Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (27 сентября – 3 октября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и Пакистане. В Ираке 1 октября было официально сообщено о согла-сии сторонников радикального шиитского лидера М. ас-Садра на назначение Н. аль-Малики на пост премьер-министра страны на второй срок. В знак про-теста против гибели пакистанских солдат в результате удара авиации НАТО правительство Пакистана 30 сентября объявило о временной приостановке пропуска грузов для войск западной коалиции в Афганистане через один из двух предназначенных для этого пограничных пунктов.

Согласие сторонников М. ас-Садра на повторное занятие Н. аль-Малики поста премьер-министра Ирака может способствовать созданию нового коалиционного правительства страны по итогам парламентских выборов, состоявшихся в марте. По информации СМИ, движение М. ас-Садра, которое в течение длительного времени категорически отказывалось поддерживать Н. аль-Малики и его коалицию «Государство закона», изменило свою позицию под сильным иранским прессингом, но при этом выдвинуло ряд условий, содержание которых не разглашается. Помимо садристов кандидатуру Н. аль-Малики поддержали и некоторые другие члены шиитского блока Иракский национальный альянс (ИНА). В то же время входящие в ИНА Высший исламский совет Ирака и партия «Аль-Фадыля» пока не приняли решение о поддержке новой коалиции. Таким образом, сторонники Н. аль-Малики располагают в парламенте 132 местами, тогда как для формирования правительства требуется, как минимум, 163 из 325 депутатских мандатов.

В этой ситуации многое будет зависеть от позиции ведущих курдских партий – Демократической партии Курдистана и Патриотического союза Курдистана, имеющих 43 депутатских кресла. 2 октября курдские политики начали обсуждение условий, на которых они могут поддержать Н. аль-Малики. По мнению местных экспертов, главными из них станут скорейшее проведение референдума по определению статуса Киркука и прилегающих к городу районов (курды требуют его присоединения к своей автономии) и расширение прав курдского регионального правительства в вопросе контроля над природными ресурсами региона. Прежде всего, речь идет о нефти. Что касается главного оппонента Н. аль-Малики – либерально-патриотического блока «Аль-Иракия» во главе с А. Алауи, то он заявил о намерении бойкоти-ровать новое правительство во главе с прежним премьер-министром. США сдержанно отнеслись к решению М. ас-Садра (давнего противника амери-канцев) поддержать кандидатуру Н. аль-Малики. В Вашингтоне выразили надежду, что в состав нового коалиционного правительства Ирака войдут представители всех четырех блоков, имеющих наибольшее число мест в пар-ламенте. Это «Аль-Иракия», «Государство закона», ИНА и блок курдских партий.

После ошибочного удара вертолетов НАТО по территории Пакистана, в результате которого погибли три пакистанских солдата, в Исламабаде 30 сентября сообщили о временном закрытии для пропуска грузов для войск НАТО, действующих в Афганистане, пограничного пункта Торхам на северо-западе страны. Пакистанские власти намерены провести тщательное рассле-дование произошедшего инцидента, подчеркнув, что подобные действия «нарушают мандат ООН (для войск НАТО в Афганистане, — авт.) и посягают на суверенитет Пакистана». Во время встречи с главой ЦРУ США Л. Панет-той президент Пакистана А. А. Зардари назвал случившееся «контрпродук-тивным и недопустимым», но одновременно подтвердил, что борьба с терро-ризмом остается «высшим приоритетом» пакистанской политики.

По данным правительства США, по состоянию на июнь 2010 г. 30 проц грузов для американских войск в Афганистане следовало через «Северную распределительную сеть», состоящую из двух маршрутов, проходящих через Россию (65 проц) и Кавказ. Кроме того, до 20 проц грузов доставляется вой-скам по воздуху. В то же время топливо и продовольствие поступает силам альянса преимущественно через Пакистан. Ожидается, что проезд через КПП Торхам будет восстановлен в течение недели.

