Ситуация в Ливии: октябрь 2011 г.

20 октября стало важной вехой в конфликте вокруг Ливии. В тот день боевики Переходного национального совета /ПНС/ исполнили то, к чему они с помощью НАТО шли последние месяцы: в районе Сирта они пленили Муамара Каддафи, а затем жестоко расправились с ним. Главным теперь в Ливии становится не ход боевых действий – однозначно, оставшиеся в живых сторонники Каддафи продолжат вооруженное сопротивление, тем более что с 31 октября 7-месячная операция НАТО в Ливии официально прекращена, а расклад политических и военных сил в стане новых хозяев этой страны, а также в лагере их противников. Последние находятся в настоящее время как в самой Ливии, так и в соседних с ней странах.

Показательно, что решение о прекращении операции НАТО в Ливии было принято несмотря на многочисленные призывы лидеров ПНС продолжить ее по меньшей мере до конца года. Новые власти опасаются – и не без оснований – что у них возникнут проблемы сразу после того, как они лишатся «зонтика» Североатлантического альянса. Глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль в этой связи утверждал, что теперь помощь НАТО необходима для того, чтобы не допустить расползания оружия через ливийские границы, а также проникновения через эти границы отрядов сторонников Каддафи, укрывшихся в соседних странах.

Главный итог операции – авиация НАТО выполнила около 26 тысяч самолето-вылетов, в том числе почти 10 тысяч – ударных миссий, чем фактически предопределила победу формирований ПНС. Несмотря на то, что НАТО формально прекратил операцию в Ливии, ожидается, что некоторые страны НАТО на двухсторонней основе помогут новым ливийским властям в контроле за воздушным пространством страны и в организации охраны границ. Кроме того, как заявил начальник Генштаба армии Катара генерал Хамад бен Али аль-Аттия, после завершения операции НАТО другая коалиция во главе с Катаром займется «обучением новой ливийской армии, сбором оружия и интеграцией повстанцев в состав силовых структур». «В состав этой коалиции войдут по меньшей мере 13 стран, включая США, Великобританию и Францию», — добавил он. Генерал также впервые признал, что несколько сотен военнослужащих из Катара – первой арабской страны, признавшей ПНС – принимали участие в боевых действиях в Ливии на стороне повстанцев. «Сотни военнослужащих из Катара были заняты во всех регионах Ливии. Они обеспечивали обучение ливийцев и связь между повстанцами и НАТО», — сообщил он.

Еще одно признание об оказании помощи повстанцам пришло от заклятого врага западных стран – президента Судана Омара аль-Башира. «Часть вооружений тех сил, которые вошли в Триполи, была на 100 процентов суданской», — утверждал он.

В стане победителей становится все глубже пропасть между исламистами и сторонниками «умеренного» ислама в Ливии. Три дня спустя после гибели Каддафи в ходе церемонии объявления об «освобождении» Ливии в Бенгази глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль заявил, что шариат станет основным источником будущего ливийского законодательства. Уже 28 октября в Бенгази, где в свое время началось восстание против Каддафи, свыше 200 человек приняли участие в манифестации, проходившей под лозунгами в поддержку введения в стране законов шариата как основы законодательства новой Ливии.

Все эти заявления вызвали по меньшей мере обеспокоенность в западных странах, которые немало потрудились над тем, чтобы свалить Каддафи. К тому же стало известно, что командирами подавляющего большинства «катибат» /бригад/ повстанцев являются бывшие джихадисты, прошедшие через близкую к «Аль-Каиде» «Воюющую исламскую группу – Ливийскую» /ВИГ-Л/, которая в феврале с.г. стала именоваться «Ливийское движение за изменения» /ЛДИ/.

