Традиционный анализ национального хозяйства любой страны подразумевает на первом этапе исследования изучение основных макроэкономических параметров, в первую очередь темпов экономического роста, дохода на душу населения, рост ведущих отраслей экономики – промышленности и сельского хозяйства. Однако в данном случае, анализируя итоги завершающегося 30 июня 2010/11 финансового года мы сознательно отошли от такой традиционной схемы и решили начать наше исследование с краткого изучения двух основных факторов, кардинально повлиявших на экономическое развитие Пакистана в указанном финансовом году. Первый фактор – это глобальная гуманитарная национальная катастрофа – наводнение в июле-августе 2010 г. нанесшее катастрофический ущерб практически всем отраслям национального хозяйства страны и особенно агросфере. Второй – непрекращающаяся борьба с терроризмом в стране, требующая огромных финансовых средств и унесшая тысячи жизней среди гражданского населения. Практически не обходится и дня, чтобы в стране, в особенности в ее северо-западной части не звучали взрывы.
В начале июня этого года министерство финансов Пакистана выпустило окончательный официальный документ о воздействии этой трагедии на экономику страны. Отмечено, что погибли свыше 1700 человек, напрямую пострадали 20 млн человек, 10 млн из них до сих пор нуждаются в гуманитарной помощи, 20% площади страны пострадало от наводнения (это – из 804 тыс. кв. км означает 160 тыс. кв. км), полностью разрушено свыше 1 млн домов. Общий ущерб, нанесенный стране наводнением, оценивается в 10 млрд долл. Из этой суммы на первом месте – сельское хозяйство – 5 млрд долл. ущерб, на втором – производственная инфраструктура – 2 млрд долл., на третьем – домовладение (т.е. разрушенные дома) – 1,5 млрд долл./1/.
Из приведенной ниже таблицы 1 хорошо видно, что в наибольшей степени пострадали 2 пакистанские провинции – Синд и Панджаб, причем наиболее развитые в экономическом отношении части страны. Требуемые суммы по восстановлению разрушенных объектов и посевных площадей зачастую не соответствуют стоимости нанесенного ущерба. Отчасти это обусловлено тем, что при проведении восстановительных работ используются материалы, не подвергшиеся непосредственному разрушению, а отчасти это связано с элементарной нехваткой финансовых ресурсов, поскольку приведенные цифровые показатели носят в немалой степени предварительный характер.
Таблица 1
Ущерб, нанесенный наводнением отдельным территориям Пакистана
в июле-августе 2010 г.*, млрд рупий
Провинция/район/область | Нанесенный ущерб |
Стоимость восстановительных работ |
Синд |
373 |
228 |
Панджаб |
219 |
93 |
Хайбер Пахтунхва (СЗПП) |
100 |
106 |
Федеральные районы |
93 |
96 |
Белуджистан |
53 |
27 |
Кашмир |
7 |
13 |
Территория племен федерального административного управления |
6 |
8 |
Гилгит-Балтистан |
4 |
7 |
ИТОГО: |
855 |
578 |
· * Составлено по: National Flood Reconstruction Plan 2010. Islamabad, 2011.
Для того, чтобы можно реально представить нанесенный наводнением ущерб не в национальной валюте, а, например, в долларах приведем информацию о курсе пакистанской рупии по отношению к доллару США летом 2010 г.: 1 долл. = 85,5 рупии.
И второй фактор, существенно влиявший – это антитеррористическая деятельность. Нам представляется, что пакистанское руководство в определенной степени поднимает больше шум по поводу огромных расходов на борьбу с терроризмом, одновременно преувеличивая свою активность в этой сфере. Однако и принижать эту деятельность тоже не стоит. Федералы делают то, что реально могут, поскольку объективно не получается, например, действовать в полную силу на северо-западе страны; достаточно сказать, что даже местное население в большинстве своем настроено там против федералов.
В начале июня этого года пакистанское правительство опубликовало информацию о затратах на антитеррористическую деятельность. В первую очередь констатируется, что с начала наиболее активных действий в этой сфере, в частности, с 2006 г. погибли 35 тыс. мирных граждан и 3,5 тысячи пакистанских военных/2/.
