Экономика Пакистана: современное состояние и перспективы развития

Традиционный анализ национального хозяйства любой страны подразумевает на первом этапе исследования изучение основных макроэкономических параметров, в первую очередь темпов экономического роста, дохода на душу населения, рост ведущих отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства. Однако в данном случае, анализируя итоги завершающегося 30 июня 2010/11 финансового года мы сознательно отошли от такой традиционной схемы и решили начать наше исследование с краткого изучения двух основных факторов, кардинально повлиявших на экономическое развитие Пакистана в указанном финансовом году. Первый фактор – это глобальная гуманитарная национальная катастрофа – наводнение в июле-августе 2010 г. нанесшее катастрофический ущерб практически всем отраслям национального хозяйства страны и особенно агросфере. Второй – непрекращающаяся борьба с терроризмом в стране, требующая огромных финансовых средств и унесшая тысячи жизней среди гражданского населения. Практически не обходится и дня, чтобы в стране, в особенности в ее северо-западной части не звучали взрывы.

В начале июня этого года министерство финансов Пакистана выпустило окончательный официальный документ о воздействии этой трагедии на экономику страны. Отмечено, что погибли свыше 1700 человек, напрямую пострадали 20 млн человек, 10 млн из них до сих пор нуждаются в гуманитарной помощи, 20% площади страны пострадало от наводнения (это – из 804 тыс. кв. км означает 160 тыс. кв. км), полностью разрушено свыше 1 млн домов. Общий ущерб, нанесенный стране наводнением, оценивается в 10 млрд долл. Из этой суммы на первом месте – сельское хозяйство – 5 млрд долл. ущерб, на втором – производственная инфраструктура – 2 млрд долл., на третьем – домовладение (т.е. разрушенные дома) – 1,5 млрд долл./1/.

Из приведенной ниже таблицы 1 хорошо видно, что в наибольшей степени пострадали 2 пакистанские провинции – Синд и Панджаб, причем наиболее развитые в экономическом отношении части страны. Требуемые суммы по восстановлению разрушенных объектов и посевных площадей зачастую не соответствуют стоимости нанесенного ущерба. Отчасти это обусловлено тем, что при проведении восстановительных работ используются материалы, не подвергшиеся непосредственному разрушению, а отчасти это связано с элементарной нехваткой финансовых ресурсов, поскольку приведенные цифровые показатели носят в немалой степени предварительный характер.

Таблица 1

Ущерб, нанесенный наводнением отдельным территориям Пакистана

в июле-августе 2010 г.*, млрд рупий

Провинция/район/область Нанесенный ущерб

Стоимость восстановительных работ

Синд

373

228

Панджаб

219

93

Хайбер Пахтунхва (СЗПП)

100

106

Федеральные районы

93

96

Белуджистан

53

27

Кашмир

7

13

Территория племен федерального административного управления

6

8

Гилгит-Балтистан

4

7

    ИТОГО:

855

578

· * Составлено по: National Flood Reconstruction Plan 2010. Islamabad, 2011.

Для того, чтобы можно реально представить нанесенный наводнением ущерб не в национальной валюте, а, например, в долларах приведем информацию о курсе пакистанской рупии по отношению к доллару США летом 2010 г.: 1 долл. = 85,5 рупии.

И второй фактор, существенно влиявший – это антитеррористическая деятельность. Нам представляется, что пакистанское руководство в определенной степени поднимает больше шум по поводу огромных расходов на борьбу с терроризмом, одновременно преувеличивая свою активность в этой сфере. Однако и принижать эту деятельность тоже не стоит. Федералы делают то, что реально могут, поскольку объективно не получается, например, действовать в полную силу на северо-западе страны; достаточно сказать, что даже местное население в большинстве своем настроено там против федералов.

В начале июня этого года пакистанское правительство опубликовало информацию о затратах на антитеррористическую деятельность. В первую очередь констатируется, что с начала наиболее активных действий в этой сфере, в частности, с 2006 г. погибли 35 тыс. мирных граждан и 3,5 тысячи пакистанских военных/2/.