1 октября на юге Пакистана боевики местного движения «Талибан» со-вершили крупнейшее за последнее время нападение на автоколонну с грузом для войск западного альянса в Афганистане, уничтожив 27 автоцистерн с го-рючим. Талибы заявили, что нападение совершено «в ответ на вторжение НАТО на территорию Пакистана». 2 октября беспилотные летательные аппа-раты ВС США нанесли очередные удары по боевикам на северо-западе Па-кистана. По различным оценкам, погибли от 14 до 23 человек.

Президент США Б. Обама признал 28 сентября, что война в Афгани-стане «тяжелее, чем в Ираке», но при этом основные направления его афган-ской стратегии (отправка в страну дополнительных войск) «еще не провали-лись». Б. Обама считает, что прогресс в Афганистане продвигается медленно и так, вероятно, будет дальше.

28 сентября президент Афганистана Х. Карзай утвердил состав недавно созданного Высшего совета мира (ВСМ). В Совет вошли 69 человек, в т. ч. бывшие полевые командиры, религиозные деятели, представители граждан-ских организаций, включая женщин, ряд вождей и старейшин племен. Глав-ной задачей ВСМ станет «налаживание мостов» с талибами. Со своей сторо-ны, движение «Талибан» назвало инициативу Х. Карзая безрезультативной, отвергло сотрудничество с Советом, подчеркнув, что подобными мерами американцы хотят «разоружить моджахедов и достичь своих целей». Одно-временно талибы еще раз напомнили свои условия достижения мира в стране – вывод из Афганистана всех иностранных войск, а не секретные контакты «с бессильной марионеткой оккупантов». Исламисты также назвали «ложью» утверждение командующего войсками США и НАТО в Афганистане генерала Д. Петрэуса о близости талибов к переговорам с кабульским правительством и командованием западных союзников о прекращении вооруженной борьбы.

Президент Х. Карзай, выступая 2 октября на церемонии награждения офицеров национальных силовых структур, заявил, что иностранные госу-дарства преследуют в Афганистане собственные корыстные интересы. По словам Х. Карзая, «сегодня международное сообщество помогает нам, но придет день, когда его интересы в Афганистане кончатся. И оно уйдет отсюда, бросив нас», как это уже было раньше.

МВД Афганистана приступило к формированию местного ополчения – малишей, численность которого должна составить 10 тыс. человек. Ополчен-цы получат оружие и будут охранять районы своего проживания.

В южной провинции Кандагар силы западной коалиции (15 тыс. чело-век) и 17 тыс. афганских военных и полицейских при поддержке авиации и артиллерии продолжают активную фазу операции «Удар дракона» с целью изгнания талибов из региона, что, по убеждению натовских политиков и вое-начальников, позволит значительно улучшить ситуацию в сфере безопасности в Афганистане.

Сложная ситуация сохраняется в вопросе продолжения прямых пале-стино-израильских переговоров. Решение Израиля не продлевать срок дей-ствия моратория на строительство в еврейских поселениях на Западном бере-гу реки Иордан (ЗБРИ) было с сожалением встречено в США, Евросоюзе, России и ряде других стран. Тем не менее, политики выражают надежду на продолжение диалога между израильтянами и палестинцами.

На минувшей неделе безрезультатно завершилась поездка в регион спецпредставителя президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелла. Его переговоры с премьер-министром Израиля Б. Нетаньяху и главой Пале-стинской национальной администрации М. Аббасом не привели к подвижкам в позициях сторон. Израиль не желает продлевать мораторий на строительст-во в поселениях на ЗБРИ, а палестинцы не согласны вести переговоры без приостановки этого строительства. Тем не менее, 3 октября Дж. Митчелл заявил, что Израиль и палестинцы просили его продолжать усилия по возоб-новлению диалога. Отметим, что администрация США хотела бы заморозить строительные работы хотя бы на два месяца, что не только позволило под-держать палестино-израильский мирный процесс, но дало бы Вашингтону «спокойно пережить» выборы в Конгресс, которые пройдут 2 ноября.

