Судан: размышления о будущем

Одним из итогов пребывания представительной делегации ООН, которую возглавляла представитель США в Совете Безопасности этой организации С.Райс, стало констатация серьезной озабоченности в отношении перспектив сохранения стабильности в регионе после проведения референдума о независимости Южного Судана в январе с.г. Если переходить на принятый сейчас язык цветовых «сигналов», то в этом случае впору зажигать «оранжевый» с явными проблесками «красного». Вообще пребывание С. Райс в Судане и ее поведение очень явно показывают ту огромную пропасть в подходах к этой теме между ней и специальным представителем США по Судану С.Грейшеном. С учетом ухода последнего на должность посла США в Кении в феврале будущего года становится понятным, что помимо собственно внутренних проблем Юга, общая положительная динамика преодоления суданского кризиса подвергнется серьезному испытанию в связи с той политикой, которую исповедует американский представитель в Совбезе ООН. Если охарактеризовать ее кратко, то она представляет собой «гремучую смесь» политического инфантилизма и оторванности от реальности. При этом присутствует полное незнание предмета и попыток рассматривать ситуацию в Судане с точки зрения гуманитарных ценностей 21 века. То есть условно оценивать деятельность Чингисхана с точки зрения «Амнисти Интернешнл». В этом и заключается основная, по нашей оценке, опасность для всего процесса Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). С.Райс представляет собой прекрасный образчик того политического деятеля, который своими, как ему кажется, «благими намерениями мостит дорогу в ад». Эта политика уже стоила очень дорого народам Ирака и Афганистана, и, судя по всему, теперь на очереди – Судан.

Вместо того, чтобы поставить южносуданское руководство в «жесткие рамки» выполнения им целого ряда обязательных условий и «окоротить амбиции неразумных дитятий», американская «социал-демократия» всячески потакает «капризам» Джубы, с целью ослабить «радикально-исламистский Север». Вашингтон является абсолютным авторитетом для Джубы и в состоянии совершенно спокойно диктовать ей, что и как необходимо делать сейчас. Вместо этого начинает превалировать подход «бескомромиссной войны с плохими парнями, несмотря на все издержки».

Каковы же общие оценки и выводы, которые сейчас «господствуют» среди основных международных игроков и которыми они обмениваются в кулуарах ООН?

Прежде всего, это крайний скептицизм в отношении перспектив мирного развода после референдума 2011 года. Основные опасности все те же: жуткая разруха на Юге; коррупция и отсутствие квалифицированных кадров для государственного управления; зачаточная социальная инфраструктура и реальная опасность возникновения крупных межэтнических столкновений. Ну и конечно, тупиковая ситуация с переговорами по Абъею. Последнее заявление президента Южного Судана С.Киира с просьбой к штаб-квартире ООН «разместить миротворцев по всему периметру» границы (это более 2000 км) между Югом и Севером, вызвало панику в руководстве организации. Ситуацию на полном серьезе сейчас изучают в штаб-квартире ООН. Правда, справедливости ради надо отметить, что больше для «проформы». По оценке ооновских аналитиков, даже если наводнить миссию ЮНАМИС войсками миротворцев (а сейчас их 10, 5 тыс), то и в этом случае полностью «прикрыть границу» не возможно. Усиление контингента, конечно, будет (сейчас, например, из Чада перебрасывается российское вертолетное крыло), но лишь на ключевых направлениях. Само по себе эта суматоха, которая началась с подачи именно С.Райс, характеризует ее «в качестве прагматика» как нельзя лучше.

Пока плохо декларируемые опасения начинают потихоньку приобретать реальные проявления. Например, на последнем заседании ЛАГ в Ливии было принято решение о выделении на развитие Судана 1 млрд долл. США. Прошла неделя, а осведомленные источники уже указывают на то, что «решение было поспешным и в принципе неосуществимым». Якобы не отработаны механизмы указанной процедуры, а также квоты для разных стран. Одновременно было объявлено о переносе сроков заседания координационного комитета ЛАГ (т.н. «Джуба 2»), который специализируется на разработке инвестиционных проектов для Юга, «на первую половину 2011 года». Опять же по причине «технической неготовности» Бахрейна, который выступает в качестве организатора этого мероприятия. Ясно, что дело совсем в другом. Вывод очевиден: арабские страны рассматривают Судан как «зону повышенного риска» и абсолютно не исключают возникновения новой гражданской войны. Причем эти настроения с оптимистических изменились на обратные буквально за три летних месяца. Помимо этого, конечно, сыграли свою роль и заявления руководства СНОД о безусловной готовности установить дипломатические отношения с Израилем сразу же после провозглашения независимости.

Самый большой скептицизм в отношении будущности нового южносуданского государства проявляет естественно Каир. Египетский МИД открыто называют эту проблему «основным вызовом своей системе национальной безопасности, по значению и объему превосходящую палестинскую проблему». Это связано, конечно, с проблемой Нила и завязанный на нее дефицит продовольствия. Сейчас Каир выделяет в срочном порядке 30 млн долл. США на проведение срочных мероприятий на юге Судана. Они подразумевают бурение скважин для получения чистой воды и строительства небольших ирригационных сооружений. Отметим, что все эти проекты натыкаются на закономерные опасения возникновения на Юге еще одного Сомали, а также того, что Джуба получит прекрасный повод элементарно шантажировать Каир в любой удобный для нее момент: инициативу Эфиопии о переделе соглашения об истоках Нила никто не отменял. При этом египтяне действуют близоруко: вместо того, чтобы заняться серьезно модернизацией своего сельского хозяйства, они предпринимают попытки просто оттянуть сроки наступления негативного для себя результата. Тема дефицита продовольствия действительно для Каира становится определяющей, так как сама по себе способна серьезно изменить политический ландшафт внутри страны. «Братья-мусульмане», которые уже сейчас контролируют 20% мест в парламенте, поднимут свой рейтинг в этом случае в разы. Вот основная тема для размышлений и принятия чрезвычайных мер в Госдепартаменте США. Настроения в Каире на самом деле можно оценить как близкие к паническим.

Все это является результатами только лишь месячной активности С.Райс по вопросам «суданского досье». Совершенно очевидно, что если она и дальше будет продолжать «упражняться» на суданской площадке, то уже в начале следующего года следует ожидать активности МУС и, как следствие, осложнение ситуации в Дарфуре, ибо добивать повстанцев А.Нура и отбиваться от международной юстиции Хартуму будет сложно.

62.85MB | MySQL:102 | 0,559sec