Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (28 марта – 3 апреля 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливии и Афганистане. 3 апреля США заявили о выходе из международной военной операции в Ливии. Обострилась обстановка в Афганистане. В не-скольких городах страны произошли массовые беспорядки и нападения на местные представительства ООН. На прошедшей неделе различные по мас-штабам направленности акции протеста имели место в Сирии, Йемене, Егип-те, Иордании, Омане, Саудовской Аравии, Ираке и Тунисе.

В Ливии продолжаются боевые действия между силами правительства и повстанцами, которых поддерживает авиация и боевые корабли стран-участниц международной военной коалиции. Самолеты союзников наносит ракетно-бомбовые удары по войскам М. Каддафи и различным объектам в глубине ливийской территории, а корабли осуществляют морскую блокаду Ливии. На минувшей неделе руководство международной военной операцией были официально передано от Африканского командования ВС США Объе-диненным вооруженным силам (ОВС) НАТО. Таким образом, планированием военных действий стал заниматься штаб ОВС НАТО в г. Монс (Бельгия), а их непосредственное руководство осуществляется из регионального командного пункта НАТО в Неаполе. США заявили о прекращении с 3 апреля своего непосредственного участия в ливийской операции, хотя большая часть американских кораблей и авиация пока остаются в районе конфликта.

30 марта правительственные силы перешли в контрнаступление, отбро-сив мятежников от г. Сирт и вновь заняв города Рас-Лануф и Бин-Джавад на востоке страны. В настоящее время бои продолжаются в районе городов Марса-эль-Брега (на востоке) и Мисурата (на западе). Руководство повстанцев предложило М. Каддафи перемирие при условии ухода правительственных войск из занятых ими в ходе военных действий городов. Правительство отвергло это предложение, назвав его неприемлемым, однако подтвердило готовность к переговорам. В последнее время у повстанцев отмечаются каче-ственные изменения. Их действиями стали руководить офицеры, перешедшие на сторону противников режима М. Каддафи. Повстанческие отряды стали более организованными и дисциплинированными. Сообщается об участии американских и египетских военных в подготовке мятежников на востоке Ливии. По информации СМИ, президент США Б. Обама подписал секретную директиву об оказании помощи ливийским повстанцам.

В Лондоне 29 марта прошла международная конференция по Ливии с участием делегаций из почти 40 стран, ООН, Евросоюза и Лиги арабских го-сударств. Ее участники потребовали от М. Каддафи соблюдения требований резолюций Совбеза ООН по прекращению огня и насилия в отношении мир-ного населения, а также заявили, что ливийский лидер должен немедленно отказаться от власти и покинуть страну. Имеются сообщения о том, что вла-сти Ливии ведут закулисные переговоры в странах Запада о своем будущем. Б. Обама заявил 30 марта, что США не ставят перед собой задачу свержения режима М. Каддафи путем военного вторжения. Катар стал второй после Франции страной, признавшей легитимность власти повстанческого Нацио-нального переходного совета в Ливии. Серьезную обеспокоенность события-ми в Ливии проявляет Алжир. По информации спецслужб АНДР, ливийские повстанцы, разграбившие военные склады, продают оружие, включая средст-ва ПВО, террористической группировке «Аль-Каида» в странах исламского Магриба», которая продолжает вербовку боевиков на территории Ливии. Правительство Алжира приняло дополнительные меры по охране границы с Ливией, перебросив в приграничные районы дополнительные силы армии и Национальной жандармерии. О наличии в рядах повстанцев сторонников ра-дикальных исламистских и террористических заявили и представители воен-ного командования США.

