Ситуация в Тунисе: апрель 2011 г.

Массовый приток нелегальных мигрантов из Северной Африки поставил в апреле миграционную политику стран ЕС в тупик. Пока Франция и Италия думают, что делать с 23 тыс. беглецов, Тунис отказывается репатриировать их, ссылаясь на гуманитарный кризис на ливийско-тунисской границе и экономические трудности переходного периода. Военные столкновения ливийских повстанцев с войсками М. Каддафи переместились на тунисско-ливийскую границу. Это вынудило Тунис объявить о закрытии границы с Ливией. Между тем, в стране продолжается подготовка к выборам Учредительного собрания, назначенным на 24 июля 2011 г.

До берегов Италии с января по апрель 2011 г. нелегально добрались более 23 тыс. мигрантов из Северной Африки. Массовый «исход» обострил отношения между Италией и Францией, куда стремится большая часть мигрантов для воссоединения с близкими и родственниками. Париж, по понятным причинам, препятствует этому, закрывая границу, блокируя движение поездов и т.д. Итальянские власти тоже не готовы взять над ними опеку.

Позиция Туниса состоит в том, что массовая репатриация граждан в данный момент невозможна, поскольку страна стоит на грани гуманитарного кризиса, принимая ливийских беженцев, не говоря уже о трудностях переходного периода после «революции». Об этом сообщил 4 апреля премьер-министр Туниса Беджи Каид ас-Себси премьер-министру Италии Сильвио Берлускони. В свою очередь тунисские правозащитники набросились на европейцев с обвинениями в антидемократичности: «В тунисских лагерях для беженцев более 200 тыс. иммигрантов из Ливии. В Италию перебралось всего 15 тыс. чел., которым не надо ничего, кроме работы. Отчего к ним относятся с пренебрежением?» Тунис, однако, не бездействует. Местная береговая охрана с января по апрель задержала более 5 тыс. чел., намеревавшихся взять курс на о. Лампедуза (Италия).

Серия переговоров между Италией и Тунисом привела к тому, что была подписана нота о техническом сотрудничестве миграции. Министр внутренних дел Италии Роберто Марони, подписавший документ, пояснил, что будут приняты экономические меры по улучшению обстановки внутренних регионов Туниса, откуда происходит подавляющее большинство мигрантов, а также налажен пограничный контроль. Италия предоставит всем тунисским мигрантам, которые успели приехать до 1 мая 2011г., право на временное проживание. Оно будет действительно полгода и не коснется тех, кто попытается нарушить миграционный режим после указанного срока. Этот статус позволит мигрантам свободно перемещаться в Шенгенской зоне. Вместе с тем стороны начали процесс поэтапной репатриации. В апреле в Тунис вернулось 30 человек.

Европейцы далеко не в восторге от такого поведения Италии, которая «всех обманула» и поставила под угрозу саму идею Шенгенской зоны. В этом контексте министр иностранных дел Франции Ален Жюппе отметил 16 апреля, накануне своего визита в Тунис: «Все, что мы, страны Западной Европы, можем сделать для Туниса – это увеличить инвестиции, чтобы … добиться нормального экономического роста. Если экономика (Туниса) не восстановится, демократический переход осложнится… Миграция – это не выход. Мы вместе должны бороться с этим феноменом в конструктивном ключе». По его словам, Франция предоставит Тунису 350 млн евро в 2011 – 2012 гг. Кроме того, А. Жюппе передал тунисской стороне приглашение от французского президента Николя Саркози присутствовать на саммите «большой восьмерки» в Довиле 26-27 мая.

Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу, прилетевший в Тунис 12 апреля, сообщил, что ЕС решил увеличить финансирование для Туниса на 2011 – 2013 гг., которое было запланировано в размере 257 млн евро, еще на 140 млн евро. А побывавший в североафриканской стране 1 апреля еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле указал, что ЕС уже передал Тунису в качестве экстренной помощи 17 млн евро и увеличит этот объем. Однако Тунис получит деньги после выборов Учредительного собрания. Он также дал понять, что переговоры о предоставлении Тунису «продвинутого статуса» в организации, будут целесообразны, когда в стране установится стабильность и политическая определенность.

Преследуя, в первую очередь, личные интересы, Франция играет на желании Туниса быстрее получить «продвинутый статус» в ЕС. Париж предложил представлять интересы Туниса в ЕС по этому вопросу и всячески продвигать идею, в обмен на твердое обещание тунисской стороны репатриировать всех мигрантов и контролировать миграционную политику. Эти слова премьер-министра Франции Франсуа Фийона приводила 2 апреля газета «Corriere della Sera». Бывшей метрополии приходится кардинально пересматривать свою политику в отношении Туниса. Так, А. Жюппе 17 апреля даже заявил, что европейские партнеры арабских стран готовы «пойти на диалог с исламистами, если те будут соблюдать демократические принципы и уважать ненасильственные методы достижения власти».

