Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 декабря 2010 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ядерной программой Ирана и палестино-израильскими отношениями. В Женеве 6-7 декабря прошли переговоры по иранской ядерной программе ме-жду представителями ИРИ и шести мировых держав. Госсекретарь США Х. Клинтон 11 декабря заявила, что Вашингтон не намерен более быть «пассив-ным участником» мирного процесса между Израилем и палестинцами.

В столице ОАЭ Абу-Даби 6-7 декабря состоялся 31-й ежегодный сам-мит стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия), обсудив-ший ситуацию на Ближнем Востоке и в зоне Залива, интеграционные процес-сы в рамках ССАГПЗ в политической, военной, экономической, социальной и культурной областях. Особое внимание было уделено ядерной программе ИРИ. Участники форума приветствовали усилия мировых держав по возоб-новлению переговоров по иранской ядерной программе, выразив надежду, что Тегеран позитивно отреагирует на эти шаги. Лидеры ССАГПЗ также при-звали Иран придерживаться базовых принципов развития добрососедских отношений на основе взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела других государств. Были рассмотрены вопросы укрепления сотрудниче-ства между аравийскими монархиями в сфере безопасности и развития объе-диненных вооруженных сил «Щит полуострова». Участники встречи осудили «насилие, террористические и экстремистские проявления», призвав между-народное сообщество поддержать инициативу ССАГПЗ об учреждении Все-мирного контртеррористического центра. Детально были рассмотрены во-просы создания единой энергосистемы, валютного союза аравийской «шес-терки», строительства трансаравийской железной дороги, состояния и ис-пользования водных ресурсов региона. Большое внимание на саммите было уделено вопросам арабо-израильского урегулирования, обстановке в Ираке и Йемене.

Переговоры по иранской ядерной программе между представителями Ирана и шести мировых держав (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция), состоявшиеся 6-7 декабря в Женеве, хотя и не привели к конкретным результатам, были названы представителем Евросоюза по внеш-ней политике и безопасности К. Эштон «основательными и детализирован-ными». Стороны договорились провести новую встречу в конце января 2011 г. в Стамбуле. Президент Ирана М. Ахмадинежад считает, что диалог по ядерной программе ИРИ был бы более плодотворным в случае отмены санк-ций, введенных ООН, а сами переговоры должны проходить «в атмосфере сотрудничества на основе соблюдения прав иранского народа». Президент Ирана вновь жестко подчеркнул, что в Стамбуле иранцы не будут обсуждать возможность приостановки своей ядерной программ, в т. ч. вопросы обога-щения урана до 20 процентов. Скептически настроены в отношении позиции Ирана США. По мнению советника президента Б. Обамы в области ОМУ Г. Самура, «Иран полагает, что может манипулировать переговорами, ослабить существующие санкции и избежать дополнительных мер. Эта уловка не сра-ботает. В свете женевских переговоров мы и наши союзники полны решимо-сти сохранить и даже усилить давление на Иран». В Вашингтоне считают не-обходимым «направить Тегерану сигнал о том, что санкции будут только усиливаться, если он станет избегать серьезных переговоров, и никто их не отменит, пока наши опасения не будут полностью устранены».

Госсекретарь США Х. Клинтон заявила, что Вашингтон не намерен бо-лее быть «пассивным участником» палестино-израильского мирного про-цесса, и будет добиваться от обеих сторон конфликта разрешения «ключевых вопросов без промедления». Х. Клинтон вновь призвала израильтян и пале-стинцев уладить разногласия, из-за которых переговоры зашли в тупик. На данном этапе США предполагают вернуться к формату непрямых перегово-ров между Израилем и Палестинской национальной администрацией. На ми-нувшей неделе глава американской дипломатии встречалась в Вашингтоне с министром обороны Израиля Э. Бараком и главным палестинским перего-ворщиком С. Арикатом. В скором времени на Ближний Восток направится спецпредставитель президента Б. Обамы Дж. Митчелл с задачей сближения позиций сторон по «ключевым нерешенным вопросам» для скорейшего дос-тижения реального прогресса в интересах выработки рамочного мирного со-глашения. Вместе с тем, Х. Клинтон признала, что ни США, ни любая другая страна мира не способны положить конец палестино-израильскому конфлик-ту. И лишь сами его участники могут определить свое будущее путем пере-говоров и последующего заключения мирного соглашения.

