Ситуация в Египте: январь 2011г.

Основные события января, а возможно, года, и даже нескольких десятилетий, произошли в Египте в последние дни месяца, когда перекинувшаяся в АРЕ из Туниса «жасминовая революция» переросла на египетской почве в «финиковую революцию». Ее основные итоги станут известны в ближайшие часы, поскольку массовая манифестация под громким названием «марш миллионов» должна пройти в Каире и Александрии уже 1 февраля.

А пока — о событиях в «стране пирамид», которые начиная с 25 января разворачивались с калейдоскопической быстротой.

25 января в Каире начались многотысячные антиправительственные манифестации египтян. Им предшествовали — по тунисскому образцу — пять инцидентов с самосожжением. Один из них завершился смертью самоубийцы.

26 января несмотря на запрет властей и действие режима чрезвычайного положения в нескольких городах Египта прошли массовые антиправительственные демонстрации. Для их рассеивания полиция применила слезоточивый газ, дубинки, и даже камни.

27 января спецслужбы арестовали свыше 1 тысячи участников манифестаций. Несмотря на это демонстрации продолжились. На севере Синайского полуострова участники выступлений применили противотанковые ракеты против полиции. В Исмаилии произошла перестрелка между стражами порядка и манифестантами. В Суэце участники выступлений сожгли казарму пожарных. В Каир прибыл бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, заявивший о своей готовности возглавить страну на переходный период.

28 января в столкновениях между полицией и участниками выступлений погибли 62 человека. Президент АРЕ Хосни Мубарак, отставки которого добивается египетская «улица» и оппозиция, потребовал от египетских военных и полиции заставить население соблюдать режим комендантского часа в Каире, Александрии и Суэце. Он же дал обещание провести реформы и изменения в правительстве. Несмотря на это участники выступлений подожгли в Каире штаб-квартиру правящей Национал-демократической партии /НДП/, а также здания нескольких комиссариатов полиции. В столице начали орудовать мародеры.

29 января в столкновениях погибли по меньшей мере 35 человек. Силы безопасности применили против участников выступлений слезоточивый газ и резиновые пули. В Рафахе и Исмаилие атаковали здания Службы национальной безопасности. Мубарак в тот день объявил о назначении нового премьер-министра. Им стал Ахмад Шафик, выходец из египетской армии, бывший министр гражданской авиации. Президент также впервые за последние 30 лет ввел пост вице-президента, назначив на него шефа египетской разведки генерала Омара Сулеймана. Ранее последнего неоднократно называли кандидатом от армии на случай ухода от власти Мубарака. Тем временем вспыхивают восстания в тюрьмах, из которых сбежали тысячи заключенных.

30 января военные занали ключевые позиции в Каире. Мубарак посетил операционный центр египетской армии. Эль-Барадеи получил от оппозиции полномочия для ведения переговоров с представителями режима. Военные к этому времени арестовали свыше 3 тысяч человек из числа сбежавших из тюрем и участников погромов.

31 января оппозиция призвала египтян к всеобщей забастовке и к участию в «марше миллионов» в Каире и Александрии. В центре столицы АРЕ на площади Тахрир находятся десятки тысяч людей. Их лозунг — «Нет — изменению имиджа, да — изменению режима!». Мубарак пытается снизить накал противостояния и формирует новое правительство страны.

Смещен прежний глава МВД Хабиб эль-Адли, находившийся на этой должности 13 лет. На этот пост назначен высокопоставленный полицейский Махмуд Вагди. Ранее он занимал пост главы столичного управления криминальных расследований. Своего поста лишился одиозный министр культуры Фарук Хосни, находившийся на нем долгие 24 года. Его место занял профессор Каирского университета Габер Асфур.

Из правительства также удалены бизнесмены, близкие к сыну президента Гамалю Мубараку. Тем не менее ключевые министры — глава МИД Ахмед Абуль Гейт и глава минобороны маршал Мохаммед Хусейн Тантауи — сохранили свои посты. Более того, у Тантауи теперь более расширенный пост — вице премьер-министра, министра обороны и военной промышленности.

