Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 октября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Пакистаном и Афганистаном. С 20 по 22 октября в Вашингтоне в рамках стратегического диалога между США и Пакистаном прошла встреча вы-сокопоставленных представителей двух стран, обсудивших актуальные про-блемы американо-пакистанских отношений. Независимая избирательная ко-миссия Афганистана опубликовала 20 октября предварительные итоги пар-ламентских выборов, состоявшихся 18 сентября.

Нынешний раунд стратегического диалога между США и Пакистаном (третий в 2010 г.) традиционно прошел под сопредседательством госсекрета-ря США Х. Клинтон и главы пакистанского МИДа Ш. М. Куреши. Встреча состоялась в условиях осложнения двусторонних отношений, вызванного не-удовлетворенностью Вашингтона нерешительностью Исламабада в деле борьбы с терроризмом и негативным отношением пакистанских властей к систематическим налетам американской и натовской авиации на граничащие с Афганистаном районы. Тем не менее, диалог проходил в деловой атмосфере. Его участники обсудили широкий круг политических, военных и эконо-мических вопросов, связанных с ситуацией в Пакистане и Афганистане. США в очередной раз призвали Пакистан поддержать мирный процесс в Аф-ганистане и усилить удары по боевикам движения «Талибан», в районах при-легающих к афганской границе, особенно в Северном Вазиристане. В этой связи военные представители (глава Пентагона Р. Гейтс, председатель Коми-тета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен и командующий па-кистанской армией генерал А. П. Кияни) рассмотрели вопросы координаций действий сил сторон. Детально обсуждались вопросы, связанные с соглаше-нием об оказании американской помощи Пакистану в сфере безопасности для повышения возможностей пакистанцев в борьбе с талибами. Р. Гейтс заявил о желании США установить долгосрочное стратегическое сотрудничество с Пакистаном и принес извинения за недавний ошибочный удар авиации НАТО, приведший к гибели пакистанских военнослужащих.

По итогам встречи госсекретарь США Х. Клинтон сообщила о готовно-сти Вашингтона оказать Исламабаду военную помощь в размере 2 млрд дол-ларов в течение пяти лет, что станет дополнением к ранее обещанной помощи в 7,5 млрд долларов на гражданские нужды. Х. Клинтон при этом отметила, что у Америки «нет более сильного партнера в борьбе с терроризмом, чем Пакистан». Министр иностранных дел Пакистана Ш. М. Куреши заявил о единстве двух стран в стремлении уничтожить терроризм и призвал к укреп-лению пакистано-американского сотрудничества «во имя борьбы за мир в Афганистане». На встрече с участниками диалога президент США Б. Обама подтвердил свое намерение посетить Пакистан в 2011 г. и пригласил своего пакистанского коллегу А. А. Зардари нанести визит в Соединенные Штаты.

Конечно, вашингтонская встреча не разрешила, да и не могла разрешить весь комплекс противоречий в отношениях между Пакистаном и США. В Исламабаде заявили, что страна имеет собственную стратегию борьбы с боевиками и террористами, и на Пакистан «не надо давить, чтобы начать операцию в Северном Вазиристане», а все, что необходимо сделать для этого, будет осуществлено исходя из пакистанских национальных интересов.

Напряженная обстановка сохраняется в Карачи – крупнейшем городе Пакистана, где на минувшей неделе продолжались массовые беспорядки и убийства на политической почве. Сообщается, что число погибших прибли-зилось к 100 человек. Власти приняли решение о проведении в городе пол-номасштабной антитеррористической операции.

По заявлению главы Независимой избирательной комиссии (НИК) Аф-ганистана Ф. А. Маанави, около четверти из 5,6 млн избирательных бюлле-теней на парламентских выборах были признаны недействительными, а на 226 из примерно 2500 кандидатов в депутаты заведены дела по подозрению в участии в фальсификации и подтасовке бюллетеней для голосования. Ожида-ется, что окончательные итоги выборов будут объявлены 31 октября, после того, как Комиссия НИК по жалобам и претензиям полностью завершит рас-смотрение заявлений о правонарушениях в ходе избирательного процесса.