Ниже в таблице мы приводим информацию о ежегодных затратах Пакистана на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Считаем необходимым заметить, что это – данные пакистанской стороны (точнее расчеты т.н. совместной Межминистерской группы министерства иностранных дел и министерства финансов по определению стоимости борьбы с терроризмом), которые невозможно детально проверить. Учитывая стремление пакистанского руководства преувеличить затраты на антитеррористическую деятельность с целью получения максимальной помощи извне полагаем необходимым с осторожностью подходить к этим данным.

Таблица 2

Расходы Пакистана на борьбу с терроризмом и экстремизмом,*

Год

Расходы, млн долл.

Расходы, млрд рупий

Изменения в %

2001/02

2.669

163,9

2002/03

2.749

160,8

3,0

2003/04

2.932

168,8

6,7

2004/05

3.410

202,4

16,3

2005/06

3.986

238,6

16,9

2006/07

4.670

283,2

17,2

2007/08

6.940

434,1

48,6

2008/09

9.180

720,6

32,3

2009/10

13.560

1.136,4

47,7

2010/11

17.830

1.528,0

31,5

Итого:

67.926

5.036,8

· * Составлено по: Cost of War on Terror for Pakistan Economy. — “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.

Как видно из приведенных данных, если в 2001/02 финансовом году расходы на войну с террористами составили 2,72 млрд долл., то в 2010/11 году они выросли до 17,82 млрд долл. А общая сумма расходов на эти цели в первой декаде XXI в. достигла 68 млрд долл.

Но вернемся непосредственно к макроэкономическому анализу ситуации в национальном хозяйстве страны в 2010/11 г. По официальным данным, темпы экономического роста составили в указанный период 2,4% (был запланирован рост в размере 4,5%, однако общенациональная катастрофа в виде наводнения существенно снизила этот показатель)/3/. Для сравнения отметим, что в предыдущем, 2009/10 финансовом году темпы экономического роста составили 3,8%. (Ниже, в таблице 3 мы приводим для сравнения данные об основных макроэкономических показателях за годы независимого развития Пакистана). Однако возникают определенные сомнения в достоверности данных о росте ВВП в 2010/11 г., и связаны они (сомнения) с тем, что уже буквально сразу после наводнения как пакистанские официальные эксперты, так даже и представители МВФ априори заявили, что темпы роста будут на уровне 2,5%. Т.е. не были даже еще подсчитаны убытки, точнее ущерб от грандиозного наводнения, а темпы роста уже были обозначены. В то же время первоначально ущерб от этой катастрофы был оценен в размере примерно 5 млрд долл. и лишь намного позже совместная комиссия МВФ и Всемирного банка, куда вошли также эксперты министерства финансов Пакистана пришла к выводу о размерах ущерба в пределах уже 9-10 млрд долл., т.е. в 2 раза больше.

Реальный сектор экономики продемонстрировал крайне низкий рост. Сельское хозяйство – а эта отрасль экономики в наибольшей степени пострадала от наводнения – выросло лишь на 1,2%, что почти в 2 раза ниже темпов роста населения Пакистана и что означает существенное падение среднедушевых размеров сельскохозяйственного производства. И едва ли можно было ожидать чего-либо иного. По плану на минувший финансовый год предполагался рост агросферы в размере 3,8%. Здесь ведущее место занимают т.н. «основные культуры», куда входят пшеница, рис, кукуруза, сахарный тростник и хлопок.

Таблица 3

Среднегодовые темпы прироста

основных макроэкономических параметров,*

%

                    Годы

Структура

  1950

-1960

  1960

-1970

  1970

-1980

  1980

-1990

  1990

-2000

  2000

-2005

  2005

-2010

ВНП

  3,1

6,8

5,1

6,1

4,6

6,9

4,6

Сельское хозяйство

  1,6

4,1

2,3

5,5

4,0

3,4

3,4

Обрабатывающая промышленность

в том числе:

