Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (26 сентября – 2 октября 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Египте и Ливии. Под усилившимся давлением со стороны оппозиционных партий правящий в Египте Высший военный совет согласился внести изменения в новый закон о выборах и рассмотреть возможность отмены действующего в стране с 1981 г. режима чрезвычайного положения. Глава Африканского командования ВС США генерал К. Хэм заявил, что НАТО уже в ближайшее время может начать свертывание военной операции в Ливии.

Ведущие политические партии Египта во главе с исламистской Партией свободы и справедливости угрожают правящему в стране военному режиму бойкотировать предстоящие в ближайшие месяцы парламентские выборы, если власти не внесут изменения в новый избирательный закон, который, по их мнению, дает возможность выдвижения кандидатов от бывшей правящей Национально-демократической партии (НДП). Речь идет о том, что по действующей редакции закона две трети депутатов избираются по партийным спискам, а треть закреплена за одномандатниками. Причем партии не могут выдвигать кандидатов в одномандатных округах. Это положение, как считает оппозиция, дает возможность бывшим членам НДП баллотироваться в парламент.

30 октября на каирской площади Ат-Тахрир состоялась массовая акция протеста, участники которой требовали отмены в стране чрезвычайного положения, внесения изменений в закон о выборах и объявления военными конкретной даты передачи власти гражданскому правительству. Исламисты, как и прежде, в акции не участвовали. Заместитель главы Высшего военного совета, начальник генштаба ВС АРЕ генерал С. Аннан 1 октября встретился с представителями 17 египетских политических партий. Участники встречи потребовали от военных, чтобы выборы в парламент прошли в условиях отмены чрезвычайного положения, настаивали на внесении изменений в избирательный закон и проведении выборов президента Египта не позднее середины 2012 г. Также оппозиция потребовала введения запрета для бывших членов НДП на участие в политической жизни страны в течение 10 лет. После окончания встречи генерал А. Аннан заявил, что военные согласились на внесение изменений в закон о выборах (на какие именно он не сообщил), рассмотрят возможность отмены режима ЧП, а также согласились на разработку специального законодательного акта, который, который бы исключил бывших видных функционеров НДП из политической жизни Египта.

2 октября глава Африканского командования ВС США генерал К. Хэм заявил, что активная фаза операции НАТО в Ливии завершена и уже в ближайшее время западные союзники могут приступить к ее сворачиванию. Тем не менее, помощь силам ныне правящего в стране Переходного национального совета (ПНС) продолжится. В частности, в Ливии по-прежнему будут действовать американские беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые будут контролировать границы страны и военные склады.

Тем временем обстановка в Ливии остается напряженной и нестабильной. На прошедшей неделе вооруженные формирования ПНС при активной поддержке боевой авиации НАТО продолжали безуспешные попытки овладеть городами Сирт и Бени-Валид, где им оказывают ожесточенное и умелое сопротивление сторонники М. Каддафи. Серьезные разногласия между членами ПНС не позволяют приступить к формированию нового ливийского правительства. Руководство Совета 27 сентября заявило, что этот вопрос отложен до «полного освобождения страны» от сил, верных М. Каддафи. Значительную угрозу для безопасности и стабильности в Ливии представляют вооруженные формирования различных «революционных» организаций и группировок, значительная часть которых не контролируется ПНС. Так, власти потребовали от повстанческих отрядов покинуть Триполи, однако боль-шинство из них продолжает находиться в столице. В этой ситуации все более актуальным становится вопрос о воссоздании в стране регулярной армии, но сохраняющиеся серьезные разногласия между различными фракциями в ПНС препятствуют решению данной проблемы. Еще одну серьезную угрозу представляют большие запасы оружия, оставшиеся от прежнего режима. Причем многие склады фактически не охраняются, а часть вооружения и боеприпасов уже разграблена различными ливийскими группировками, а также попала в руки экстремистов из группировки «Аль-Каида в странах исламского Магриба» и других террористов. В этой связи страны Запада настаивают на установлении контроля над ливийскими арсеналами не только со стороны ПНС, но и «международного сообщества». На минувшей неделе правозащитная организация Human Rights Watch призвала ПНС положить конец бескон-трольной деятельности вооруженных «революционных» группировок, которые осуществляют произвольные аресты и издеваются над задержанными. Сотрудники организации сообщают о жестоком обращении с арестованными, включая избиения и пытки электротоком. Правозащитники призвали власти Ливии как можно скорее создать действенную систему правосудия, способную обеспечить незамедлительное судебное рассмотрение дел всех задержанных.