Ниже в таблице мы приводим информацию о ежегодных затратах Пакистана на борьбу с терроризмом и экстремизмом. Считаем необходимым заметить, что это – данные пакистанской стороны (точнее расчеты т.н. совместной Межминистерской группы министерства иностранных дел и министерства финансов по определению стоимости борьбы с терроризмом), которые невозможно детально проверить. Учитывая стремление пакистанского руководства преувеличить затраты на антитеррористическую деятельность с целью получения максимальной помощи извне полагаем необходимым с осторожностью подходить к этим данным.
Таблица 2
Расходы Пакистана на борьбу с терроризмом и экстремизмом,*
Год |
Расходы, млн долл. |
Расходы, млрд рупий |
Изменения в % |
2001/02 |
2.669 |
163,9 |
— |
2002/03 |
2.749 |
160,8 |
3,0 |
2003/04 |
2.932 |
168,8 |
6,7 |
2004/05 |
3.410 |
202,4 |
16,3 |
2005/06 |
3.986 |
238,6 |
16,9 |
2006/07 |
4.670 |
283,2 |
17,2 |
2007/08 |
6.940 |
434,1 |
48,6 |
2008/09 |
9.180 |
720,6 |
32,3 |
2009/10 |
13.560 |
1.136,4 |
47,7 |
2010/11 |
17.830 |
1.528,0 |
31,5 |
Итого: |
67.926 |
5.036,8 |
· * Составлено по: Cost of War on Terror for Pakistan Economy. — “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.
Как видно из приведенных данных, если в 2001/02 финансовом году расходы на войну с террористами составили 2,72 млрд долл., то в 2010/11 году они выросли до 17,82 млрд долл. А общая сумма расходов на эти цели в первой декаде XXI в. достигла 68 млрд долл.
Но вернемся непосредственно к макроэкономическому анализу ситуации в национальном хозяйстве страны в 2010/11 г. По официальным данным, темпы экономического роста составили в указанный период 2,4% (был запланирован рост в размере 4,5%, однако общенациональная катастрофа в виде наводнения существенно снизила этот показатель)/3/. Для сравнения отметим, что в предыдущем, 2009/10 финансовом году темпы экономического роста составили 3,8%. (Ниже, в таблице 3 мы приводим для сравнения данные об основных макроэкономических показателях за годы независимого развития Пакистана). Однако возникают определенные сомнения в достоверности данных о росте ВВП в 2010/11 г., и связаны они (сомнения) с тем, что уже буквально сразу после наводнения как пакистанские официальные эксперты, так даже и представители МВФ априори заявили, что темпы роста будут на уровне 2,5%. Т.е. не были даже еще подсчитаны убытки, точнее ущерб от грандиозного наводнения, а темпы роста уже были обозначены. В то же время первоначально ущерб от этой катастрофы был оценен в размере примерно 5 млрд долл. и лишь намного позже совместная комиссия МВФ и Всемирного банка, куда вошли также эксперты министерства финансов Пакистана пришла к выводу о размерах ущерба в пределах уже 9-10 млрд долл., т.е. в 2 раза больше.
Реальный сектор экономики продемонстрировал крайне низкий рост. Сельское хозяйство – а эта отрасль экономики в наибольшей степени пострадала от наводнения – выросло лишь на 1,2%, что почти в 2 раза ниже темпов роста населения Пакистана и что означает существенное падение среднедушевых размеров сельскохозяйственного производства. И едва ли можно было ожидать чего-либо иного. По плану на минувший финансовый год предполагался рост агросферы в размере 3,8%. Здесь ведущее место занимают т.н. «основные культуры», куда входят пшеница, рис, кукуруза, сахарный тростник и хлопок.
