Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11-17 октября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Афганистане и Ливане. Президент Афганистана Х. Карзай, высокопостав-ленные представители США и НАТО подтвердили факт ведения переговоров между кабульскими властями и радикальным исламистским движением «Та-либан». Президент Ирана М. Ахмадинежад совершил 13-14 октября первый в истории двусторонних отношений официальный визит в Ливан, итоги кото-рого неоднозначно оцениваются в стране и регионе.

Президент Афганистана Х. Карзай 11 октября сообщил, что кабуль-ские власти действительно ведут переговоры с талибами, что, по утвержде-нию президента, делается во имя ускорения достижения мира в стране. При этом «речь не идет о регулярных официальных контактах, но скорее о не-формальном личном общении, которое продолжается вот уже некоторое вре-мя», — заявил Х. Карзай. Глава Пентагона Р. Гейтс и госсекретарь США Х. Клинтон 14 октября выразили поддержку американской администрации уси-лиям правительства Афганистана по достижению национального примирения и реинтеграции талибов в афганское общество. Р. Гейтс заверил, что США «будут делать все возможное для поддержки этого процесса», который явля-ется частью решения афганской проблемы. Вашингтон и Кабул постоянно консультируются по вопросам национального примирения. По словам главы Пентагона, «мы знаем, что они делают, а они понимают наши требования». Госсекретарь Х. Клинтон озвучила американские требования к талибам: ра-дикальные исламисты должны полностью отказаться от насилия, сложить оружие, порвать с «Аль-Каидой», соблюдать законы и конституцию афган-ского государства. Одновременно Х. Клинтон выразила сомнения в успехе диалога с талибами, отметив, что «мы не знаем, сколько руководителей дви-жения согласны на это». Руководство НАТО заявило о готовности поддер-жать усилия по организации мирных переговоров, но при этом не намерено останавливать военные операции против боевиков. Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Петрэус сообщил 15 октября, что силы коалиции обеспечивали безопасное прибытие руководителей талибов в Кабул для ведения переговоров с афганским правительством. Руководитель афганского Высшего совета мира (ВСМ), экс-президент страны Б. Раббани считает, что движение «Талибан» готово к диалогу о мире. ВСМ предложил командованию войск коалиции приостановить военные операции в тех рай-онах страны, где талибы готовы вступить в переговоры с властями.

Тем временем обстановка в Афганистане остается сложной и напря-женной. Боевики движения «Талибан» и других группировок вооруженной оппозиции продолжают совершать в различных районах страны многочис-ленные нападения на правительственные силы безопасности, войска США и НАТО.

Характерное заявление сделал 16 октября гражданский представитель НАТО в Афганистане М. Седуилл, который считает, что звучащие в послед-нее время высказывания лидеров ряда стран-членов альянса по поводу окон-чательного вывода войск из Афганистана с упоминанием самых разных сро-ков наносят существенный вред миссии НАТО в стране, «вводят в замеша-тельство афганцев, с которыми мы взаимодействуем, и укрепляют силы оп-понентов законного правительства Афганистана, которые предполагают, что если они притихнут, мы уйдем из Афганистана».

17 октября Независимая избирательная комиссия Афганистана заявила, что публикация предварительных итогов парламентских выборов в стране, состоявшихся 18 сентября, перенесена на три дня – до 20 октября.

Премьер-Министр Пакистана Ю. Р. Гилани заявил 12 октября, что программа примирения с вооруженной оппозицией в Афганистане не увен-чается успехом без поддержки его страны. По мнению Ю. Р. Гилани, Исла-мабад должен сыграть ключевую роль в стабилизации обстановки в регионе, подчеркнув, что «ничего не произойдет без нас, поскольку мы часть реше-ния, а не часть проблемы».

14 октября в Пакистане арестована группа боевиков, готовившая теракт с целью убийства премьер-министра Ю. Р. Гилани, главы МИД А. Куреши, других высокопоставленных чиновников, в т. ч. военных и полицейских. Со-общается, что задержанные принадлежат к террористической группировке «Лашкар-е-Джхангва», связанной с движением «Талибан» и «Аль-Каидой».

