Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 октября 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Иране и Турции. Иран сообщил о готовности возобновить в ноябре диалог с «шестеркой» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция), но «не станет говорить с Западом о ядерной энергетике в этом раунде переговоров». Совет национальной безопасности Турции 27 октября одобрил новый вариант Стратегии национальной безо-пасности страны («красную папку»).

Главный иранский переговорщик по ядерной проблеме С. Джалили в своем письме на имя Верховного представителя Евросоюза по внешней по-литике и безопасности К. Эштон сообщил о готовности ИРИ вступить в пе-реговоры с представителями стран «шестерки» в удобное для обеих сторон время после 10 ноября. Однако 31 октября советник президента ИРИ М. Ах-мадинежада А. А. Джаванфекр заявил, что Иран не будет обсуждать на пере-говорах проблемы ядерной энергетики. Тегеран считает возможным продол-жение диалога по атомным вопросам только в том случае, если Ирану будет «понятно направление переговоров». Кроме того, страны «шестерки» должны доказать свое согласие с положениями Договора о нераспространении ядерного оружия, касающимися всеобщего разоружения, нераспространения ядерного оружия и права на мирные ядерные технологии.

Тем временем государства Запада принимают меры по ужесточению санкций против Ирана в рамках мер, направленных на прекращение наращи-вания иранской военной мощи и развития ядерной программы ИРИ. Так, 25 октября главы МИДов стран Евросоюза окончательно определили дополни-тельные санкции в отношении Ирана, предусматривающие замораживание инвестиций в иранский нефтегазовый сектор, запрет на передачу технологий, оборудование и оказание профильных услуг, а также целый ряд ограничений в сфере торговли и банковского дела. Составлен «черный список» из 40 иранских чиновников, которым запрещен въезд в страны ЕС. Однако Евро-союз отказался вводить запрет на импорт иранской нефти, а также на по-ставку в ИРИ нефтепродуктов, в первую очередь, бензина. Министерство финансов США 27 октября ввело санкции в отношении 27 компаний в Гер-мании, на Мальте и на Кипре. Сообщается о значительном сокращении (до 20 проц) закупок иранской нефти Китаем, что рассматривается аналитиками как «предупредительный сигнал» Пекина руководству Ирана.

26 октября Иран объявил о начале загрузки ядерного топлива в реактор АЭС в Бушере. Госсекретарь США Х. Клинтон заявила в этой связи, что Ва-шингтон не возражает против использования Ираном атомной энергии в мирных целях, но считает недопустимым появление у ИРИ ядерного оружия.

Совет национальной безопасности Турции 27 октября рекомендовал правительству утвердить новый вариант Стратегии национальной безопасно-сти страны, который будет действовать на протяжении ближайших пяти лет. К числу главных угроз безопасности Турции в документе назван Северный Ирак, где базируются основные силы сепаратистской Рабочей партии Курди-стана (РПК), ведущей вооруженную борьбу с турецкими властями. Также в документе подробно говорится о вопросах борьбы с терроризмом внутри страны и в регионе. При этом Анкара призывает «дружественные и союзные страны принимать действенные меры» с целью пресечения финансирования террористических организаций (к их числу отнесена РПК) и их деятельности в целом.

Из списка стран, представляющих внешнюю угрозу Турции, в новом варианте Стратегии исключены Армения, Болгария, Грузия, Иран и Сирия. Пока не подтверждается исключение из этого списка России. К числу стран, угрожающих Турции, по-прежнему отнесена Греция. Впервые за много лет действия Израиля оцениваются как угрожающие стабильности на Ближнем Востоке, что может спровоцировать гонку вооружений в регионе. Особо от-мечается недопустимость появления на Ближнем Востоке ядерного оружия. В этой связи Турция подчеркивает важность скорейшего возобновления прямых переговоров по иранской ядерной программе с участием всех заинтере-сованных сторон. В то же время в документе не говорится о проекте создания коллективной системы ПРО НАТО в Европе, относительно которого в Анка-ре выражают обеспокоенность.

Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Петрэус заявил 30 октября, что за последние месяцы силы коалиции достигли успехов, остановив наступление боевиков движения «Талибан» на большей части территории страны, и теперь даже члены руководства этого движения начинают всерьез задумываться о заключении мира с кабульским правитель-ством. Тем не менее, войскам союзников предстоит еще «много сражений». К тому же, по словам генерала, контакты с лидерами талибов пока находятся на ранней стадии. «Наиболее точно их можно охарактеризовать как предвари-тельное обсуждение вопросов», — отметил Д. Петрэус. Со своей стороны, представители Пентагона и американских разведслужб полагают, что США оказались не в состоянии в ходе военной кампании против движения «Тали-бан» нанести ему поражение или «оказать существенное давление» на его лидеров и подтолкнуть их к ведению мирных переговоров с правительством. Более того, мятежники усиливают свое сопротивление, систематически де-монстрируют способность «выдерживать удары», наносимые войсками США и НАТО. Талибы испытывают растущую уверенность в том, что они смогут продержаться вплоть до начала вывода в июле 2011 г. войск США из Афга-нистана. По оценкам американских экспертов, основные вооруженные фор-мирования радикальных исламистов эффективно противостоят войскам за-падной коалиции во многом благодаря доступу к безопасным убежищам на территории Пакистана. И хотя основные силы экстремистов на время поки-нули Кандагар и ряд других афганских провинций, на местах остаются бое-вики, которые продолжают вести подрывную деятельность и держат в страхе местное население.

Президент Афганистана Х. Карзай подтвердил, что его канцелярия по-лучала от Ирана крупные суммы денег наличными, которые он назвал «про-зрачной формой помощи» на различные целевые проекты. США выразили обеспокоенность мотивами, которые «движут Ираном» в Афганистане, хотя и не отрицают право ИРИ «оказывать финансовую помощь Афганистану, равно как и право афганского правительства принимать такую поддержку». В Тегеране же заявили, что Иран оказывал и продолжит оказывать финансовую помощь Афганистану.

Россия и США 28 октября впервые провели совместную операцию по борьбе с наркотиками на территории Афганистана, в ходе которой наркоди-лерам был нанесен ущерб на более чем 1 млрд долларов. Однако Х. Карзай потребовал от командования НАТО разъяснений в связи с проведением рос-сийско-американской операции, которая, как подчеркнуто в заявлении пре-зидента, была осуществлена «без его разрешения». В то же время в россий-ской Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков сообщили, что руководство Афганистана было уведомлено об операции, в которой уча-ствовали также местные полицейские. Главы внешнеполитических ведомств России и США С. Лавров и Х. Клинтон на встрече в Ханое подтвердили, что две страны продолжат совместные действия против наркобизнеса.

29 октября Афганистан и Пакистан подписали новое соглашение о тор-говле, по которому афганская сторона получила доступ к пакистанским мор-ским портам и право экспортировать свои товары в Индию через Пакистан, но не может перевозить индийские товары через пакистанскую территорию.

На минувшей неделе глава Палестинской национальной администра-ции М. Аббас вновь подтвердил свою приверженность возобновлению пря-мого диалога с Израилем, но только при условии замораживания им строи-тельства в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ). М. Аббас отметил также, что он рассматривает и другие варианты решения па-лестинской проблемы. В частности, речь идет о получении поддержки со стороны США и ООН в деле создания независимого палестинского государ-ства. Эти заявления М. Аббас сделал после переговоров с министром ино-странных дел Египта А. А. Гейтом и главой спецслужб АРЕ О. Сулейманом, которые предприняли попытку убедить палестинского лидера возобновить переговоры с Израилем в обмен на частичное замораживание им строитель-ства в поселениях на ЗБРИ. Со своей стороны, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху призвал международное сообщество торпедировать любые по-пытки палестинцев подменить прямые мирные переговоры односторонними действиями.

Руководство ПНА выступило против возможных намерений США и Евросоюза вовлечь радикальное исламистское движение ХАМАС в процесс палестино-израильского урегулирования.

