Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 октября – 6 ноября 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в Сирии. Сирийское руководство 2 ноября заявило о принятии им плана министерского комитета Лиги арабских государств по политическому урегулированию кризиса в стране. Разработанный в ЛАГ документ предусматривает прекращение насилия всеми сторонами сирийского конфликта. Власти САР должны выпустить из тюрем лиц, принимавших участие в акциях протеста, вывести из населенных пунктов войска и военную технику, допустить в Сирию и обеспечить свободное передвижение представителям ЛАГ, арабским и мировым СМИ для ознакомления с ситуацией стране. В случае выполнения правительством САР этих требований министерский комитет ЛАГ в течение двух недель приступит к контактам с сирийской оппозицией с целью организации конференции по национальному примирению.

Реализация арабского плана практически сразу же столкнулась с трудно преодолимыми проблемами. Оппозиция, прежде всего Сирийский национальный совет (СНС), считающийся головной организацией, объединяющей противников режима президента САР Б. Асада, сходу отвергла план ЛАГ, заявив, что считает его попыткой дать власти «выиграть время». Оппозиционеры не желают вступать в какой-либо диалог с правительством, кроме переговоров о порядке передаче власти в стране. СНС добивается от ЛАГ своего признания в качестве «законного представителя сирийского народа», требует заморозить членство режима Б. Асада в ЛАГ. Оппозиция продолжает проводить массовые демонстрации с требованием немедленной отставки Б. Асада и под лозунгами, осуждающими арабский мирный план. Как и прежде, наиболее массовые антиправительственные выступления проходят в городах Хомс и Хама. Сообщается о жертвах в ходе столкновений с войсками и силами безопасности. На северо-западе САР в районе Джиср-эш-Шугур про-должаются операции правительственных войск против вооруженных мятежников. Генеральный секретарь ЛАГ Н. аль-Араби выступил с предупреждением, что провал плана по урегулированию кризиса в Сирии может стать «катастрофическим» для страны и региона, выразив «серьезное беспокойство по поводу продолжающегося насилия». В связи с продолжающимся насилием в Сирии Катар 6 ноября потребовал срочно провести совещание министров иностранных дел арабских стран, созыв которого намечен на 12 ноября.

В ответ официальный Дамаск обращает внимание на то, что речь должна вестись не только о выводе с улиц правительственных сил, но и об уходе и разоружении боевиков, которые действуют все более активно. Что касается въезда в САР журналистов и мирных демонстраций, то и то и другое должно осуществляться в соответствие с сирийскими законами. Правительство Сирии также уведомило ЛАГ, что было вынуждено использовать войска в ответ на вылазки исламистских экстремистов и вооруженных участников акций протеста. Правительство объявило об амнистии в общей сложности 672 заключенных, арестованных в ходе антиправительственных выступлений. Амнистия не касается лиц, обвиненных в убийствах. Кроме того, власти САР объявили об амнистии для всех повстанцев, которые сложат оружие до 12 ноября.

На минувшей неделе сирийские власти организовали массовые демонстрации в поддержку президента Б. Асада и его политики, которые прошли в Эс-Сувейде, Дейр-эз-Зоре, Тартусе и некоторых других местах.

31 октября НАТО официально прекратила военную операцию в Ливии. В то же время генеральный секретарь организации А. Ф. Рассмусен заявил, что альянс может помочь этой стране в деле создания «структур обороны и безопасности», если от ливийцев поступит соответствующая просьба, но одновременно отметил, что эмбарго на военные поставки в Ливию пока остается в силе. А. Ф. Расмуссен также заявил, что в НАТО не опасаются прихода к власти в Ливии исламистов.

На минувшей неделе новым главой исполкома (правительства) ныне правящего в Ливии Переходного национального совета (ПНС) был назначен малоизвестный деятель А. Р. аль-Киб. ПНС обязал его к 23 ноября представить состав временного правительства страны.

