Аятолла Али Хаменеи:»события в Египте – продолжение исламской революции в Иране»

Иранское клерикальное руководство сразу же после начала революционных событий в Египте поспешило объявить их результатом воздействия идей своей исламской революции 1979 г. Таким образом, в очередной раз декларируется один из главенствующих принципов политики исламского руководства Ирана — «экспорт исламской революции», который трактуется как священный долг и прямая обязанность всех иранских мусульман. Эта идея вытекает из взглядов аятоллы Хомейни о всемирном исламском государстве, способном оказывать мощное влияние на мировые процессы. Политическое руководство Ирана, считающее себя верными последователями Хомейни, постулирует нынешний этап мирового развития как время, вполне подходящее для реализации этой идеи, ибо мусульмане уже созрели для восстания и способны взять власть на глобальном уровне в свои руки. На этом основании делается вывод о том, что необходимо свергнуть везде в мусульманском мире продажных правителей. Такие идеи Хомейни не были лишь теорией, а подкреплялись реальной практикой. «Экспорт исламской революции» официально закреплен в тексте Конституции Исламской Республики Иран как краеугольный камень ее государственной политики и за почти 32 года послереволюционного развития уже проводился в жизнь на примере Ливана и Ирака. В Иране полагают, что и в Египте возможна монополизизация власти правоконсервативным духовенством, ведущая к всеобъемлющей исламизации жизни общества. В Тегеране не вспоминают того, что процесс монополизации власти в руках духовенства отодвинул и ослабил проведение социально-экономических преобразований, обещание которых обусловило поддержку нового режима большинством населения страны. Это касалось таких сфер как проведение земельной реформы, национализацию внешней торговли, введение прогрессивного трудового законодательства. Вместо этого главное внимание исламской власти было направлено на последовательную исламизацию внутренней жизни, перестройку системы образования в соответствии с исламскими догмами. Все СМИ были переведены под тотальный контроль духовенства. Специфика исламского правления в послереволюционном Ирана заключается в параллельном существовании устоявшихся в современном мире органов светского правления и специфических религиозно-политических институтов религиозной власти. Эти институты в годы исламского правления сложились в важный инструмент религиозного контроля и выполняют важную задачу консервации господствующих позиций клерикалов в системе власти в стране. По существу, за прошедшие после победы в Иране исламской революции десятилетия в стране возникла и стабилизировалась не имеющая более в мире прецедентов система концентрации всех ветвей власти в руках религиозного истеблишмента. Этого в Тегеране хотели бы и для Египта. Такой вывод можно сделать из многочисленных заявлений иранских политических и религиозных деятелей. Так, аятолла Хади Барикбин, являющийся представителем Верховного лидера в провинции Казвин, выступая в начале февраля перед военнослужащими, сказал, что то, что произошло в Тунисе и происходит в эти дни в Египте, является победным шествием исламской революции в Иране. «Однако видно, что в Египте ощущается дефицит руководства, способного наставить людей на истинно исламский путь». События в Египте связывает с наследием иранской революции и бывший командующий Корпусом стражей исламской революции (КСИР), нынешний главный военный советник аятоллы Али Хаменеи, генерал Яхья Рахим Сафави. По его словам, общим является то, что египетский президент Хосни Мубарак повторит судьбу последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Египту, сказал Сафави, как нельзя подходит тот путь, который проходим мы. Лишь он способен вывести страну к свободе. Другой видный клерикал, аятолла Нури-Хамадани, один из крупнейших исламских авторитетов Кума – религиозной столицы ИРИ, добавил к списку стран, которые вбирает в свое русло «водоворот иранской исламской революции», кроме Туниса и Египта, также Иорданию, Йемен, и даже Саудовскую Аравию. Иранская пресса цитирует и заместителя председателя парламентской комиссии по национальной безопасности и внешней политике Хоссейна Эбрахими, утверждающего, что египетский народ желает возвращения в страну исламского правления «после века отчуждения от подлинных исламских ценностей». 6 февраля на события в Египте впервые отреагировал только что официально назначенный глава иранского МИДа Али-Акбар Салехи, заявивший следующее:»Наши египетские братья и сестры показали своими действиями, что отныне они не будут мириться с преступлениями Израиля». При этом факты говорят о том, что в ходе демонстраций не было лозунгов и плакатов, затрагивающих отношения между АРЕ и Израилем или требующие денонсации двустороннего мирного договора.

Пятничный имам Кума ходжат оль-эслам Саиди назвал религиозного лидера страны аятоллу Али Хаменеи главой мировой исламской уммы, которому подчиняются мусульмане всего мира. » Мы видим, как страдают мусульмане Туниса и Египта. Мы знаем и причину этого. Она заключается в отсутствии духовного руководства, хотя аятолла Хаменеи рядом, он готов взять их под свое крыло. Нужно лишь внять его советам, проявить подчинение и послушание». Еще один «мудрый» совет адресовал египтянам престарелый аятолла Насер Макарем-Ширази: необходимо выбрать единого общенационального лидера, который должен быть религиозным деятелем, ибо народу этой страны необходимы единство и сплоченность.