Один из лидеров ЛДИ – воспитанник движения «Талибан» Абдельхаким аль-Хассади. Его ближайший сподвижник – также выходец из ВИГ-Л и действующий военный комендант Триполи Абдельхаким Бельхадж. Его визави в Бенгази — Исмаил ас-Салаби. Его брат Али ас-Салаби представляет ЛДИ в ПНС. Именно на исламистов теперь показывают пальцем как на виновных в убийстве в июле с.г. начальника «Генштаба» повстанцев генерала Абдельфаттаха Юнеса аль-Обейди. Ирония судьбы: безопасность бывшего главы МВД Ливии была поручена исламистам такфиристского толка из катибат /бригады/ «Обейда ибн аль-Йарра».

Как бы там ни было, 2 октября близкий к «либеральному премьер-министру» Махмуду Джибрилу бывший офицер Абдалла Ахмед Накер объявил о создании нового коллегиального «военного совета» Триполи, призванного ограничить прерогативы А.Бельхаджа. За последним — 2 тыс. хорошо подготовленных бойцов, прошедших через фронты от Чечни до Ирака и продемонстрировавших свои боевые возможности при взятии Типоли, за Накером – около 22 тысяч человек из 70-ти различных по географическому происхождению катибат. Сам Накер утверждает, что контролирует до 75 % Триполи. Что дальше? Без сомнения, дальше будет война. Реальной силой при этом могут стать перешедшие на сторону ПНС бывшие ливийские военные, которые в основной своей массе не испытывают особых симпатий к исламистам.

Многое об истинном лице новых властей Ливии станет ясно после формирования временного правительства страны. Глава ПНС Мустафа Абдель Джалиль 24 октября пообещал, что его состав станет известен «через две недели».

Согласно «дорожной карте», ранее объявленной ПНС, временное правительство страны должно быть сформировано через месяц после ее «освобождения», выборы в Учредительную ассамблею должны состояться самое позднее через 8 месяцев, отсчет также идет от дня «освобождения». Депутатами этого временного парламента станут 200 человек. Сразу после первого заседания Учредительной ассамблеи ПНС уйдет в отставку. Через год после выборов в Учредительную ассамблею должны состояться всеобщие выборы.

Тем временем стало известно, что сделали победители с последними защитниками Сирта и с самим городом – родовым гнездом племени Каддафи – при том, что он находился в осаде больше месяца. В нем были обнаружены десятки братских могил, в которых похоронили защитников города, то и дело переходивших в контратаки. По утверждениям представителей гуманитарных организаций, многие из них, получившие ранения в боях, были добиты сторонниками ПНС. Они же обвинили бойцов ПНС в совершении массовых внесудебных расправ над пленными. Также по данным правозащитников, в ходе штурма города в результате ударов авиации НАТО по городским кварталам погибли сотни человек из числа мирного населения. В Сирте найдены также братские могилы сторонников ПНС. Они, по всей видимости, попали в плен к сторонникам Каддафи и казнены перед падением города.

Отвечая на многочисленные зарубежные призывы расследовать обстоятельства убийства Каддафи, ПНС заявил о своей «решимости» организовать уголовное преследование тех, кто расправился над ним. Как утверждал в этой связи вице-председатель ПНС Абдель Хафиз Гога, «были отмечены ряд нарушений прав человека со стороны тех, кто, к сожалению, называл себя революционерами». «Я уверен, что речь идет об индивидуальных актах, а не о действиях революционеров или национальной армии», — заверил он. «Мы уже заявили, что любое нарушение прав человека будет предметом расследования со стороны ПНС, — отметил он. – Ответственные за это /убийство Каддафи/, кеми бы они не были, будут отданы под суд».

Уже после гибели Каддафи формирования ПНС обнаружили склады химического оружия, про которые ничего не было известно ранее. Как представляется, в этом нет ничего удивительного. Удивительно то, что Каддафи, которого на Западе представляли чудовищем, даже в самые трудные минуты удержался от соблазна использовать его.