  7,7

9,9

4,2

8,2

4,8

8,7

3,4

     крупная   15,4

13,3

3,1

8,2

4,9

12,0

3,3

     мелкая

2,3

2,9

7,3

9,4

4,7

2,2

7,9

Транспорт, связь

  4,4

7,8

5,6

6,2

5,1

3,5

3,9

Сфера услуг

  3,4

6,5

6,0

6,1

4,3

6,9

5,1

Население

  2,4

2,9

3,0

3,0

2,5

2,2

1,8

Доход на душу

населения

  0,6

3,8

2,1

3,0

1,7

4,7

2,8

* Рассчитано по: «Pakistan Economic Survey 1976-1977». Islamabad, 1977. Statistics, p. 9-10; «Pakistan Economic Survey 1984-1985». Islamabad, 1985. Statistics, p. 17; «Pakistan Statistical Yearbook 1984». Karachi, 1984, p. 369. «Pakistan Statistical Yearbook 1995». Karachi, 1995, p. 461. «Economic Survey 2001-2002». Islamabad, 2002, Statistical Appendix, p.9. Pakistan Economic Survey 2006-2007. Para «Growth & Investment», Islamabad, 2007, p. 5. Pakistan Economic Survey 2009-2010. Para «Growth & Investment», Islamabad, 2010, Table 1.1.

Проблема заключается в том, что производство главных среди этих основных культур – хлопок и рис — пошло на убыль, т.е. наблюдалось сокращение сбора урожаев этих видов культур: хлопка на 11%, а риса на 30% (!). Кроме того, наблюдался крайне незначительный рост 3-х других агрокультур, что никак не могло компенсировать падение ведущих видо сельскохозяйственной продукции. В результате в общей сложности в этой сфере наблюдалось общее падение производства основных культур на -4%.

Что касается второстепенных сельскохозяйственных культур, то это название говорит само за себя, они действительно играют второстепенную роль в создании добавленной стоимости в сельском хозяйстве. И хотя в этой сфере наблюдался общий рост в размере 4%, надо учитывать то обстоятельство, что в предыдущем, 2009/10 финансовом году здесь наблюдалось общее падение в размере -8%, так что даже незначительный рост производства второстепенных культур на фоне предыдущего сокращения производства однозначно вёл к заметному росту сельскохозяйственной продукции.

Аналогично сложная ситуация сложилась и в промышленности. Здесь наблюдался такой же, крайне незначительный рост. Крупная промышленность выросла лишь на 1,7%. В данном случае произошла своего рода цепная реакция – например, падение производства хлопка на 11% означало нехватку сырья для текстильной промышленности, падение производства риса вело к застою в работе рисоочистительных предприятий и так далее.

В результате рост экономики был результатом роста производства в сфере услуг. То есть не в реальном секторе, не в материально-вещественной сфере производства (сельское хозяйство и промышленность – энергетика, строительство), а именно в сфере услуг. Проблема здесь заключается в том, что, если в реальном секторе подсчет добавленной стоимости осуществляется т.н. производственным методом, когда искажения незначительны, то подсчет добавленной стоимости в сфере услуг производится путем учета потребительских затрат и в определенной степени распределительным методом. А последние два способа расчетов в Пакистане далеки от совершенства. Мы уже не говорим о том, что при таких методах расчета стоимостного объема сферы услуг приписки там могут быть весьма значительными, что, в свою очередь, может обеспечить заметный прирост ВВП.

Далее несколько слов о доходе на душу населения в стране. Он вырос с 1073 долл. в 2010 г. до 1254 долл. в истекшем финансовом году, т.е. рост составил 17%. Причем за основу расчетов берется все больше применяемый в национальном счетоводстве валовой национальный доход. Не ВВП или ВНП, или национальный доход (т.е. ВНП за вычетом амортизации), а усредненный высокоагрегированный показатель ВНД.

Но и здесь с подсчетом дохода на душу населения не так все просто. Расчет осуществляется довольно примитивно — просто берется ВНД в текущих рыночных ценах, делится на численность населения страны и получаем доход на душу населения в текущих ценах в рупиях. Затем по текущему курсу пересчитываем в долларах.

Однако из-за высокой инфляции – 14% — общий объем ВВП также вырос, т.е. учитывается не реальный рост производства ВВП, а его окончательный стоимостной параметр, увеличенный за счет инфляционных процессов. А поскольку курс рупии по отношению к доллару оставался неизменным весь год – 85 рупий за 1 доллар, то в результате обозначилась существенная прибавка и дохода на душу населения – 1254 долл. (Для сравнения укажем, что, например, курс индийской рупии к доллару – 44 рупии за 1 долл., т.е. индийская рупия примерно в 2 раза дороже пакистанской). И так же для сравнения приведем данные о доходе на душу населения в 2010-2011 гг. в соседних с Пакистаном странах — в Индии это около 1400 долл., Бангладеш – 700 долл., Шри Ланка – 2200 долл./4/.