Таблица 3
Среднегодовые темпы прироста
основных макроэкономических параметров,*
%
Годы
Структура |
1950
-1960 |
1960
-1970 |
1970
-1980 |
1980
-1990 |
1990
-2000 |
2000
-2005 |
2005
-2010 |
ВНП |
3,1 |
6,8 |
5,1 |
6,1 |
4,6 |
6,9 |
4,6 |
Сельское хозяйство |
1,6 |
4,1 |
2,3 |
5,5 |
4,0 |
3,4 |
3,4 |
Обрабатывающая промышленность
в том числе: |
7,7 |
9,9 |
4,2 |
8,2 |
4,8 |
8,7 |
3,4 |
крупная | 15,4 |
13,3 |
3,1 |
8,2 |
4,9 |
12,0 |
3,3 |
мелкая |
2,3 |
2,9 |
7,3 |
9,4 |
4,7 |
2,2 |
7,9 |
Транспорт, связь |
4,4 |
7,8 |
5,6 |
6,2 |
5,1 |
3,5 |
3,9 |
Сфера услуг |
3,4 |
6,5 |
6,0 |
6,1 |
4,3 |
6,9 |
5,1 |
Население |
2,4 |
2,9 |
3,0 |
3,0 |
2,5 |
2,2 |
1,8 |
Доход на душу
населения |
0,6 |
3,8 |
2,1 |
3,0 |
1,7 |
4,7 |
2,8 |
* Рассчитано по: «Pakistan Economic Survey 1976-1977». Islamabad, 1977. Statistics, p. 9-10; «Pakistan Economic Survey 1984-1985». Islamabad, 1985. Statistics, p. 17; «Pakistan Statistical Yearbook 1984». Karachi, 1984, p. 369. «Pakistan Statistical Yearbook 1995». Karachi, 1995, p. 461. «Economic Survey 2001-2002». Islamabad, 2002, Statistical Appendix, p.9. Pakistan Economic Survey 2006-2007. Para «Growth & Investment», Islamabad, 2007, p. 5. Pakistan Economic Survey 2009-2010. Para «Growth & Investment», Islamabad, 2010, Table 1.1.
Проблема заключается в том, что производство главных среди этих основных культур – хлопок и рис — пошло на убыль, т.е. наблюдалось сокращение сбора урожаев этих видов культур: хлопка на 11%, а риса на 30% (!). Кроме того, наблюдался крайне незначительный рост 3-х других агрокультур, что никак не могло компенсировать падение ведущих видо сельскохозяйственной продукции. В результате в общей сложности в этой сфере наблюдалось общее падение производства основных культур на -4%.
Что касается второстепенных сельскохозяйственных культур, то это название говорит само за себя, они действительно играют второстепенную роль в создании добавленной стоимости в сельском хозяйстве. И хотя в этой сфере наблюдался общий рост в размере 4%, надо учитывать то обстоятельство, что в предыдущем, 2009/10 финансовом году здесь наблюдалось общее падение в размере -8%, так что даже незначительный рост производства второстепенных культур на фоне предыдущего сокращения производства однозначно вёл к заметному росту сельскохозяйственной продукции.
Аналогично сложная ситуация сложилась и в промышленности. Здесь наблюдался такой же, крайне незначительный рост. Крупная промышленность выросла лишь на 1,7%. В данном случае произошла своего рода цепная реакция – например, падение производства хлопка на 11% означало нехватку сырья для текстильной промышленности, падение производства риса вело к застою в работе рисоочистительных предприятий и так далее.
В результате рост экономики был результатом роста производства в сфере услуг. То есть не в реальном секторе, не в материально-вещественной сфере производства (сельское хозяйство и промышленность – энергетика, строительство), а именно в сфере услуг. Проблема здесь заключается в том, что, если в реальном секторе подсчет добавленной стоимости осуществляется т.н. производственным методом, когда искажения незначительны, то подсчет добавленной стоимости в сфере услуг производится путем учета потребительских затрат и в определенной степени распределительным методом. А последние два способа расчетов в Пакистане далеки от совершенства. Мы уже не говорим о том, что при таких методах расчета стоимостного объема сферы услуг приписки там могут быть весьма значительными, что, в свою очередь, может обеспечить заметный прирост ВВП.
Далее несколько слов о доходе на душу населения в стране. Он вырос с 1073 долл. в 2010 г. до 1254 долл. в истекшем финансовом году, т.е. рост составил 17%. Причем за основу расчетов берется все больше применяемый в национальном счетоводстве валовой национальный доход. Не ВВП или ВНП, или национальный доход (т.е. ВНП за вычетом амортизации), а усредненный высокоагрегированный показатель ВНД.
Но и здесь с подсчетом дохода на душу населения не так все просто. Расчет осуществляется довольно примитивно — просто берется ВНД в текущих рыночных ценах, делится на численность населения страны и получаем доход на душу населения в текущих ценах в рупиях. Затем по текущему курсу пересчитываем в долларах.
