Еще одно последствие ливийского кризиса

События в Ливии, помимо смены режима самого полковника и кардинального изменения ситуации в Северной Африке, чреваты и еще одним последствием. Мы имеем ввиду реакцию на эти события со стороны остальных режимов в арабских странах, которых по тем или иным причинам миновали пока вихри т.н. «революций».

Совершенно очевидно, что открытая помощь Запада повстанцам в Ливии, безусловный отказ от прежних «верных» союзников в лице того же Х.Мубарака, заставляет остальных региональных лидеров очень серьезно анализировать свои нынешние отношения с западными странами и подвергать ревизии некоторые аспекты сотрудничества с теми же крупными международными организациями. Сейчас очень сложно найти в арабском мире человека, который бы не считал, что все эти «революции» являются следствием тайной деятельности западных спецслужб. В этом, в частности уверен бывший «близкий круг» того же Х.Мубарака или М.Каддафи, представители которых открыто говорят о том, что они «поплатились за безоговорочное доверие обещаниям США и стран ЕС». В этом существует своя доля истины, хотя справедливости ради необходимо заметить, что в случае с Египтом те же США были вынуждены больше «подстраиваться» под происходящие события. При этом мы уже говорили, что активность различного рода американских фондов и организаций, которые фактически обучили оппозицию методам пропагандисткой и организационной работы, входит в серьезное противоречие со стратегическими интересами внешнеполитической доктрины Белого Дома, который рассматривал тот же «мубараковский» Египет как основного игрока и союзника в процессе ближневосточного урегулирования. Вот этот «дуализм» в действиях и порождает тот самый миф о том, что за всеми этими волнениями стоит Запад. Это, безусловно, справедливо по отношению к Ливии, но совершенно неприминимо к тем же Тунису или Египту, не говоря уже о Йемене или Бахрейне. Да и по отношению к Сирии усилия Запада пока больше сконцентрированы в дипломатической сфере. Просто на Западе преобладает мнение о том, что «загнанных лошадей пристреливают». Естественно, что никакие спецслужбы (за исключением Ливии конечно) не плели заговоров, они попросту проморгали тот момент, когда экономическое неравенство накалило ситуацию до предела. Теперь же они пытаются оседлать процесс и сохранить по возможности лояльные им фигуры у власти. Это можно рассматривать как образец политического цинизма, а можно – как пример политической дальновидности, которая характерна тем, что ставят сразу на много «лошадок».

Вот и в Судане, режим которого поначалу безоговорочно поддержал действия ливийских повстанцев, начинается осознание происходящего. В Хартуме, похоже, твердо убеждены в том, что следующим режимом, на котором будет апробирована схема «цветных революций», будет их собственный. Отсюда очень жесткая реакция на резолюцию ООН, которая продлила мандат миссии в Дарфуре ЮНАМИД еще на шесть месяцев. Особенно суданское руководство насторожила оговорка о том, что за этот период времени руководство ООН подготовит новые предложения «в отношении наращивания контингента и приданных сил и средств» этой миссии. Это вызвало беспрецедентный нажим со стороны Хартума на миссию ООН, который выражается в совершенно разных формах и больше напоминает тактику «мелкого фола». ЮНАМИД полностью отказали в дальнейшем использовании основной логистической базы в Порт-Судане, аэродрома в Хартуме и зданий штаба ООН в Хартуме. Все эти точки ранее принадлежали миссии ЮНАМИС, которая после провозглашения независимости Южного Судана полностью перебазировалась в Джубу. Логично было бы предположить, что ЮНАМИД сможет использовать эту налаженную инфраструктуру, но в Хартуме, похоже, решили максимально сократить присутствие ооновского контингента на своей территории. Суданское руководство с превеликим удовольствием ликвидировало бы и ЮНАМИД, но это означало бы серьезное обострение отношений с руководством Афросоюза, так как миссия является «гибридной». Отсюда прессинг, который выражается в задержке конвоев, аресте под надуманными предлогами сотрудников миссии и т.п.

В этой связи напрашивается вывод о том, что в Хартуме серьезно опасаются дестабилизирующей роли ЮНАМИД при возникновении какого-либо рода беспорядков и протестов. Есть ли основания для подобного рода опасений?

Простой пример. Накануне кровопролитных событий в Южном Кордофане, начало которым положили сами южане, руководство отделения миссии ООН (в основном подданные Нидерландов) в этом штате через ряд контактов из числа суданских служащих миссии активно обрабатывали одного из кандидатов на пост губернатора Т.Кику. Они уговаривали его снять свою кандидатуру, при таком варианте голоса его сторонников фактически автоматически переходили бы основному кандидату от Юга А.Хилу. По иронии судьбы, именно этих голосов (6 тыс.) и не хватило Хилу для того, чтобы набрать равное количество бюллетеней с нынешним губернатором А.Харуном. Этот факт известен суданским спецслужбам и прекрасно укладывается в теорию «заговора». В Хартуме вообще очень болезненно реагируют на крепкие связи Джубы и Вашингтона. Особенно с учетом последних высказываний Хилу о том, что «необходимо творчески переработать ливийский опыт». Это прямой намек на то, что планировалось сделать в Кадугли, когда южане пытались захватить после выборов правительственные здания и разоружить полицейских. Дубинка в виде «Национальных советов» и «переходных правительств» становится реальным инструментом в руках различного рода политических авантюристов, которые прикрывают свои действия лозунгами о свободе.

Пожалуй, этот момент является еще одним следствием событий в Ливии. Следствием, который, безусловно, будет возникать время от времени во вполне реальном воплощении на всем пространстве «третьего мира», и который способен реально повлиять на развитие ситуации на Ближнем Востоке и Африке.

52.3MB | MySQL:103 | 0,568sec