Демографическая ситуация.

Численность населения Пакистана в 2011 г. составила по официальным данным 177 млн человек. Это означает, что сейчас Пакистан находится на шестом месте в мире по этому показателю, уступая Китаю (1,4 млрд человек), далее Индия – 1,2 млрд человек, затем США – 310 млн человек, Индонезия – 240 млн и Бразилия – 220 млн Затем уже Пакистан. Для сравнения отметим, что население России в соответствии с переписью осенью 2010 г. составило 142,9 млн человек, что означает, что наша страна находится по этому показателю на 7-м месте в мире после Пакистана.

Из 177 млн. человек 2/3 — это сельское население и 1/3 – городское.

Продолжительность жизни в Пакистане — мужчины: 64 года, женщины: 68 лет. В Индии, например, эта ситуация выглядит более благополучной — мужчины живут в среднем 67 лет, а женщины – 72 года. Естественно, что нет смысла сравнивать этот показатель, например, с Японией, однако с Россией сравнить этот параметр любопытно, потому что у нас женщины живут в среднем 73 года, а мужчины лишь 59 лет (!), 168-е место в мире. Кстати сказать, наибольшая продолжительность жизни зафиксирована отнюдь не в Японии, а в княжестве Монако, 89,8 года (мужчины – 85,8 года, женщины – 93,9 года)/5/.

Уровень безработицы составляет сейчас 5,6%, т.е. примерно 3 млн человек в стране не имеют работы. Это много. А экономически активное население составляет сейчас 55 млн человек из общей численности населения в 177 млн человек.

Внешний сектор экономики

Здесь мы кратко рассмотрим внешнюю торговлю, платежный баланс, валютные резервы, поступления от пакистанцев из-за рубежа.

Естественно, что наибольший интерес представляет внешняя торговля страны, где основные составляющие имеют следующие размеры:

Экспорт – 23,5 млрд долл. (в прошлом, 2009/10  году – 18,5 млрд долл.)

Импорт – почти 38 млрд долл. (в прошлом,2009/10 году – почти 33 млрд долл.)

Дефицит в истекшем финансовом году – 14,5 млрд долл. (в прошлом, 2009/10 году он был на таком же уровне).

Ситуация в экспорте выдается официозом как очень большое достижение особенно подчеркивается возможность вывоза пшеницы, хотя при нехватке продовольствия в районах бедствия и необходимости направления туда зарубежной гуманитарной помощи едва ли можно рассматривать рост объема экспорта как существенное достижение. Хотя и возможно, что в условиях после катастрофического наводнения это действительно в определенной степени достижение. Однако принципиальных сдвигов здесь не произошло, и дефицит остался прежним.

Аналогично не произошло каких-то существенных изменений и в структуре экспорта и импорта: основу экспорта по-прежнему составляют товары хлопковой группы, а также готовые текстильные изделия. А импорта – углеводороды (на первом месте), но на втором отнюдь не машино-техническое оборудование, как это было в предыдущие годы, а продовольствие, в этом сказываются последствия наводнения и нехватка продуктов питания, и именно по этой причине у нас вызывает иронию рост экспорта пшеницы, когда непосредственно внутри страны ощущается острая нехватка продовольствия. И дело здесь вовсе не в том, что таким путем страна якобы зарабатывает себе валюту; последнее в значительных количествах поступает в Пакистан иным путем, о чем речь пойдет ниже.

Что касается географического распределения товарооборота, то здесь всё также традиционно – в экспорте на первом месте с большим отрывом лидируют США, далее идут Афганистан, затем Эмираты, потом делят четвертое и пятое места Англия и Германия. А в импорте, естественно, на первом месте арабские страны – сначала Эмираты, затем Саудовская Аравия, потом Кувейт, далее Малайзия и лишь потом США и Япония. Главенство арабских нефтедобывающих государств в ввозе в Пакистан обусловлено закупками в больших количествах нефти.

