Некоторые соображения по поводу причин опалы министра иностранных дел Манучехра Моттаки и ядерной политики Ирана

Недавняя отставка с поста министра иностранных дел Ирана Манучехра Моттаки вызвала настоящий шок в самой стране и нескрываемое удивление во всем мире, поскольку она оказалась не только неожиданной по времени, но и крайне оскорбительной по форме для достоинства человека, занимавшего этот пост.

В этой связи следует обратить внимание на два момента, которые весьма четко характеризуют отношение президента ИРИ М.Ахмадинежада к бывшему министру иностранных дел. Во-первых, это время его отставки. Как известно, М.Моттаки был отстранен от занимаемой должности 13 декабря 2010 г., т.е. во время его официального визита в Сенегал. Согласно сообщению международного журнала «Иран-Таймс», министр находился в этой африканской стране с деликатной миссией, состоявшей в устранении подозрений местных властей в отношении Ирана в связи с контрабандой иранского оружия в соседнюю Гамбию, где согласно этому же изданию, находят прибежище сенегальские повстанцы. Кстати, по утверждению «Иран-Таймс», эта немаловажная деталь так и осталась неизвестной широкой иранской публике. Во-вторых, форма отставки, к которой прибег иранский президент М.Ахмадинежад, по заявлению пресс-секретаря «Фронта последователей линии имама и лидера исламской революции» сеида Кемал эд-Дина Саджади, была «неожиданной» и «невежливой», потому что он унизил его не только как члена правительства, но и как рядового мусульманина. По этому поводу, воздав хвалу деятельности М.Моттаки на посту министра иностранных дел, «Фронт» осудил действие президента, как «противоречащее морали, а также общепринятым нормам политики и дипломатии, нанесшее удар по престижу и лицу режима исламской республики»

Согласно информации «Иран-Таймс», полученной от одного из жестких критиков президента Ахмадинежада, депутата иранского парламента, Моттаки узнал о своей отставке из уст… самого сенегальского президента Абдулай Вада во время их встречи. Тем не менее, первый вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими опроверг факт отстранения Моттаки во время его визита в Сенегал. Если верить ему, то еще за несколько дней до своей поездки в эту страну Моттаки встретился с М.Ахмадинежадом, с которым якобы он обсудил план будущего своего визита. По утверждению Рахими, на встрече была достигнута договоренность об отставке Моттаки и номинации главы иранской организации по атомной энергии д-ра Али Акбара Салехи в качестве исполняющего обязанности министра иностранных дел. Через несколько дней, во время своего визита в Турцию, М.Ахмадинежад прямо заявил о том, что якобы Моттаки заранее знал о своей отставке. На следующий день глубоко возмущенный Моттаки опроверг слова президента и вице-президента. Неудивительно, что выбор времени и форма отставки вызвали возмущение М.Моттаки. Этим и можно объяснить его демонстративный отказ явиться в МИД на церемонию передачи полномочий и.о. министра иностранных дел Али Акбару Салехи.

Следует заметить, что действия президента подверг резкой критике и иранский парламент. Кстати, в парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике подготавливают официальное письмо на имя президента, в котором выскажут свое неодобрение относительно формы отставки бывшего министра иностранных дел.

Но все вышесказанное лишь внешняя сторона дела, а что послужило основным мотивом для неожиданной отставки М.Моттаки, то нам еще следует это выяснить. Здесь, как нам кажется, могут быть два мотива: личные отношения и расхождения по линии определения внешнеполитического курса. Начнем с личных отношений.

Манучехр Моттаки, кадровый дипломат, в течение более двух десятков лет занимал различные должности, как в парламенте, так и министерстве иностранных дел. С августа 2005 г. по 13 декабря 2010 г. занимал пост министра иностранных дел Ирана. Хотя во время президентских выборов М.Моттаки возглавлял штаб ярого политического оппонента М.Ахмадинежада, тем не менее, последний именно ему передал для управления министерство иностранных дел. Более того, и после своей сомнительной и нашумевшей победы на выборах в июне 2009 г., переизбранный на новый срок М.Ахмадинежад на пост министра иностранных дел вновь назначил М.Моттаки. Тогда можно сделать предварительный вывод, что искать причину отставки М.Моттаки в каких-то личных отношениях к нему президента будет не совсем обоснованной, хотя, по утверждению советника президента и директора информационного агентства ИРНА Али Акбара Джаванфекра, «в последние месяцы не было взимопонимания между президентом и его министром иностранных дел». Тогда остается второй мотив – расхождение по линии проведения внешнеполитического курса. В таком случае следует задать себе вопрос: что именно могло стать «яблоком раздора» между президентом и его министром иностранных дел? Кстати, некоторые информационные агентства окрестили отставку Моттаки, как проявление внутриполитической борьбы в консервативном лагере . Тем не менее, это общая формулировка, которая не дает нам возможность определить, о чем конкретно идет речь: о расхождениях внутри консервативного лагеря по вопросам внутренней политики, и, в первую очередь, об экономической реформе президента, вызвавшего острейшую критику со стороны политических оппонентов, или по вопросам внешней политики страны, для которой два последних года оказались очень тяжелыми. Но, как мы убедимся ниже, скорее всего, здесь речь идет о коррекции акцентов внешней политики Ирана.