2 октября на совместном заседании Исполкома ООП и Центрального совета движения ФАТХ, которое возглавляет М. Аббас, было принято реше-ние о невозможности ведения прямых переговоров с Израилем в условиях продолжения им строительства в еврейских поселениях на ЗБРИ. В то же время М. Аббас сообщил, что примет окончательное решение по данному вопросу не раньше проведения экстренного заседания комитета ЛАГ по реа-лизации мирной инициативе, которое состоится 8 октября. Лидер палестин-ского радикального исламистского движения ХАМАС Х. Машаль заявил, что если международное сообщество не вынудит Израиль вернуться к границам, существовавшим до войны 1967 г., то «ответ палестинцев будет один — со-противление», и боевики продолжат убивать «незаконных еврейских посе-ленцев». Что касается Израиля, то премьер-министр страны Б. Нетаньяху считает, что самый лучший способ заключить «исторический мирный дого-вор» с палестинцами — это «сидеть беспрерывно за столом переговоров».

В госдепартаменте США полагают, что Сирия заинтересована в разви-тии мирного процесса с Израилем, о чем свидетельствуют итоги состоявшей-ся 27 сентября в Нью-Йорке встречи главы американской дипломатии Х. Клинтон с министром иностранных дел САР В. Муаллимом. Вашингтон так-же намерен заняться «развитием определенных идей на данном направлении». В то же время США сохраняют опасения относительно активности Сирии в Ливане и Ираке, поддержки Дамаском радикальных палестинских сил.

В ответ В. Муаллим заявил о готовности Сирии «возобновить перего-воры, если в Израиле появится партнер, приверженный платформе мирного процесса и обладающий политической волей». При этом диалог следует вести через посредника, а именно Турцию, а оккупированные Израилем Голанские высоты должны быть безусловно возвращены сирийцам.

Президент Сирии Б. Асад 2 октября посетил с визитом Иран. На пере-говорах с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом был обсужден широкий спектр вопросов, связанных с укреплением многопланового сотрудничества между двумя странами. САР и ИРИ подтвердили свою поддержку силам со-противления Израилю, обсудили ситуацию в Ливане и Ираке. Говоря о ны-нешнем диалоге между Израилем и палестинцами, Б. Асад заявил, что не ви-дит перспектив его успешного продолжения, отметив, что мирные палестино-израильские переговоры являются для Белого дома лишь способом укреп-ления политических позиций президента Б. Обамы внутри страны.

МИД Ирана 28 сентября заявил о готовности Тегерана вести перегово-ры с Венской группой (РФ, США, Франция, МАГАТЭ) по ядерным вопросам на основе Тегеранской декларации (май 2010 г.), предусматривающей вывоз иранского урана для дообогащения в Турцию.

Иранские ВС получили на вооружение первые три эскадрильи малоза-метных экранопланов, предназначенных главным образом для ведения раз-ведки.

Судебные власти Ирана 27 сентября сообщили о роспуске по решению суда двух ведущих оппозиционных партий – Иранского исламского фронта и Иранской революционной организации моджахедов.

Под давлением США четыре крупнейшие европейские компании – французская «Тоталь», итальянская ЭНИ, норвежская «Статойл» и британо-голландская «Ройял Датч Шелл» приняли решение прекратить вкладывать средства в энергетический сектор Ирана.

Блок «14 марта», имеющий большинство мест в парламенте Ливана, выразил опасения в связи с предстоящим 13 октября визитом в страну прези-дента Ирана М. Ахмадинежада, приглашенного президентом Ливана М. Су-лейманом. В заявлении блока этот визит назван «провокационным». Сообща-ется, что М. Ахмадинежад в ходе пребывания в Ливане намерен посетить район, прилегающий к ливано-израильской границе и даже «бросить камни» в сторону Израиля. Обеспокоенность в связи с визитом президента ИРИ в Ливан выразил израильский МИД.

Приложение

 

 

Силы специального назначения арабских стран

 

 

В вооруженных силах, в органах безопасности и охраны правопорядка всех арабских стран имеются подразделения, части и даже соединения сил специального назначения (спецназа, СпН). Наиболее крупные силы СпН имеют Сирия, Иордания, Ирак, Йемен, Ливан, Египет, Алжир и Марокко.