Однако из-за высокой инфляции – 14% — общий объем ВВП также вырос, т.е. учитывается не реальный рост производства ВВП, а его окончательный стоимостной параметр, увеличенный за счет инфляционных процессов. А поскольку курс рупии по отношению к доллару оставался неизменным весь год – 85 рупий за 1 доллар, то в результате обозначилась существенная прибавка и дохода на душу населения – 1254 долл. (Для сравнения укажем, что, например, курс индийской рупии к доллару – 44 рупии за 1 долл., т.е. индийская рупия примерно в 2 раза дороже пакистанской). И так же для сравнения приведем данные о доходе на душу населения в 2010-2011 гг. в соседних с Пакистаном странах — в Индии это около 1400 долл., Бангладеш – 700 долл., Шри Ланка – 2200 долл./4/.
Демографическая ситуация.
Численность населения Пакистана в 2011 г. составила по официальным данным 177 млн человек. Это означает, что сейчас Пакистан находится на шестом месте в мире по этому показателю, уступая Китаю (1,4 млрд человек), далее Индия – 1,2 млрд человек, затем США – 310 млн человек, Индонезия – 240 млн и Бразилия – 220 млн Затем уже Пакистан. Для сравнения отметим, что население России в соответствии с переписью осенью 2010 г. составило 142,9 млн человек, что означает, что наша страна находится по этому показателю на 7-м месте в мире после Пакистана.
Из 177 млн. человек 2/3 — это сельское население и 1/3 – городское.
Продолжительность жизни в Пакистане — мужчины: 64 года, женщины: 68 лет. В Индии, например, эта ситуация выглядит более благополучной — мужчины живут в среднем 67 лет, а женщины – 72 года. Естественно, что нет смысла сравнивать этот показатель, например, с Японией, однако с Россией сравнить этот параметр любопытно, потому что у нас женщины живут в среднем 73 года, а мужчины лишь 59 лет (!), 168-е место в мире. Кстати сказать, наибольшая продолжительность жизни зафиксирована отнюдь не в Японии, а в княжестве Монако, 89,8 года (мужчины – 85,8 года, женщины – 93,9 года)/5/.
Уровень безработицы составляет сейчас 5,6%, т.е. примерно 3 млн человек в стране не имеют работы. Это много. А экономически активное население составляет сейчас 55 млн человек из общей численности населения в 177 млн человек.
Внешний сектор экономики
Здесь мы кратко рассмотрим внешнюю торговлю, платежный баланс, валютные резервы, поступления от пакистанцев из-за рубежа.
Естественно, что наибольший интерес представляет внешняя торговля страны, где основные составляющие имеют следующие размеры:
Экспорт – 23,5 млрд долл. (в прошлом, 2009/10 году – 18,5 млрд долл.)
Импорт – почти 38 млрд долл. (в прошлом,2009/10 году – почти 33 млрд долл.)
Дефицит в истекшем финансовом году – 14,5 млрд долл. (в прошлом, 2009/10 году он был на таком же уровне).
Ситуация в экспорте выдается официозом как очень большое достижение особенно подчеркивается возможность вывоза пшеницы, хотя при нехватке продовольствия в районах бедствия и необходимости направления туда зарубежной гуманитарной помощи едва ли можно рассматривать рост объема экспорта как существенное достижение. Хотя и возможно, что в условиях после катастрофического наводнения это действительно в определенной степени достижение. Однако принципиальных сдвигов здесь не произошло, и дефицит остался прежним.
Аналогично не произошло каких-то существенных изменений и в структуре экспорта и импорта: основу экспорта по-прежнему составляют товары хлопковой группы, а также готовые текстильные изделия. А импорта – углеводороды (на первом месте), но на втором отнюдь не машино-техническое оборудование, как это было в предыдущие годы, а продовольствие, в этом сказываются последствия наводнения и нехватка продуктов питания, и именно по этой причине у нас вызывает иронию рост экспорта пшеницы, когда непосредственно внутри страны ощущается острая нехватка продовольствия. И дело здесь вовсе не в том, что таким путем страна якобы зарабатывает себе валюту; последнее в значительных количествах поступает в Пакистан иным путем, о чем речь пойдет ниже.
Что касается географического распределения товарооборота, то здесь всё также традиционно – в экспорте на первом месте с большим отрывом лидируют США, далее идут Афганистан, затем Эмираты, потом делят четвертое и пятое места Англия и Германия. А в импорте, естественно, на первом месте арабские страны – сначала Эмираты, затем Саудовская Аравия, потом Кувейт, далее Малайзия и лишь потом США и Япония. Главенство арабских нефтедобывающих государств в ввозе в Пакистан обусловлено закупками в больших количествах нефти.