Растущую угрозу безопасности в Ливии представляют многочисленные вооруженные отряды различных «революционных» группировок. А. Р. аль-Киб заявил, что их расформирование займет несколько месяцев и будет происходить без применения силы «с уважением к революционерам».

Международное сообщество выражает обеспокоенность бесконтрольным распространением оружия в Ливии и за ее пределами в связи с конфликтом в этой стране. Совет Безопасности ООН 31 октября принял разработанную Россией резолюцию № 2017, которая призывает власти Ливии и соседних с ней государств не допустить попадания в руки террористов оружия, особенно ПЗРК, а к властям Ливии содержится призыв уничтожить все находящееся на территории страны химическое оружие.

В отчете международной правозащитной организации Human Rights Watch говорится, что бойцы ПНС продолжают устраивать расправы над сторонниками М. Каддафи. По данным Международной организации по миграции, число иностранных рабочих в Ливии, желающих покинуть страну, продолжает расти. Граждане африканских государств не чувствуют себя здесь в безопасности. Многие из них подвергаются притеснениям со стороны новых ливийских властей, которые подозревают их в том, что они были на стороне М. Каддафи. Всего со времени начала конфликта Ливию покинули около 300 тыс. трудовых мигрантов. Международный уголовный суд проведет расследование обвинений в преступлениях, совершенных в Ливии вооруженными формированиями ПНС, режимом М. Каддафи и силами НАТО, заявил главный прокурор суда С. Л. Морено-Окампо.

31 октября Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) объявила о принятии в свой состав Палестинской национальной администрации в качестве полноправного члена. За это решение проголосовали 107 стран (в т. ч. Россия, КНР, Бразилия, Индия, Франция), против выступили 14 государств (в т. ч. США, и Германия), воздержались 52 страны (в т. ч. Великобритания). ЮНЕСКО стала первой организацией ООН, официально предоставившей палестинцам полноправное членство. Руководство ПНА намерено добиваться членства и в других специализированных организациях ООН. В ответ на решение ЮНЕСКО США и Израиль прекратили финансирование этой организации, причем американские средства составляют 22 % ее бюджета. Израиль также приостановил денежные переводы палестинцам. Глава израильского правительства Б. Нетаньяху 1 ноября призвал к ускоренному строительству примерно 2000 единиц жилья на Западном берегу реки Иордан и вокруг Иерусалима. По словам Б. Нетаньяху, эти действия являются не наказанием для палестинцев, а «основополагающим правом» Израиля. Напряженная ситуация сохраняется на границе Израиля с сектором Газа.

В Стамбуле 1 ноября состоялась встреча президентов Афганистана, Пакистана и Турции. По ее итогам стороны подписали протоколы о проведении совместных военных учений и подготовке афганской полиции. Афганистан и Пакистан договорились сотрудничать в расследовании убийства бывшего афганского президента Б. Раббани, решено также создать совместную комиссию «для оперативного и эффективного решения актуальных вопросов», представляющих взаимный интерес. На следующий день в Стамбуле прошла международная конференция по Афганистану, в работе которой приняли участие делегации 20 государств. Участники форума договорились усилить сотрудничество с Афганистаном в борьбе с терроризмом и наркотрафиком, поддержали вывод иностранных войск из этой страны и передачу в 2014 г. полномочий по поддержанию безопасности в Афганистане местным властям. Выступая на конференции, президент Афганистана Х. Карзай призвал талибов к национальному примирению и прекращению боевых действий. В ответ талибы назвали работу конференции в Стамбуле «бесполезной».

5 ноября руководство движения «Талибан» отдало приказ избегать жертв среди мирного населения. Контроль за его исполнением возложен на талибских губернаторов провинций, религиозных авторитетов и духовенство. Нарушителей приказа будет судить шариатский суд.

США продолжат оказывать финансовую помощь Пакистану, несмотря на тяжелое положение в американской экономике и непростые отношения между двумя странами. Общая финансовая помощь Исламабаду в 2011 г. сократилась с 1,5 млрд долларов до 1,1 млрд долларов. Сколько финансовых средств американская администрация намерена направить в эту страну в следующем году, пока не сообщается.

