Актуальная ситуация на Ближнем Востоке и в Северной Африке: оценки немецких экспертов и политиков

6 апреля с.г. состоялось открытое заседание бундестагского комитета по внешней политике. Обсуждаемые проблемы касались актуальной ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В частности, ее влияние на процесс демократизации в регионе, на мирный процесс и безопасность Израиля. В заседании под председательством Рупрехта Поленца, постоянного шефа комитета, приняла участие группа ведущих ближневосточных экспертов из Рамаллаха, Парижа, Бейрута и Берлина.

Германию представляли, в частности, Рудольф Максимилиан Чимелли, арабист, многолетний корреспондент Sueddeutsche Zeitung в Париже, удостоенный за свою публицистическую деятельность ряда высоких правительственных наград и премий; Гудрун Крамер, директор Института исламских исследований при Свободном университете Берлина; Харди Остри, руководитель группы «Африка и Ближний Восток» фонда Конрада Аденауэра; профессор Фолькер Пертес, директор берлинского исследовательского центра Stiftung Wissenschaft und Politik (SWP).

Между ними развернулась дискуссия, во время которой был продемонстрирован спектр мнений, принятый на вооружение членами комитета по внешней политике бундестага. Рудольф Чимелли высоко оценил шансы появления новых демократических режимов. По его оценке, правила продвижения к реформам в точности соответствуют установленным графикам, которые приняты в правительствах Египта и Туниса при поддержке населения. Также в Египте был успешно проведен конституционный референдум, результаты которого внушают оптимизм, особенно в том, что касается стабильности и совершенствования реформ. Такого же мнения был Гудрун Крамер, директор Института исламских исследований при Свободном университете Берлина: демократическое движение в обеих странах проходит при поддержке широкой социальной базы, причем инициативы обсуждались многократно и прошли сквозь сито всех слоев общества. Профессор Фолькер Пертес считает, что в Тунисе, Египте и Палестине скорее всего предпочтительно более плюралистическое, демократическое правительство, однако это не означает, что подобный подход гарантирован на местах. Предсказать развитие ситуации затруднительно: события в регионе развиваются «с мощной динамикой, но отнюдь не равномерно».

Что касается движения «Нахда» в Тунисе и «Братьев-мусульман» в Египте, то они пока демонстрируют умеренный фундаментализм, который готов принять конкуренцию других политических сил, указал Р. Чимелли. Многие молодые участники протестного движения видели Турцию в качестве образца для подражания. Г. Крамер дополнил: «В движении к демократии не был заметен политический ислам в той степени, в какой его обычно видят. Ни он, ни другие политические векторы не играют видной роли в сегодняшнем раскладе сил». Харди Остри, руководитель группы «Африка и Ближний Восток» фонда Конрада Аденауэра верит в силу демократических принципов, которые могут сплотить политические силы в Тунисе и Египте. В частности, он указал, что, по его мнению, здесь возобладает верховенство закона и демократических процедур. «Всем нам становится ясно, что устремления экстремистских и террористических группировок исламского происхождения в ходе революций в Египте и Тунисе, а также в акциях протеста в Иордании, Марокко, Бахрейне, Саудовской Аравии и других странах не отражены в общем контексте демократических преобразований, поскольку фактически не играют никакой роли», добавил Ф. Пертес.

В центре внимания участников слушаний оказался выставленный на сайте бундестага документ, дающий объективную оценку действиям политического руководства страны. Поясним: группа из 17 депутатов бундестага от Союза 90/Зеленые под руководством своих лидеров Ренате Кюнаст и Юргена Триттина 23 марта с.г. подготовила решение немецкого парламента. Документ носит характер проекта и будет всесторонне обсуждаться всеми депутатами, однако ввиду его исключительности он стал объектом рассмотрения экспертов комитета по внешнеполитической деятельности.

Документ «За новую политику в отношении стран Северной Африки и Ближнего Востока» отмечает «начало новой эры» для стран региона от Марокко до Бахрейна, которые «выступают против угнетения и коррумпированных правителей, несправедливого распределения богатств, за предоставление социальных и политических прав».