Валютные резервы стабильно возрастают и составляют на 1 июня текущего года 17,3 млрд долл. На 1 января этого года запас валюты составлял 17,2 млрд долл. Здесь ситуация поддерживается за счет экспортных поступлений, а также поступлений от пакистанцев из-за рубежа. Плюс к этому немалое значение имеют регулярные вливания от МВФ.
Заметим, что в 2007 г. этот показатель был на уровне 13 млрд долл. А к 1 января 2009 г. они сократились до очень опасного для экономики страны уровня в 6 млрд долл. И лишь к 1 января 2010 г. достигли 15 млрд долл. Хотелось бы напомнить здесь о том, что валютный запас – своего рода гарант и показатель стабильности экономики. Опять хотелось бы в этой связи привести пример России. В 1999 гг. наши валютные запасы были ничтожны – 11 млрд долл. А на 1 июня 2011 г. они составили 518 млрд долл., т.е. за 12 лет выросли почти в 50 раз.
А вот, что касается поступлений от пакистанцев из-за рубежа, то здесь наблюдался серьезный прорыв, и связан этот прорыв с чисто субъективным фактором. Впервые эти поступления преодолели 10-ти миллиардный барьер. Это – чисто психологический фактор, приведший к ликованию в официальных экономических кругах, в первую очередь у министра финансов д-ра Абдул Хафиз Шейха. С учетом экстраполяции на июнь за весь финансовый год такого рода поступления составят примерно 11 млрд. долл. В прошлом году этот параметр составил 9 млрд. долл.
Географическое распределение поступлений от пакистанцев из-за рубежа осталось традиционным – на первом месте Саудовская Аравия – примерно 2,5 млрд долл., затем Эмираты – почти столько же, затем США – 2 млрд долл. и т.д.
Главное заключается в том, что эти средства дают возможность существовать бедным и выше бедного слоям пакистанского общества, даже вплоть до средних по доходам социальным группам. Эти средства сыграли важную роль после произошедшего наводнения в Пакистане, когда было разрушено свыше 1 млн. жилых домов, когда не стало крова и крыши над головой у миллионов семей и однозначно пострадавшему населению надо было решать проблему жилья. Особенно, когда гуманитарной помощи явно не хватало, а пакистанское правительство не было в состоянии обеспечить даже частично жильем эти семьи, выделяя лишь 20 тыс. рупий (235 долл.) пострадавшим от общенациональной катастрофы.
Далее несколько слов о бюджете. По своей структуре он весьма традиционен. Наблюдался, как обычно небольшой рост всех статей расходов и доходов. Но при анализе бюджета целесообразно обратить внимание на на 2 фактора – размер бюджетный дефицита, точнее его отношение к ВВП, и собираемость налогов, поскольку это – две основные болезни пакистанского бюджета.
По существующим нормам ведущих международных финансовых организаций, если бюджетный дефицит превышает 5% ВВП, то это вызывает как минимум непонимание у этих организаций и означает, что в национальной финансовой системе такой страны существуют явные неполадки, что, в свою очередь, однозначно напоминает руководства такого государства о необходимости сокращать расходы и увеличивать доходы. В противном случае возможности предоставления помощи со стороны международных финансовых институтов сокращаются или усложняются.
В Пакистане это отношение, т.е. бюджетный дефицит к ВВП составил по официальным данным 5,3%, хотя есть немалые сомнения в занижении этого показателя, и в реальной действительности этот параметр несколько выше. Так было и в предыдущем, 2009/10 финансовом году, когда власти объявили официально о бюджетном дефиците в 5,5%, а затем неофициально оказалось, что он достигает почти 6%.
И вторая проблема – явно недостаточная собираемость налогов, в т.ч. прямых налогов. Как известно, чем более развита экономика той или иной страны, тем больше доля прямых налогов в общей сумме налоговых поступления, и меньше доля косвенных. В Пакистане это соотношение таково, что свидетельствует о явной слабости и налоговой системы, и национального хозяйства страны в целом. 2/3 всех налогов обеспечивают косвенные налоги (это акциз, налог на продажи и таможенные пошлины) и 1/3 – прямые налоги, т.е. подоходный налог и корпоративный налог. Поземельный налог можно не принимать в расчет, он носит номинальный характер. Так вот, уклонение от прямого налогообложения в Пакистане столь велико, что международные финансовые организации в лице тех же МВФ, Всемирного банка, Азиатского банка развития, даже Исламского банка развития настоятельно требуют от правительства страны принятия неотложных мер по повышению сборов от прямого налогообложения и пресечения уклонения от налогообложения. Пока что слабые попытки пакистанского Федерального агентства по доходам успехом почти не увенчались.
