Йемен: провал попытки создания оппозиционного Национального совета

Попытка создания Национального совета в Йемене благополучно умерла. Напомним, что по замыслу ее инициаторов в лице руководителей оппозиционного блока «Лика Муштарака» указанный орган должен был пропорционально представлять в своих рядах (147 человек) весь политический спектр страны: от крайних сепаратистов в лице южан до функционеров недавно монопольно правящей партии Всеобщий национальный конгресс (ВНК). Указанный совет должен был сыграть роль некого переходного подобия ветви законодательной власти, которая должна была подготовить выборы нового президента и парламента. Но такая благая идея вновь потерпела неудачу. Причем в данном случае можно говорить об устоявшейся тенденции. Попыток образования таких надпартийных «настроек» в новейшей истории страны было уже много. Это и «Комитет национального диалога», и различного рода общественные форумы авторитетных старейшин и интеллектуальной элиты, и т.д. Все они неизменно оканчивались фиаско, что свидетельствует лишь об одном: политическая элита страны не испытывает внутренней потребности к установлению действительной многопартийной системы со всем присущим этому антуражем, типа выборного формирования парламента и открытой конкурентной борьбы. Все эти благие намерения части «светской оппозиции» рушатся под напором племенной системы построения йеменского государства, и время разложения этой системы не наступило и не наступит, судя по всему, еще очень долго.

Так вышло и в этот раз. Руководство партии «Ислах», которое, несомненно, играет одну из ключевых ролей в оппозиционном движении, с самого начала грубо нарушило «пропорциональную и справедливую» систему представительства в Национальном Совете. В предложенном им проекте формирования повстанцы хауси, например, были представлены исключительно одним депутатом. Согласитесь, что это не отвечает реальному раскладу сил в стране. Та же участь постигла и часть мелких светских партий. Южанам досталось меньше 50% депутатских мест, что грубо нарушало предыдущие договоренности по этому поводу.

Как следствие, лидеры южан Х. А. аль-Аттас и А. Насер Мухаммед с самого начала отказались участвовать в форуме. Их примеру последовали хаусисты и ряд представителей мелких светских партий. При этом отметим, что главный идеолог оппозиции и лидер Йеменской социалистической партии (ЙСП) Я.Саид Нооман позднее признал «ошибкой» такое решение распределение мест Но, тем не менее, вначале социалисты его приняли, что является знаковым событием. Знаковым потому, что очевидна неоднородность оппозиционного движения в стране. Его раздирают личные и племенные разногласия, симпатии и антипатии. Те же южане совсем не являются монолитом, там насчитывается порядка 7 отдельных «харакат», которые никак не могут наладить между собой элементарное взаимодействие. К этому надо добавить и непростые межличностные отношения между лидерами южан Х.А. аль-Аттасом, А.Насером Мухаммедом и А.С.аль-Бейдом. Такая же картинка и у северян.

Представляли ли в «Ислахе» и ЙСП последствия такого самоубийственного проекта квотирования мест в переходном совете? Думаем, что без сомнения. Партия «Ислах» здесь во многом действовала демонстративно, как бы показывая остальным партиям, что она не готова «к пропорциональному представительству», пока не будут решены другие ключевые вопросы.

Это, прежде всего, вопросы собственности и армии. На настоящий момент армия Йемена – это фактически армия одной семьи Ахмаров. А если называть вещи еще более грубо, то партии «Ислах». Весь командный состав фактически представляет собой филиал племенной группы Хашид, а воинские подразделения во многом существуют лишь на бумаге. То есть командиром такого подразделения является тот или иной шейх (даже с соответствующим воинским званием), а личный состав – это члены его племенной группы. Все они исправно получают денежное довольствие (причем от разных людей), располагают оружием, но в казармах понятное дело, не сидят. Соответственно, и управляемость такой армией оставляет желать сильно лучшего. Те же контрактные подразделения, которые напоминают армию европейского образца, малочисленны. Элита же вооруженных сил в лице Республиканской гвардии и войск безопасности управляются родственниками президента А.А.Салеха. В настоящее время йеменские вооруженные силы расколоты и с трудом поддаются какому-либо централизованному управлению.

Именно отход от такой системы комплектации и переход на принцип «армия всего народа» и стоит сейчас в центре закрытых консультаций между основными партнерами по «Лика Муштарака»: социалистами и ислаховцами. Последние понятно не желают расставаться со своим влиянием на вооруженные силы. Некоторые эксперты предсказывают, что стороны выйдут на принципиальные договоренности к концу следующей недели. Такой поворот событий может означать начало формирования новой системы власти, но верится в это с трудом.

Исходя реальной системы комплектования йеменских вооруженных сил, понятны опасения американцев, которые не видят иной, кроме просалеховских структур, реальной силы, способной эффективно бороться с радикальными исламистами и держать контроль над страной. Отсюда очень осторожное отношение Белого Дома к оппозиции. К этому необходимо добавить и тот факт, что лидер социалистов Нооман принципиально не приемлет наличие иностранных вооруженных сил на территории страны. Под это определение попадают и базы радиоэлектронной разведки, и базы беспилотников, что американцев категорически не устраивает. Отсюда реакция Запада, который выступает против различных переходных советов и правительств, а стремится удержать ситуацию в русле инициативы саудовцев. То есть передать власть заместителю А.А.Салеха А.М.Хади с оставлением в руководстве спецназа и Республиканской гвардии родственников нынешнего президента.

Все это происходит на фоне продолжающихся боев с радикалами в Абъяне, стычек в Таизе и продолжения «стояния» демонстрантов из числа молодежи в столице. «Злые языки» утверждают, что в продолжении этих митингов большую роль играют катарские «пожертвования». Трудно сказать определенно, так ли это, но то, что Доха пытается активно играть на йеменском направлении – очевидно.

52.32MB | MySQL:103 | 0,473sec