События, происходящие с середины декабря 2010 г., обозначили массовость, участие в протестах мужчин и женщин из всех слоев общества и их настойчивость. Это повлияло на уход из власти в Тунисе и Египте политических фигур, еще недавно считавшихся неприкосновенными. «Немецкий парламент выражает уважение к людям, которые в борьбе за свободу и демократию в своих странах нередко жертвовали жизнью». Власти Бахрейна, Йемена и Ливии, в частности, показали развитие сценария по «страшному и драматическому образцу», продемонстрировав «насилие над собственным народом».

Ливийская тема особо оговорена в документе. Говоря о ситуации в Ливии, депутаты выразили озабоченность «в связи с риском дальнейшей эскалации и расширения конфликта», указав, что решения в этой сфере должны быть взвешены и «военное насилие на войне всегда зло». Диктатор Каддафи, отмечено в нем, обязан выполнить призыв Совета Безопасности относительно того, что вверенные ему войска должны строго соблюдать решение о прекращении огня, и все политические решения должны приниматься с точки зрения защиты гражданского населения. Поэтому такие международные меры, как создание запретных для полетов зон и соблюдение эмбарго на поставки оружия, должны показать свою эффективность.

По данным ООН, из Ливии в Тунис, Египет и Нигерию бежали более 200 тыс. человек. Значительная их часть сосредоточена в лагерях беженцев на границе с Тунисом и Египтом. Среди них работавшие в Ливии эритрейцы и сомалийцы, которые не могут вернуться в свои дома и поэтому нуждаются в международной помощи. Соединенные Штаты, Канада и Австралия заявили о своей готовности помочь им, создав таким образом модель поведения для Европы. Европейский союз должен последовать примеру этих государств, подчеркивается в документе. Европейский союз должен также обратить внимание на волну бегущих из Ливии самих ливийцев, которые спасаются от насилия и мести Каддафи. В качестве политических беженцев у них есть право на убежище, которое должно им предоставить европейское сообщество. Одновременно Европе необходимо включиться в ликвидацию последствий гуманитарной катастрофы в восточной части Ливии и скоординировать усилия с правительством Египта для того, чтобы обеспечить поддержку крупным потокам ливийских беженцев.

В документе также указывается, что бундестаг решительным образом осуждает Бахрейн и Йемен, в которых происходит государственное насилие против демонстрантов. Немецкие политики поддерживают демонстрации против гнета и абсолютизма, против коррупции, за равные права и эффективное управление. Германский бундестаг выражает тревогу по поводу репрессий режимов, которые ранили и заключили в тюрьму демонстрантов. Он осудил вмешательство более чем тысячного войска с тяжелой боевой техникой и 500 сотрудников полиции из Саудовской Аравии. Очевидно, указано в документе, нестабильность ситуации в Египте, крупнейшем и наиболее влиятельном арабском государстве, дала диктаторам и их свите возможность почувствовать, что «в регионе исчерпан страховой запас».

Ситуация в регионе, где развернулось протестное движение, довольно хрупкая. Об этом свидетельствуют продолжающиеся, хотя и не в прежних масштабах, демонстрации и столкновения на улицах. «В открытом формате следует рассматривать будущие структуры власти, — подчеркивает документ. — Важнейшим приоритетом является широкое привлечение населения к разработке новой конституции стран региона, а затем свободные и справедливые выборы. Переходные правительства должны организовать процесс движения к демократизации, основой которой станет ограничение в должности политических лидеров во власти. Эти вопросы требуют всестороннего обсуждения представителями различных социальных групп».

В центре внимания должны оказаться такие аспекты, как поддержка новых демократических структур и полный запрет старых, стоящих на стороне бывших режимов; рассмотрение вопросов демократизации не на время, а «на устойчивую и долгосрочную перспективу»; активное участие в обсуждении женщин, сыгравших важную роль в акциях протеста и заслуживших право на участие в политической жизни, особенно это касается женщин Египта, которых пытаются отстранить от конституционной реформы и выборов.