Сирия и США на прошедшей неделе обменялись обвинениями в дес-табилизации обстановки в регионе, особенно в Ливане. Президент САР Б. Асад 26 октября заявил, что Дамаск предпринимает шаги по «предотвраще-нию потенциального насилия» в Ливане, где ситуация, по его мнению, стано-вится «все более угрожающей». При этом сирийский президент добавил, что США «создают хаос в любом месте, куда они входят». В ответ 27 октября американский госдепартамент заявил, что «сирийское поведение» подрывает суверенитет Ливана и «не играет конструктивной роли в регионе». Амери-канцы также обвинили Сирию, Иран и ливанскую группировку «Хизбалла» в попытках «подвергнуть опасности стабильность в Ливане». Кроме того, Ва-шингтон в очередной раз обвинил Дамаск в поставках крупных партий раз-личного оружия боевикам «Хизбаллы».

Между тем обстановка в Ливане остается сложной и напряженной. Лидер «Хизбаллы» Х. Насрулла призывает ливанцев к отказу от сотрудниче-ства со Специальным трибуналом ООН по Ливану (СТЛ), который расследует убийство в 2005 г. бывшего премьер-министра страны Р. Харири. В то же время представители партий парламентского большинства заявляют, что ли-дер исламистов бросает вызов «всему ливанскому государству», фактически предъявляет ультиматум главе правительства С. Харири и переходит к кон-фронтации с властями. Более того, «Хизбалла» организовала нападение на сотрудников СТЛ в Бейруте. Противники шиитских исламистов требуют со-блюдения соглашения между правительством Ливана и СТЛ, взаимодействия с международным сообществом, что «необходимо для сдерживания растуще-го влияния Ирана в регионе».

Верховный суд Ирака приговорил к смертной казни через повешение бывшего вице-премьера и министра иностранных дел страны Т. Азиза. Реше-ние иракского суда вызвало негативную реакцию во многих странах мира, в т. ч. в России.

28 октября политические противники премьер-министра Ирака Н. аль-Малики потребовали созыва специальной сессии парламента для расследова-ния информации, опубликованной на сайте WikiLeaks, о пытках и издева-тельствах над заключенными в иракских тюрьмах.

Коалиция «Национальный альянс», поддерживающая выдвижение Н. аль-Малики на пост главы правительства Ирака на второй срок, и блок курд-ских партий отклонили инициативу короля Саудовской Аравии Абдаллы о проведении в Эр-Рияде встречи иракских политических партий с целью пре-одоления разногласий в деле создания нового правительства страны.

После публикации 30 октября сообщений о перехвате в Лондоне и Ду-бае двух посылок с взрывными устройствами, адресованных еврейским орга-низациям в Чикаго, и которые были отправлены из Йемена, власти этой страны принимают меры по поиску лиц, причастных к этой отправке. В сто-лице Йемена Сане активно ведется поиск лиц, причастных к отправке посылок с взрывными устройствами, усилено патрулирование, перекрыты многие дороги, полиция осматривает автомобили, в аэропортах страны ужесточен контроль пассажиров и багажа. В Сане приостановлена деятельность офисов компаний FedEx, UPS и DHL, занимающихся пересылкой грузов. Сообщается об обнаружении 26 подозрительных посылок. Президент страны А. А. Салех, подтвердив приверженность Йемена борьбе с терроризмом, заявил, что йеменцы не позволят вмешиваться в свои внутренние дела.