По оценкам экспертов, у Каддафи на момент краха его режима могло оставаться свыше 11 т горчичного газа, и пока абсолютно не ясно, кому могли достаться запасы этого боевого отравляющего вещества /БОВ/.

Еще в мае текущего года, то есть в разгар войны в Ливии, Организация по запрещению химического оружия /ОЗХО/ сообщила, что Ливия затребовала обозначить ей новые сроки для уничтожения имевшихся у нее запасов химического оружия. Старый срок уничтожения имевшихся у Ливии запасов истекал 1 мая, однако уложиться в него вряд ли представлялось возможным в связи с военной операцией НАТО против Джамахирии.

По данным ОЗХО, «по состоянию на март Ливия уничтожила 55 % имевшихся у нее запасов горчичного газа». Это означает, что у Каддафи могли оставаться 11,25 т этого БОВ, наработанного в 80-е годы прошлого столетия на химзаводе в Рабте.

Ливия вступила в ОЗХО еще в 2004 году, когда наметилось заметное потепление в отношениях между Триполи и западными столицами. 20 февраля 2004 года страна представила в ОЗХО так называемую первоначальную частичную декларацию о своих запасах БОВ. Одновременно Ливия отказалась от программ по разработке оружия массового поражения. Тогда же, в ответ на эти шаги, США и их союзники сделали Джамахирию образцом для подражания для других стран-изгоев.

Стоит заметить, что Ливия была не единственной страной, по ряду причин не уложившейся в первоначальные сроки ОЗХО по уничтожению химического оружия. 11 декабря 2006 года ОЗХО приняла решение предоставить дополнительное время ряду стран для уничтожения имевшихся у них запасов БОВ. В этом списке кроме Ливии, значились также США, Индия и Россия. Первоначально предполагалось, что Ливия должна была уничтожить БОВ до 29 апреля 2007 года. В связи с отставанием в сроках решения этой задачи по решению ОЗХО новой рубежной датой был назван декабрь 2010 года. Поэтому само по себе обнаружение складов БОВ не вызывает удивления. Главное сейчас – чтобы это химическое оружие, или даже какая-то его часть, не попала в распоряжение «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/ при том, что нет сомнений в заинтересованности этой организации в получении такого оружия.

В районе Сирта были обнаружены и огромные склады обычных боеприпасов, в которых, по оценкам экспертов правозащитной организации «Хьюман Райтс Уотч», находились «десятки тысяч тонн боеприпасов». Они же констатировали, что ПНС ничего не сделал, чтобы взять эти склады под охрану, хотя «Хьюман Райтс Уотч» предупреждала о необходимости сделать это и ПНС, и НАТО еще несколько месяцев назад». В итоге, по самым приблизительным оценкам, в никуда исчезли около 5 тыс. ракет к переносным зенитным ракетным комплексам советского производства SAM-7.

После гибели Муамара Каддафи лагерь сторонников прежнего режима возглавил его сын Сейф аль-Ислам. Он немедленно пообещал поднять ливийцев на борьбу с новыми властями сразу после прекращения операции НАТО. По данным газеты «Билд» /ЮАР/, в последние дни октября Сейф аль-Ислам в сопровождении группы наемников из ЮАР находился в Ливии близ границы с Нигером.

В целом, у сторонников Каддафи сохранился огромный потенциал сопротивления. И нет сомнения в том, что даже если часть его будет реализована, Ливия еще долго будет находиться в состоянии гражданской войны, особенно с учетом внутренних противоречий в ПНС. А тем временем: еще 11 октября в Ливии побывали представители 80-ти французских компаний, имеющих интересы в этой стране. Среди них, понятно, были представлены 11 компаний, специализирующихся в сфере нефте- и газодобычи.

Однако в любом случае понятно, что невозможно за столь короткое время перейти от диктатуры к современной демократии в стране, имеющей три очень отличных друг от друга региона и несколько десятков племен, часть из которых горит желанием отомстить.

52.43MB | MySQL:103 | 0,579sec