На прошедшей неделе Аргентина и Уругвай приняли решение признать палестинское государство в границах 1967 г. Ранее это сделала Бразилия. США же считают такое признание »преждевременным», т. к. «подобное мо-жет произойти лишь в результате успешного завершения переговоров между сторонами». Негативно расценил действия латиноамериканских государств Израиль.

Командующий войсками США и НАТО в Афганистане генерал Д. Петрэус уведомил вашингтонскую администрацию о том, что увеличение численности американских войск в стране на 30 тыс. человек дало позитивный эффект. Одновременно генерал признал, что боевики в ряде районов Афганистана остаются несломленными. Д. Петрэус также выразил сомнение в возможности подавления талибов и других вооруженных группировок к 2014 г., когда предполагается передать контроль за обеспечением безопасности в стране афганским властям. Генерал признал, что талибы продемонстрировали способность «держать удар» и явно не намерены сдаваться, считая, что смогут продержаться до тех пор, пока США и их союзники не выведут свои войска из страны.

Посетивший 9 декабря Кабул министр обороны США Р. Гейтс заявил, что объявленная президентом Б. Обамой новая стратегия в Афганистане ра-ботает, а афганские силы, которые уже отвечают за безопасность в Кабуле и вокруг столицы, будут готовы в 2014 г. взять на себя ответственность за обеспечение безопасности на всей территории страны. При этом Р. Гейтс признал, что для прогресса в Афганистане предстоит еще много сделать, «особенно улучшить управление и экономическое развитие».

Тем временем, экстремисты продолжают активно действовать, совер-шив на минувшей неделе в различных районах Афганистана, преимущест-венно на юге страны, целый ряд терактов и вооруженных нападений.

11 декабря Туркменистан, Афганистан, Пакистан и Индия подписали в Ашхабаде соглашение о строительстве газопровода ТАПИ протяженностью 1700 км от туркменских газовых месторождений через Афганистан и Паки-стан в Индию. Оценочная стоимость проекта превышает 3 млрд долларов. Предполагается, что ТАПИ позволит ежегодно транспортировать свыше 30 млрд кубометров газа. Несмотря на опасения, связанные с обеспечением безопасности вдоль трассы газопровода, его строительство поддерживают США и Азиатский банк развития.

На прошедшей неделе в северо-западных районах Пакистана, приле-гающих к границе с Афганистаном, вновь была совершена серия крупных те-рактов, осуществленных в большинстве случаев террористами-смертниками. Погибли около 100 и получили ранения до 200 человек.

11 декабря глава иракской курдской автономии М. Барзани в своем выступлении в столице региона Эрбиле на съезде возглавляемой им Демо-кратической партии Курдистана (ДПК) впервые официально заявил, что кур-ды обладают «неотъемлемым правом на самоопределение». Кроме того, М. Барзани подчеркнул, что будет добиваться «воссоединения Киркука» с про-винциями, входящими в состав Иракского Кудистана, назвав этот город «ис-конно курдской землей». На съезде ДПК присутствуют президент Ирака Дж. Талабани (курд), глава иракского правительства Н. аль-Малики и лидер крупнейшей парламентской фракции А. Алауи.

В Судане 8 декабря завершилась регистрация участников предстоящего 9 января 2011 г. референдума по самоопределению Юга страны. В южных провинциях было учтено более 3-х млн человек, а на севере – 76 тыс. чело-век. По данным ООН, в референдуме имеют право участвовать примерно 5 млн суданцев.

На прошедшей неделе представители Севера и Юга Судана подписали соглашение о совместном обеспечении безопасности нефтяных месторожде-ний в районе Абъей – спорной территории, на владение которой претендуют как южане, так и северяне. Документ предусматривает, что на период до 19 июля 2011 г. вне зависимости от итогов январского референдума безопас-ность и охрану нефтяных месторождений и работающих на них людей будут обеспечивать совместные подразделения суданской правительственной армии и южносуданских сил. Соглашение подписано с целью не допустить перебоев в работе важнейшей для обеих частей страны нефтяной отрасли. Бес-покойство по этому поводу выражали иностранные компании, действующие в Абъее.

