Идеологи движения джихада о правомочности проведения терактов в США и странах Европы

В настоящее время в радикальной среде исламистских идеологов наметилась тенденция к обоснованию перемещения театров боевых действий против Запада на территорию Европы и США. В частности, руководство «Аль-Каиды» в марте 2010 г. обнародовало фетву с призывом к мусульманам, живущим в Соединенных Штатах, не получая приказов от каких-либо организаций проводить террористические атаки.

В видеоматериале под названием «Призыв к оружию» представитель «Аль-Каиды» Адам Гадан назвал эти диверсии религиозной обязанностью для всех мусульман, проживающих в государствах, поддерживающих политику Вашингтона в отношении мусульманских стран.

Адам Гадан (настоящее имя Адам Перлмен), коренной американец, являющийся важным звеном в пропагандистской машине всемирного движения джихада.

Этот «англоязычный рупор исламистов» взял за пример майора Нидаля Малика Хассана, американского военнослужащего, который в ноябре прошлого года застрелил 13 своих сослуживцев в Форт-Худе (Техас), назвав его поступок образцом для подражания.

Гадан отметил, что подобные акции следует проводить в США и европейских странах. По его словам, «Н. Хассан открыл дверь … и показал путь вперед каждому мусульманину, который оказался среди неверных и считает своим долгом исполнять свою обязанность перед Аллахом и защитить ислам и мусульман». Гадан напомнил мусульманам в Соединенных Штатах, что на них в особенности лежит огромная ответственность по ведению джихада против США. По его словам, нехватка связей с группами джихада не должна удержать их от борьбы. «Джихад — это личная обязанность каждого мусульманина».

Он призывает мусульман использовать имеющиеся в их распоряжении возможности для нанесения максимального вреда США, подчеркивая, что для этого необязательно отправляться для участия в боевых действиях в Афганистан, Пакистан, Сомали или Ирак. Он считает, что такие как майор Хассан «должны осуществлять свои акции с оружием, которое у них под рукой, а также при помощи знаний и опыта, приобретенных ими посредством самообразования». Наряду с этим, он отметил, что мусульман не должны останавливать неудачи при проведении диверсий. По его оценкам, в любом случае это может привести к коллапсу транспортных систем, особенно в «часы пик», а также спровоцировать панику. С учетом того, что такие акции будут происходить спонтанно в различных странах Запада, это станет причиной замешательства и всеобщего смятения среди жителей и усилит их недоверие к властям государств.

Между тем, для того чтобы узаконить военные действия на территории США с участием самих же последователей ислама, проживающих в этом государстве, современным радикальным идеологам следует решить задачу — считать ли эту страну «Дар аль-Харб» (территорией войны) или «Дар ас-Сульх» (территорией перемирия).

Серьезным вопросом для радикалов остается ситуация, при которой в США проживает значительная мусульманская община, члены которой могут исповедовать ислам, вести образ жизни согласно предписаниям шариата. В этом государстве находится значительное число мусульман, проходящих обучение в различных университетах. Соответственно, с точки зрения шариата, на них распространяется так называемый «Акд аль-Аман» (договор о безопасности), и значит, эти группы последователей ислама не имеют права по шариату проводить теракты в США. По мнению многих современных исламских теологов, там, где западные правительства не навязывают мусульманам военных действий, связанных с подавлением религии или геноцидом, последователи ислама обязаны искать возможности договориться, согласно «Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (Коран, 8: 61).

Тем самым, в настоящее время среди мусульманских теоретиков наиболее актуален принцип мирного сосуществования с другими странами, народами, культурами, религиями. При этом они часто ссылаются на пример пророка, заключившего договор с иноверцами, включая многобожников – так называемую «Мединскую конституцию». Этот документ стал своего рода воплощением идеи многополярного и мультикультурного общества.

В настоящее время эти договора имеют иную форму. В связи с тем, что мусульманские общины можно встретить по всему миру, большей частью проживающими среди иноверцев, формой соглашения для них с местной властью является признание ими – гражданами определенной страны – местного законодательства, регулирующего взаимоотношения людей — представителей различных конфессий. Этот подход всецело базируется на кораническом принципе: «Если же люди уверовали, но не совершили переселения, то вы не обязаны защищать их, пока они не совершат переселения. Если они попросят вас о помощи в делах религии, то вы должны помочь, если только эта помощь не направлена против народа, с которым вы заключили договор» (Коран, 8: 72).