На войсковой спецназ возлагается выполнение задач, имеющих цель получение информации о противнике, нанесения внезапных ударов по его войскам и объектам, осуществление подрывных акций различного характера. Арабский спецназ в целом хорошо зарекомендовал себя в боевых условиях, успешно выполняя во многих случаях поставленные командованием задачи, и наносил противнику чувствительный урон. В мирное время армейский спецназ зачастую действует в интересах структур, связанных с обеспечением безопасности правящих режимов. Так, силы СпН активно привлекаются к борьбе с незаконными вооруженными формированиями, террористическими и бандитскими группами, для подавления беспорядков.

Специальные формирования правоохранительных структур арабских стран, как правило, не очень многочисленны и предназначены для проведения антитеррористических операций, борьбы с различного рода бандформи-рованиями, охраны видных государственных деятелей, различных важных объектов, а при необходимости могут быть задействованы в мероприятиях по поддержанию (восстановлению) общественного порядка.

Формирования специального назначения представляют собой элиту вооруженных сил и правоохранительных органов арабских государств. Их личный состав комплектуется путем тщательного отбора. Одно из основных требований, предъявляемых к военнослужащим спецназа – «чистая» биогра-фия и безусловная преданность существующему в стране режиму и его лиде-ру. Более того, в некоторых странах формирования СпН комплектуются пре-имущественно выходцами из определенных племен или религиозных общин.

Части и подразделения СпН, как правило, хорошо вооружены и осна-щены специальными техническими средствами. В их распоряжении имеются различные виды транспортных средств. Вооружение, снаряжение и транс-портные средства арабского спецназа представлены главным образом образ-цами западного, российского, восточноевропейского и китайского производ-ства. Только Египет в состоянии выпускать для сил СпН отдельные виды вооружения и спецтехники.

В ходе подготовки военнослужащих и подразделений используются (в зависимости от нынешней или прежней внешнеполитической ориентации страны) советские (российские), американские, английские, французские, ки-тайские, северокорейские, а также собственные методики обучения. Важное место отводится идеологической обработке личного состава в духе верности правящему в стране режиму. Характерная черта арабского спецназа — это в целом более высокий уровень подготовки его личного состава по сравнению с обычными армейскими частями и полицейскими формированиями. Как от-мечают иностранные эксперты, различие в ней просматривается намного ощутимее, чем, например, в вооруженных силах государств НАТО.

В целом в армиях и других силовых структурах арабских государств просматривается тенденция к наращиванию боевого и специального потен-циала формирований СпН как за счет оснащения их более современными ви-дами вооружения, специальной техники и снаряжения, так и путем всемерно-го повышения качества подготовки личного состава.

Алжир. В сухопутных войсках в начале 1990-х гг. было сформировано спецподразделение по борьбе с терроризмом, оснащенное вертолетами и лег-кой бронетехникой. Кроме того, в 1998 г. в армии создано антитеррористиче-ское подразделение «Куксом» численностью до 500 человек и укомплекто-ванное военнослужащими-десантниками. По данным зарубежных СМИ, в его создании и подготовке личного состава участвовали северокорейские спе-циалисты. Подразделения СпН имеются также в Национальной жандармерии (отдельная структура ВС) и Корпусе войск безопасности МВД. Алжирские спецназовцы являются главной силой в борьбе с террористами и остатками бандформирований радикальных исламистов. Помощь в подготовке спецна-зовцев Алжиру оказывали США.

Египет. В сухопутных войсках имеется группа (полк) «коммандос». Также в составе сухопутных войск имеется спецподразделение 777 (200 че-ловек), предназначенное для борьбы с терроризмом и освобождения залож-ников. В подготовке его личного состава принимали участие американские военнослужащие из спецподразделения «Дельта». Собственными формиро-ваниями СпН располагают египетские ВМС. Это бригада специального на-значения (до 4200 человек), роты морской и глубинной разведки.