На прошедшей неделе обострилась обстановка в Афганистане. В ответ на публичное сожжение Корана американским пастором-евангелистом в раз-личных районах страны произошли протестные акции, быстро трансформи-ровавшиеся в массовые беспорядки с многочисленными человеческими жертвами. 1 апреля в г. Мазари-Шариф на севере страны демонстранты напа-ли на местное представительство ООН, убив 7 его сотрудников. 2 и 3 апреля беспорядки происходили в Кандагаре на юге Афганистана, где также совер-шено нападение на офис ООН. Здесь жертвами насилия стали более 100 че-ловек. 3 апреля массовые беспорядки произошли в Джалалабаде на востоке страны, где погибли свыше 20 человек, десятки ранены. Отметим, что акции протеста проходят под антиправительственными и антиамериканскими ло-зунгами. Власти обвинили в провоцировании волнений движение «Талибан». Отметим, что в последнее время талибы заметно активизировали свою бое-вую деятельность. Так, 28 марта боевик-смертник подорвал автомашину с взрывчаткой у офиса строительной фирмы в юго-восточной провинции Пак-тия. Погибли 21 и получили ранения до 60 человек. 29 марта талибы захвати-ли уезд в северо-восточной провинции Нуристан, а 2 апреля обстреляли базу ВС США недалеко от Кабула.

Сложная обстановка сохраняется в Сирии, где власти различными спо-собами пытаются не допустить дальнейшего расшатывания ситуации в стране. Президент САР Б. Асад 29 марта отправил в отставку правительство И. Отри, поручив 3 апреля А. Сафару (бывшему министру сельского хозяйства) сформировать новый кабинет. Правящая в Сирии партия Баас 29 марта орга-низовала многотысячные манифестации в поддержку реформ, предложенных руководством страны. Манифестации прошли в Дамаске и во всех провинци-альных центрах, кроме Деръа и Латакии. Б. Асад выступил 30 марта с про-граммной речью, заявив, что изменения в политической и экономической об-ластях уже начаты, а ряд требований, прозвучавших в ходе недавних акций протеста, имеют под собой основание, признав, что правительство не всегда успевало удовлетворять нужды людей. Президент обещал провести парла-ментские выборы, обновление правительства и ряда руководителей на местах. Касаясь беспорядков в некоторых районах САР, Б. Асад утверждал, что они инспирированы из-за рубежа врагами Сирии и некоторыми спутниковыми телеканалами. Распоряжением главы государства будет сформирована специальная комиссия «для разработки законопроектов о защите безопасно-сти страны и достоинства граждан и о борьбе с терроризмом, как шаг на пути к отмене закона о чрезвычайном положении». Работа этой комиссии должна быть завершена к 25 апреля. Также Б. Асад поручил провести «немедленное расследование» случаев гибели гражданских лиц и военнослужащих в про-винциях Деръа и Латакия. С 1 апреля в среднем на 25 проц повышены зар-платы работников госсектора, одновременно увеличены размеры пенсий. Также создается комиссия по урегулированию проблемы гражданства 200 тыс. курдов в северной провинции Эль-Хасеке. Заявлено о намерении отме-нить ст. 8 конституции САР, в которой говорится, что партия Баас является «руководящей силой общества и государства». Несмотря на объявленные ме-ры, протестные выступления в Сирии продолжились. Сообщается о различ-ных акциях протеста в Деръа, Латакии, Баниасе, Дамаске и пригороде столи-цы Думе, Хомсе, Хаме, Камышли, Эль-Хасеке. В ряде мест имели место столкновения с силами безопасности. Имеются человеческие жертвы. Произ-ведены аресты активистов оппозиции. В то же время демонстрации в курд-ских районах имели мирный характер. Одновременно власти организовали новые митинги и демонстрации в поддержку правящего режима.

В Йемене не прекращаются массовые выступления оппозиции с требо-ванием незамедлительной отставки президента республики А. А. Салеха. Крупнейшие со времени начала протестных выступлений демонстрации со-стоялись 1 апреля в столице страны Сане и других городах. В них приняли участие сотни тысяч человек. Новые демонстрации противников А. А. Салеха прошли 2 апреля в Адене. З апреля при разгоне демонстрации в Таиззе (южнее Саны) погибли два и получили ранения до 350 человек. Со своей стороны сторонники президента проводят массовые акции в поддержку А. А. Салеха, который, несмотря на заявления о готовности «удовлетворить закон-ные требования протестующих», пока не намерен оставлять свой пост.

