Активизация внешнеполитической деятельности ФРГ в связи с развитием протестного движения в Северной Африке

Краткое посещение Туниса шефом германского МИДа Г. Вестервелле (12 февраля с.г.) было призвано стать сигналом для формирующегося демократического общества страны: Запад с вами. Важность момента была подчеркнута существенным обстоятельством. Г. Вестервелле был первой высокой персоной Запада, решившей навестить Тунис сразу как только сформировалось первое правительство после начальной волны «жасминовой революции». Этим объяснялся обоюдный интерес к встрече, в которой участвовали с немецкой стороны, кроме вице-канцлера, парламентский статс-секретарь при министре экономики ФРГ Эрнст Бургбахер и Ганс-Юрген Берфельц из Министерства экономического сотрудничества и развития, а с тунисской стороны — премьер-министр (теперь уже бывший) Мохаммед Ганнуши, а также представители экономического сектора и гражданского общества — приверженцы идеи «Трансформация партнерства».

Целью поездки было, по объяснению вице-канцлера, содействие реформированию в Тунисе. Были произнесены приличествующие случаю формулировки относительно историчности момента, надежд на необратимость перемен и на то, что Тунис может стать «показательным примером» для всего региона. В ответ Ганнуши поблагодарил за «поздравления с революцией свободы» и отметил, что «самый большой вызов для страны — необходимость организовать свободные и прозрачные выборы».

Насколько успешными будут первые недели работы правительства, станет ясно в Карфагене, где на март намечена конференция относительно будущего Туниса, отмечалось на сайте МИДа ФРГ. Тем более что Германия в лице вице-канцлера собирается принять участие в форуме. Предварительные шаги к трансформации Туниса, о котором твердят здешние реформаторы, Германия видит в конкретном сотрудничестве в ряде сфер: в энергетике, строительстве независимой юстиции, в торговле (в аспекте облегчения выхода тунисских продуктов на европейские рынки).

Развитие сотрудничества с Тунисом носит долговременный характер. Напомним, что Тунис — партнерская страна немецкой эволюционной поддержки. Это подтверждается довольно длительным присутствием здесь ФРГ (с 1975 г.). Партнерская страна немецкой эволюционной поддержки — особый статус, которым обладает ряд государств (Эфиопия, Уганда, Танзания и др.), что свидетельствует об их приоритете для ФРГ. Они в списке стран, на которые распространяется Программа действий, принятая федеральным правительством по отношению к ряду государств с целью уменьшения в них вдвое уровня бедности к 2015 г.

Последовательная работа в развитии партнерства привела к тому, что Германия стала третьим по величине торговым партнером и четвертым по объему инвестиций иностранным вкладчиком Туниса, а Тунис в свою очередь — наиболее значительным немецким партнером среди стран Магриба. Приток иностранной валюты в страну обеспечивают и сами граждане Туниса. Важным экономическим фактором для страны являются денежные переводы из-за рубежа. Примерно 42 тыс. тунисцев постоянно живут и работают в ФРГ. По оценкам тунисских экспертов, они ежегодно переводят более 50 млн евро. Примерно 40% тунисского импорта из Германии и 80% тунисского экспорта в Германию приходится на предприятия с немецким долевым участием в акционерном капитале Туниса. Сегодня в Тунисе представлено 260 немецких фирм примерно с 40 тыс. работниками.

Сейчас, подчеркнул Г. Вестервелле, простые люди в Тунисе должны убедиться в том, какую пользу они могут извлечь из инструментов демократии и открытости. Как указал Вестервелле, «если шансы молодежи улучшатся и семьи снова смогут поверить в лучшее будущее, мы будем считать, что задача выполнена».

Лицом молодежи Туниса сегодня считают Слима Амамуи — 33-летнего интернет-предпринимателя, государственного секретаря по молодежи и спорту образованного в январе тунисского временного правительства. Он не только самый известный блоггер, но и фигура в движения протеста: при экс-президенте Бен Али долгое время находился в заключении. Они с вице-канцлером обменялись мнениями о будущем Туниса, значении демократического движения, его особенностях, в том числе о возможностях новых средств коммуникации.

В ходе беседы с Амамуи вице-канцлер сообщил о том, что в рамках идеи «Трансформация партнерства» федеральное правительство создает так называемый демократический фонд в размере 3,25 млн евро, который в течение ближайших двух лет будет поддерживать в Тунисе демократическое развитие, в первую очередь содействовать молодежному и студенческому обмену.

Добавим к этому, что первый Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза Кэтрин Эштон, посетившая Тунис 14 февраля с.г., обещала временному правительству Туниса от имени ЕС 17 млн евро в качестве срочной помощи. Она сообщила, что до 2013 г. ЕС хочет поддержать Тунис суммой 258 млн евро. Эти средства, как пояснил Вестервелле в Берлине 14 февраля, необходимы для развития экономики страны, поскольку это «лучшее средство против потоков беженцев и реальная забота о том, чтобы у людей был шанс в собственной стране».