В наиболее концентрированном виде высказанные выше идеи прозвучали 4 февраля в выступлении религиозного лидера страны аятоллы Али Хаменеи на пятничном намазе в центральной мечети Тегерана. «В течение 30 лет в Египте правил человек, отвергавший идею свободы», — сказал он. По словам Хаменеи, президент Хосни Мубарак и его режим были лакеем сионистского режима и Америки, что обрекло его на гибель. Последние события в Египте показали, что народ пробудился, это пробуждение демонстрирует возврат к истинному исламу. Народ Египта черпает силу в идеях исламской революции в Иране, которая повторяется в этой стране. Далее в своем выступлении Хаменеи высказал пожелание, чтобы в Египте установился режим исламской республики. Обратившись к народу Египты на арабском языке, Хаменеи сказал:» До тех пор, пока эта идея не претворится в жизнь, не прекращайте своей борьбы, не капитулируйте перед режимом Мубарака…Религиозные деятели страны должны показывать народу пример служения патриотическим идеалам». Через несколько дней, во вторник 8 февраля, Хаменеи вновь связал нынешние египетские события с влиянием исламской революции 1979 г.

Конечно, мечтания аятоллы Хаменеи и его приближенных по навязыванию своей власти и экспорту исламской революции на просторы ближневосточных государств демонстрируют оторванность этих мечтателей от реальной жизни, их непонимание египетской действительности. Они не видят и не хотят признать очевидного: на улицах Каира, Александрии и Суэца не развеваются транспаранты и происламскими лозунгами. Люди требуют преодолеть социальное неравенство, снизить безработицу, искоренить коррупцию, они устали от несправедливости и хотят свержения ассоциирующейся ней власти. Их вдохновили на решительные действие не идеи исламской революции далекого от Египта Ирана, а события в соседнем Тунисе, где те же социально-экономические протесты привели к падению режима. Иранские клерикалы не видят никаких параллелей в миллионных демонстрациях на каирской площади Тахрир с грозными антимубаракскими лозунгами, с одной стороны, и событиях лета 2009 г. в Тегеране и других городах Ирана, где недовольные нынешней властью несли транспаранты с надписями «Долой Хаменеи!» и «Долой диктатора», с другой. В Тегеране не замечают того, что ныне в иранской столице из рук в руки переходят денежные купюры с надписями «Свергнем иранского фараона!». Разница лишь в том, что в Тегеране, не задумываясь, выпустили на улицы военные и полицейские соединения, а в Каире не хотели бы обилия крови. Шиитская верхушка Ирана не хочет понять еще одной очевидной вещи: в Египте, Тунисе, Иордании и других странах региона с доминирующим суннитским населением вряд ли притягательны лозунги о господстве шиитов в исламском мире.

Какова же реакция на заявления иранских религиозных и политических деятелей в самом Египте? В пятницу 4 февраля, всего через несколько часов после выступления аятоллы Али Хаменеи, сказавшего, что события последних дней в Египте являются продолжением исламской революции в Иране, организация египетских умеренных исламистов «Братья-мусульмане» выпустила официальное заявление, в котором дистанцировались от деклараций Хаменеи, объявив их порочными. В заявлении египетских исламистов сказано, что утверждение Хаменеи неправомерно, ибо восстание в Египте является волеизъялением всех слоев египетского общества, отличающегося различными, зачастую полярными точками зрения, и его результаты не должны быть узурпированы только исламистами. Стремительная реакция организации «Братья-мусульмане» свидетельствует о том, что они не хотели бы быть обвиненными в каких-либо отношениях с иранским руководством.

Однако не следует недооценивать и опасности того, что плодами выступлений на площади Тахрир воспользуются египетские исламисты, которые не прочь стать у руля власти. Так уже случилось в Иране, так было недавно в секторе Газа с ХАМАСом, реализация такого пути проходит сейчас в Ливане на примере «Хизбаллы». Лишь время покажет, беспочвенны ли такие опасения.

Вслед за исламистами, по поводу иранских заявлений высказался и глава египетского МИДа Ахмад Абу-Гейт, который предостерег зарубежные государства от вмешательства во внутренние дела его страны. Встретившись с журналистами в Каире, Абу-Гейт сказал, что Хаменеи забыл недавние иранские события, особенно волну демонстраций после сфальсифицированных выборов в июне 2009 г. «Хаменеи, — сказал Гейт, — не тот человек, которому нужно говорить о дефиците демократии в Египте. В Иране ситуация еще не достигла той критической фазы, в которую она вошла в Египте, но такое вполне ожидаемо». По его словам, иностранцам нужно хорошо изучить ситуацию в стране, прежде чем делать политические заявления. Намек явно адресовался Ирану, однако вряд ли был там услышан, потому что все последние дни в Иране продолжались утверждения официальных лиц по поводу возможности исламской революции в Египте.

44.03MB | MySQL:87 | 0,761sec