Приложение

 

 

Власть и армия в Ливии

 

 

Роль и место национальной армии в политической жизни Ливии видо-изменялись в зависимости от характера государственного устройства и от-ношения руководства страны к вооруженным силам и решаемым ими зада-чам. Причем, как при королевском режиме, так и после революции 1969 г. верховная власть всегда с недоверием относилась к военным, и надо отме-тить, что для этого у нее имелось достаточно оснований. Ведь именно армей-ские офицеры, создавшие подпольную организацию «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» (СОЮС) свергли монархию, а после революции честолюбивые представители офицерства, в т. ч. из числа бывших сподвиж-ников ливийского лидера М. Каддафи неоднократно предпринимали попытки совершить военный переворот. Борьба с явными и скрытыми противниками джамахирийского режима в армии продолжалась и в последующие годы, что вынуждало М. Каддафи (с момента совершения революции и по сей день, он сохраняет за собой пост верховного главнокомандующего ВС) принимать разнообразные меры (организационные, репрессивные, поощрительные) для поддержания жесткого контроля над вооруженными силами. Ситуация прин-ципиально не изменилась и в настоящее время.

В первые годы после революции (1969-1973) военные покончили с вла-стью прежних правящих кругов во главе с королевской семьей, провели аг-рарную реформу, содействовали развитию национального капитала. Однако М. Каддафи не устраивали медленные темпы и глубина преобразований. И здесь ход событий показал, что армия — это не единое целое, а сосредоточение разнородных, в т. ч. оппозиционных режиму политических сил. В офицерской среде постоянно происходили процессы размежевания, приводившие в ряде случаев к организации заговоров с целью свержения существующей власти. Изменения, происходившие в Ливии, привели к расколу СОЮС, который разделился на две неформальные фракции: радикальную во главе с М. Каддафи, и умеренную, выступавшую за развитие страны по буржуазно-демократическому пути. В конечном итоге большинство офицеров поддер-жало политическую линию М. Каддафи, что позволило ему одержать верх над оппонентами в вооруженных силах, стать полноценным лидером госу-дарства и армии.

В числе мер по закреплению своего положения в ВС М. Каддафи пред-принял шаги по ускоренному наращиванию военных возможностей страны, увеличению численности армии и ее оснащению современным вооружением и военной техникой. При этом с середины 1970-х гг. ведущим партнером Ливии в военно-технической сфере становится Советский Союз.

Ливийский лидер и его ближайшее окружение постоянно искали новые формы политического устройства страны, понимая, что опора только на ар-мию, которая пришла к власти в результате военного переворота, не может быть достаточно надежной. В результате в 1977 г. было заявлено о ликвида-ции в Ливии государства в традиционном понимании этого слова и провоз-глашении Джамахирии – прямого народовластия. Радикальные политические, организационные, экономические и идеологические перемены, проис-ходившие в Ливии во второй половине 1970-х гг. и в 1980-е гг., непосредст-венно затронули военную организацию страны, неоднократно претерпевшую кардинальные изменения.

В конце 1970-х гг. в Ливии развернулась кампания «военизации горо-дов и населения», которая фактически была направлена на изменение состава вооруженных сил. Эту же цель преследовала осуществлявшаяся параллельно чистка в армии, в ходе которой значительное число военнослужащих, в ос-новном выходцев из имущих слоев, были уволены из ее рядов. В 1978 г. ре-гулярные ВС были разделены на «войска отпора» и «войска охраны Джама-хирии». К «войскам отпора» относились наиболее подготовленные соедине-ния и части, предназначенные для отражения первого удара противника, а основной задачей «войск охраны» стало поддержание порядка в стране. С конца 1970-х гг. М. Каддафи отдал ключевые военные посты в руки выходцев из своего племени Аль-Каддафа. В настоящее время три сына руководителя страны — Муатасим Биллях, Хамис и Саади занимают важные посты в армии и структурах безопасности. Однако полностью контролировать все силовые структуры малочисленные соплеменники вождя не в состоянии, поэтому к этому привлекаются другие лояльные Аль-Каддафа кланы.