На прошедшей неделе в Риме состоялась встреча представителей стран-участниц международной контактной группы по Афганистану, на которой обсуждались вопросы постепенной передачи афганским властям от-ветственности за обеспечение безопасности в стране. По итогам встречи было заявлено, что «нет окончательно определенной даты вывода международных сил из Афганистана, поскольку она зависит от хода переходного процесса и достигнутых результатов» в каждом отдельно взятом регионе. Спец-представитель президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбрук отметил, что пока речи не идет о выводе войск западной коалиции, а июль 2011 г. «можно назвать датой постепенного сокращения численности военно-служащих от провинции к провинции и в зависимости от условий». Одно-временно Р. Хлобрук призвал «не спекулировать» попытками правительства афганского президента Х. Карзая наладить контакты с представителями та-либов. На встрече в Риме впервые участвовала делегация Ирана, заявившая о готовности Тегерана сотрудничать с представителями США по вопросам мирного урегулирования в Афганистане. Американцы же сообщили о при-знании роли Ирана в афганском урегулировании.

Министерство обороны Афганистана 20 октября заявило: «Проведен-ный нашим ведомством анализ показал, что национальная армия достаточно сильна, чтобы взять на себя ответственность за безопасность». В частности, речь идет о переходе под контроль национальных ВС к июлю 2011 г. таких провинций и районов, как Панджшер, Дайкунди, Бамиан и Нимроз.

Высший совет мира (ВСМ) Афганистана выразил желание, чтобы Сау-довская Аравия, особенно король Абдалла, сыграла ключевую роль в поли-тическом урегулировании в стране. ВСМ также подтвердил готовность пойти на уступки движению «Талибан» и выслушать его «легитимные требования» с тем, чтобы талибские руководители сели за стол переговоров с правитель-ством.

Тем временем обстановка в Афганистане остается очень сложной. Бое-вики вооруженной оппозиции продолжают совершать теракты и вооруженные нападения в различных районах страны. Так, 23 октября было совершено нападение на здание миссии ООН в западной провинции Герат.

Руководитель Организации по атомной энергии Ирана А. А. Салехи сообщил 18 октября, что в южных и центральных районах страны ведутся широкомасштабные геологоразведочные работы по поиску новых урановых месторождений с целью обеспечения национальных ядерных объектов топ-ливным ураном. Имеющиеся в ИРИ запасы урана способны обеспечить в те-чение 10 лет работу АЭС мощностью 1000 МВт. А. А. Салехи также заявил, что в Иране к настоящему времени произведено 30 кг урана, обогащенного до 20 процентов.

18 ноября на встрече во французском Довиле руководители Германии, России и Франции договорились вместе оказывать давление на Иран по во-просу о его ядерной программе, а также о готовности сотрудничать с Тегера-ном, если иранская сторона докажет мирный характер этой программы.

США обратились к Китаю с просьбой принять меры в отношении ки-тайских компаний, которые продолжают сотрудничать с Ираном в обход санкций ООН. Китайские власти обещали провести соответствующее рассле-дование.

Глава МИД Пакистана Ш. М. Куреши заявил 19 октября, что его страна не видит причин, которые оправдывали бы создание Ираном ядерного ору-жия, т. к. «Ирану никто не угрожает. Но в тоже время он имеет право на мир-ное использование атомной энергии».

США и Израиль в совместном заявлении отметили, что «Иран пред-ставляет собой одну из серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся на Ближнем Востоке». В первую очередь, это касается несоблюдения ИРИ меж-дународных обязательств в ядерной сфере и поддержки «террористических объединений».

19-20 октября с визитом в Иране находился президент Венесуэлы У. Чавес. По итогам переговоров с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом сто-роны выразили удовлетворение уровнем двустороннего сотрудничества и заявили о намерении укреплять и углублять стратегическое партнерство, «призванное ликвидировать существующий миропорядок» и основать новый «на принципах гуманности и справедливости». Президент Венесуэлы на ми-нувшей неделе также посетил Сирию, Ливию и Алжир, обсудив с руководи-телями этих стран вопросы двустороннего сотрудничества в различных об-ластях и проблемы арабо-израильского урегулирования.