В немецком миропонимании этот поток напоминает действия жителей восточной части Берлина после крушения Берлинской стены. Не предоставление свободы и гражданских прав делает страну нестабильной, а отказ от этих ценностей, подчеркнул Г. Вестервелле в статье в тунисской газете La Presse. «Дорога к стабильности идет через демократию», отметил он. Неизвестно, насколько близко к сердцу приняли тунисцы призыв Вестервелле, но немецкие эксперты констатируют: число нелегальных беженцев из Туниса возросло, а это свидетельствует о том, что массы разуверились во власти.

Спустя две недели после посещения Туниса, а именно 24-25 февраля с.г., глава МИДа ФРГ отправился в двухдневную поездку в Египет. Гидо Вестервелле был третьим европейским политиком высочайшего ранга, который посетил страну после отставки Х. Мубарака. До него в Каире побывали премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон и уже упомянутая Кэтрин Эштон.

Визит Вестервелле знаменует собой закрепление договоренностей с нынешними властями страны как в векторе Европа – Египет, так и в векторе ФРГ – Египет. «После успешного начала революции мы хотим продемонстрировать, что всеми силами поддерживаем переломные процессы в Египте», — заявил Вестервелле 23 февраля в Берлине. В поездке главу германского внешнеполитического ведомства сопровождали министр по вопросам экономического сотрудничества и развития Дирк Нибель и парламентский статс-секретарь при министре экономики ФРГ Эрнст Бургбахер. В ходе поездки Вестервелле встретился с новым премьер-министром Ахмедом Шафиком, с главой оппозиции Мохаммедом эль-Барадеи, чтобы, по его словам, составить представление о ситуации в Египте и понять, в каких сферах стране наиболее всего необходима помощь Германии.

Гидо Вестервелле пообещал Египту поддержку в развитии гражданского и демократического общества. Германия также готова внести свой вклад в подъем египетской экономики. «Жители страны должны увидеть, что демократия означает и повышение уровня жизни», подчеркнул он.

«Египтяне целуют и обнимают Вестервелле в Каире» — назвала свой комментарий Die Welt. Такого приема немецкий гость не ожидал: сотни египтян довольно быстро собрались на самом популярном в последние недели месте — на площади Ат-Тахрир, чтобы выразить добрые чувства к нему и к Германии. Некоторым удавалось протиснуться сквозь плотно сомкнутые ряды телохранителей, чтобы обнять и даже поцеловать вице-канцлера. Казалось, творится невероятное, сообщает газета. Ведь все происходило на том самом месте, где сотни тысяч египтян в течение 18 дней протестовали до тех пор, пока не принудили президента Хосни Мубарака уйти в отставку. Минимум 365 человек погибли при беспорядках в стране на Ниле, больше чем 5000 были ранены. И немалая их часть — здесь на Ат-Тахрир, которая для египтян означает то же, что для немцев — Бранденбургские ворота, подчеркнул Вестервелле в небольшой речи перед каирцами, указав, что в их жизни наступил значительный момент, который является частью мировой истории.

В толпе раздавались здравицы в честь Германии и Египта и неожиданные лозунги от «Поднимай своего шефа над толпой, он настоящий египтянин» (обращение к одному из телохранителей) до «Аллах акбар», что применительно к персоне Вестервелле звучало более чем странно по многим причинам, вплоть до принадлежности к иной конфессии и иной ориентации.

Впрочем, приветствия раздавались и на немецком: в Каире работают десятки специалистов из ФРГ. Г. Вестервелле в своей речи отметил, что Германия не собирается указывать египтянам направление движения вперед, а стремится поддержать страну обширной помощью, чтобы египтяне видели: «свобода дает шанс на продвижение к благосостоянию».

Встреча с официальными лицами, представляющими сегодняшнюю власть в Египте, проходила в другом месте — в Министерстве обороны, расположенном в современном городском районе Гелиополис. Председатель Высшего совета Вооруженных сил генерал-фельдмаршал Мохаммед Тантауи, которому доверено вести Египет к демократии, — неоднозначная фигура, к которой пресса относится довольно скептически. Особенно нежелательными он считает встречи с немецкими журналистами. Его опасения понятны. В течение 30 лет каирские генералы оставались частью режима Мубарака, подчеркивают обозреватели Sueddeutsche Zeitung. Они получали ордена и немалые привилегии. А в такой стране, как Египет, привилегии — это нечто большее, чем служебная машина или личная секретарша. Люди в золотых погонах являются, как правило, также владельцами промышленных или торговых предприятий. И кто-то ожидает, что эти люди добровольно начнут ломать режим, который их взрастил?