Президент Ирана М. Ахмадинежад, находившийся 13-14 октября с ви-зитом в Ливане, провел переговоры с президентом страны М. Сулейманом и главой правительства С. Харири, имел встречи с рядом видных ливанских политиков, включая лидера шиитского радикального движения «Хизбалла» Х. Насруллой. Это движение ориентируется на Иран и получает от Тегерана значительную финансовую, материальную и военную помощь. М. Ахмади-нежад также пометил расположенные недалеко от границы с Израилем южные районы Ливана, выступив на массовом митинге в г. Бинт-Джубейль. Как известно, это город на протяжении длительного времени был одним из глав-ных центров антиизраильской вооруженной деятельности «Хизбаллы». Под-черкнем, что для публичных выступлений президента ИРИ в Ливане была характерна резкая антиизраильская риторика. М. Ахмадинежад выступил в поддержку «единого и сильного» Ливана, потребовал положить конец «изра-ильской оккупации ливанских и палестинских земель», назвал Ливан «цен-тром сопротивления», играющим «отличную роль», заявил о поддержке этой страны в борьбе против общего врага – Израиля, обещав ливанцам «неогра-ниченную военную поддержку». По итогам визита иранского президента стороны подписали 16 соглашений и меморандумов о сотрудничестве в сфе-рах экономики, энергетики, торговли, здравоохранения, высшего образова-ния, туризма и охраны окружающей среды.

Визит М. Ахмадинежада продемонстрировал раскол, существующий в ливанском обществе. Так, «Хизбалла» и ее союзники приветствовали иран-ского гостя, в то время как прозападно настроенные слои общества и полити-ки негативно отнеслись к пребыванию в стране президента ИРИ, считая, что Тегеран хочет превратить Ливан в «иранскую базу в Средиземноморье», а поддержка Ираном противостояния «Хизбаллы» с Израилем может обер-нуться для Ливана новой разрушительной войной. Премьер-министр С. Ха-рири заявил М. Ахмадинежаду, что Ливан страна не намерен становиться ча-стью региональной «оси», потому что «успешная формула сосуществования разных этнических и религиозных групп населения» в стране не позволяет это сделать. По всей вероятности, именно по этой причине в Бейруте не со-стоялась предполагавшаяся встреча лидеров Ливана, Ирана, Сирии и Турции. В целом, по мнению экспертов, визит президента ИРИ в Ливан имел под со-бой «стратегическую подоплеку» и должен был продемонстрировать силу иранского влияния в этой арабской стране. Тем не менее, правительство Ли-вана, как и ожидалось, не пошло на политический союз с Ираном.

17 октября президент Ирана М. Ахмадинежад сообщил о готовности возобновить «на принципах справедливости и равноправия» переговоры с «шестеркой» международных посредников (Великобритания, Германия, КНР, РФ, США, Франция) по иранской ядерной программе. Одновременно президент ИРИ выдвинул условия, при которых этот диалог может начаться: (1) переговоры должны соответствовать требованиям и нормам МАГАТЭ; (2) «Запад должен определиться, чего он пытается добиться в ходе переговоров — дружбы или вражды»; (3) «шестерка» «должна уяснить для себя, будет ли она следовать правилам и логике или же устроит шумиху своими заявлениями в случае провала переговоров»; (4) «шестерка» должна озвучить свое от-ношение к ядерному арсеналу Израиля. Кроме того, М. Ахмадинежад в оче-редной раз подтвердил, что Иран никогда не откажется от реализации своей ядерной программы.