Сложная ситуация сохраняется на палестино-израильском направле-нии. Израильтяне активно ведут строительство нового жилья (до 600 единиц) в поселениях на Западном берегу реки Иордан, что вызывает резкое непри-ятие у палестинцев, заявляющих, что они вернутся за стол переговоров с Из-раилем только в случае замораживания строительства. В тоже время в Из-раиле растет беспокойство, что палестинцы все больше склоняются в сторону односторонних шагов по провозглашению независимости Государства Пале-стина. Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху назвал эти действия «нереа-листичными». Госсекретарь США Х. Клинтон также высказалась против на-мерения палестинского руководства добиваться одностороннего провозгла-шения независимости, заявив, что палестинское государство может быть соз-дано только в результате прямых двусторонних мирных переговоров. При этом США сделают все возможное для продвижения мирного процесса.

Глава правительства Ирака Н. аль-Малики на минувшей неделе посе-тил Иран, Египет и Турцию. Главная цель его зарубежной поездки — получе-ние поддержки в создании нового иракского правительства, в котором он на-мерен сохранить за собой пост премьер-министра. Особое значение имел ви-зит в Иран, на содействие которого Н. аль-Малики рассчитывает в первую очередь. В Иране он также встречался с проживающим здесь радикальным иракским шиитским лидером М. ас-Садром, который в начале октября под-держал повторное назначение Н. аль-Малики на пост главы правительства.

Н. аль-Малики заявил, что публикация на сайте WikiLeaks американ-ских секретных документов по Ираку, является попыткой политических оп-понентов саботировать его кампанию по переизбранию на высший пост в стране. Отметим, что в документах приводятся свидетельства о том, что ши-итские «эскадроны смерти», подчинявшиеся напрямую Н. аль-Малики, чини-ли беззакония в отношении суннитов и политических противников премьера.

Президент Судана О. аль-Башир 20 октября заявил, что исключен ва-риант развязывания гражданской войны с южной частью страны в случае, ес-ли южане на референдуме проголосуют за независимость. На прошедшей не-деле министр иностранных дел Египта А. А. Гейт и глава спецслужб АРЕ О. Сулейман провели переговоры с О. аль-Баширом и президентом Южного Судана С. Кииром, предложив им перенести референдум по Югу (намечен на январь 2011 г.) «не менее, чем на три месяца, а лучше на полгода с тем, чтобы избежать нового витка кровопролития».

22 октября Африканский союз призвал ООН установить морскую и воздушную блокаду Сомали, направить в эту страну дополнительные силы миротворцев (до 20 тыс. человек) и увеличить объемы гуманитарной помо-щи, что должно позволить более эффективно бороться с пиратством и терро-ризмом.

Правительство США 20 октября официально сообщило о намерении поставить Саудовской Аравии вооружение и военную технику на сумму в 60 млрд долларов. Речь, как известно, идет главным образом о продаже 84 истребителей F-15SA и другой авиационной техники и оружия.

По информации СМИ, вооруженные силы Саудовской Аравии и Египта провели недавно совместное учение «Табук-2», в ходе которого, в частности, отрабатывались вопросы отражения возможного иранского нападения.

На парламентских выборах в Бахрейне, состоявшихся 23 октября, 18 из 40 мест получила оппозиционная шиитская Исламская ассоциация нацио-нального согласия. За 9 мест предстоит борьба во втором туре голосования.

Приложение

 

 

О группировке «Аль-Каида» в странах исламского Магриба»

 

 

Экстремистская террористическая группировка «Аль-Каида» в странах исламского Магриба» (АКИМ) возникла на основе действовавшей в 1990-е гг. в Алжире «Салафистской группы проповеди и джихада», которая в январе 2007 г. объявила о присоединении к международной террористической сети «Аль-Каида», изменив одновременно название. АКИМ быстро распростра-нила свою активность на страны Сахеля и Магриба. В настоящее время груп-пировка действует преимущественно в Алжире, Мавритании, Мали и Нигере. Ячейки АКИМ имеются в Марокко, Египте, Ливии и Тунисе. Существует опасность распространения деятельности экстремистов на Сенегал, Буркина-Фасо и Гвинею-Биссау. Отмечаются стабильные контакты АКИМ с нигерий-ской вооруженной исламистской группировкой «Боко харам».