Депутаты нелицеприятно оценивают действия немецкого правительства и ЕС в целом, называют их причины. Реакция политиков ЕС и Германии на мужественные и стойкие протесты людей в арабском мире поначалу была невнятной, подчеркивает документ. Это не удивительно, учитывая главные тенденции стратегии ЕС, в основе которой, особенно после 11 сентября 2001 г., лежала борьба с исламским терроризмом. В этом контексте ощущение стабильности в мусульманских странах и альянсы с авторитарными режимами воспринимались как достижение. То, что при этом режимы игнорировали верховенство закона и обеспечение соблюдения прав человека, не казалось существенным. Со многими диктаторами, о которых сегодня правительство ФРГ говорит с негодованием и благородным гневом, Германия и Европа поддерживали многолетние крепкие экономические и политические отношения и поэтому помогали им финансово и идеологически.

Как бы то ни было, налицо политика двойных стандартов, которую следует прекратить. «ЕС должен извлечь уроки из потрясений в арабском мире», утверждают депутаты бундестага. Любая помощь странам региона должна быть основана на идее развития гражданского общества.

Немецкий бундестаг (пока в лице Союза 90/Зеленые, которые набирают политические очки на фоне поражения правящей коалиции на ключевых земельных выборах, что ведет к смене федерального кабмина) призывает федеральное правительство к ряду актуальных мер. В их числе:

— использование гражданских санкций против режима Каддафи, приостановка экономического сотрудничества с режимом Каддафи в полном объеме, полная блокада поставок нефти и их оплата;

— использование военнослужащих исключительно в рамках соблюдения ими норм международного гуманитарного права и прав человека;

— содействие гуманитарной и медицинской помощи беженцам на границе с Тунисом и Египтом на фоне действий ЕС и ООН по обеспечению пути их эвакуации, отправке беженцев из европейских стран обратно в Северную Африку, предоставлению убежища в европейских странах преследуемым режимом Каддафи;

— поддержка идеи Международного уголовного суда по расследованию действий Муамара аль-Каддафи на основе документов федерального правительства и федеральной разведки, для чего следует предоставить финансовые ресурсы;

— поддержка связи с временным национальным переходным советом Ливии, известным как Национальный совет Ливии, который Франция и Италия уже признали в качестве единственного легитимного представителя страны;

— сигнал международному сообществу о том, что оно несет ответственность за защиту населения в странах Персидского залива, в частности, в Бахрейне и Йемене, а также в случае необходимости гарантирует соблюдение прав в отношении локальных демократических движений и обязуется не подавлять их силой, не прибегать к убийству, обеспечить невмешательство соседних государств с помощью армии и полиции;

— поддержка движения к демократии в странах арабского мира, включая требования женщин, религиозных, этнических, сексуальных и других социальных меньшинств, с обеспечением со стороны ЕС в кратко- и среднесрочной перспективе гуманитарной помощи, а в долгосрочной — поддержки экономического, социального и конституционного развития. Эта политика должна быть разработана в тесном сотрудничестве с арабскими партнерами с учетом фактора устойчивости, чтобы избежать рецидивов;

— признание идеи «Союза Средиземноморья» не удавшейся и поиск новых стратегий партнерства и добрососедства государств региона и ЕС в рамках идеи по созданию демократических структур;

— выводы из ошибок прошлого, касающихся отношений с авторитарными режимами, предупреждение любого сотрудничества с ними для подавления населения и его гражданских свобод;

— обеспечение поддержки молодежи в странах региона, для чего развернуть программы образовательного и научного сотрудничества, научного партнерства, обмена преподавателями и студентами, упростить условия визового режима, предоставления стипендий;

— немедленная приостановка экспорта оружия и репрессивных средств авторитарным режимам, постановка под контроль демократических органов процесса подготовки и оснащения силовых структур стран региона;

— начало процесса подготовки к конференции по созданию на Ближнем и Среднем Востоке зоны, свободной от оружия массового поражения;