Сложная обстановка сохраняется в Йемене. На минувшей неделе в столице страны Сане и Таизе продолжались массовые демонстрации оппозиции с требованием немедленной отставки президента республики А.А. Салеха. В ходе столкновений с войсками и полицией имеются убитые и раненые. Также происходили вооруженные столкновения между войсками, сохраняющими верность главе государства, и подразделениями, перешедшими в лагерь его противников. Сам А. А. Салех 5 ноября в очередной раз пригласил руководство оппозиции за стол переговоров для обсуждения вопросов, связанных с передачей власти в стране, одновременно обвинив своих противников в создании препятствий на пути урегулирования кризиса в Йемене.

2 ноября в Египте стартовала предвыборная кампания, которая завершится 26 ноября. Кроме того, на минувшей неделе правящий в стране Высший военный совет опубликовал для рассмотрения политическими силами АРЕ «Основополагающие принципы конституции», где недвусмысленно говорится о намерении армии сохранить независимость во всех вопросах, касающихся функционирования ВС после передачи власти в стране в руки гражданского правительства. В частности, предлагается, чтобы любые законы и постановления, касающиеся деятельности ВС, можно будет принимать только с согласия их командования. Армия также получает статус «защитника конституционной легитимности». Подобные формулировки вызвали протесты в египетской политической среде, где предполагают, что за этим скрывается право военных наложить вето на любой важный закон. По мнению аналитиков, армия таким образом пытается ограничить влияние исламистов, в победе которых на предстоящих выборах мало кто сомневается. В то же время представитель госдепартамента США заявил 5 ноября: «США будут довольны избранием «Братьев-мусульман» в Египте, если выборы будут проводиться в соответствии с избирательным законом», отметив, что самое главное — это чтобы на выборах в Египте были соблюдены права избирателей.

В суданских штатах Южный Кордофан и Голубой Нил, граничащих с Южным Суданом, продолжаются бои правительственных войск с отрядами Суданской народно-освободительной армии (Северной). Сообщается о взятии войсками главного опорного пункта повстанцев в Южном Кордофане г. Курмук. МИД Судана подал в Совбез ООН жалобу на Южный Судан, обвинив его власти в оказании прямой военной помощи повстанцам, действующим в приграничных штатах. Президент США Б. Обама 1 ноября в очередной раз продлил на год односторонние санкции в отношении Судана.

Король Саудовской Аравии Абдулла пригласил президента Ирана М. Ахмадинежада совершить хадж в Мекку, который это приглашение принял. Ранее М. Ахмадинежад говорил, что хотел бы совершить паломничество, но только в случае, если его пригласит саудовский монарх. В то же время саудовский наследный принц Наиф заявил, что не может быть «никакого компромисса» с Ираном в деле о попытке покушения на посла КСА в США, подчеркнув при этом, что в Эр-Рияде «готовы к любому сценарию».

5 ноября указом короля министром обороны и авиации Саудовской Аравии был назначен принц Сальман, который тем самым занял третью позицию в саудовской иерархии власти.

Власти Сомали и Кении договорились совместно бороться против боевиков радиальной исламистской группировки «Аш-Шабаб». Как известно, в октябре армия Кении начала антитеррористическую операцию против «Аш-Шабаб» на сомалийской территории. В ответ исламистские боевики пригрозили Кении «бесконечной войной».

Приложение

ОАЭ: проблемы обеспечения национальной безопасности

Основные угрозы национальной безопасности ОАЭ на современном этапе носят внешний характер и вызваны сохранением сложной и нестабильной обстановки в регионе Персидского залива, а также неурегулированностью территориального спора с Ираном из-за принадлежности трех островов в восточной части Залива: Большой и Малый Томб, Абу-Муса (оккупированы Ираном в 1971 г.). Внутри страны – это стремление отдельных княжеств, входящих в Федерацию, к большей экономической, а в ряде случаев и политической самостоятельности. Со своей стороны, федеральные власти проводят неуклонный курс на укрепление единства государства.