«Братья-мусульмане» отвергли новый кабинет и призвали к продолжению манифестаций вплоть до падения режима — «президента, партии, министров и парламента». Египетские военные признали «законность» требований народа и обязались не применять силу против «законопослушных граждан» /понятно, что трактовка последнего понятия — дело весьма условное, поскольку формально все участники выступлений не являются законопослушными гражданами в условиях действия чрезвычайного положения/. Похоже, подобное обязательство отразило главное — противоречия между хорошо оплачиваемой военной верхушкой и младшими офицерами.

В стране в течение нескольких дней блокирована работа Интернета и служба sms-сообщений, закрыты банки, что сразу же повлекло за собой нехватку наличности, деловая активность парализована, супермаркеты отказываются делать расчеты по пластиковым картам, появляются первые признаки нехватки продуктов питания и бензина, начинается массовый выезд иностранных туристов, п риостанавливают работу многие предприятия, принадлежащие иностранным фирмам. В преддверии «марша миллионов», стремясь не допустить наплыва «иногородних» в Каир, власти остановили железнодорожное сообщение в стране, перекрыли автомобильные магистрали.

Пытаясь разрядить ситуацию, новый вице-президент Омар Сулейман предложил оппозиции немедленно начать диалог с властями по вопросам реформы конституции и избирательного законодательства. Однако этот призыв, похоже, не был услышан. Еще один «подарок» властей — спикер парламента Фатхи Сурур объявил о «коррекции» результатов парламентских выборов, состоявшихся в ноябре 2010г. Тем самым он фактически признал допущенные в ходе выборов злоупотребления. На тех выборах победу одержала НДП, в то время как основные оппозиционн ые партии приняли решение бойкотировать голосование, обвинив власти в фальсификации его результатов.

В целом, в Египте, как и ранее в Тунисе, пока правившим элитам удалось сохранить свои позиции, пусть и благодаря рокировкам на самом высоком уровне. Как представляется, дальнейший сценарий развития событий в Египте может быть таким: Мубарак отойдет от дел на определенных условиях /личная безопасность, безопасность семьи и ее собственности/. На его место придет Сулейман, фигура которого устраивает и США, и Израиль, и египетских военных. Только этот вариант может гарантировать сохранение существующего статус-кво на Ближнем Востоке. Любые другие чреваты непредсказуемостью.

В ближайшее время следствием событий в Египте может стать заметное повышение цен на нефть на мировом рынке, поскольку через Суэцкий канал и проходящий параллельно ему трубопровод Суэц — Средиземное море транспортируется до 4,5 проц. добываемых в мире углеводородов. Работа этих магистралей пока не нарушена, но никто не может поручиться, что так будет и дальше.

В связи с событиями в Тунисе и Египте к многозначительным выводам приходит кубинский лидер Фидель Кастро, периодически выступающий со статьями в кубинской прессе. По его оценке, президент США Барак Обама неспособен контролировать «тучи саранчи», которые американцы породили во всем мире. «Несколько дней назад пало правительство Туниса, которому США навязали неолиберализм и который был одним из предметов их политической гордости, — пишет Фидель. — Невероятно, но приходится констатировать, что в то время как народ /Туниса/ проливает свою кровь и берет штурмом магазины, Вашингтон выражает свое у довлетворение падением правительства этой страны». Аналогично США «превратили Египет в своего главного союзника в арабском мире». «Их двуличие проявилось в том, что продавая оружие правительству Египта, США одновременно финансировали оппозицию», — напоминает он.

По мнению алжирской газеты «Либерте», «хотя египетская и тунисская армии подготовлены и оснащены американцами, все заметили разные подходы Вашингтона в массовым выступлениям в этих странах». «Если Обама способствовал успеху «жасминовой революции», приказав тунисским военным изгнать Бен Али, в Египте ситуация диаметрально противоположная: необходимо спасти солдата Мубарака, организовав дворцовую революцию», — полагает она.

62.93MB | MySQL:102 | 0,488sec