А нехватка средств компенсируется, как известно, очень просто, увеличивается нагрузка на печатный станок. В истекшем финансовом году количество денег в обращении возросло на 11%. Теоретически обычная бумажно-денежная эмиссия должна соответствовать экономическому росту, здесь же избыточная эмиссия превысила 8% (при росте ВВП в размере 2,4%).
Возвращаясь к инфляционным процессам в стране (выше уже отмечалось, что общая инфляция достигла 14%, тогда как в прошлом году этот показатель составил 11,5%) следует различать общую инфляцию и инфляцию в разных сферах национального хозяйства, в частности, раздельный рост цен на продовольственные и непродовольственные товары. А ситуация здесь в минувшем году была довольно серьезная. Дело в том, что рост цен на продовольствие составил 18%, а это бьет по карману в первую очередь беднейших, бедных и даже средних слоев пакистанского общества. Одновременно не столь высоким был рост цен на непродовольственные товары – лишь 10%. Заметим, что в предыдущем 2009/10 году эти цифры были равны соответственно 12 и 11%.
И несколько цифр в порядке информации. Норма накопления составила в 2010/11 г. 13,8%, из которых 9,4% — внутренние источники накоплений, остальное – внешние. В прошлом году эта цифра была на уровне 15,4%
Норма валовых капиталовложений также понизилась – до 13,4%. Для сравнения отметим, что в 2006/07 финансовом году эта цифра достигла 23%.
В данном случае, что касается инвестиций, наибольший интерес представляет ситуация с прямыми иностранными инвестициями, в первую очередь, с частными. Проблема заключается в том, что их размеры по официальным данным сократились в минувшем финансовом году почти на треть. В 2009/10 г. они достигли 1,7 млрд долл., а в 2010/11 г. сократились 1,2 млрд долл. Это отражает опасения иностранных инвесторов за безопасность своих предприятий, нежелание существенно расширять производство, скорее лишь поддерживать его в работоспособном состоянии.
Подводя итог краткому анализу экономической ситуации в стране следует отметить, что Пакистан, несмотря на все трудности социально-экономического развития, смог выжить после наводнения. Выжил благодаря обширной внешней помощи и поступлениям от пакистанцев из-за рубежа. Есть основания полагать, что сможет выжить и воспрянуть едва ли не из пепла и в ближайшей перспективе. Пока что основной макроэкономический параметр – темпы экономического роста – запланирован в размере 4,2% на следующий, 2011/12 финансовый год. Инфляция должна снизиться с 14 до 12%. Что касается бюджета, то планируется увеличить общие размеры доходов на 22%, при этом налоговые поступления на 24% (планы весьма амбициозные, поэтому неудивительно, что возникает резонный вопрос – удастся ли Пакистану их реализовать?). Одновременно плановые органы страны собираются сократить бюджетные расходы федерального правительства на 4%. В результате бюджетный дефицит должен уменьшиться до 4% ВВП.
Постоянный мониторинг ситуации в национальном хозяйстве страны, а также развитие внешнеэкономических связей Пакистана поможет уже в ближайшие месяцы составить представление о ходе поступательного движения вперед пакистанского государства, не дожидаясь подведения итогов экономического развития в июне 2012 года.
1. Pakistan: Flood Impact Assessment – “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.
2. Cost of War on Terror for Pakistan Economy. — “Pakistan Economic Survey 2010-2011. Government of Pakistan. Islamabad, 2011.
3. Здесь и далее, если это не оговорено особо, статистические данные почерпнуты из опубликованного в начале июня с.г. официального издания министерства финансов Пакистана «Pakistan Economic Survey 2010-2011». Government of Pakistan. Islamabad, 2011.
4. The World Bank: World Development Indicators, Gross National Income per Capita. 27 September 2010 – См. сайт в Интернете: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info.
5. См. сайт в Интернете: http://www.perepis-2010.ru/news/detail.php?ID=6064