К глобальным угрозам и рискам безопасности государства эмиратские эксперты относят усиление борьбы «мировых игроков» за политическое, экономическое и военное лидерство в регионах, что, в частности, привело к нарушению установившегося баланса сил в зоне Персидского залива; сокращение мировых запасов углеводородного сырья, что обостряет борьбу за доступ к ним и может в перспективе привести к серьезному обострению обстановки в Заливе; активизация международного терроризма; продолжающаяся гонка вооружений. Причем особое опасение в ОАЭ вызывает наличие ядерного оружия у Израиля, Индии и Пакистана, ядерная программа Ирана, а также распространение на Ближнем и Среднем Востоке химического и био-логического оружия.

Руководство ОАЭ считает, что на современном этапе на региональном уровне основная внешняя угроза безопасности государства исходит со стороны Ирана. Это обусловлено главным образом сохранением территориальных противоречий о принадлежности вышеуказанных трех островов. В Абу-Даби полагают, что их превращение в иранские военные базы представляет реальную опасность как для страны, так и для судоходства в Персидском заливе. В целом спор с Ираном по вопросу о принадлежности трех островов не имеет перспективы быстрого решения, и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на эмиратско-иранских отношениях и на общей ситуации в зоне Персидского залива. Особое опасение в ОАЭ вызывает неуклонный рост военной мощи ИРИ. Причем военный потенциал Ирана расценивается как очень серьезная угроза безопасности в районе Залива, для парирования которой необходимы действенные региональные оборонительные механизмы. В этой связи большое внимание руководство Эмиратов уделяет укреплению военно-политического и экономического взаимодействия в рамках ССАГПЗ. При этом считается, что безопасность арабских стран региона может быть обеспечена только на основе общей оборонительной стратегии.

В последнее время растущее опасение в Абу-Даби вызывают события, связанные с «арабской весной». В Эмиратах опасаются дальнейшего расширения границ нестабильности в арабском мире. В марте 2011 г. ОАЭ наряду с Саудовской Аравией и Кувейтом оказали силовую поддержку властям Бахрейна в их противостоянии с оппозицией, направив в соседнее королевство 500 полицейских. ОАЭ не только поддержали военную операцию НАТО по свержению режима М. Каддафи в Ливии (март-октябрь 2011 г.), но и направили в район конфликта группу своих боевых самолетов. Сообщалось и об участии эмиратского спецназа в боях в Ливии. Эмираты участвуют в посреднической миссии ССАГПЗ по урегулированию конфликта в Йемене, оказали финансовую помощь новым властям в Египте. Обеспокоенность в Абу-Даби вызывает возможное обострение ситуации в Ираке после вывода из этой страны американских войск в декабре 2011 г., а также развитие ситуации в Сирии, где продолжается противостояние властей и оппозиции.

Военная доктрина ОАЭ носит оборонительный характер и основывается на военно-политическом союзе государств-членов ССАГПЗ, а также гарантиях безопасности со стороны ведущих стран Запада – США, Франции и Великобритании. ОАЭ в 1994-1996 гг. подписали соглашения о сотрудничестве в области обороны и безопасности с США, Великобританией и Францией. С 2009 г. на территории Эмиратов находится постоянная военная база Франции.

В Абу-Даби всячески подчеркивают необходимость сохранения обо-ронного сотрудничества со странами Запада в целях поддержания военно-политической стабильности в регионе. Более того, в ОАЭ считают, что до тех пор, пока регион Персидского залива остается в зоне интересов США, объектом долгосрочных политических, экономических и военных интересов Вашингтона, это будет гарантировать обеспечение безопасности Эмиратов. ОАЭ сотрудничают с НАТО в рамках Стамбульской инициативы (2004 г.), которая предполагает взаимодействие в борьбе с терроризмом, подготовку военных кадров, участие в миротворческих операциях, обеспечение безопасности границ, предотвращение распространения ОМУ. Эмираты направили свои подразделения в состав ОВС ССАГПЗ, принимают постоянное участие в ежегодных совместных учениях армий стран «аравийской шестерки».