На сегодняшний день АКИМ является одной из наиболее активно дей-ствующих и опасных трансграничных экстремистских организаций, на счету которой большое число кровавых терактов, похищений людей, вооруженных нападений, других насильственных акций. Так, именно АКИМ первая в Ал-жире стала использовать террористов-смертников.

Своей конечной целью АКИМ провозгласила создание в Северной Аф-рике исламского государства и объявила джихад всем режимам в Магрибе и Сахеле, назвав их «врагами Аллаха» и «рабами Запада», с которым экстреми-сты намерены вести беспощадную войну. В рамках этой войны джихад объ-явлен всем приезжающим в регион выходцам из западных стран. Кроме того, экстремисты требуют возвращения арабскому миру ранее принадлежавших ему территорий. В первую очередь, речь идет об испанских городах-анклавах в Северной Африке Сеута и Мелилья, а также об испанской Андалузии.

Число боевиков группировки, действующих в Алжире, оценивается примерно в 1000 человек, а в других странах Сахеля и Магриба – в 400-800 человек. АКИМ ведет постоянную организационную работу по созданию но-вых ячеек, диверсионных групп и групп смертников. По оценке специалистов, от 50 до 70 проц боевиков группировка рекрутирует в Мавритании, яв-ляющейся одной из наиболее бедных стран региона с многочисленной безра-ботной молодежью в городах и неуклонно растущим числом людей, недо-вольных своим положением в обществе. Питательной средой для пополнения рядов АКИМ остается Алжир, где процветают коррупция и нищета, что, по мнению немецких экспертов, позволяет экстремистам постоянно «прирастать отморозками с самого дна алжирского общества». Схожая ситуация наблю-дается и в большинстве других стран Сахеля и Магриба.

Основные источники финансирования АКИМ находятся в Западной Европе, главным образом во Франции и Испании. Сбором средств для экс-тремистов занимаются специализированные ячейки. Деньги поступают от пожертвований и этнических преступных группировок. Затем они «отмыва-ются» в оффшорах. Важным источником финансирования является контра-бандная торговля и контроль над контрабандными трафиками между Европой и Магрибом, Магрибом и Центральной Африкой. Причем эксперты считают, что урон, приносимый контрабандой, сравним с ущербом от террори-стической деятельности. К тому же без хорошо налаженной контрабанды оружия и взрывчатки боевики вряд ли смогли активно действовать. Еще один существенный источник пополнения доходов – выкуп за похищенных людей. Сумма выкупов за последние годы оценивается во «многие миллионы евро». В целом тесная связь с организованной преступностью – одна из наиболее характерных отличительных черт АКИМ. Ряд специалистов даже называют группировку «гибридом» терроризма и криминала.

Для пропаганды своей деятельности и привлечения нового пополнения магрибинские экстремисты широко используют возможности СМИ, включая Интернет. Практически каждая операция боевиков после ее совершения «рекламируется» во всемирной сети. Причем использование Интернета ори-ентировано, прежде всего, на молодежь, в большей степени, чем старшее по-коление, владеющей компьютерами. Интернет также все чаще используется экстремистами для публикации посланий с угрозами.

Группы боевиков, совершающих вооруженные нападения, как правило, малочисленны, но очень мобильны, что затрудняет их обнаружение. Экстре-мисты умело используют в своих целях огромные, малозаселенные и слабо охраняемые территории Сахары и Сахеля, где линии государственных границ в большинстве случаев отмечены лишь на картах. Регулярным нападениям подвергаются армейские и полицейские посты, совершаются похищения лю-дей: туристов, сотрудников гуманитарных организаций и западных фирм, ве-дущих геологоразведочные работы и работающих на добывающих предпри-ятиях. На счету бандитов десятки похищенных людей, причем часть из них была убита. Последней подобной акцией стало похищение в сентябре 7 чело-век, в т. ч. 5 французов, работавших на урановых рудниках на севере Нигера.

