Институт «главных ученых» и опыт Израиля в трансфере технологий

В начале XXI в. значительно возрос интерес к Израилю в различных кругах российского истеблишмента. Активно развиваются двусторонние культурные связи, политики обеих стран чаще и охотнее общаются друг с другом по широкому кругу вопросов, экономические связи становятся всё интенсивнее, развивается сотрудничество в научной сфере.

Сегодня наука может служить фундаментом долгосрочного экономического роста. Израильский пример является наглядным тому подтверждением. Россия находится только в самом начале пути, поэтому отечественным специалистам и чиновникам разного уровня интересен опыт этой страны, особенно учитывая тот факт, что в обеих странах значительна роль государства в науке. Представляется позитивным, что в российском научно-экономическом истеблишменте всё больше готовы учиться, в частности у Израиля. В рамках такого процесса «обучения» и обмена опытом 13-16 сентября 2010 г. состоялся визит в Москву делегации главных ученых ряда министерств Израиля, организованный Институтом Ближнего востока (ИБВ). В программе визита был и совместный семинар с российскими учеными в Министерстве образования и науки РФ, и встречи с представителями российского инновационного бизнеса, и общение с высокопоставленными чиновниками. В рамках данной статьи нет возможности подробно описать визит, но следует отметить, что, по отзывам обеих сторон, он был как минимум очень информативен, а степень его полезности покажет время.

На русском языке есть работы, посвященные анализу научно-технического комплекса (НТК) Израиля[i]; в этой статье речь пойдет о некоторых его особенностях, представляющих, как кажется, немалый интерес для России, а именно о системе главных ученых различных министерств страны, а также о системе технологического трансфера на базе израильских университетов.

Таблица 1. Расходы на НИОКР.

Государственные инвестиции (%) Инвестиции делового сектора (%)
ОЭСР

35,4

49,9

США

36,6

62,5

Япония

18,7

73,4

Израиль

41,9

36,6

Источник: Мендлович Д. Доклад на Форуме главных ученых Израиля в РФ. Москва, 14.09.2010.

Из табл. 1 видно, что среди наиболее экономически развитых стран государственная доля в финансировании НИОКР у Израиля самая значительная. В подобной ситуации всегда существует опасение неэффективного распределения финансовых ресурсов. Израиль, как кажется, справляется с этой проблемой вполне успешно. Во многом это происходит благодаря отлаженному функционированию системы главных ученых израильских министерств и работе Израильского научного фонда (ИНФ).

Идея создания особых подразделений министерств, занимающихся продвижением научных разработок в соответствующих сферах деятельности, высказывалась еще первым премьер-министром Государства Израиль Д. Бен-Гурионом в конце 1950-х гг. К настоящему моменту сложилась следующая устойчивая система: министр – это политическое назначение, он определяет общую стратегию развития министерства, лоббирует его интересы в правительстве; генеральный директор – по сути управляющий делами министерства; главный ученый –  это всегда представитель научного сообщества, он отвечает за научно-техническую составляющую деятельности министерства. Надо отметить, что не все министерства Израиля имеют в своем составе ведомства главного ученого (ВГУ), но 13 основных министерств, в рамках деятельности которых предполагается научно-техническая составляющая, имеют в своей структуре ВГУ, а именно: министерства сельского хозяйства, связи, строительства, обороны, образования, защиты окружающей среды, здравоохранения, абсорбции, промышленности, труда и торговли, национальной инфраструктуры, общественной безопасности, науки, транспорта[ii].

Основная задача главных ученых – формировать и способствовать реализации программы научно-технического развития в рамках сферы деятельности своего министерства. Другими словами, речь идет о том, чтобы связывать фундаментальные исследования с прикладными. Главный ученый работает в так называемой «серой зоне» стратегических исследований, под этим подразумеваются работы в тех областях, которые еще не стали общепризнанным трендом, но могут. Задача главного ученого выявить наиболее перспективные проекты, что требует большого профессионализма и в будущем может принести значительный доход. По словам главного ученого министерства науки проф. Д. Мендловича, каждый вложенный в израильскую «серую зону» доллар приносит приблизительно от 15 до 30 долл. США, что говорит, безусловно, о высокой эффективности работы главных ученых Израиля. Основным инструментом практической деятельности ВГУ является система грантов на НИОКР, которая находится полностью в зоне его ответственности. При этом в рамках совокупной системы работы главных ученых их задачи несколько разнятся, что показано в табл.2.

Таблица 2. Распределение компетенций между государственными НИОКР Израиля.

Организации

Приоритет

Тип НИОКР

Министерство образования Академическое превосходство Фундаментальные исследования
Министерство промышленности, труда и торговли Коммерческое превосходство Прикладные исследования, имеющие коммерческое значение.
Министерство науки и др. министерства Государственные интересы, а также потребности соответствующих секторов Прикладные исследования, имеющие значения для развития соответствующей отрасли

Источник: Мендлович Д. Доклад на Форуме главных ученых Израиля в РФ. Москва, 14.09.2010.