По мнению многих умеренных мусульманских деятелей, в настоящее время «исламский дава’ат» (в данном случае пропаганда ислама) возможен практически повсеместно, а, следовательно, США и большинство стран Запада нет оснований считать территорией «Дар аль-Харб». Соответственно они попадают в категорию «территории перемирия» («Дар ас-Сульх»).

Таким образом, радикалы от ислама стремятся доказать, что сегодня не существует «Дар ас-Сульх» —а весь мир является «Дар аль-Харб», поскольку он не попадает под сферу действия шариата.

Нет единства в радикальной среде идеологов относительно правомочности начала боевых действий мусульманами-гражданами США в самой стране. В частности, известный теолог Абу Басир ат-Тартуси, который в своих работах призывает молодежь в странах Европы использовать все возможности, чтобы готовить себя к джихаду, считает нелегитимным проведение диверсий непосредственно «американскими мусульманами». Даже, несмотря на признание им бесспорным фактом, проводимой Вашингтоном в мире антимусульманской политики, в книге «О договоре по безопасности в исламе» он пишет, что «США перестанут быть «Дар ас-Сульх» только если правительство объявит ислам вне закона; начнет арестовывать и убивать мусульман; введет запрет на преподавание ислама. До этих пор мусульманам не разрешается сражаться против Америки внутри ее границ, если они там проживают — они должны покинуть ее и тогда только сражаться».

С его точкой зрения не согласен другой, не менее известный идеолог, в прошлом духовный лидер находящейся в Великобритании радикальной группировки «Аль-Мухаджирун» шейх Омар Бакри Мухаммад. Так, в начале 2005 г. он заявил, что новое антитеррористическое законодательство, разработанное в странах ЕС, ограничивает права мусульман, в том числе на ношение религиозных атрибутов, проповедовании норм «чистого ислама». Следовательно, на его взгляд, государства Запада не допустимо рассматривать как «Дар ас-Сульх», таким образом, признавая территорию этих стран «Дар-аль-Харб», он считает допустимым начало боевых действий мусульманами, проживающими в ЕС.

По заявлению радикальной группировки «Ансар аль-Муджехедин», мусульмане-граждане США не имеют права проводить теракты на территории этого государства, предоставляющего им определенные блага (возможность учиться, получать различные государственные субсидии, убежище). Таким образом, по мнению лидеров группировки, даже если такое нападение допустимо, то оно может быть осуществлено только группой моджахедов, «нелегально прибывших из другой страны специально для этой цели».

Американский салафитский идеолог йеменского происхождения Анвар аль-Авлаки в интервью радикальному журналу «Сада аль-Малахим» («Эхо битв») заявил, что одной из причин, по которой он покинул США, стала невозможность проповедования «истинного ислама» в этой стране после событий 11 сентября.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что экстремистским организациям и «Аль-Каиде» в том числе для проведения самых жестоких терактов необходимо некое религиозное или идеологическое обоснование. Они ориентированы на широкие массы последователей, которые в будущем, не задумываясь призваны совершать диверсионные акции, согласно генеральной линии всемирного движения джихада. Они подобны сотням миллионов пользователей различных компьютерных программ, которые, не вдаваясь в тонкости их создания, активно применяют их на практике. В данном случае мы сталкиваемся с чем-то подобным. Идеологи «Аль-Каиды» стремятся убедить молодежь в правильности выбора тех, кто встал на путь террора, которые без каких-либо сомнений должны совершать самые жестокие акции.

В этом контексте оптимизма не добавляет и то обстоятельство, что как радикалы, так и умеренные исламские теологи отталкиваются в своих умозаключениях, по сути, от одного источника- Корана, активно ссылаясь на него. Соответственно пользователь, не очень сведущий в комментариях к священному писанию, далекий от арабского языка, а, следовательно, и первоисточников будет выбирать из обилия литературы ту, которая ему ближе по восприятию окружающей действительности.

52.37MB | MySQL:103 | 0,491sec