28 апреля заместитель министра иностранных дел Италии Стефания Кракси, приехавшая в Тунис для участия в международном форуме «Рисках демократического перехода», организованном изданием «Realites», сообщила, что совместно с Европейским инвестиционным банком партнеры Туниса создадут Евро-средиземноморское агентство сервиса для малого и среднего бизнеса. По ее словам, в апреле началась проработка «Средиземноморского пакта», который очертит принципы взаимодействия государств региона.

Вместе с тем обостряется ситуация на тунисско-ливийской границе. 19 апреля начали поступать сообщения, что на территорию Туниса, граничащую с Ливией, падают минометные снаряды. С 21 апреля бои ливийских повстанцев с частями армии ливийского лидера Муаммара Каддафи переместились в район КПП Дехиба-Вазин (в 200 км от основного погранперехода Рас Дждир). Тунисские военные попытались остановить вторжение, в СМИ сообщили о закрытии границы.

28 апреля тунисский МИД выразил глубокую озабоченность нарушением тунисско-ливийской границы и фактом падения снарядов на тунисскую территорию. Позиция Туниса была передана по дипломатическим каналам. 29 апреля подразделения армии М. Каддафи (в составе 15 танков и БТР) пересекли границу с Тунисом, преследуя мятежников, но встретили сопротивление со стороны тунисских вооруженных сил в пограничном г. Дехиба. Жертвы столкновений, среди которых есть раненные тунисцы, госпитализированы в больнице г. Татавин. С начала военных действий в Ливии в Тунис бежало 236 тыс. чел., среди которых 104 тыс. ливийцев.

В Тунисе до сих пор ощущаются проблемы с безопасностью. 28 апреля МВД Туниса констатировало случаи нападения на полицейские участки, призвало граждан не нарушать права на труд, не блокировать дорожное движение, уважительно относиться к служителям правопорядка. Причин достаточно: полиция, подавлявшая «революцию», сильно дискредитирована, из тюрем бежало 11 тыс. заключенных, пусть даже половину уже вернули обратно, правительству и другим властным органам не хватает в глазах населения легитимности. Последнее особенно ярко продемонстрировали дебаты между временным правительством Беджи Каида ас-Себси и Комитетом по достижению целей революции, политическим реформам и демократическим преобразованиям касательно предстоящих выборов в Учредительное собрание.

Комиссия по достижению целей революции во главе с Аядом Бен Ашуром приняла 12 апреля декрет, запрещающий членам ДКО, занимавшим руководящие посты в последние 23 года, а также подписавшим петицию за то, чтобы ныне свергнутый президент Зин аль-Абидин Бен Али баллотировался в 2014 г., бороться за членство в Учредительном собрании. Через несколько дней, 16 апреля на заседании губернаторов, чей состав в апреле был вновь полностью обновлен, премьер-министр Б.К. ас-Себси заявил, что подход А. Бен Ашура к избирательному процессу грешит дискриминацией, может служить лишь интересам конкретной группы людей и повлечь политический дисбаланс. В тот же день прошли демонстрации против исключения из избирательного процесса бывших членов ДКО, которых насчитывалось до ликвидации партии 2,5 млн чел. Пикетчики протестовали против «диктатуры Комитета по достижению целей революции», скандировали «Нет — политическому правосудию! Да — суду над конкретными людьми!» и «Нет -массовому исключению!»

14 апреля тунисский суд выдвинул обвинение по 18 пунктам в адрес бежавшего в Саудовскую Аравию президента З.А. Бен Али. Он обвиняется в частности в убийстве, предательстве национальных интересов и наркоторговле. В свою очередь, газета «аль-Баян» (ОАЭ) сообщила в апреле, что Бен Али намерен написать свою автобиографию, где докажет, что он стал жертвой заговора иностранных сил и сам пал жертвой «революции».

26 апреля на очередном заседании правительства Б.К. ас-Себси смягчил свою позицию и предложил не допускать участия в предстоящих выборах перечисленных лиц, работавших в системе управления в течение последних 10 лет (а не 23 лет). По его словам, это логичнее, поскольку даже те, кто занимал руководящие должности при З.А. Бен Али, после подвергались репрессиям со стороны режима. Однако 29 апреля Комиссия по достижению революционных целей опять единогласно проголосовала за декрет в первоначальной версии – 23 года. Спор в апреле так и не был улажен. На этом фоне любопытным кажется факт, что партия «Инициатива» во главе с бывшим министром иностранных дел и членом ДКО Камелем Морджаном уже начала предвыборную кампанию на своей странице в Facebook.