Государственное финансирование НИОКР распределяется между министерствами неравномерно. Как видно из диаграммы 1, наибольшие инвестиции получает министерство промышленности труда и торговли Израиля. Представляется, что это является отражением политики государства, направленной на коммерциализацию технологий. Если главные ученые других министерств видят коммерческий потенциал того или иного проекта, поддерживаемого ими, то они передают эти проекты в введение главного ученого именно министерства промышленности, который и занимается дальнейшей его разработкой. Характерно, что ИНФ, созданная еще в 1972 г. некоммерческая организация, занимающаяся распределением грантов на конкурсной основе среди проектов в сфере фундаментальных исследований в различных научных областях[iii], занимает следующее по важности место в государственном финансировании НИОКР. Такое сочетание позволяет достигать необходимого для постоянного развития инновационной экономики адекватного соотношения между фундаментальными и прикладными исследованиями, что вкупе с деятельностью ВГУ создает эффективную модель построения государственного сектора в общей системе научно-технического развития страны.

Диаграмма1. Распределение государственных расходов на НИОКР.

Источник: Мендлович Д. Доклад на Форуме главных ученых Израиля в РФ. Москва, 14.09.2010.

Для повышения координации и избежания дублирования деятельности главных ученых в 2000 г. по инициативе министерства науки Израиля был создан Форум главных ученых Израиля[iv]. Форум также является структурой стратегического планирования в сфере НИОКР на государственном уровне. При этом он служит площадкой обмена опытом и технологиями, дает возможность более эффективного использования инфраструктурных возможностей министерств.

Одним из слагаемых успеха израильской модели инновационной экономики является система коммерциализации научных достижений. В этой области у Израиля накоплен большой и во многом уникальный опыт, особенно в сфере коммерциализации разработок, сделанных на базе вузов. Прежде чем разбираться собственно в системе коммерциализации этих разработок, необходимо отметить, что именно инновационные исследовательские центры вузов, являясь на протяжении многих десятилетий интегральной частью НТК Израиля, рассматриваются многими специалистами как наиболее перспективные источники успешных продуктов сектора высоких технологий страны.

Суть процесса коммерциализации ноу-хау, созданных в израильских вузах, заключается в следующем: вузом создается специальная компания, куда разработчик предоставляет информацию о ноу-хау; специалисты компании проводят оценку как научной состоятельности, так и коммерческого потенциала будущего продукта; затем они лицензируют разработку; далее они же силами специалистов компании разрабатывают бизнес-модель и схему продвижения продукта; на основании проделанной работы под этот продукт создается коммерческая структура с найденным представителем деловых кругов, куда компания вкладывает свою интеллектуальную собственность, а бизнес партнер – инвестиции и зачастую команду управляющих; созданный новый бизнес выходит на рынок и в случае успеха продукции компания платит роялти создателям. Схема, безусловно, может несколько варьироваться, но ее можно считать универсальной для коммерциализации инноваций израильских вузов. Отличительной особенностью созданных в вузах компаний технологического трансфера является то, что они состоят как из ученых, так и специалистов в разных аспектах бизнеса (финансы, маркетинг, юридические аспекты, стратегическое планирование).

Такая система позволяет решить несколько важных проблем. С одной стороны разработчикам не надо думать о том, как найти деньги и что вообще делать с изобретением, к тому же сама возможность получения значительного дохода от созданной технологии способствует интенсификации исследований. С другой – инвесторы экономят на временных и финансовых издержках, сопряженных с непростым процессом due diligence.[v] Таким образом, одновременно стимулируются и исследовательская работа, и предпринимательская активность игроков на рынке высоких технологий Израиля. Успехи страны в этой сфере в последние 15 лет известны всему миру, что говорит об эффективности созданной системы.

Идеально работающих схем не существует. К тому же в современном мире процессы идут быстрее, что требует высокой степени адаптивности к постоянно меняющимся внешним и внутренним условиям. Остается надеяться, что, несмотря на  некоторые негативные тенденции,  наблюдаемые специалистами уже сегодня, израильский НТК сможет выдержать предлагаемый темп развития в долгосрочном периоде, и Израиль продолжит оставаться одним из мировых лидеров экономики высоких технологий. Для России же опыт этой страны важен, так как он наряду с опытом других инновационных экономик служит ценным источником анализа при построении собственной системы долгосрочного инновационного развития.

 


[i]              См., в частности, Федорченко А.В., Марьясис Д.А. Научно-технический комплекс России и Израиля: возможности взаимодействия.//Аналитические доклады, выпуск №7(12), Центр ближневосточных исследований Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России, Москва, октябрь 2006 г.

[ii]             Информация с сайта www.science.co.il.

[iii]             См. www.isf.org.il.

[iv]             Информация с сайта министерства науки Израиля www.most.gov.il.

[v]             due diligence – процесс отбора проектов для инвестирования.

43.94MB | MySQL:87 | 1,110sec