В Египте 6 декабря подвели итоги парламентских выборов, прошедших в два тура – 28 ноября и 5 декабря. Безоговорочную победу на них одержала правящая в стране Национально-демократическая партия, получившая 419 из 508 выборных мест (еще 10 депутатов назначает президент АРЕ). Оппозиция завоевала 15 мест, а 70 парламентских кресел достались независимым кандидатам, 4 мандата были признаны недействительными. Крупнейшая оппозиционная сила Египта – исламистская «Ассоциация братьев-мусульман», бойкотировавшая выборы, получила 1 место (в прошлом со-ставе Народного собрания имела 88 мест).

Судебный процесс по делу убийства в 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири начнется в сентябре-октябре будущего года. Об этом 9 декабря заявил официальный представитель Специального трибунала ООН по Ливану (СТЛ). Что касается предварительного вердикта, то он будет готов «очень скоро». Одновременно было особо подчеркнуто, что власти Ли-вана при любых обстоятельствах будут обязаны обеспечить задержание лиц, которым СТЛ предъявит обвинение.

Правящая «Коалиция 14 марта» опубликовала программу выхода Ли-вана из острого внутриполитического кризиса, решительно поддержав дея-тельность СТЛ, что, по мнению коалиции, гарантирует республике безопасное будущее, отведет угрозу развязывания новой гражданской войны и «положит конец политическим преступлениям в Ливане». В то же время оппозиция, прежде всего исламистское движение «Хизбалла», увязывает сохранение гражданского мира в стране с прекращением работы СТЛ. В настоящее время в Ливане сохраняется высокий уровень политической напряженности и прак-тически парализована работа ведущих государственных институтов.

На прошедшей неделе президент Сирии Б. Асад посетил с официаль-ным визитом Францию, где провел переговоры с президентом этой страны Н. Саркози, обсудив арабо-израильский мирный процесс, ситуацию в Ливане и состояние сирийско-французских отношений. Б. Асад заявил, что американ-ские инициативы по ближневосточному урегулированию оказались безре-зультатными, а недавнее принятие в Израиле закона о необходимости прове-дения референдума по территориальным изменениям назвал «абсолютно не-приемлемыми с юридической точки зрения». По словам президента САР, Дамаск и Эр-Рияд при содействии Парижа продолжают переговоры по нор-мализации ситуации в Ливане, однако решение ливанских проблем должно зависеть от самих ливанцев. Б. Асад также выступил против «политического вмешательства» в работу СТЛ. Н. Саркози сообщил, что он настаивал на том, чтобы Б. Асад сделал все возможное для недопущения открытого выступле-ния ливанской «Хизбаллы».

Министр обороны США Р. Гейтс на минувшей неделе посетил Оман и ОАЭ, обсудив с руководством этих стран иранскую ядерную программу, си-туацию в Йемене и вопросы двустороннего военного сотрудничества. По итогам визита Р. Гейтс заявил, что страны-соседи Ирана озабочены его «аг-рессивным поведением» и поддерживают международные санкции в отно-шении ИРИ.

Приложение

 

 

О Миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре

 

 

Конфликт вокруг принадлежности территории Западной Сахары явля-ется одним из самых длительных в Африке. Он возник в середине 70-х гг. прошлого столетия, когда Испания отказалась от своих прав на это владение. В настоящее время на Западную Сахару претендуют Марокко, считающее ее неотъемлемой частью своей территории, и Народный фронт освобождения Сегиет-эль-Хамра и Рио-де-Оро (Фронт ПОЛИСАРИО), ведущий при под-держке Алжира борьбу за независимость Западной Сахары. С 1975 г. по 1991 г. Западной Сахаре шла война между Марокко и Фронтом ПОЛИСАРИО. В сентябре 1991 г. при посредничестве ООН противоборствующие стороны достигли договоренности о прекращении огня. В дальнейшем попытки найти приемлемые для всех участников конфликта пути решения западносахарской проблемы успеха не имели и на сегодняшний день реальные перспективы ее урегулирования отсутствуют, что представляет потенциальную опасность для стабильности в Северо-Западной Африке. И хотя обстановка вокруг Западной Сахары после 1991 г. остается относительно спокойной, при определенных обстоятельствах сахарский конфликт может вновь обостриться и даже перерасти в военные столкновения со всеми вытекающими отсюда нега-тивными последствиями для стран региона.