Сложная ситуация сохраняется в палестино-израильских отношениях. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 11 октября предложил возобновить мораторий на строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), если палестинцы признают Израиль еврейским государством. Это предложение сразу же было отвергнуто палестинской стороной. Вместе с тем, высокопоставленный представитель Палестинской национальной администрации Я. А. Раббо заявил 13 октября о готовности «признать Израиль в соответствии с любой формулировкой его правительства в течение часа», если израильтяне откажутся от всех территорий на ЗБРИ, оккупиро-ванных ими в ходе войны 1967 г. Власти Израиля 15 октября одобрили планы строительства 238 новых домов для еврейского населения в Восточном Ие-русалиме, что вызвало ответную негативную реакцию у палестинцев и осуж-дение со стороны России, США и Франции. 17 октября было объявлено о пе-реносе на неопределенный срок встречи Б. Нетаньяху с главой ПНА М. Аб-басом, которая должна была состояться в Париже в конце октября.

ВВС Израиля и Греции 14 октября начали совместное учение «Миноас-2010», которое проходит на Крите и в западной части Пелопоннеса. В ходе учения вертолеты военно-воздушных сил двух стран отрабатывают действия в лесистой и горной местности.

Высокой активностью характеризовалась на прошедшей неделе поли-тико-дипломатическая активность сирийского руководства. 11 октября в Дамаске состоялись переговоры президента САР Б. Асада и премьер-министра Турции Р. Т. Эрдогана. Два руководителя обсудили положение в Ираке, вопросы дальнейшего развития сирийско-турецкого сотрудничества в различных областях, итоги недавнего общеарабского саммита в Сирте (Ли-вия) и арабо-израильское урегулирование. Президент Б. Асад подчеркнул, что принципиальным в деле урегулирования с Израилем является не вопрос о прекращении строительства в еврейских поселениях, а проблема возвращения захваченных земель и восстановления попранных прав арабов. Б. Асад вновь выразил заинтересованность САР в посреднической роли Турции в на-лаживании диалога с Израилем. Особую озабоченность лидеров двух стран вызывает обстановка в Ираке. Б. Асад и Р. Т. Эрдоган высказались в пользу скорейшего преодоления разногласий между иракскими политическими си-лами, что способствовало бы формированию нового правительства в этой стране. При этом Сирия и Турция «не вмешиваются в дела Ирака потому, что «все необходимые решения должны принять сами иракцы».

13 октября Дамаск с визитом посетил премьер-министр Ирака Н. аль-Малики, заявивший, что он прибыл в Сирию с тем, чтобы «открыть новую страницу в двусторонних отношениях». Главной темой переговоров с прези-дентом САР Б. Асадом были вопросы политического урегулирования в Ира-ке. Сирийский президент вновь заявил, что решение этой проблемы «должно быть иракским». По мнению экспертов, для Н. аль-Малики посещение Дама-ска должно стать важным шагом на пути повторного занятия кресла главы иракского правительства. Характерно, что Госдепартамент США «приветст-вовал» переговоры между Б. Асадом и Н. аль-Малики.

17 октября президент САР Б. Асад направился в Эр-Рияд для перегово-ров с саудовским королем Абдаллой, в первую очередь, по вопросам поло-жения в Ираке и Ливане, а также отношений САР с Ираном.

Парламент Турции 12 октября продлил на год мандат национальных ВС на проведение трансграничных операций против боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии в Северном Ираке.

Безрезультатно завершился 12 октября очередной раунд переговоров между правительством Судана и властями Юга страны по спорной террито-рии Абъей. Стороны договорились о новой встрече в конце октября. Нере-шенность проблемы Абъея является одним из главных препятствий на пути проведения намеченного на январь 2011 г. референдума о самоопределении Юга Судана и может привести к новому вооруженному противостоянию ме-жду центральным правительством и южанами. 15 октября правительство Су-дана заявило, что не позволит разместить миротворцев ООН на границе меж-ду северной и южной частями страны. Как известно, с просьбой об этом об-ратился к Совету Безопасности ООН глава Южного Судана С. Киир.

14 октября президент Сомали Ш. Ш. Ахмед назначил Мохаммеда Аб-дуллахи новым главой правительства страны. Это назначение должно быть утверждено парламентом в течение 30 дней.

