О переговорах президента Йемена А.Салеха с Хауси

Новый поворот в заигрывании со стороны йеменского президента А.Салеха с лояльной ему племенной верхушкой Бакиль, помимо использования в растущем противостоянии с саудовцами, имеет и еще несколько резонов. Прежде всего, это попытка президента Йемена создать некий «буфер» обороны из верных ему племенных групп на севере страны. Этот «буфер» должен сдержать возможную экспансию Хауси и послужить противовесом нейтрально-враждебным Ххашид. Сразу отметим, что крайне маловероятно, что Бакиль станут неким орудием в руках Саны для усмирения движения «харакат» на юге страны. Но есть и еще один нюанс.

Эти события разворачиваются на фоне появившихся устойчивых слухов о кардинальных сдвигах в позиции президента А.Салеха по вопросу достижения компромисса с Хауси. Речь идет о предоставлении повстанцам предельно широкой автономии в местах их проживания (провинции Маариб, Аль-Гауф, Саада и Хага) взамен на признание ими права А.Салеха на власть и отказ от продолжения вооруженной борьбы против правительства. Если называть вещи своими именами, то повстанцам предложено самим решать свои вопросы в четырех провинциях взамен на признание права А.Салеха передать власть по наследству своему сыну. Вообще, похоже, что большинство событий в Йемене сейчас необходимо и целесообразно рассматривать через призму престолонаследия.

Переговоры о таком соглашении с Хауси, по нашим данным, сейчас ведутся «за закрытыми дверями» с помощью все тех же вездесущих катарских посредников. Представляется, что они проходят не только в самом Йемене и Катаре, но и ФРГ, где уже давно существует заграничная штаб-квартира повстанцев.

Что произойдет, если это соглашение воплотится в жизнь? Такое развитие событий вполне вероятно по причинам шаткого положения А.Салеха не только на юге страны, но и внутри «Ислаха», и даже собственной семьи. В последней идея передачи всей полноты власти президентскому сыну понимания не встречает даже у самых близких родственников, например, брата президента и командующего северным военным округом Х.аль-Ахмара. В этой ситуации президенту не остается ничего другого, как попытаться «расколоть» оппозицию путем предоставления тех или иных преференций той или иной фракции. Договоренность с Хауси эту задачу ослабления оппозиции решает, более того порождает сильное непонимание между теми же Хауси и социалистами. Генеральный секретарь ЙСП Я.С.Нооман на днях четко дал понять в одном из своих выступлений, что «идея предоставления широкой автономии тем или иным районам контрпродуктивна и стимулирует сепаратистские настроения». С этим нельзя не согласиться с учетом роста сепаратизма на Юге. Но за этой фразой стоит и опасение раскола оппозиционных сил и их фрагментации. А еще более – окончательная потеря влияния партии в южных районах страны. Одновременно это высказывание свидетельствует и том, что слухи о переговорах имеют под собой более чем реальную основу. Такие же настроения царят и в верхушке партии «Ислах», которая была в свое время основным инициатором приглашения Хауси в состав единого оппозиционного блока «Аль-Лика Муштарака». Во всяком случае, заявление повстанцев о вхождении в ряды оппозиции на конференции озвучивали именно представители «Ислах». При этом не надо упускать из виду и традиционно непростые отношения Хауси с «хашидом», и недавние провокационные действия части этого племенной организации против тех же повстанцев. Опять же не будем забывать, что эти действия проплачивались Саудовской Аравией, которая пребывает в сильнейшем раздражении от усиления Хауси и их интеграции в политическую систему страны, а еще более, от того, что в качестве связующего звена между ними и А.Салехом выступает Катар, который тоже играет в свою игру, явно дергая северного соседа «за усы», вторгаясь в его традиционную «зону влияния». Представляется, что в Дохе прекрасно себе отдают отчет, как расценят в Эр-Рияде предоставление широкой автономии Хауси. Из этого вытекает и постепенное усиление иранского влияния на севере Йемена, прямо в «мягком подбрюшье» КСА. В Тегеране вряд ли упустят такую возможность, особенно с учетом нарастания напряжения в отношении их ядерного досье. Можно спорить о степени такой экспансии и оправданности таких опасений, но признаем, что даже чисто гипотетическая возможность этого реальна. Не будем забывать, что в Йемене одним из основных способов приобретения лояльности являются деньги.

Поэтому срыв попытки договориться становится приоритетными в политике КСА на йеменском направлении. История с «йеменскими» посылками и «Аль-Каидой» в этой связи является только «верхушкой айсберга». Речь идет о начале или вернее инспирировании начала новой войны на севере страны с повстанцами Хауси. Об этой угрозе напрямую завил на днях по итогам съезда племен провинции Маариб и Джох шейх Намран. По его данным, подготовка к такой войне уже ведется укоренными темпами. Нетрудно догадаться в чью сторону при этом прозрачно показывали пальцем.

Хотя совершенно оправданна и другая версия событий, которая лично автору кажется более жизнеспособной. Вернее, она укладывается в психологический портрет А.Салеха и манеру его политической активности. Йеменский президент отличается отсутствием желания круто менять курс и переламывать кого-то «через колено». Все его действия носят постепенный и пролонгированный характер, которые при других условиях совершенно спокойно можно было бы охарактеризовать как «полутона» и «полумеры». Его политика – это сочетание репрессий и подачек, заигрывания или запугивания. В этой ситуации достижение договора о разделении полномочий с Хауси является крупным изменением в политическом ландшафте страны, которое однозначно будет встречен «в штыки» всеми основными политическим силами. Напомним, что в Йемене очень ревниво относятся к «вырыванию» кого-то из политических конкурентов или союзников вперед даже на «полголовы». Плюс ко всему это могут не понять в США, которые не настроены поддерживать сепаратизм в том или ином виде, хотя призывают Сану заключить мир с повстанцами. Здесь они будут корректировать свою позицию с саудовцами, позиция которых предсказуема. И самое главное, предоставляя Хауси автономию, А.Салех не решает основной проблемы: он не приобретает в их лице надежного союзника и опору. Несомненно, что если дойдет дело до открытого вооруженного противостояния, то на Хауси нет никакой надежды. В этой связи рискнем предположить, что президент Йемена по обыкновению затеял многоходовую комбинацию по вынуждению саудовцев пойти на компромисс и изменить свою точку зрения по поводу передачи власти по наследству. Ну и возобновить соответственно свою финансовую помощь.

52.25MB | MySQL:103 | 0,664sec