Парламентские выборы в Афганистане 2010 г. Проведение и результат

Наиболее примечательным в состоявшихся четыре месяца назад афганских выборах является то, что их результаты до сих пор не известны. Хотя 24 ноября, после многочисленных задержек, имена победивших депутатов были названы, точка пока не поставлена. Результаты этих выборов стали скандалом даже по меркам Афганистана и в наступившем году могут привести к эскалации боевых действий и возобновлению гражданской войны — если, конечно, считать, что сейчас гражданской войны там нет.

Главная причина этого состоит в следующем: пуштуны значительно сократили свое представительство в Вулыси Джирге — со 120 мест в предыдущем составе парламента до 94 . Как известно, пуштуны составляют большинство населения страны — их там насчитывается по крайней мере 40%. В то же время эта нация как никакая другая расколота и фрагментирована. Многие этнические пуштуны поддерживают талибов и ненавидят официальные власти, хотя в них много пуштунов. Кроме того, у пуштунов отсутствует единый лидер, и между собой они враждуют так же, как и с другими. Кроме того, они представляют в основном сельское, наименее образованное население. Также следует отметить, что назначенный несколько месяцев назад глава Независимой избирательной комиссии (НИК) Фазель Ахмад Манави закрыл большое число избирательных участков в южных провинциях страны по соображениям безопасности. Почти все эти избирательные участки расположены в местах проживания пуштунского большинства. Все эти обстоятельства привели к тому, что среди избирателей пуштуны стали меньшинством, соответственно, стало меньше и их представителей.

Наиболее примечательный пример имел место в провинции Газни, расположенной на юге страны и почти целиком пуштунской. В ней имеются лишь небольшие анклавы с сильно угнетаемым хазарейским населением. Однако все из 11 избранных от провинции депутатов оказались именно хазарейцами! Причина этого обстоятельства состоит не в нарушении избирательного процесса; местные пуштуны прошедшие выборы во многом проигнорировали — из страха перед талибами и вследствие общего недоверия к властям. Хазарейцы же наоборот в своих анклавах создали максимально благоприятные условия для избирательного процесса, в результате чего в них на выборы пришло до 95% избирателей . 11 депутатов-хазарейецев от пуштунской провинции стали настоящим скандалом и спровоцировали волну возмущений. Сокрушительное поражение национального большинства стало неожиданным для других групп населения и оставило и их также весьма недовольным, так как стало очевидно — назревает большой конфликт.

Следует отметить — по свой организации, непредвзятости и количеству нарушений прошедшие выборы отличаются от прошедших в 2009 г. в лучшую сторону; они действительно репрезентативны и отражают взгляды если не населения страны, то явившихся на участки избирателей. Однако подобная репрезентативность может дорого обойтись стране и чревата новым витком противостояния различных населяющих страну народностей.

Выборы в нижнюю палату афганского парламента, или Вулыси Джирга, состоялись 18 сентября 2010 г. НИК, созданная в соответствии со статьей 156 Конституции Афганистана назвала именно эту дату вместо предполагаемой поначалу — 22 мая . Это произошло вследствие недостаточного уровня организационной подготовки и постоянно ухудшавшегося положения с безопасностью.

Официально избирательная кампания началась 23 июня и продолжалась до 16 сентября. На 249 мест в парламент баллотировалось более двух с половиной тысяч кандидатов, из них 405 человек — женщины . Седьмого июля НИК дисквалифицировала 36 претендентов за их связи с организованной преступностью и полевыми командирами.

Сразу после начала Кампании Движение «Талибан» (ДТ) выступило с угрозами и призвало население страны не участвовать в выборах. Представитель ДТ Забиулла Моджахед заявил, что «все, что связано с выборами, для нас является целью — кандидаты, силы безопасности, работники избирательных комиссий на местах — все они наши цели». Покушения и нападения талибов привели к гибели как минимум трех кандидатов и 11 других участников избирательной кампании. В целом, однако, афганские армия, полиция, а также Международные силы содействия безопасности в Афганистане (МССБ) смогли обеспечить должный уровень правопорядка. Учитывая афганские реалии, выборы прошли сравнительно благоприятно.

18 августа НИК сделала заявление, согласно которому спустя месяц в стране должно быть открыто 5897 избирательных участков вместо предполагаемых ранее 6835. Это было сделано по соображениям безопасности. Большинство так и не открывшихся участков были расположены на юге и востоке страны. Хотя такое решение вызвало критику внутри Афганистана, его поддержала ООН, для которой, по всей видимости, любые выборы в государстве с подобной обстановкой уже есть большой успех. Позднее НИК объявила о закрытии еще более восьмидесяти участков. Таким образом, голосование так и не состоялось примерно в тысяче из семи тысяч участков.

Количество мест в парламенте, закрепленных за отдельной провинцией, неравномерно и зависит от численности ее населения, которая в условиях Афганистана может быть оценена лишь очень приблизительно. Наибольшее число мест отведено за провинций Кабул — 33, наименьшее — за Пянджширом, Нимрузом и Нуристаном — по 2 места . Избиратели могли отдавать свой голос одному кандидату, в Джиргу проходили те из них, которые набирали их наибольшее число. Если говорить о провинции Кабул, то в ней в парламент были допущены несколько человек, набравшие лишь около одного процента голосов. Афганская избирательная система не предполагает участия партий (их на момент выборов насчитывалось около 80), поэтому в ходе выборов действующими лицами и победителями являются только индивидуальные граждане. Наиболее известными кандидатами являлись пришедший третьим на президентских выборах 2009 г. Рамазан Башардост, председатель Джирги Юнус Кануни, а также известный политик мадам Шукрия Баракзай.

Практически сразу после проведения выборов в НИК были поданы сотни жалоб об имевшихся нарушениях. В ответ на это президент страны Хамид Карзай заявил, что «пока слишком рано делать окончательные выводы… Президент и правительство сделают свое заключение по завершении работы соответствующих организаций» . По результатам проверок были назначены пересчеты голосов в провинциях Кундуз, Балх, Тахар, Бадахшан, Парван, Логар и Хост. В последней были отменены результаты сразу на пяти избирательных участках. Всего было подано почти 3,5 тысячи жалоб — как в устной, так и письменной форме. В результате примерно 1,3 млн, или 20 % от общего числа, голосов были признаны недействительными. Также после проведения выборов по тем или иным причинам был дисквалифицирован 21 кандидат .

Результаты выборов были обнародованы лишь 31 октября, а окончательно, но не бесповоротно — 24 ноября. По-настоящему окончательные итоги должен подвести Верховный суд. В то же время, 20 января наступившего года первое заседание нового состава Джирги уже состоялось, а президент Хамид Карзай открестился от своих недовольных соплеменников и склонен считать прошедшие выборы объективными, что, по нашему мнению, соответствует истине.

1. The New York Times, 30.12.2010.

2. The Washington Post, 24.12.2010.

3. http://www.nytimes.com, 24.01.2010.

4. См.: http://english.people.com.cn, 23.06.2010.

5. http://www.ndi.org, 17.09.2010.

6 . http://www.almanar.com, 20.09.2010.

7. Congressional Research Service, 16.12.2010.

52.37MB | MySQL:103 | 0,512sec