Тантауи с прессой вообще не разговаривает. Высокий немецкий гость — другое дело. Председатель Высшего совета Вооруженных сил начал беседу с утверждения о том, что армия не искала власти, а вынуждена была принять ее на себя в трудное время и как можно скорее хочет передать ее в достойные руки. По его заверениям, высший генералитет, традиционно пользующийся авторитетом в обществе и имеющий за счет близости к власти высочайшие привилегии, вплоть до имущественного положения, что называется, спит и видит, как бы побыстрее с ними расстаться, и ждет не дождется, чтобы завершилась переходная фаза и состоялись наконец парламентские выборы и избрание президента.

Германский гость никак не прокомментировал данный пассаж, возможно, считая его необходимым компонентом политики в арабском стиле, для которого характерны самоумаление интересов и отсутствие амбиций. Вестервелле лишь констатировал, что надеется: демократическая революция в Египте пройдет успешно. Но существует угроза контрреволюции. Перемены в Египте начались на площади Ат-Тахрир, но неизвестно, где завершатся, заметил вице-канцлер.

Тема «Ат-Тахрир» звучала в ходе визита постоянно. Немецкие наблюдатели отмечают, что эта площадь прибавила число достопримечательностей в Египте, которыми интересуются туристы. Зная, что именно туристы из ФРГ составляют значительную долю в данном секторе бизнеса, высокий немецкий гость заверил, что будет искренне рад, если вновь отзовет по линии федерального МИДа предупреждение путешественникам, и дороги, отели, пляжи и уникальные древние ценности страны вновь будут доступны немецкому глазу.

Переходный период намечен сроком на шесть месяцев, однако никто не знает, как развернутся события и как долго он в действительности продолжится. Очень многое зависит, в частности, от старой гвардии политиков, которые многие годы были рядом с Хосни Мубараком. Нет сомнения в том, что их влияние в обществе по-прежнему велико. Министр иностранных дел Ахмед Абуль Гейт — из этой гвардии, он считает, что «процесс демократизации необратим». Вестервелле поздравил «египетский народ с мирной революцией» (напомним, 365 жертв) и сказал, что считает возможным уже в ближайшее время снять предупреждения для туристов из ФРГ: туризм дает не так много, всего 11% валового национального продукта, зато эти проценты стабильные, что в условиях переходного периода имеет большое значение.

Египтяне воспринимают сообщение вице-канцлера как важный сигнал. Страна добивается восстановления хозяйственной деятельности. Учитывая состояние государственной казны, опустошенной усилиями Хосни Мубарака, его семьи и ближайших соратников, египтяне с удовольствием встречают сообщение министра по вопросам экономического сотрудничества и развития Дирка Нибель о пакете стоимостью 30 млн евро. Эту сумму ФРГ готова инвестировать в развитие демократических институтов, а также в сеть образовательных курсов, курсов повышения квалификации, в фонды поддержки мелкого и среднего бизнеса.

В контексте событий в странах Арабского Востока немецкие эксперты рассматривают итоги ближневосточного вояжа в регион президента ФРГ Кристиана Вульфа (26-27 февраля с.г.).

Официальный повод визита Вульфа вместе с супругой Беттиной на Ближний Восток — чествование шейха Кувейта по случаю тройного юбилея: 50-летия независимости от Великобритании, 20-летия освобождения от Ирака и пятилетия пребывания у власти эмира Сабаха аль-Ахмеда. Далее президентский самолет держал путь в Катар, где Вульф был встречен эмиром Хамадом бин Халифой аль-Тани.

Катар занимает особое место в арабском мире, поскольку считается одним из лидеров в инвестировании программ развития, образования и исследований (пятое место в мире). ФРГ и Катар — партнеры в большом бизнесе. Хамад бин Халифа аль-Тани — владелец 17-процентного пакета акций Volkswagen, 10-процентного — Porsche, 9-процентного — строительной фирмы Hochtief. Кроме того, в 2022 году Катар будет принимать чемпионат мира по футболу.

И все же, несмотря на обширный круг хозяйственных и культурных вопросов, имеющих долго- и среднесрочный характер, в числе обсуждавшихся федеральным президентом К. Вулфом с лидерами Кувейта и Катара, основным был актуальный — положение в Северной Африке. Ситуация в этом регионе дает серьезный повод для беспокойства и принятия скоординированных мер против не утихающей волны насилия в Тунисе, Египте и Ливии. Особенно тревожно положение в Ливии, где, по сути, развернулась гражданская война.