Новые власти Ливии возобновили поставки сырой нефти из восточного порта Марса-эль-Харига в Италию, а итальянский концерн ENI заявил, что вновь начал бурение на 15 скважинах в 300 км к востоку от Бенгази. В ближайшее время ENI планирует возобновить работы и на других объектах.

Напряженная обстановка сохраняется в Сирии, где активизируются вооруженные группировки экстремистской части оппозиции. Сообщается о действиях т. н. «Свободной армии Сирии», состоящей преимущественно из солдат и офицеров, дезертировавших из правительственных ВС. На прошедшей неделе правительственные войска продолжали спецоперации против мятежников в центральных провинциях Хомс и Хама, на северо-западе страны вблизи границы с Турцией и в районах, прилегающих к границе с Ливаном. В конце недели после ожесточенных боев войска очистили от боевиков один из главных очагов вооруженного сопротивления г. Эр-Растан в провинции Хомс. Традиционно в пятницу (30 сентября) в Эль-Камышлы, Хомсе, Хаме, Дейр-эз-Зоре, Деръа, Идлибе, в окрестностях Дамаска и некоторых других местах прошли антиправительственные демонстрации. Предпринимаются новые попытки объединения противников режима президента Б. Асада. Так, 2 октября в Стамбуле объявлено о создании Национального совета Сирии, в который вошли, как было сказано, все партии, выступающие против режима Б. Асада. Ухудшается экономическое положение САР, что вызвано антире-жимными выступлениями, оттоком капитала за рубеж, сокращением туризма, санкциями, введенными Западом, дополнительными военными расходами. На минувшей неделе в Совете Безопасности ООН обсуждалась новая резолюция по Сирии. При этом в проекте, предложенном западноевропейскими странами, исключено слово «санкции», которое заменили угрозами введения «особых мер» против сирийского правительства и президента САР Б. Асада. Также в документе содержится призыв к обеим сторонам сирийского конфликта отказаться от насилия и экстремизма.

В Йемене продолжается противостояние между оппозицией и сторонниками президента республики А. А. Салеха, которое все чаще принимает формы прямой вооруженной конфронтации. На прошедшей неделе многотысячные демонстрации оппозиции проходили в столице страны Сане и других городах. Их участники требовали немедленной отставки А. А. Салеха, предания его суду, как военного преступника с последующей казнью. Акции протеста зачастую перерастали в кровопролитные столкновения с силами безопасности. Происходят вооруженные столкновения сил Республиканской гвардии с армейскими подразделениями, перешедшими на сторону противников президента. Сам А. А. Салех заявил 30 сентября о готовности уйти в отставку, но при условии отказа лидеров оппозиции из числа его бывших соратников от притязаний на власть.

30 сентября власти Йемена и США объявили о гибели А. аль-Авлаки — одного из главных лидеров экстремистской группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Он был убит в результате ракетного удара американских БПЛА.