— помощь персонально и финансово беженцам и мигрантам в соответствии с международными стандартами в области прав человека, в частности, согласно Женевской конвенции о беженцах и «невозвращенцах»;

— содействие изменению европейской политики в отношении беженцев, для чего призвать министров внутренних дел ЕС немедленно принять эффективное решение о прибывших из Северной Африки, а кабмины стран ЕС — предоставлять необходимые ресурсы и персонал, в том числе для использования их в новых инфраструктурах. При этом специально для стран с переходной экономикой (Египет и Тунис) создать новые возможности для легальной иммиграции в страны ЕС, например, в форме упрощенной процедуры регистрации специалистов, а также процедуры для многократного въезда;

— предупреждение тех, кто планирует незаконно покинуть страны региона, о том, что золото и средства на их европейских счетах, а также остальные активы будут заморожены, а затем использованы для среднесрочного устойчивого развития ограбленных ими стран.

Специальный пункт посвящен Израилю и Палестинской администрации, которые рассматриваются в единой схеме израильско-палестинского конфликта. Безопасность Израиля не подлежит обсуждению, подчеркивают депутаты, «и опасения в Израиле в свете развития событий необходимо принимать с полной серьезностью». Демократическое движение на палестинских территориях должно поддерживаться в такой же степени, как и в других странах Ближнего Востока и Северной Африки, указывается в проекте решения немецкого парламента от 23 марта 2011 г. «За новую политику в отношении стран Северной Африки и Ближнего Востока».

 

Выводы

 

Первый. Тунис и Египет имеют реальный шанс успешного продвижения к демократии. Политический ислам является гораздо более интегрируемым в новые исторические условия стран Северной Африки, чем это принято считать на Западе. Это основное заключение открытых слушаний комитета по иностранным делам германского бундестага.

Второй. Немецкие политики присоединяются к акции осуждения авторитарных режимов, поддерживая решения СБ ООН, в том числе о квалификации деяний правителей как о преступлении против человечности и других деяниях, которые должен рассмотреть Международный уголовный суд в Гааге. «Лица, ответственные за серьезные нарушения прав человека, не должны остаться безнаказанными».

Третий. Если названные выше немецкие эксперты в целом достаточно оптимистично оценивают слабую роль исламистских группировок, то ряд политических партий указывают: у них нет ясного понимания гарантий, что революционные события не могут развернуться по более кровавому сценарию, чем в Египте и Тунисе или даже Ливии. К тому же в Тунисе и Египте движение к демократизации находится «в начале долгого и трудного развития», и нет полного понимания того, была ли в Египте народная победа, поскольку реальной властью в стране остается прежняя «старая элита в соответствующих структурах».

Четвертый. Сосредоточившись лишь на стабильности в странах с авторитарным режимом, правители ЕС сделали, по мнению депутатов бундестага, роковую оплошность. Делать ставку надо было на поощрение демократии и прав человека. Предполагаемая стабильность, идея которой рухнула в декабре 2010 – начале 2011 гг., была принесена в жертву борьбе с терроризмом.

Пятый. Властям ЕС не удалось в течение последнего десятилетия разработать стратегию, касающуюся направленной против деспотов и авторитарных режимов политики эффективного управления, демократии и защиты прав человека. По данной причине политические лидеры Старого Света в равной степени отвечают за ситуацию в регионе. Они оказались не готовы к ней, хотя не должны были быть застигнуты врасплох, т.к. обладают достаточным числом аналитических центров, занимающихся мониторингом событий и делающих прогнозы.

Шестой. Мирные договоры с Египтом и Иорданией являются важными аспектами решения задачи по обеспечению безопасности Израиля. Задача федерального правительства состоит в том, чтобы обеспечить выполнение данных договоренностей. В то же время израильское правительство будет обязано совершить активные шаги в направлении, которое укажет на приверженность идее «завершения оккупации палестинских территорий и Голанских высот».

52.33MB | MySQL:103 | 0,603sec