Федеральный президент Кристиан Вульф начал свой визит в беспокойный регион Ближнего Востока с неожиданного признания: «Каддафи — психопат». Обычно весьма разборчивый и осторожный в выражениях, глава германского государства, беседуя с лидерами Кувейта и Катара, охарактеризовал ливийского коллегу как «агрессивного, непредсказуемого, утратившего чувство реальности и крайне несимпатичного, что все вместе и означает — психопат», пояснил К. Вульф. Разумеется, Вульф — не врач, он адвокат по профессии. Однако, к сожалению, хорошо знаком с отклонениями в работе мозга: его мать много лет страдала тяжелой разновидностью рассеянного склероза. Диагноз Вульфа по поводу Каддафи скорее политического свойства. Однако с ним согласились ближневосточные партнеры по переговорам, также озабоченные развитием событий в Ливии и других странах Северной Африки.

Массовые протесты против систем, основанных на коррупции, которые делают положение молодежи бесперспективным, а населения в целом — безнадежным, федеральный президент квалифицирует как «исторический временной поворот». Это заботит и Германию, которая тоже должна обрести «быстроту и храбрость, чтобы добиться стабильности в арабском мире, что важно для всех нас». Президент указал, что это не только его личное мнение, но и точка зрения канцлера Ангелы Меркель и министра иностранных дел Гидо Вестервелле, с которыми он обсуждал положение в Северной Африке накануне ближневосточного вояжа. «Мы пребываем в трехзвучии», подчеркнул он общность их взглядов.

Практически в ходе пребывания федерального президента на Ближнем Востоке начал сбываться прогноз экспертов ФРГ о том, что в Тунисе все только начинается. В воскресенье, 27 февраля, в эфире государственного телевидения премьер-министр Туниса Мохаммед Ганнуши объявил о решении уйти в отставку. Таков его ответ на трехдневные не прекращавшиеся многотысячные демонстрации протеста с требованием отставки временного правительства. Основное обвинение манифестантов: новые власти не выполняют обещаний, касающихся проведения реформ. Причина невыполнения: исполнение обязанностей кабмина в духе требований авторитарного режима президента Бен Али. Мохаммед Ганнуши — часть режима и по-другому действовать не будет, независимо от политической власти на дворе: при Бен Али или в переходном правительстве. Демонстрации протеста вновь привели к жертвам. Объявлено, что премьер-министром страны стал 84-летний Беджи Каид Эссебси, бывший министром иностранных дел Туниса при президенте Хабибе Бургибе. Остаются ли в силе установленные более двух недель назад договоренности политиков ФРГ с руководством Туниса и имеют ли они вообще смысл в стремительно меняющейся картине действительности Северной Африки, пока неизвестно.

В любом случае, как отметил один из ведущих в ФРГ экспертов по Ближнему Востоку, руководитель берлинского исследовательского центра Stiftung Wissenschaft und Politik Фолькер Пертес, следует воздержаться от эйфории по поводу массовых протестов в странах Североафриканского региона. Демократическое реформирование стран, где еще вчера у власти пребывала автократия, если и будет проходить, то крайне медленно. Одной из главных причин столь робких темпов является отсутствие консолидации сил, действительно желающих трансформации общества.

 

Выводы

Первый. Для многих жителей Туниса «жасминовая революция» стала сигналом к бегству из страны. Уже к середине февраля число беженцев в Италию и другие островные государства Средиземноморья превысило 5 тыс. человек. Сейчас, несмотря на экстренные меры, предпринятые ЕС, число нелегальных мигрантов нарастает, осложняя демографическую и экономическую ситуацию на юге Европы. Опыт работы их соотечественников в стабильных условиях Западной Европы оказывается самой действенной пропагандой для сотен высокообразованных и перспективных специалистов — выпускников вузов Туниса.

Второй. Комментируя двусторонние контакты ФРГ и Египта, немецкие эксперты указывают на их важную особенность: Германия развивает широкое эволюционное сотрудничество с Египтом. Египет — второй по величине получатель немецкой помощи среди развивающихся стран. Многие аналитики считают это правильным направлением для того, «чтобы Египет развивал большую демократию и установил принципы правового государства», как отмечает, в частности, Рупрехт Поленц, руководитель парламентского комитета по внешней политике, ведущий эксперт бундестага по Ближнему Востоку.

Третий. Остается открытым вопрос, как будут использованы инвестиции ЕС и ФРГ и какова доля каждой страны Северной Африки. Как отмечалось в сообщении AFP накануне поездки в Каир, по словам Дирка Нибеля предполагается создание трех фондов помощи Северной Африке, в том числе 30 млн евро выделены Египту и Тунису. Готовы ли египтяне принять немецкую помощь, анализируют немецкие наблюдатели. Она, во-первых, весьма значительна, во-вторых, целевая. Зная о наследии режима Мубарака — высокой коррумпированности, сложно сказать наверняка, на какие цели пойдут немецкие деньги. В этом случае о судьбе значительных средств можно только гадать.

 

Использованы данные сайтов президента ФРГ, бундестага, МИДа ФРГ, Frankfurter Rundschau.

52.46MB | MySQL:106 | 0,580sec