28 сентября Совет Безопасности ООН единогласно одобрил заявку Палестинской национальной администрации на получение постоянного членства в организации и передал ее на рассмотрение специальной комиссии, состоящей из всех 15 членов Совбеза. Ожидается, что рассмотрение палестинской заявки займет несколько недель. 1 октября Конгресс США заблокировал предоставление ПНА пакета помощи в объеме 200 млн долларов в ответ на подачу палестинцами заявки на вступление в ООН. Помощь будет заблокирована «до тех пор, пока этот вопрос не будет разрешен». Со своей стороны, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 27 сентября, что его страна не станет больше замораживать строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан, т. к. это «ни к чему не привело». Израильское решение вызвало негативную реакцию не только у палестинцев, но и у США и Евросоюза. 2 октября Израиль принял решение поддержать план, предло-женный «квартетом» посредников (РФ, США, ЕС, ООН) по возобновлению переговоров с палестинцами в течение месяца без предварительных условий.

Верховный лидер Ирана А. Хаменеи 1 октября заявил, что в Тегеране выступают против подачи ПНА заявки на членство в ООН, т. к. это ведет к признанию существования в Палестине двух государств, а значит к «констатации существования Израиля».

Министр обороны Ирана генерал А. Вахиди заявил, что его страна не нуждается в установлении линии прямой экстренной связи с Пентагоном, что недавно предложили американские военные.

26 сентября президент Ирана М. Ахмадинежад посетил с визитом Судан. На переговорах с президентом этой страны О. аль-Баширом иранцы обещали расширить многоплановую помощь хартумскому правительству и поддержали его действия в конфликтных регионах Судана – Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле. В ответ Судан заявил о своей поддержке мирной ядерной программы ИРИ.

Сохраняется напряженность в отношениях между Пакистаном и США, вызванная американскими обвинениями в адрес пакистанских властей в поддержке террористической организации «сети Хаккани». По словам премьер-министра Пакистана Ю. Р. Гилани, обвинения со стороны США «лишь вредят предпринимаемым усилиям в борьбе с экстремизмом в регионе. Пакистан и его армия предпринимали и предпринимают колоссальные усилия и терпят большие потери в борьбе с терроризмом». Ю. Р. Гилани отметил, что в случае каких-либо односторонних американских силовых акций Пакистан способен дать на это адекватный ответ. Вместе с тем, он подтвердил настрой Исламабада на ведение конструктивного диалога с Вашингтоном. Президент США Б. Обама признал, что отношения Пакистаном оставляют желать лучшего, но при этом выразил надежду на сохранение сотрудничества между спецслужбами двух государств.

Президент Афганистана Х. Карзай выразил сомнение в способности и желании лидеров движения «Талибан» путем мирных переговоров добиваться прекращения военных действий, одновременно обвинив Пакистан в создании нестабильной обстановки в регионе. Президент отметил, что стало совершенно ясно, что руководство «Талибан» не обладает нужной независимостью для принятия собственного решения по вопросу мирных переговоров. По мнению Х. Карзая, данный вопрос следует решать с Исламабадом, хотя усилия афганского правительства, направленные на улучшение отношений с соседней страной, не встретили взаимности в Пакистане. И все же Х. Карзай считает, что обеспечить мирную обстановку в Афганистане можно скорее переговорами с Пакистаном, нежели с талибами.

В последние недели на юго-востоке Турции в районах с преимуще-ственно курдским населением участились случаи нападений на военных и полицейских со стороны боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). В Анкаре готовят крупную наземную военную операцию против боевиков КРП на территории Северном Ираке, где расположены основные базы и лагеря сепаратистов.

Приложение

О некоторых особенностях правления президента Йемена А. А. Салеха

В июле 1978 г. пост президента Йеменской Арабской Республики (ЙАР, Северный Йемен) занял тогда малоизвестный в стране 36-летний подполковник Али Абдалла Салех, выходец из не самой могущественной на тот период племенной конфедерации Хашид. Ему, как и его предшественникам, предрекали короткую карьеру (да и жизненный путь). Ведь внутриполитическая обстановка в ЙАР в 1970-е гг. отличалась высокой степенью нестабильности. Предшественники А. А. Салеха — И. аль-Хамди и А. аль-Гашими были убиты, недолго пробыв на высшем государственном посту. И в дальнейшем многие эксперты неоднократно предсказывали скорый конец правления йеменского лидера. Однако Салех оказался политическим долгожителем на вершине власти не только в своей стране, но и в арабском мире. При этом йеменский руководитель пережил несколько покушений на свою жизнь и неоднократные попытки свергнуть его с президентского поста.