Приложение

 

 

Власть и военные в Саудовской Аравии

 

 

Со времени становления в 40-е — 50-е гг. прошлого столетия регулярных вооруженных сил в Королевстве Саудовская Аравия отношение власти к военным было сложным, неоднозначным. В условиях перманентно напря-женной обстановки на Ближнем Востоке стране была необходима сильная армия с хорошо подготовленным офицерским корпусом. В то же время пра-вящая династия Саудитов, учитывая ту важную роль, которую играли воен-ные в арабских государствах, опасалась политической активности собствен-ных ВС, возможности совершения в королевстве военного переворота. При-чем в тот период беспокойство властей положением дел в армии имело под собой реальные основания: в военную среду проникали оппозиционные на-строения, значительная часть офицеров была политизирована, в войсках имелось много сторонников тогдашнего президента Египта Г. А. Насера, пришедшего к власти в результате антимонархического военного переворота.

Армейское офицерство продолжало оставаться источником постоянной тревоги для монархического режима вплоть до конца 1970-х гг. В этих усло-виях правительство принимает серию целенаправленных и многоплановых мер по нормализации обстановки в армии, очищению ее рядов от оппозици-онных элементов. 20 марта 1960 г. королевским декретом военнослужащим категорически запрещалось заниматься политической деятельностью. Усили-вается надзор за офицерским корпусом, производятся аресты неблагонадеж-ных лиц, недовольных властью. В начале 1960-х гг. десятки принцев направ-ляются на учебу в офицерские училища с тем, чтобы со временем составить костяк новой военной бюрократии, превратить армию в верного стража ди-настии и монархии. В противовес вооруженным силам всемерно укрепляется Национальная гвардия (НГ), комплектовавшаяся выходцами из преданных династии племен. Воинские части передислоцируются из крупных городов в приграничные районы, а их место занимают формирования НГ. Большое внимание уделяется улучшению материального положения военнослужащих.

Принятые правительством меры в итоге принесли свои плоды. К сере-дине 1980-х гг. ситуация в армии нормализовалась, хотя утверждать о пол-ном искоренении в военной среде оппозиционных настроений нет оснований. Улучшению обстановки в ВС в немалой степени способствовало также в це-лом стабильное развитие саудовского общества в последние полтора десяти-летия ХХ-го века. В стране не было отмечено острых социальных конфлик-тов, а оппозиционные силы различной ориентации не имели широкой и прочной базы среди населения, что не позволяло им оказывать значительное влияние на положение дел в королевстве.

Вместе с тем, в КСА сначала подспудно, а в последние годы все более явственно проявляются социальные и политические проблемы, которые в случае их несвоевременного или неполного решения могут в перспективе оказать дестабилизирующее влияние на обстановку в стране. Значительную опасность для королевского режима представляют исламистские экстреми-сты. И это, несмотря на чувствительные удары, нанесенные им властями в последние годы. Здесь же отметим, что идеи радикального исламизма не могли не затронуть армию, хотя официальные источники информации об этом умалчивают.

В настоящее время правящий режим жестко контролирует все стороны жизни и деятельности вооруженных сил. Высшее руководство армией нахо-дится в руках королевской семьи. Король, как верховный главнокомандую-щий ВС, определяет основные направления военного строительства и руко-водит армией через министерство обороны и авиации. Старшие члены коро-левской фамилии лично возглавляют многие высшие командные структуры вооруженных сил. Именно от них зависит принятие решений по оперативно-му руководству войсками, в т. ч. по их передислокации, планированию и проведению мероприятий по боевой подготовке, продвижению по службе офицерского состава, закупке вооружения и военной техники за рубежом. Значительная часть высших и старших офицеров представлена выходцами из семей, поддерживающих в течение длительного времени прочные связи с ко-ролевской фамилией и отличающихся безупречной лояльностью к монарху. Большая группа офицеров происходит из племен, традиционно верных Сау-дидам.