Валютные резервы стабильно возрастают и составляют на 1 июня текущего года 17,3 млрд долл. На 1 января этого года запас валюты составлял 17,2 млрд долл. Здесь ситуация поддерживается за счет экспортных поступлений, а также поступлений от пакистанцев из-за рубежа. Плюс к этому немалое значение имеют регулярные вливания от МВФ.

Заметим, что в 2007 г. этот показатель был на уровне 13 млрд долл. А к 1 января 2009 г. они сократились до очень опасного для экономики страны уровня в 6 млрд долл. И лишь к 1 января 2010 г. достигли 15 млрд долл. Хотелось бы напомнить здесь о том, что валютный запас – своего рода гарант и показатель стабильности экономики. Опять хотелось бы в этой связи привести пример России. В 1999 гг. наши валютные запасы были ничтожны – 11 млрд долл. А на 1 июня 2011 г.  они составили 518 млрд долл., т.е. за 12 лет выросли почти в 50 раз.

А вот, что касается поступлений от пакистанцев из-за рубежа, то здесь наблюдался серьезный прорыв, и связан этот прорыв с чисто субъективным фактором. Впервые эти поступления преодолели 10-ти миллиардный барьер. Это – чисто психологический фактор, приведший к ликованию в официальных экономических кругах, в первую очередь у министра финансов д-ра Абдул Хафиз Шейха. С учетом экстраполяции на июнь за весь финансовый год такого рода поступления составят примерно 11 млрд. долл. В прошлом году этот параметр составил 9 млрд. долл.

Географическое распределение поступлений от пакистанцев из-за рубежа осталось традиционным – на первом месте Саудовская Аравия – примерно 2,5 млрд долл., затем Эмираты – почти столько же, затем США – 2 млрд долл. и т.д.

Главное заключается в том, что эти средства дают возможность существовать бедным и выше бедного слоям пакистанского общества, даже вплоть до средних по доходам социальным группам. Эти средства сыграли важную роль после произошедшего наводнения в Пакистане, когда было разрушено свыше 1 млн. жилых домов, когда не стало крова и крыши над головой у миллионов семей и однозначно пострадавшему населению надо было решать проблему жилья. Особенно, когда гуманитарной помощи явно не хватало, а пакистанское правительство не было в состоянии обеспечить даже частично жильем эти семьи, выделяя лишь 20 тыс. рупий (235 долл.) пострадавшим от общенациональной катастрофы.

Далее несколько слов о бюджете. По своей структуре он весьма традиционен. Наблюдался, как обычно небольшой рост всех статей расходов и доходов. Но при анализе бюджета целесообразно обратить внимание на на 2 фактора – размер бюджетный дефицита, точнее его отношение к ВВП, и собираемость налогов, поскольку это – две основные болезни пакистанского бюджета.

По существующим нормам ведущих международных финансовых организаций, если бюджетный дефицит превышает 5% ВВП, то это вызывает как минимум непонимание у этих организаций и означает, что в национальной финансовой системе такой страны существуют явные неполадки, что, в свою очередь, однозначно напоминает руководства такого государства о необходимости сокращать расходы и увеличивать доходы. В противном случае возможности предоставления помощи со стороны международных финансовых институтов сокращаются или усложняются.

В Пакистане это отношение, т.е. бюджетный дефицит к ВВП составил по официальным данным 5,3%, хотя есть немалые сомнения в занижении этого показателя, и в реальной действительности этот параметр несколько выше. Так было и в предыдущем, 2009/10 финансовом году, когда власти объявили официально о бюджетном дефиците в 5,5%, а затем неофициально оказалось, что он достигает почти 6%.

И вторая проблема – явно недостаточная собираемость налогов, в т.ч. прямых налогов. Как известно, чем более развита экономика той или иной страны, тем больше доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступления, и меньше доля косвенных. В Пакистане это соотношение таково, что свидетельствует о явной слабости и налоговой системы, и национального хозяйства страны в целом. 2/3 всех налогов обеспечивают косвенные налоги (это акциз, налог на продажи и таможенные пошлины) и 1/3 – прямые налоги, т.е. подоходный налог и корпоративный налог. Поземельный налог можно не принимать в расчет, он носит номинальный характер. Так вот, уклонение от прямого налогообложения в Пакистане столь велико, что международные финансовые организации в лице тех же МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития, даже Исламского банка развития настоятельно требуют от правительства страны принятия неотложных мер по повышению сборов от прямого налогообложения и пресечения уклонения от налогообложения. Пока что слабые попытки пакистанского Федерального агентства по доходам успехом почти не увенчались.