Иордания. Изначально иорданский спецназ был ориентирован пре-имущественно на борьбу с террористами и формированиями партизанского типа. В 1996 г. в ВС Иордании создано Командование специальных операций (КСО). При его создании использовался опыт Сил специальных операций армии США и британского Управления специальных операций. КСО подчи-нены две бригады СпН, батальон «рейнджер», антитеррористический баталь-он и спецподразделение 71 (200 человек). В оперативном отношении КСО подчинена также полицейская бригада общественной безопасности. Силы КСО представляют собой стратегический резерв командования ВС и предна-значены для выполнения специфических боевых задач, противоповстанческих и антитеррористических операций, участия в мероприятиях по поддержанию внутренней безопасности. Личный состав сил спецназа комплектуется из представителей преданных Хашимитской династии бедуинских племен, а также национальных меньшинств – черкесов и чеченцев, которые в Иордании традиционно считаются одним из оплотов монархии. Помощь в обучении сил СпН оказывают США и Великобритания, проводятся совместные учения с американскими и британскими спецназовцами.

Ирак. В национальных ВС имеются Национальные контртеррористи-ческие силы в составе двух бригад СпН (ок. 5,5 тыс. человек). Кроме того, собственными подразделениями спецназа располагает МВД. Обучением и оснащением иракских спецназовцев занимаются американцы.

Йемен. В сухопутных войсках имеется две воздушно-десантные («коммандос») бригады. В 1999 г. создано специальное антитеррористическое подразделение. Личный состав для него отобран из элитных армейских частей. Структурно подразделение входит в президентскую охрану. Его зада-чей является борьба с любыми проявлениями терроризма, а также похище-ниями иностранцев. В связи с усиливающейся террористической угрозой США увеличивают помощь йеменским силам СпН, поставляя вооружение, спецтехнику, обучают местных военнослужащих.

Ливан. В сухопутных войсках имеются пять полков СпН и полк «ком-мандос». Командование рассматривает их в качестве сил быстрого реагиро-вания, предназначенных для решения задач по обеспечению безопасности и поддержанию порядка. В составе ВМС при содействии США и Великобрита-нии создан морской десантно-диверсионный отряд (100 человек). Все силы СпН действуют под руководством Командования специальных операций.

Марокко. В сухопутных войсках имеется семь групп «коммандос», а Королевская жандармерия располагает бригадой спецвойск. Помощь в под-готовке марокканских спецназовцев оказывают американские специалисты.

Саудовская Аравия. Подразделения войскового спецназа (три роты) организационно входят в состав воздушно-десантной бригады, а в оператив-ном отношении они подчинены непосредственно министру обороны КСА. Подразделения СпН имеются также в составе Национальной гвардии, в полку Королевской гвардии и в полку морской пехоты. Для обеспечения безо-пасности паломников в Мекку создано подразделение СпН, численностью до 120 человек. В КСА имеются Силы специальной безопасности, предназна-ченные для проведения антитеррористических операций, охраны объектов нефтяной и энергетической отрасли, станций дистилляции воды. Помощь в подготовке личного состава и техническом оснащении сил СпН оказывают США, Великобритания, Франция, Германия, Иордания и Пакистан.

Сирия. В сухопутных войсках имеется командование спецвойск, кото-рому подчинены дивизия спецвойск (три полка) и 10 отдельных полков «коммандос». Их численность составляет примерно 30 тыс. человек (около 10 проц от общей численности ВС САР). Части СпН хорошо обучены, осна-щены большим количеством противотанковых средств, другими видами оружия. Действия частей СпН рассматриваются сирийским командованием как своего рода «асимметричный ответ» Израилю в случае возникновения войны. Антитеррористические спецподразделения имеются в дивизии Рес-публиканской гвардии (охрана президента и его окружения). В ВМС сущест-вует отряд боевых пловцов. Личный состав сил СпН комплектуется в подав-ляющем большинстве выходцами из алавитской общины, к которой принад-лежит президент Б. Асад. Руководство САР отводит силам спецназначения важную роль в решении задач по обеспечению безопасности правящего ре-жима.

52.78MB | MySQL:103 | 0,570sec