Египет: смена караула

Последние события с «полууходом» египетского президента Х.Мубарака в отставку свидетельствуют, как минимум, о ряде процессов, которые сейчас происходят в египетской элите.

1. Это очевидная борьба за власть среди правящей группы. Можно условно обозначить конкурирующие течения как «силовиков» и «партийцев». Последняя включает в себя не только руководство и высших функционеров правящей Национал-демократической партии (НДП), но, прежде всего, представителей «семьи» в широком смысле слова и той элиты, чье становление пришлось на времена А.Садата. Совершенно определенно, что «силовиков» в лице бывшего начальника египетской разведки, а ныне первого вице-президента О.Сулеймана поддерживают не только в народе, но и среди оппозиции. На него, безусловно «ставит» испуганный Запад, который просто не видит иной кандидатуры, которая была бы способна «оседлать ситуацию» и сохранить Египет в качестве стратегического союзника на Ближнем Востоке.

2. Армия аккуратно все это время «поддавливала» Х.Мубарака к добровольной отставке, фактически дистанцировавшись от разгона демонстраций и сохраняя «нейтралитет». Фактически «силовики» использовали сложившуюся ситуацию для того, чтобы добиться от престарелого лидера максимум уступок, включая и его уход с аоста президента. Ясно, что генералы не хотят никого свергать, так как это автоматически ставит будущий режим в положение «нелегитимного», сколько бы египтян и не выступали бы за это. Совсем не факт, что через некоторое время не реанимируется «промубараковское» движение, так как сторонников у него достаточно, а экономическая ситуация при всем желании скоро не выправится. А скорее наоборот. Одновременно никто не хочет создавать прецедент «свержений»; режим устоялся и сейчас очень важно создать традицию мирного перехода власти от одного лидера к другому. Необязательно по обоюдному желанию, а просто без крови и с сохранением «честно заработанных» капиталов.

3. За это время армии удалось поменять руководство НДП и подвигнуть президента Х.Мубарака на фактическое отречение. Оно собственно и должно было состояться 10 февраля с.г. Сам Х.Мубарак еще с утра был настроен это сделать, но потом раздумал и ограничился передачей верховной власти О.Сулейману «де-факто», но «не де-юре». Очень важным моментом для понимания нынешней ситуации в Египте и перспектив его будущего развития является то, что ожидаемая отставка президента была согласована и скоординирована между «силовиками» и оппозицией. Последняя в назначенный час привела народ на площадь, дабы он своим присутствием «закрепил» момент передачи власти. Ибо в тех овациях по поводу смены президента, которые ожидались, но не случились, было бы и автоматическое признание кандидатуры сменщика, все того же О.Сулеймана. «Силовики» в свою очередь выступили с заявлением «о принятии на себя ответственности за ситуацию в стране», то есть однозначно продемонстрировали, что у власти теперь они, и любые выступления теперь будут расцениваться как покушение именно на их власть. Плюс ко всему они уже оповестили об уходе «старого льва» всех своих стратегически важных международных партнеров.

Но Х.Мубарак в последний момент «вильнул хвостом»: не отдать власть он уже не мог, в противном случае военные, как бы им того и не хотелось, вынуждены были бы «попросить» его уйти уже более непарламентскими способами. Именно с этой целью руководство армии проводило «бессрочное совещание» 10 февраля с.г. Но обошлось: Х.Мубарак передал все полномочия О.Сулейману, а сам в сопровождении начальника генштаба (для страховки исключительно) отбыл на самолете в Шарм аш-Шейх. Вот это сопровождение свидетельствует о том, что Х.Мубарак уже не был уверен в лояльности военных и разговор между ними вчера вечером был уже «на гране фола».

О том, что «силовики» и оппозиция договорились, в общем и целом о будущем своей страны говорит и факт того, что все лидеры оппозиционных партий (и «Братья-мусульмане», и Барадеи) отказались от участия в будущих президентских выборах. Это означает, что в сентябре с.г. О.Сулейман на них безусловно побеждает. Как мы и прогнозировали: цена вопроса – участие оппозиции в формировании кабинета министров.

Очень жалко в этой ситуации американцев: и президента Б.Обаму, который выступил со скомканным, составленным наспех заявлением (а планировалось же совсем другое: с поздравлениями народу Египта по случаю его победы и верности демократическим ценностям), и директора ЦРУ Л. Панетту, который поторопился публично «обрадовать» сенаторов и дезинформировать президента. Б.Обама в конце своего заявления вообще очень по-простому, как будто он не лидер могучей мировой державы, а дворник, сказал, что «он не понимает, что делает Х.Мубарак». А на его посту надо бы уже научиться понимать! Вообще позиция и действия США по вопросу ситуации в Египте продемонстрировали полную растерянность. Ну, во-первых, резидентура ЦРУ в Каире и Госдеп просто «прошлепали» начало событий. Во-вторых, никто не смог сформулировать верную стратегию и единую линию поведения по отношению к происходящему. Вместо этого начались какие-то взаимоисключающие друг друга заявления высокопоставленных сотрудников внешнеполитического ведомства США, которые потом дезавуировались. То есть другими словами, в администрации президента США просто напрочь отсутствовало какое-то внятное понимание происходящего, а Госдеп демонстрировал разбалансировку своего механизма. ЦРУ США очень по умному промолчало, но в конце все испортило заявлением Л.Панетты. Предполаем, что за всем этим последует «раздача пряников», так как американский президент должен задаться вопросом, на что был потрачен бюджет, выделенный госструктурам на прогноз кризисных ситуаций во всем мире и координацию усилий на этом направлении.

Одним словом, Х.Мубарак может быть даже сознательно подложил американцам «свинью» напоследок. В его окружении вообще сейчас сильны настроения о том, что все происходящее является результатом сговора между США и «силовиками» по смене режима. Якобы все события были спланированы и расписаны заранее. Не согласимся с этим утверждением. И даже не потому, что в характере арабов выдавать собственные промахи за «заговор недругов». Просто сама реакция и характер поведения американцев в период кризиса свидетельствует об обратном. Такие настроения «престарелой» египетской верхушки уже дают ряду экспертов основания делать выводы о том, что отношения нового руководства и улицы теперь станут более антиамериканскими. И с этим не согласимся, поскольку к американцам большой любви на Востоке (и в Египте в частности) и сегодня никто не испытывает. Но дело в другом: каждый третий доллар египетской экономики пришел по разным каналам из США. Руководство АРЕ, какое бы оно не было, просто обязано «дружить» с Вашингтоном. Если конечно не является самоубийцей.

И последнее. Несколько соображений о мотивировке поведения Х.Мубарака. В отличие от Б.Обамы у нас есть несколько мыслей на это счет. Как представляется, оно мотивируется интересами своей семьи (а ее совокупный капитал по разным оценкам составляет около 70 млрд долларов США) и стремлением обеспечить надежный вывод и размещение ее финансовых авуаров. А во-вторых, уже сильно пожилому человеку, который 30 лет находился у власти, очень трудно себе представить и принять то, что его выбрасывают на помойку как старые ботинки. Он видит свой уход совсем в ином свете, и «силовики», скорее всего, пойдут в этом вопросе ему навстречу.

52.35MB | MySQL:103 | 0,489sec