А нехватка средств компенсируется, как известно, очень просто, увеличивается нагрузка на печатный станок. В истекшем финансовом году количество денег в обращении возросло на 11%. Теоретически обычная бумажно-денежная эмиссия должна соответствовать экономическому росту, здесь же избыточная эмиссия превысила 8% (при росте ВВП в размере 2,4%).

Возвращаясь к инфляционным процессам в стране (выше уже отмечалось, что общая инфляция достигла 14%, тогда как в прошлом году этот показатель составил 11,5%) следует различать общую инфляцию и инфляцию в разных сферах национального хозяйства, в частности, раздельный рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. А ситуация здесь в минувшем году была довольно серьезная. Дело в том, что рост цен на продовольствие составил 18%, а это бьет по карману в первую очередь беднейших, бедных и даже средних слоев пакистанского общества. Одновременно не столь высоким был рост цен на непродовольственные товары – лишь 10%. Заметим, что в предыдущем 2009/10 году эти цифры были равны соответственно 12 и 11%.

И несколько цифр в порядке информации. Норма накопления составила в 2010/11 г. 13,8%, из которых 9,4% — внутренние источники накоплений, остальное – внешние. В прошлом году эта цифра была на уровне 15,4%

Норма валовых капиталовложений также понизилась – до 13,4%. Для сравнения отметим, что в 2006/07 финансовом году эта цифра достигла 23%.

В данном случае, что касается инвестиций, наибольший интерес представляет ситуация с прямыми иностранными инвестициями, в первую очередь, с частными. Проблема заключается в том, что их размеры по официальным данным сократились в минувшем финансовом году почти на треть. В 2009/10 г. они достигли 1,7 млрд долл., а в 2010/11 г. сократились 1,2 млрд долл. Это отражает опасения иностранных инвесторов за безопасность своих предприятий, нежелание существенно расширять производство, скорее лишь поддерживать его в работоспособном состоянии.

Подводя итог краткому анализу экономической ситуации в стране следует отметить, что Пакистан, несмотря на все трудности социально-экономического развития, смог выжить после наводнения. Выжил благодаря обширной внешней помощи и поступлениям от пакистанцев из-за рубежа. Есть основания полагать, что сможет выжить и воспрянуть едва ли не из пепла и в ближайшей перспективе. Пока что основной макроэкономический параметр – темпы экономического роста – запланирован в размере 4,2% на следующий, 2011/12 финансовый год. Инфляция должна снизиться с 14 до 12%. Что касается бюджета, то планируется увеличить общие размеры доходов на 22%, при этом налоговые поступления на 24% (планы весьма амбициозные, поэтому неудивительно, что возникает резонный вопрос – удастся ли Пакистану их реализовать?). Одновременно плановые органы страны собираются сократить бюджетные расходы федерального правительства на 4%. В результате бюджетный дефицит должен уменьшиться до 4% ВВП.

Постоянный мониторинг ситуации в национальном хозяйстве страны, а также развитие внешнеэкономических связей Пакистана поможет уже в ближайшие месяцы составить представление о ходе поступательного движения вперед пакистанского государства, не дожидаясь подведения итогов экономического развития в июне 2012 года.

1.     Pakistan: Flood Impact Assessment – “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.

2.     Cost of War on Terror for Pakistan Economy. — “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.

3.     Здесь и далее, если это не оговорено особо, статистические данные почерпнуты из опубликованного в начале июня с.г. официального издания министерства финансов Пакистана «Pakistan Economic Survey 2010-2011». Government of Pakistan. Islamabad, 2011.

4.     The World Bank: World Development Indicators, Gross National Income per Capita. 27 September 2010 – См. сайт в Интернете: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info.

5.     См. сайт в Интернете: http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=6064

52.41MB | MySQL:106 | 0,451sec