Постоянное внимание руководство страны уделяет укреплению национальных ВС (51 тыс. чел.). В условиях ограниченности людских ресурсов главный упор в военном строительстве делается на оснащение армии самыми современными видами оружия и военной техники. В 2011-2015 гг. на нужды обороны планируется израсходовать свыше 35 млрд долларов. ОАЭ являются одним из крупнейших в мире импортеров военной продукции (3,271 млрд долларов в 2010 г.). Вместе с тем, ВС ОАЭ не в состоянии самостоятельно решать задачи по защите страны от масштабной внешней агрессии. Значительные трудности имеются в деле освоения сложной военной техники, что вынуждает привлекать в страну больше число иностранных военных технических специалистов. Значительные трудности испытывают ВС в вопросах комплектования личным составом.

«Вода — это проблема, которую можно назвать главной угрозой ОАЭ», — считают эмиратские власти. Страна не обладает крупными постоянными ресурсами пресной воды. Дефицит воды в регионе, возрастание потребности в ней ведет к нарастанию межгосударственных противоречий, которое в перспективе может привести к острым конфликтам. Кроме того, в случае чрезвычайной ситуации вследствие преднамеренного или аварийного повреждения и остановки опреснительных заводов, запасов пресной воды в ОАЭ хватит всего на несколько дней. В Эмиратах каждый житель ежедневно потребляет 550 л воды, что является одним из самых высоких показателей в мире (среднемировой уровень водопотребления — 250 л в день на человека).

Демографические риски такие, как рост населения, его миграция также могут оказать существенное влияние на стабильность ситуации в регионе и стране. Они порождают напряженность в отношениях между иммигрантами и местными населением. Особую озабоченность правительства вызывает приток иностранной рабочей силы (в основном из Индии, Пакистана, стран ЮВА). В настоящее время число иностранцев достигает 85 % от общей численности населения ОАЭ и 90 % рабочей силы. Это наивысший показатель в аравийских монархиях. Для регулирования миграционных процессов власти ввели жесткие законы, особенно для получения эмиратского гражданства. Периодически происходят чистки от нелегальных иммигрантов.

Внутренняя политика руководства ОАЭ направлена на дальнейшее укрепление монархического строя, в т. ч. путем сохранения ограничений на политическую и общественную деятельность, ужесточения контроля, как за гражданами Федерации, так и иностранной колонией. Значительные средства выделяются на укрепление полицейского аппарата и развитие сотрудничества в области безопасности в рамках ССАГПЗ. В 2010 г. власти ОАЭ в качестве превентивной меры приняли решение о формировании специального батальона (800 чел.), укомплектованного иностранными наемниками и предназначенного для обеспечения внутренней безопасности страны, в частности, для подавления восстаний, а также антитеррористической деятельности.

На современном этапе внутриполитическая обстановка в ОАЭ остается стабильной. Волнения и беспорядки, связанные с «арабской весной», обошли Эмираты стороной. Власти уверенно контролируют положение дел в обществе и государстве. Реальных сил, способных угрожать существованию правящего режима в стране, на сегодняшний день нет, хотя в ОАЭ отмечается рост радикальных исламистских настроений.

Между членами Федерации сохраняются противоречия и трения по отдельным экономическим и политическим вопросам, которые вряд ли будут полностью разрешены в ближайшем времени. Причем их возможное обострение может оказать негативное воздействие на ситуацию в Эмиратах. Сохраняются и сепаратистские настроения, особенно в Дубае.

Есть все основания полагать, что руководство ОАЭ в интересах обес-печения внешней безопасности государства продолжит курс на упрочение военно-политических связей с ведущими странами Запада и аравийскими монархиями. Внутри страны власти, как и прежде, основное внимание будут уделять мерам по недопущению дестабилизации политической ситуации, что не исключает отдельных послаблений режима либерального характера.

52.22MB | MySQL:103 | 0,498sec