А. А. Салех вошел в историю своей страны как объединитель Северного и Южного Йемена в 1990 г. в единое государство – Йеменскую Республику (ЙР). В 1990-1994 гг. он возглавлял Президентский совет ЙР, а с 1994 г является бессменным президентом республики, будучи дважды переизбранным на этот пост в 1999 г. и 2006 г. С 1982 г. А. А. Салех руководит Всеобщим народным конгрессом (ВНК), который до 1990 г. был представительным консультативным органом в ЙАР, трансформировавшись в политическую партию, ставшую правящей (опять же бессменно) в объединенном Йемене.

Политическому долголетию А. А. Салеха способствовали качества сильного лидера и хорошего управленца в сочетании с умением гибко и грамотно вести себя в отношениях с влиятельной верхушкой йеменских племен. На протяжении многих лет он выступал в роли главного арбитра на внутриполитической арене страны, что было признано всеми легальными участниками политического процесса в Йемене. Эксперты характеризуют Салеха как гибкого приспособленца, способного бороться за власть всеми возможными путями и способами, умело балансируя между различными политическими и кланово-племенными силами. При этом во внутренней политике А. А. Салех неуклонно придерживается принципа «Разделяй и властвуй». Например, как отмечали йеменские политики, «Салех делал так, что племена постоянно нуждались в нем. Он подстегивал племенную вражду, и шейхам нужно было его оружие». Одновременно президент покупал лояльность племенной верхушки регулярными денежными подпитками, требуя взамен сохранять в стране мир и спокойствие и не выступать лично против главы государства.

С первых дней нахождения у власти в Йемене Салех сделал ставку на верных ему людей. Со временем его родственники и соплеменники заняли ключевые посты в силовых структурах. Постепенно президент напрямую подчинил себе парламент, судебную систему, все министерства. Стиль правления А. А. Салеха откровенно авторитарен, однако, учитывая особенности взаимоотношений между различными слоями йеменского общества, он не стал чинить серьезных препятствий в становлении в республике многопартийной системы. В то же время в ходе президентских и парламентских выборов Салех широко использовал административный ресурс для обеспечения гарантированной победы своей кандидатуры и руководимого им ВНК.

В 2005 г. Салех заявил об отказе участвовать в предстоящих прези-дентских выборах, но своего слова не сдержал и в 2006 г. был переизбран на новый семилетний срок. Можно полагать, что этим он упустил возможность спокойно уйти из большой политики с лаврами объединителя Йемена.

Для упрочения своих позиций в стране президент использовал и внешнеполитические факторы. В частности, речь идет о заинтересованности саудовской монархии в сохранении стабильности в соседнем Йемене, т. к. чрезмерное ослабление центральной власти Саны может привести к усугублению конфликтов Эр-Рияда с рядом пограничных йеменских племен, а возможное появление на йеменской территории шиитского государственного образования (потенциального союзника и проводника интересов Тегерана) могло бы способствовать усилению сепаратистских настроений в населенных шиитами восточных районах КСА. Учитывая это, Эр-Рияд спонсировал режим Салеха и даже соучаствовал в денежной подпитке ряда йеменских племен. Саудовцы также поддержали Салеха в противостоянии с шиитскими мятежниками на северо-западе ЙР.