Не обошла армию и кампания по созданию революционных комитетов, которые объединяли наиболее активно поддерживавших режим элементы и стали руководящей силой в борьбе с оппозицией, за проведение радикальных преобразований. Причем создание ревкомов не в последнюю очередь означа-ло перемещение центра власти от военных к новоявленным «побудителям и контролерам революции». В армии они начали создаваться в 1979 г. главным образом с целью осуществления идеологического контроля над личным со-ставом ВС и координация действий с гражданскими ревкомами. Вооруженные силы в годы «революционных преобразований» в целом оставались одной из опор режима, но в то же время в их рядах было много недовольных мерами властей, особенно против частного сектора, далеко не всем хотелось воевать в Чаде. По данным зарубежных СМИ, в первой половине 1980-х гг. в Ливии было предпринято до восьми попыток военных переворотов. В этой ситуации власти принимали дополнительные меры по ослаблению влияния военных в политической жизни. К середине 1980-х гг. были созданы отдельные ревкомовские вооруженные формирования со своим штабом, сухопутными, авиационными и морскими частями. В 1984 г. принимается закон «О вооруженном народе», направленный на то, чтобы в будущем лишить армию монопольного права выполнять функцию обороны страны.

В 1989 г. М. Каддафи начал очередную перестройку ВС, которые были преобразованы в Силы вооруженного народа. Были в очередной раз реорга-низованы органы высшего военного управления, созданы силы «Вооружен-ного народного дежурства» (ВНД) и «Местной национальной обороны» (МНО). Создавая новую военную организацию, руководство Ливии полагало, что это поможет избежать опасности захвата власти армией. Однако на деле произошла лишь смена вывесок: виды ВС – сухопутные войска, ВВС и ПВО, ВМС стали составными частями ВНД. Но все же часть армейской «старой гвардии» была потеснена молодыми радикальными ревкомовцами. Однако полностью концепция «вооруженного народа» так и не была реализована, хо-тя армии и были созданы соответствующие силовые противовесы в лице «Джамахирийской гвардии», МНО и ВНД, а также народной милиции.

Введение в 1992 г. международных санкций против Ливии (полностью отменены в 2003 г.) негативным образом сказалось на обстановке в стране, в т. ч. на боеспособности и боеготовности национальных вооруженных сил. В армии в 1990-е гг. отмечался рост недовольства политикой властей, ослабле-нием роли армии в результате курса на «прямое вооружение народных масс», усилилось влияние на военнослужащих исламистов, предпринимались по-пытки совершить военный переворот, имели место антирежимные выступле-ния в войсках. В ответ в ВС были проведены массовые чистки, которые, в первую очередь, коснулись офицерского состава, в т. ч. его высшего звена. Вместе с тем, именно армия сыграла решающую роль в разгроме в 1996 г. вооруженных формирований исламистов на востоке страны в Киренаике.

Руководство страны неоднократно привлекало армию для решения внешнеполитических задач. Прежде всего, это относится к многолетнему (1980-1987 гг.) вооруженному конфликту в Чаде, в котором ливийские воен-ные проявили себя крайне неудачно. Да и в целом вооруженные силы Ливии не проявили себя как эффективное орудие обороны страны и защиты ее на-циональных интересов, не оправдав тех колоссальных средств, которые были затрачены на приобретение за рубежом огромного количества оружия и во-енной техники, обучение военнослужащих. Руководству Ливии так и не уда-лось создать хорошо обученную, обладающую рациональной организацион-ной структурой и высокой боеспособностью армию. Не на должном уровне было и остается политико-моральное состояние ливийских военнослужащих.

В настоящее время вооруженные силы Ливии находятся в сложном по-ложении. Военные лишились монопольного права выполнять функции обо-роны страны. Внутриполитическая значимость армии заметно снизилась – она не принимает активного участия в политической жизни Джамахирии. И хотя в целом личный состав ВС не проявляет в открытых формах недовольства правящим режимом, ливийское руководство все же опасается рецидивов политической активности среди офицеров и даже возможной попытки со-вершения военного переворота. Именно этим обстоятельством во многом объясняется низкая интенсивность боевой подготовки, медлительность в во-просах технического переоснащения Сил вооруженного народа, сохраняю-щийся плотный контроль за повседневной жизнью и деятельностью армии.

В заключение отметим, что в будущем не исключена возможность уси-ления роли армии в политической жизни Ливии. Так, это может произойти в период, когда будет происходить смена руководителей страны.

52.27MB | MySQL:103 | 0,554sec