Ливанское эхо сирийских событий

Последние события в Ливане во многом завязаны на нынешние сирийские реалии. Совершенно очевидно, что устойчивость просирийского лобби в этой стране напрямую зависит от того, что скажут в Дамаске.

Сейчас от поведения президента Сирии Б.Асад, зависит судьба формирования правительства Н.Микати, перспективы которого сейчас неясны. В Дамаске очень сильны панические настроения в отношении того, что любые неосторожные движения даже в Ливане могут быть использованы в качестве предлога для международного вмешательства по ливийскому сценарию. Если Микати сейчас представит список министров своего будущего кабинета, станет очевидно, что большинство постов в нем займут крайне сомнительные для Запада фигуры из «Хизбаллы». Последняя и так в настоящее время стала объектом повышенного прессинга со стороны международных финансовых органов по борьбе с отмыванием денег. В частности, характерна история с «Ливано-Канадским банком», через который отмывались финансы «Хизбаллы». В результате давления США на ливанское руководство, указанный банк был закрыт, а проведенная проверка показала, что через него каждый месяц «прокачивалось» и тем самым легализовалось около 200 тыс. долларов США. Причем деньги «загружались» в банк не через обычные в таких случаях «проводки», а обыкновенным «налом». Собственниками и учредителями банка была группа ливанских христиан, что естественно являлось ширмой. Представляется также, что это финансовое учреждение не единственная подобного рода «прачечная». Принятые под давлением Вашингтона меры по структурированию финансовых проводок в Ливан, возможно и окажут какое-либо содействие нейтрализации указанных механизмов, но, скорее всего, чисто формально. Никто не мешает расширить сеть курьеров с пластиковыми банковским карточками, например. Другой вопрос, что финансирование сейчас из Ирана (а сомневаться в происхождении этого «нала» вряд ли стоит) серьезно сократилось. Это связано и с международными санкциями, и с финансовым кризисом, и множеством адресатов ее получения. Хотя в нынешней ситуации, когда из-за ливийских событий цены на углеводороды растут постоянно во многом из-за обыкновенных спекуляций, но в малой степени из складывающейся коньюктуры, ситуация с поддержкой «Хизбаллы» иранскими друзьями может возрасти. События в Японии, которая является одним из основных потребителей иранских углеводородов, играет сейчас «на руку» Тегерану. Отказ от использования АЭС или проведение их модернизаций, совершенно четкая тенденция в среднесрочной перспективе, а значит и потребность в природном газе, как основном энергоносители будет только возрастать. И убедить японское руководство в его нынешнем положении отказаться от такого варианта, тот же Вашингтон просто не сможет.

Кроме того, у иранцев высвободятся свободные финансы в связи с ситуацией на Бахрейне. Подавление шиитского восстания и разгром ее организационного звена потребует некого времени на переориентацию, а значит, финансы пойдут в другом направлении. Ливан в этой связи является приоритетной целью, поскольку ослабление шиитов будет означать для Тегерана окончательное поражение.

Подробности шиитских возмущений на Бахрейне тоже начинают проясняться, и в этой связи можно считать доказанным участие в них в качестве некого организованного звена ливанских шиитов из числа работающих в этой стране. Примечательно, что большинство из них имели паспорта на христианские установочные данные. Выяснилось, что они были изготовлены при помощи «связей» «Хизбаллы» в миграционных ливанских органах. Кроме того, в лагерях организации проходили подготовку шииты с Бахрейна. Все это дало основание властям Бахрейна говорить «о международном заговоре». Но несомненное участие иностранцев (а это присутствует практически в каждой из «арабских революций», но на разных этапах их развития), совершенно не отменяют вопросы социально-экономической диспропорции и конфессиональной дискриминации. Все остальное только антураж..

Тем не менее, события на Бахрейне позволили бывшему премьер-министру Ливана С.Харири сделать при помощи своих саудовских покровителей (принц Бандар, который является сейчас основным архитектором внешней политики королевства) хороший пиар-ход. Он лично вылетел на Бахрейн и убедил его руководство не высылать из страны всех работающих там граждан Ливана «скопом» (а это 5 тыс. человек, что для маленького Ливана большая цифра). Пока арестованы или высланы 200 основных зачинщиков с «христианскими паспортами».

Все это позволяет С.Харири перехватывать инициативу. Он провел два многочисленных митинга своих сторонников в Бейруте и Триполи (последний считается вотчиной и оплотом основного конкурента Микати) для того, чтобы лишний раз продемонстрировать, кто является истинным лидером суннитов в стране. Одновременно он отказался от негласного предложения Дамаска, которое было сделано через американцев, от предложения вновь возглавить правительство. Время работает на него, а не на его политических оппонентов, на которых уже передается нервозность сирийских руководителей, в частности серьезно «завис» лидер друзов В.Джумблат, который, переходя на сторону альянса под руководством «Хизбаллы», рассчитывал на быстрое формирование правительства и получение соответствующих экономических благ. Теперь в условиях нерешительности Дамаска и кровной вражды с саудовцами, он чувствует себя очень неспокойно.

В самом клане Башара Асада тоже зреет раскол между «голубями» и «ястребами». Негласным руководителем последних является вдова Хафеза Асада и брат Махер, которые настаивают на продолжении жесткой линии и исключения переговоров с исламистами, которые составляют подавляющее количество протестующих. Речь сирийского президента о «начале реформ» и создании комиссии по снятию режима чрезвычайного положения и политической монополии БААС — это компромисс с перевесом «голубей». Помимо боязни международного вмешательства (а резолюция Совета Безопасности ООН по Ливии была решающим аргументом вчерашней исторической речи Б.Асада), нежелания раздражать США и успокоить Саудовскую Аравию, здесь сыграла свою роль и позиция Турции, руководство которой настоятельно рекомендовало своему союзнику пойти на реформы.

При всем этом, истинной причиной нынешних волнений в Сирии все-таки следует считать серьезный дисбаланс в системе получения экономических преференций элитой страны (16 человек фактически получают 40% разнообразных прибылей), что вызывает серьезное недовольство не только у суннитов, но у части алавитской верхушки. В такой ситуации вероятность того, что Дамаск пойдет на отвлекающий маневр в виде «маленькой победоносной войны» в районе Голан или Ливане, маловероятна. А вот обострение ситуации на юге Ливана с прицелом на Израиль вероятно вполне, особенно после ожидаемых выводов международного трибунала по делу об убийстве бывшего премьер министра Ливана Рафика Харии, который в настоящее время по просьбе Вашингтона отложил «на время» их обнародование «с учетом непростой ситуации в регионе».

52.38MB | MySQL:103 | 0,546sec