Разностороннюю помощь получал А. А. Салех и от США. Это связано с тем, что в Вашингтоне опасаются окончательного превращения йеменской территории в один из главных мировых рассадников терроризма. После событий 11 сентября 2001 г. Салех осознал, что его страна может стать объектом мести США. Он срочно вылетел в Вашингтон и после переговоров с тогдашним президентом США Дж. Бушем объявил о поддержке войны с терроризмом, позволив американцам проводить на территории ЙР контртеррористические операции. При этом Салех позиционировал себя в качестве единственного йеменского политика, который в состоянии обеспечить стабильность в стране. В то же время в качестве элемента давления на своих политических оппонентов Салех при необходимости инициировал усиление активности местного филиала «Аль-Каиды», в первую очередь, на юге страны.

Чем дольше находился А. А. Салех на вершине власти, тем сильнее проявлялся авторитаризм его правления. По заявлениям бывших соратников главы государства, еще в 1994 г. президент стал считать себя единственным человеком, который может принимать решения в Йемене, и стал прислушиваться к мнению только ближайших родственников. В последние годы Салех стал все больше изолироваться и считать свое мнение истиной в последней инстанции.

В течение трех десятилетий режим, созданный А. А. Салехом, смог в целом успешно противостоять своим политическим противникам, подавлять сепаратизм и народное недовольство. Вместе с тем, в последние годы политическая и социально-экономическая ситуация в Йемене становилась все более напряженной. Власть усиливала давление на оппозицию. В борьбе со своими политическими противниками Салех чаще стал прибегать к репрессиям. На северо-западе страны не прекращалось противостояние с шиитскими мятежниками. Нерешенность проблем йеменского Юга, политическая и экономическая дискриминация южан привела к усилению сепаратизма в регионе. При всем этом Йемен оставался одной из беднейших арабских стран.

До начала «арабской весны» йеменская легальная оппозиция при поддержке Вашингтона и Эр-Рияда вела переговоры с Салехом о «более справедливом» перераспределении властных полномочий. Шейхи племен и ряд других лидеров оппозиции, не желая развязывания в стране гражданской войны, были склонны к компромиссам с властью и первоначально не поддержали начавшиеся в конце 2010 — начале 2011 г. массовые антиправительственные выступления молодежи. Однако решение Салеха на жесткое силовое подавление акций протеста резко изменило ситуацию. На сторону противников режима перешли многие шейхи племен, военачальники, политики, дипломаты, в их числе были бывшие соратники и даже родственники президента. Раскол произошел в армии.

Наряду с действиями по силовому подавлению акций протеста, Салех начал маневрировать. Так, в начале февраля 2011 г. он объявил, что не будет баллотироваться на очередной президентский срок, а затем сообщил о готовности уйти в отставку до конца текущего года, но при этом твердо заявлял, что не покинет свой пост под давлением оппозиции. Со временем наряду с мирными демонстрациями с требованиями немедленной отставки Салеха в Сане и других районах страны стали происходить массовые беспорядки и вооруженные столкновения между противниками и сторонниками правящего режима. Обстановка в Йемене становилась все более напряженной. В апреле аравийские монархии предложили план урегулирования йеменского конфликта, который предполагал отставку президента с предоставлением ему и его семье гарантий безопасности, а также временную передачу власти вице-президенту ЙР А. Р. аль-Хади. Салех то отвергает этот план, то заявляет о согласии с ним. 3 июня в результате покушения президент был серьезно ранен и выехал на лечение в Саудовскую Аравию.

23 сентября Салех вернулся на родину и призвал конфликтующие стороны к перемирию и проведению переговоров по урегулированию политического кризиса. Однако оппозиция не верит Салеху и продолжает требовать его немедленной отставки. На уходе президента со своего поста настаивают аравийские монархии, США и страны Евросоюза. Обстановка в Йемене обостряется, массовые акции протеста и вооруженные столкновения в Сане и других местах продолжаются. Более того, кровопролитие в Йемене приобретает все более угрожающие масштабы.

Как видится, в создавшейся ситуации А. А. Салех до последней воз-можности продолжит бороться за власть, что может привести к развязыва-нию в Йемене масштабной и кровопролитной гражданской войны.

52.36MB | MySQL:103 | 0,477sec