Миссия Организации Объединенных Наций по проведению референ-дума в Западной Сахаре (МООНРЗС) была учреждена в соответствии с «предложениями по урегулированию», принятыми 30 августа 1988 г. Марок-ко и Фронтом ПОЛИСАРИО, «для наблюдения за прекращением огня и обеспечения проведения свободного и справедливого референдума и объяв-ления результатов». Развертывание Миссии было санкционировано резолю-цией № 690 Совета Безопасности ООН от 29 апреля 1991 г. Миссия состоит из военного, гражданского полицейского и гражданского персонала ООН.

Перед МООНРЗС были поставлены задачи: следить за соблюдением прекращения огня; удостоверить сокращение марокканских войск на терри-тории Западной Сахары; следить за тем, чтобы ВС Марокко и войска Фронта ПОЛИСАРИО оставались в специально отведенных местах; предпринимать совместно со сторонами шаги к тому, чтобы обеспечить освобождение всех западносахарских политических заключенных или задержанных; наблюдать за обменом военнопленными (Международный комитет Красного Креста); осуществлять программу репатриации (Верховный комиссар ООН по делам беженцев); заниматься идентификацией и регистрацией лиц, имеющих право участвовать в референдуме; организовать и обеспечить проведение свобод-ного и справедливого референдума и обнародовать его результаты.

Согласно плану, референдум в Западной Сахаре должен был прово-диться в январе 1992 г. Однако его проведение в назначенное время не пред-ставилось возможным из-за различных подходов к нему у Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО. В 1993 г. была организована Комиссия МООНРЗС по иден-тификации потенциальных участников будущего референдума, которая за-кончила свою работу в декабре 1999 г. Несмотря на завершение процесса идентификации, стороны продолжают придерживаться разных точек зрения по вопросам апелляций зарегистрированных лиц, репатриации беженцев и ряду других вопросов, что не позволяет провести референдум по будущему Западной Сахары. Те не менее, Генеральный секретарь ООН через своего специального посланника (в настоящее время египетский дипломат Х. А. Азиз) периодически проводит переговоры с представителями Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО с целью поиска путей урегулирования конфликта. По-следняя встреча сторон состоялась в феврале 2010 г.

В создавшейся ситуации МООНРЗС продолжает выполнять обязатель-ства преимущественно по контролю за условиями прекращения огня и под-держке программ содействия беженцам и разделенным семьям в Западной Сахаре.

Штаб-квартира Миссии расположена г. Эль-Аюн (Западная Сахара). На территории Сахары по обе стороны заградительного вала, возведенного ма-рокканцами вдоль границы с Мавританией и Алжиром и отделяющего запад-ную зону (находится под управлением Марокко) от восточной зоны (нахо-дится под управлением фронта ПОЛИСАРИО) размещены 9 опорных постов для наблюдателей ООН. В Тиндуфе (Алжир), где находится руководство Фронтом ПОЛИСАРИО, имеется отделение связи МООНРЗС, которое под-держивает связь с алжирской стороной и Фронтом ПОЛИСАРИО. Бюджет Миссии на период с 1 июля по 2010 г. по 30 июня 2011 г. составляет 60,0385 млн долларов США.