В мае 2011 г. Комиссия по достижению целей революции намерена представить состав избирательной комиссии (12 человек). В свою очередь тунисский премьер заявил, что вскоре будет создана национальная независимая комиссия, которая во взаимодействии с ООН, ЕС и другими экспертными группами будет следить за подготовкой выборов. Видимо, это будут две параллельные структуры. Обсуждения в рамках Комиссии по достижению целей революции склоняются к тому, что предпочтение будет отдано одноступенчатой пропорционально-представительной выборной системе. Половина мест в избирательных бюллетенях, как предполагают составители нового избирательного кодекса, должны быть закреплены за женщинами. Это предложение положительно восприняли большинство представителей, в том числе от партии исламистов «ан-Нахда». Количество мест в Учредительном собрании будет вычисляться из расчета один представитель на 60 тыс. жителей.

Между тем временное тунисское правительство в апреле вновь обратилось к социально-экономической программе на 2011 г. Отмечается, что экономика Туниса переживает кризис, уровень экономического роста колеблется в пределах 0-1%, количество безработных оценивается в 500 – 600 тыс. чел. из которых 140 тыс. – дипломированные специалисты. Планируется в ближайшее время создать 20 тыс. новых рабочих мест, еще 40 тыс. – до конца 2011 г. Около 200 тыс. безработных смогут пройти курсы повышения квалификации. Дотационную помощь получат 180 – 190 тыс. малообеспеченных семей. В мае будет окончательно пересмотрен госбюджет, 80 % которого теперь направится на помощь внутренним районам страны и лишь 20% — на развитие прибрежных зон. Региональные комиссии будут расформированы. На их месте появятся специальные комитеты, состоящие из представительней общественных структур и организаций региона.

Одна из немецких НКО — «СМИ за сотрудничество и преобразование» — выразила готовность курировать проект профессиональной подготовки тунисских журналистов, развивать «способность независимо и в демократических традициях освещать предстоящие выборы в Тунисе». МИД Германии, сообщил 18 апреля приехавший в Тунис заместитель министра иностранных дел Германии Вернер Хойер, выделит на этот проект 300 тыс. евро.

18 апреля в Тунис прибыл с трехдневным визитом глава ПНА Махмуд Аббас. Главной целью визита было изложение планов руководства ПНА обратиться в сентябре в ООН с просьбой признать Палестину независимым государством. «Палестину как государство в границах 1967 г. признают более 130 государств», — подчеркнул М. Аббас. «Мы полностью поддерживаем Палестину и решения ее народа», — ответил временный президент Туниса Фуад Мебазаа.

20 апреля премьер-министр Туниса Б. К. ас-Себси принял посла РФ в Тунисе Андрея Полякова. Стороны заверили друг друга, что у России и Туниса есть заинтересованность в развитии отношений в области образования, экономики, торговли. А. Поляков подчеркнул, что в мае в Тунис поедет первая группа русских туристов. В свою очередь сайт МИД РФ опубликовал сообщение, в котором говорилось, что «поскольку в стране по-прежнему действует чрезвычайное положение, российским туристам следует неукоснительно соблюдать меры безопасности и избегать мест большого скопления людей».

21 апреля в Тунис прилетел заместитель министра коммерции КНР Фу Цзыин. Было подписано соглашение о техническом сотрудничестве между Китаем и Тунисом. КНР уже выделил министерству обороны Туниса около 2 млн долл., еще 6 млн долл. — на борьбу с гуманитарным кризисом на тунисско-ливийской границе и обещает еще 8 млн в качестве финансирования проекта, суть которого пока неизвестна. Китай является первым партнеров Туниса в Азии.

26 апреля министр обороны Туниса Абделькарим Збиди встретился с наследным принцем Катара шейхом Тамим бен Хамадой Аль Тани в Дохе. Катар проявил заинтересованность в импорте квалифицированной рабочей силы из Туниса, особенно выпускников вузов. Кроме того, А. Збили передал послание от тунисского президента на имя эмира Катара Хамада Бен Халифа Аль Тани. В нем речь шла об основах тунисско-катарского сотрудничества, просьба продолжить инвестирование в тунисскую экономику, участвовать в проектах, направленных на сглаживание неровности социально-экономического развития регионов Туниса. Катара обещал создать специальную комиссию, которая займется рассмотрением вопроса совместных проектов.

62.86MB | MySQL:102 | 0,616sec