В настоящее время экстремисты намерены создать Исламский эмират в малийском районе Азауад с последующим его расширением на территорию Мавритании с тем, чтобы дестабилизировать обстановку в этой стране и соз-дать на ее территории опорную базу для ведения более активных и масштаб-ных действий.

Власти государств региона пытаются принимать более эффективные меры для противодействия экстремистам. Против боевиков проводятся вой-сковые и специальные операции. Предпринимаются шаги по координации усилий на межгосударственном уровне. В большинстве случаев их инициа-тором является Алжир. В частности, периодически проходят встречи началь-ников генштабов ВС Алжира, Мавритании, Мали и Нигера (последняя из них состоялась 26 сентября) и начальников их разведслужб (16 сентября). С ап-реля 2010 г. в Таманарассете на юге Алжира действует совместный опера-тивный штаб стран «четверки». Вместе с тем, до настоящего времени эффек-тивность их совместных действий оставляет желать лучшего. Так, армии го-сударств «четверки» пока не провели ни одной совместной операции, а дея-тельность координационного штаба во многом носит формальный характер из-за различий в позициях сторон в вопросе их прерогатив в ходе возможных совместных операций. Не налажен должным образом обмен информацией о деятельности экстремистов.

Ход событий в регионе показывает, что страны Сахеля и Магриба по-разному подходят к проблеме борьбы с терроризмом, что не способствует ее решению. Сказывается разница в экономических и военных потенциалах, оп-ределяющих конкретные возможности каждого государства, наличие опыта в борьбе с терроризмом. В «четверке» Алжир обладает наиболее мощной и технически оснащенной армией, сильными спецслужбами и многолетним опытом борьбы с вооруженными бандформированиями и террористами. В то же время возможности других стран весьма ограничены. Немаловажное зна-чение имеют и противоречия в отношениях между государствами, невысокий уровень доверия между ними. В результате Алжир уверенно занимает веду-щее место в «четверке», причем зачастую ведет себя с позиций «старшего брата», стремящегося подчинить действия «младших братьев», причем, не всегда считаясь с их позицией и интересами.

В ряде случаев страны региона действуют самостоятельно, без коорди-нации с соседями, к тому же на их территории. Так произошло в июле и сен-тябре 2010 г., когда армия Мавритании (первый раз вместе с французскими военными) провела операции против боевиков АКИМ на территории Мали.

Важную роль в борьбе с АКИМ могут сыграть туареги Сахеля и Саха-ры. И хотя некоторые племена поддерживают «на коммерческой основе» от-ношения с экстремистами, оказывая им некоторые услуги (похищения ино-странцев с последующей перепродажей боевикам, контрабанда оружия и наркотиков), туареги в большинстве своем не разделяют радикальные взгляды исламистов. Более того, часть племен заявила властям Мали о готовности помогать армии против боевиков. В этих условиях многое будет зависеть от готовности и желания правительств стран региона договориться с вождями туарегов о привлечении племен к совместным действиям против исламистов.

Помощь в борьбе с экстремистами и террористами, в ряде случаев зна-чительную, оказывает государствам региона Запад, преимущественно США и Франция. Американцы с 2005 г. реализуют т. н. «Транссахарскую антитерро-ристическую инициативу», в рамках которой регулярно проводят с местными армиями совместные специальные учения «Финтлок», оказывают помощь в подготовке национальных кадров, специальном техническом оснащении ВС и служб безопасности стран Магриба и Сахеля. Все большую активность, особенно в Мавритании и Нигере, проявляет Франция. Французы обучают мавританских военных, участвуют вместе с ними в операциях против боеви-ков. С недавнего времени разведывательные самолеты ВВС Франции, бази-рующиеся в Нигере, совершают облеты районов предполагаемого нахожде-ния боевиков АКИМ и заложников. В то же время усиление французской во-енной деятельности вызывает настороженное отношение у Алжира, опасаю-щегося стороннего вмешательства в зону своих интересов.

52.35MB | MySQL:103 | 0,448sec