Правящий в Египте Высший военный совет 28 марта объявил, что пар-ламентские выборы в стране состоятся в сентябре текущего года, а выборы президента республики в октябре или ноябре. Еще до парламентских выборов власти намерены отменить в АРЕ режим чрезвычайного положения. 30 марта в Египте обнародована «конституционная декларация», основные положения которой были одобрены на референдуме, состоявшемся 19 марта. Этот документ представляет собой временную конституцию АРЕ на переходный период и предусматривает новый порядок выдвижения кандидатов на выборах депутатов парламента и главы государства, а также проведения волеизъявления и контроля за ходом голосования.

Министр иностранных дел АРЕ Н. аль-Араби заявил 29 марта, что его страна не рассматривает ИРИ в качестве враждебной силы и готова «открыть новую страницу во взаимоотношениях с Ираном». В Тегеране приветствовали заявление, прозвучавшее в Каире.

1 апреля на каирской площади ат-Тахрир под девизом «Спасти рево-люцию» состоялась многотысячная демонстрация, организованная движением «Молодежная коалиция за революцию». Ее участники призвали прави-тельство не откладывать проведение в стране политических и социальных реформ, провести суд над рядом высокопоставленных деятелей режима бывшего президента АРЕ Х. Мубарака и прекратить незаконные аресты гра-ждан.

В столице Иордании Аммане молодежное «Движение 24 марта» про-вело 1 апреля сидячую демонстрацию, требуя проведения политических ре-форм и борьбы с коррупцией. В столице Туниса и других городах 1 и 2 апре-ля прошли демонстрации против политики властей. Для разгона демонстран-тов полиция использовала слезоточивый газ. В Омане в г. Сохар на севере страны 1 апреля произошли новые выступления за улучшение социально-экономического положения населения. Полиция разогнала протестующих. Демонстрация протеста против действий полиции прошла 1 апреля в столице султаната Маскате. Сотни шиитов в Восточной провинции Саудовской Аравии организовали 1 апреля демонстрацию в поддержку своих единовер-цев в Бахрейне и требованиями предоставления политических свобод в КСА. В Сулеймании (курдская автономия Ирака) 1 апреля прошла массовая де-монстрация с требованиями борьбы с коррупцией и улучшения социально-экономического положения в регионе. В ходе столкновений с полицией ра-нено 65 человек. Демонстрация с требованиями освободить из тюрем неза-конно содержащихся там лиц прошла 1 апреля в Багдаде. Крупнейшее за по-следнее время террористическое нападение произошло 30 марта в иракском городе Тикрит, где группа боевиков захватила здание провинциальной адми-нистрации. В ходе захвата здания и его последующего штурма силами безо-пасности погибли более 60 и получили ранения около 100 человек.

Напряженность сохраняется в Бахрейне, власти которого продолжают оказывать давление на противников режима. Так, 2 апреля была закрыта «за ложь» крупнейшая оппозиционная газета «Аль-Васат». В то же время лидер одного из ведущих оппозиционных движений «Аль-Вифак» шейх А. Сальман призвал Иран воздержаться от любых форм вмешательства в дела Бахрейна, а Саудовскую Аравию вывести свои войска из королевства, т. к. его территория не должна стать ареной противостояния между ИРИ и КСА. Бахрейнские власти признают, что в стране имеются «очевидные конфессиональные сложности, общество расколото» шиитско-суннитскими разногласиями, ко-торые могут выйти «за рамки королевства и распространятся на весь регион».

31 марта в отставку подало правительство Кувейта во главе с шейхом Н. ас-Сабахом. Этот шаг был вызван желанием кабинета избежать парла-ментских слушаний министра экономики, которого депутаты подозревают в коррупции. Также депутаты хотели заслушать министров иностранных дел и нефти, в компетентности которых они сомневались.

По данным миссии ООН, власти Севера и Юга Судана размещают на богатой нефтью спорной территории Абъей, расположенной между двумя частями страны, крупные военные силы, что создает угрозу возникновения вооруженного конфликта.