До последнего дня министерство иностранных дел являлось единственным государственным аппаратом, посредством которого Иран традиционно проводил свою внешнюю политику. Однако внедренная в августе 2009 г. американская практика назначения специальных посланников президента в различные регионы мира, на самом деле, дублирующих органы министерства иностранных дел, не могла не вызвать вопросов в иранском политическом истэблишменте. Прежде всего, это ясно указывало на стремление президента усилить свою роль в принятии внешнеполитических решений, что, в конечном итоге, вело к сужению функций самого министерства иностранных дел. Как известно, против этого публично выступил Моттаки, а сам верховный лидер Али Хаменеи заявил, что внешняя политика должна быть проводима не специальными посланниками президента, а исключительно через МИД. Как утверждает «Иран-Таймс», это была единственная размолвка между президентом и его министром иностранных дел. Следовательно, вряд ли провал президентской «инициативы» мог бы послужить, причем спустя шесть месяцев, основным мотивом увольнения с должности министра иностранных дел.

На наш взгляд, причину отставки следует искать в намерении президента внести некоторые поправки во внешнеполитический курс ИРИ, который мог идти вразрез с позицией бывшего министра иностранных дел. Как известно, за последние годы, благодаря стремлению Ирана во что бы ни стало, стать обладателем замкнутого ядерного цикла, эта страна оказалась в полной международной изоляции. До крайности ухудшились отношения со многими ведущими арабскими странами, которые стали с большим подозрением относиться к Ирану и его ядерной программе. Ощущая тяжелые результаты финансово-экономических санкций, которые были наложены Советом Безопасности ООН согласно резолюции №1929 от 9 июня 2010 г., Иран всячески старается облегчить себе это бремя путем налаживания отношений с теми ведущими арабскими странами, с которыми у него были весьма натянутые отношения. Это, в первую очередь, касается Саудовской Аравии и Иордании, которые до последнего времени считались самыми ярыми оппонентами и критиками политического режима в Иране. Кстати, весьма симптоматично, что именно в преддверии отставки М.Моттаки, 10 декабря в ливанской газете «Ас-Сафир» появилось неожиданное сообщение о том, что саудовский король примет приглашение иранского президента посетить Иран, после завершения медицинского осмотра в Нью-Йорке. Согласно же информации Ассошиэйтед Пресс, на состоявшейся 12 декабря за закрытими дверями двусторонней встрече в Аммане между королем Иордании Абдаллой II и влиятельной главой администрации президента Ирана Эсфандиаром Рахим Машаи, король Иордании принял приглашение иранского президента прибыть с официальным визитом в страну. Стремление наладить отношения со своими бывшими оппонентами в регионе, а также укрепить связи с окружающими Иран соседними странами свидетельствует о стремлении Ахмадинежада вывести страну из жесткой политической и экономической изоляции.

Второй, как нам кажется, основной, причиной отставки М.Моттаки может быть недовольство президента коэфициентом полезного действия иранского МИД, не сумевшего отстоять иранскую ядерную программу с трибуны СБ ООН. Полагаю, что желанием усилить позиции Ирана по защите своей ядерной программы можно объяснить отставку М.Моттаки и назначение на его место главы Организации по атомной энергии Ирана и вице-президента этой страны ученого-ядерщика Али Акбара Салехи. Это назначение является еще одним подтверждением того, что на сегодняшний день ядерный вопрос или ядерная политка является главным составляющим внешней политики Ирана.

Действуя вопреки четырем резолюциям Совета Безопасности ООН, призывающим Иран полностью подчинить свою ядерную программу международному контролю, отказаться от военной ядерной программы, как и от мысли обладания закрытим ядерным топливным циклом, эта страна не внемлет призывам международного сообщества. Учитывая необратимые последствия ядерной политки Ирана и вытекающие из нее опасения стран Ближнего Востока, только установление жесткого международного контроля является прочным гарантом нераспространения ядерного оружия во взрывоопасном нефтеносном районе мира.

Намечаемая на конец января 2011 г. встреча представителей Ирана с пятеркой стран СБ плюс Германия покажет, каков практический результат назначения на пост министра иностранных дел Али Акбара Салехи, а также выявит, в какую сторону изменилась позиция Ирана по ядерному вопросу – в сторону дальнейшей конфронтации с международным сообществом или в сторону мирного решения его ядерной проблемы.

52.29MB | MySQL:103 | 0,508sec