Большое, а во многих случаях определяющее значение для карьерного роста саудовских имеют неформальные связи. Зачастую именно по принципу личной преданности и других неофициальных связей, а не по реальным за-слугам и способностям происходит рост военнослужащего по службе. Силь-ное влияние племенных и родственных связей на положение дел в военной среде не считается в КСА чем-то предосудительным. Ведь, по сути, саудов-ская нация находится еще на стадии формирования, поэтому принцип пле-менной и земляческой солидарности сохраняет реальное влияние в обществе. Это, естественно, в полной мере относится к армии. Характерным явлением для саудовских ВС остается использование командным составом служебного положения в личных целях, на что власть закрывает глаза. Аналогичным об-разом власти относятся и к коммерческой деятельности военнослужащих.

Служить в национальной армии имеют право только подданные коро-левства мужского пола и мусульманского вероисповедания. Современный офицерский корпус ВС КСА комплектуется преимущественно из семей чи-новников, офицеров, предпринимателей. По-прежнему на военную службу идут многие выходцы из королевской семьи. Постоянным поставщиков наи-более благонадежных офицерских кадров остается племенная аристократия. Офицерские кадры готовятся как в национальных военно-учебных заведени-ях, так и за рубежом, главным образом в США, других странах НАТО, Паки-стане, Египте, Иордании.

Для укрепления своих внешнеполитических позиций и поддержания внутренней стабильности правящая династия неуклонно придерживается курса на укрепление армии и НГ. На нужды обороны и безопасности идет значительная часть государственного бюджета. Военные расходы КСА – са-мые крупные в регионе и одни из самых больших в мире. За рубежом произ-водятся масштабные закупки современного вооружения и военной техники. Профессиональный уровень подготовки военнослужащих постепенно повы-шается, но говорить о его скором приближении к уровню современных тре-бований еще рано. В целом, несмотря на прилагаемые усилия, ВС КСА не в состоянии эффективно решать задачи по обеспечению внешней безопасности государства, умело использовать имеющуюся боевую технику. Это наглядно проявилось осенью 2009 г. в ходе боевых действий против йеменских шиит-ских мятежников.

В целом же, несмотря на имеющиеся недостатки, ВС КСА на сего-дняшний день представляют собой один из наиболее современных институтов государства и важный элемент модернизации общества. Прежде всего, это относится к офицерам. Отметим, что облик саудовского офицерства по-стоянно меняется. Растет число тех, кто имеет высокий образовательный уровень, владеет иностранными языками (преимущественно английским), имел возможность увидеть своими глазами жизнь других стран и народов. Основную массу офицеров вполне можно отнести к новому поколению сау-довцев, имеющих представление о ценностях современного мира. Сущест-вующая в королевстве социально-экономическая и политическая система их пока вполне устраивает. К тому же уровень политизации офицерской среды сейчас несравненно ниже, чем это было в 1950-е – 1970-е гг. В своей основ-ной массе саудовские офицеры сохраняют верность правящей династии и не являются очагом реальной опасности и серьезного беспокойства для прави-тельства. Хотя проявления амбиций, в т. ч. политических в офицерской среде все же имеет место. Власть, зная об этом, как и прежде сохраняет определен-ную степень настороженности в отношении армии. Правящий режим в ряде случаев учитывает политические амбиции военных. Так, представители офи-церов (действующих и находящихся в отставке) введены в состав созданного в 1993 г. при короле Консультативного совета – Шуры. Для упрочения ло-яльности военнослужащих правящему режиму власти создали систему мате-риального вознаграждения. Офицеры и солдаты пользуются широким спек-тром социальных услуг и льгот.

Таким образом, вооруженные силы КСА в силу жесткого контроля над ними со стороны правящего режима, лояльности основной массы личного состава королевской власти, удаленности большей части армейских соедине-ний и частей от центров политической и общественной жизни, в настоящее время не представляют собой независимую и весомую политическую силу. Армия не является источником реальной опасности и ощутимого беспокой-ства для правительства. Да и в обозримой перспективе из военной среды вряд ли будет исходить серьезная угроза для династии Саудитов. Власть же про-должит курс на упрочение своих позиций в ВС, активно используя для этого систему льгот и поощрений, а в случае необходимости применит жесткие ре-прессии в отношении неблагонадежных военнослужащих.

55.78MB | MySQL:116 | 0,686sec