Приложение

 

 

Об оманско-американских отношениях

 

 

Отношения между Оманом и США имеют давнюю историю. В 1833 г. две страны заключили договор о дружбе. Это был первый документ такого рода, подписанный американцами с арабским государством. В 1840 г. Оман направил своего посла в Вашингтон, а с 1882 г. по 1915 г. в Омане действо-вало консульство США. В 1958 г. стороны подписали договор о дружествен-ных и экономических отношениях и консульских правах. С 1972 г. в Маскате начало действовать посольство США.

Первый визит главы оманского государства султана Кабуса в США в январе 1975 г. положил начало современному этапу военно-политического партнерства между двумя странами. Связи между Маскатом и Вашингтоном заметно расширились после ухода английских войск из Омана в 1976-1977 гг. В январе 1980 г. Оман подписывает соглашение о военном и экономическом сотрудничестве с США, по которому американские вооруженные силы полу-чили право пользоваться военными базами на территории султаната в случае чрезвычайных обстоятельств. Это было первое соглашение между США и арабской страной о предоставлении американцам объектов национальной во-енной инфраструктуры после победы иранской революции 1979 г. Данный документ регулярно продлевается, последний раз это было сделано в 2010 г. Речь в соглашении идет о военно-воздушных базах Маскат, Марказ-Тамарид, Эль-Хасиб, пунктах базирования ВМС в Маскате, Райсуте и Сиди-Лехза. США использовали оманские военные базы в 1980 г. для проведения опера-ции по освобождению сотрудников своего посольства в Тегеране (закончи-лась провалом), в 1980-1988 гг. во время ирано-иракской войны, в 1990-1991 гг. при подготовке и проведении операции по освобождению Кувейта от иракской оккупации, в 1998 г. при проведении авиационной операции против Ирака, в 2003 г. во время операции по свержению режима С. Хусейна в Ираке и в 1999-2004 гг. для обеспечения боевых действий американских войск в Афганистане.

В 1981 г. Оман и США подписывают соглашение о расширении дву-стороннего военно-политического и военно-технического сотрудничества. Речь, в частности, шла об оказании американской военной помощи султанату и предоставлении Соединенным Штатам возможности размещения на оман-ской территории различных военных запасов.

Отметим, что, предоставляя оманские военные базы для использования вооруженными силами США (а также Великобритании), руководство султа-ната предусмотрело отказ от своих обязательств на случай, если боевые дей-ствия будут вестись против Ирана. И еще. Получая от Вашингтона дотации за использование военных баз, оманцы направляли их как на реализацию различных экономических проектов, так и на закупку вооружения и военной техники в тех же США.

В настоящее время Соединенные Штаты считаются важнейшим страте-гическим партнером Омана. В Маскате выступают за сохранение американ-ского военного присутствия в регионе Персидского залива. Тесные военно-политические отношения с США, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация султаната остаются краеугольным камнем международной поли-тики страны, определяют ее приоритеты в области национальной безопасно-сти и обороны.

Важной особенностью внешней политики Омана является то, что раз-витие многоплановых отношений с США происходит не за счет снижения статуса отношений с Великобританией, которая остается важнейшим военно-политическим партнером султаната.

Официально Оман выступал против американо-британского вторжения в Ирак в 2003 г., что, однако, не помешало его правительству разрешить ис-пользование военных баз страны для размещения американских стратегиче-ских бомбардировщиков В-1В и самолетов ДРЛО и управления Е-3 системы АВКАКС.

Оман в целом поддерживает политику США на Ближнем Востоке, в ча-стности, по вопросам арабо-израильского урегулирования. Причем порой это делается вразрез с общеарабской позицией. Достаточно напомнить, что сул-танат в 1979 г. не пошел на разрыв отношений с Египтом после того, как эта страна подписала мирный договор с Израилем.

Принимая во внимание значимость султаната для американской поли-тике в регионе, Вашингтон открыто не критикует дружественные отношения, существующие между Оманом и Ираном. К тому же американцы при необ-ходимости используют Оман в качестве посредника для установления кон-тактов с ИРИ. Оман не одобряет предполагаемые намерения Ирана по созда-нию собственного ядерного оружия, но при этом считает, что возможная во-енная операция США по уничтожению иранского ядерного потенциала при-ведет к дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, особенно в зоне Персидского залива.

