и выделить среди них наиболее активную группу, способную не только глядеть им в рот и воровать то, что им привозят в виде гуманитарной помощи, но и «где мечом, где пряником» поставить под контроль местных аборигенов. Таковые, несомненно, имеются, и если не обращать внимание на такие нюансы, как крики «алла акбар», то их можно и должно найти. Если таковые эффективные во всех смыслах исламисты (а других в Сомали просто нет) возьмут протянутую им помощь, то именно это и должно быть основным критерием выбора, а не воспоминания о том, стрелял ли он когда-нибудь в американских солдат где-нибудь в Афганистане. Госдепартамент США (а именно он курирует эту область) сделал ровно все наоборот (как и в Афганистане), что говорит о том, что в нынешнем его руководстве ощущается явный дефицит страноведов.

Отсюда следуют все остальные ошибки стратегии американцев. К ним необходимо отнести и прислушивание к мнению руководства КСА, которое является основным консультантом Вашингтона по «сомалийскому досье». Эр-Рияд, который не может толком навести порядок у себя «под носом» в Йемене, по определению является плохим советчиком. Он порекомендовал США опираться на «федеральное правительство» с перспективой постепенно перетянуть под его знамена «умеренных» исламистов, например из подконтрольной ему «Сунна уа Джамма». Борьба за население пока ограничивается раздачей им американской «гуманитарки», которую радикалы, если не съедают сами, то публично сжигают. При этом саудовцы «пугают» американцев перспективой втягивания в конфликт собственно африканских стран, мотивируя это традиционным отторжением у сомалийцев любого «чужака». Это утверждение несомненно в отношении Эфиопии, но причем здесь Уганда или Бурунди? Чужаки тоже бывают разные. Понятно, что саудовцы против усиления на Африканском Роге «христианского» влияния, тем более что они рассматривают этот регион как зону своего экономического интереса. А этот «интерес» саудовцы хотели бы проводить через подконтрольное им руководство, особенно с учетом того, что его представители долгое время проживали и кормились в королевстве. Отсюда же «робость» Вашингтона в признании анклавов (Сомалиленд), которые образовались на территории бывшего Сомали и эффективно, в отличие от «федерального правительства», противодействуют «Аш-Шабаб».

США в силу таких «рекомендаций» блокируют все попытки Афросоюза изменить мандат миротворческих сил и перейти к наступательным действиям. Готовность руководства Руанды направить в Сомали 20-ти тысячный корпус своих войск могло бы в корне изменить ситуацию, но мешает нежелание Вашингтона финансировать эту операцию. Тем не менее, это на сегодняшний день реальная возможность эффективно противодействовать экспансии радикалов в Африке, особенно с учетом того, что у сомалийских исламистов отсутствуют, в отличие от их афганских собратьев, тыловые базы в лице соседних стран. Сомалийская диаспора в той же Уганде очень быстро это осознала, после того как ее выходцы провели теракты в Кампале.

Американцы также не учитывают влияние Йемена в сомалийских делах и абсолютно не задействуют А.Салеха в этих вопросах. А между тем именно йеменский лидер, будучи еще губернатором провинции Таиз, очень активно «кормился» от контрабанды спиртным из Сомали и имеет хорошие и партнерские связи со многими из тех, кто сейчас влияет на расстановку сил в этой стране. Именно в период президентства А.Салеха фактически все сомалийские исламисты имели свои штаб-квартиры в Йемене, сомалийская диаспора в этой стране сейчас насчитывает около 2 млн человек. Причем это не посторонние режиму люди, а своего рода резерв «на черный день». Половина из них, благодаря стараниям йеменского лидера, получила йеменское гражданство, и нетрудно понять за кого они будут голосовать, если в Йемене все-таки состоятся выборы. Кто мешает задействовать их в решении вопросов «в нужном ключе» на их исторической родине?

Надежда на то, что американцы поменяют свой подход все-таки остается. Во-первых, высвобождаются резервы после ухода из Ирака и Афганистана. Во-вторых, в Найроби послом едет С.Грейшен, который проявил себя отличным тактиком в суданском вопросе. Он будет с позиции Кении курировать и сомалийский узел, тем более что уже имеет опыт общения с тамошними исламистами. Будем надеяться, что вездесущий Госдеп США не очень сильно будет ему мешать на этом поприще.

52.26MB | MySQL:103 | 0,624sec