Силами ООН в Западной Сахаре командует генерал Ч. Цзинминь (Ки-тай). Их численность (на 31 октября 2010 г.) составляет: военнослужащие – 230 человек, в т. ч. , 20 военнослужащих, 204 военных наблюдателя и 6 по-лицейских; международный гражданский персонал – 98 человек; местный гражданский персонал — 161 человек, добровольцы ООН – 20 человек. Воен-ный персонал представили: Аргентина, Австрия, Бангладеш, Бразилия, Венг-рия, Гана, Гвинея, Гондурас, Греция, Джибути, Египет, Иордания, Италия, Ирландия, Йемен, Китай, Малайзия, Монголия, Непал, Нигерия, Пакистан, Польша, Парагвай, Республика Корея, Россия, Сальвадор, Уругвай, Франция, Хорватия, Шри-Ланка. Сотрудников гражданской полиции представили Еги-пет, Иордания и Сальвадор. Персонал Миссии несет службу в исключительно тяжелых природно-климатических условиях. Так, суточные колебания тем-пературы в Западной Сахаре «прыгают» от 0° ночью до 65° в полдень. За время деятельности Миссии погибли 15 ее сотрудников и военнослужащих.

Основной формой оперативной деятельности наблюдателей ООН явля-ется патрулирование районов ответственности на легковых автомобилях по-вышенной проходимости и вертолетах, которое ведется днем и ночью. Еже-годно совершается до 8,5 тыс. наземных и до 600 вертолетных патрулирова-ний (включая вылеты на воздушную разведку) с целью инспектирования со-блюдения сторонами конфликта генерального соглашения о прекращении огня 1991 г. Порядок и районы инспектирования (оперативная зона) опреде-лены в меморандуме, подписанном между руководством МООНРЗС, коман-дованием ВС Марокко и командованием силами Фронта ПОЛИСАРИО. От-метим, что за последний год существенно сократилось число ограничений на перемещения военных наблюдателей МООНРЗС , вводимых обеими сторо-нами, особенно марокканской армией.

Миссия ООН поддерживает хорошие отношения как с командованием марокканских вооруженных сил, так и с руководством Фронта ПОЛИСА-РИО. При этом обе конфликтующие стороны воздерживаются от прямых контактов, которые осуществляются в форме обмена письменными сообще-ниями через МООНРЗС.

Командование ВС Марокко и силы Фронта ПОЛИСАРИО регулярно информируют Миссию о проводимых мероприятиях по боевой подготовке, передвижениях войск, военной техники и высокопоставленных лиц, уничто-жении мин и других взрывоопасных предметов. МООНРЗС осуществляет наблюдение за всеми мероприятиями, в отношении которых Миссия получила уведомления.

В 2009-2010 гг. наиболее характерными нарушениями со стороны ВС Марокко в зоне ограниченного военного присутствия были: строительство без получения предварительного разрешения Миссии ООН новых зданий и сооружений, передвижения войск и военной техники без предварительного уведомления МООНРЗС, возведение дополнительной каменной стены вдоль заградительного вала, замена легких танков на более тяжелые, установка трех новых вышек для РЛС. Марокканцы объяснили некоторые нарушения необходимостью усиления мер по борьбе с терроризмом и контрабандой. Со стороны Фронта ПОЛИСАРИО нарушения были связаны главным образом с проникновением, в т. ч. вооруженным через буферную зону.

В условиях наличия в регионе большого количества мин и взрывоопас-ных предметов активно действует Центр МООНРЗС по координации дея-тельности, связанной с разминированием. Только в 2009 г. – начале 2010 г. при содействии Центра вооруженные силы Марокко (к западу от загради-тельного вала) и международная организация «Лэндмайн экшн» (к востоку от вала) уничтожили 3304 противотанковые мины, 407 противопехотных мин и 12952 неразорвавшихся и брошенных боеприпаса.

Миссия ООН оказывает активную помощь Международному комитету Красного креста в его работе по поиску лиц, пропавших без вести в ходе воо-руженного конфликта в Западной Сахаре.

Большое внимание МООНРЗС уделяет оказанию содействия програм-мам оказания гуманитарной помощи западносахарским беженцам в районе Тиндуфа – продовольственной помощи, охране здоровья и образованию. Эта работа ведется при содействии Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Всемирной продовольственной программы, Всемирной ор-ганизации здравоохранения, ряда международных, европейских и местных гуманитарных организаций.

52.28MB | MySQL:103 | 0,554sec