США поддержали курс султана Кабуса на постепенную демократиза-цию политической жизни Омана, к реализации которого глава государства приступил еще в начале 1980-х гг. Американцы сдержанно отнеслись к мерам оманских властей по подавлению протестных выступлений населения в феврале-марте 2011 г., призвав власти ускорить процесс реформ. Для уточ-нения на месте положения дел в стране Оман в начале марта посетил министр обороны США Р. Гейтс, который провел переговоры с султаном Кабусом. Вместе с тем, политический кризис в султанате не был столь глубоким, а протестные выступления такими массовыми, как в соседних Йемене и Бах-рейне.

Динамично развиваются оманско-американские торгово-экономические связи. В 2006 г. стороны подписали соглашение о свободной торговле, реализация которого приведет в течение 10 лет к отмене пошлин на большинство товаров и услуг, которыми торгуют два государства и расширит возможности американского экспорта в Оман (различное оборудование, в т. ч. нефтяное, автомобили, оптические и медицинские инструменты и др.) В то же время оманский экспорт в США на 87 проц состоит из нефти. В 2010 г. товарооборот между двумя странами составил 1,87 млрд долларов. Оманские власти интенсивно сотрудничают с частными компаниями США. Так, в 2008 г. правительство султаната подписало с американской компанией «Оксиден-тал петролиум» соглашение сроком на 20 лет на разведку и разработку на территории страны месторождений природного газа.

После известных терактов в США в 2001 г. Оман стал активно сотруд-ничать с американцами в деле борьбы с терроризмом. Также поддерживаются отношения между спецслужбами двух стран в вопросах противодействия наркобизнесу и контрабанде ядерных материалов. США оказывают помощь Оману в укреплении служб пограничной и береговой охраны, поставляя спе-циальную технику, средства связи и обучая личный состав. В 2010 г. на эти цели американцы безвозмездно выделили 1,655 млн долларов.

Первые поставки американского вооружения и военной техники в Оман были осуществлены в 1979-1985 гг. Тогда султанские ВС получили ракеты «воздух-воздух», танки М60А1, военно-транспортные самолеты С-130, вертолеты Белл-214. Во второй половине 1990-х гг. из США поступили танки М60А3, ракеты «воздух-воздух», противотанковые ракетные комплексы (ПТРК). В 2002 г. было подписано соглашение о продаже Оману 16 тактиче-ских истребителей F-16C/D, вместе с которыми были поставлены ракеты «воздух-воздух» и «воздух-земля», и управляемые авиабомбы различных ти-пов, авиационное оборудование. Соглашение было выполнено в 2005-2006 гг. В эти же годы Оман закупил в США 250 противотанковых ракет «Джавелин» с 30 пусковыми установками и 562 противотанковые ракеты для ПТРК ТОУ-2А. В то же время в 2004 г. оманцы отказались от приобретения амери-канских танков М1А1 «Абрамс». В августе 2010 г. Пентагон сообщил о на-мерении поставить в Оман еще 18 самолетов F-16. В 2012-2014 гг. ожидается поступление трех военно-транспортных самолетов С-130J. С американской помощью и на американские средства производится модернизация оманских военных баз. На территории султаната заскладировано имущество и боепри-пасы для ВВС США. Военное присутствие США в Омане ограничено в на-стоящее время 35 военнослужащими. Американцы оказывают помощь в под-готовке военных кадров султанских ВС. В 2011 г. американская безвозмезд-ная военная помощь Оману составит 13,375 млн долларов. На регулярной ос-нове происходят встречи и переговоры высших военных руководителей двух государств. Корабли ВМС США совершают частые заходы в оманские порты.

Таким образом, оманско-американские отношения в целом развиваются стабильно и по обоюдному намерению сторон имеют хорошие перспективы дальнейшего укрепления и развития.

52.41MB | MySQL:103 | 0,592sec