О ходе урегулирования сомалийского кризиса

В конце ноября в Могадишо одновременно проходили два совещания сомалийских политических и общественных лидеров, на которых обсуждались вопросы урегулирования многолетнего кризиса в Сомали, завершения переходного периода и перспективы восстановления общенационального государства. Одно совещание было организовано Политическим представительством ООН в Сомали (UNPOS) и проходило в рамках подготовки второй общенациональной сомалийской конференции, проведение которой намечено на середину декабря этого года в г. Гароуэ. Другое совещание было организовано Советом старейшин племен хавие* как некий альтернативный форум представителей сомалийских традиционных общин. В ходе этих совещаний их участниками были даны противоположные оценки вышеперечисленных процессов и намечены различные подходы к решению сомалийских политических проблем.

На организованном UNPOS совещании с участием руководителей временных федеральных органов власти Сомали, представителей региональных сомалийских администраций Пунтленд и Гальмудуг, суфийской группировки «Ахлу сунна уаль-Джамаа» (АСУ) и ряда международных организаций (Африканского союза, Лиги арабских государств, IGAD) были даны в целом положительные оценки хода выполнения комплексного плана по завершению переходного периода в Сомали — так называемой «дорожной карты», принятой в начале сентября с.г. на первой общесомалийской конференции в Могадишо и рассчитанной на период до августа 2012 года. В частности, были отмечены следующие успехи в реализации «дорожной карты»:

1) в сфере безопасности:

— организованы регулярные консультации временного федерального правительства (ВФП) и региональных администраций Сомали в рамках Объединенного комитета безопасности;

— разработан и утвержден ВФП План национальной безопасности и стабилизации обстановки (NSSP);

— расширены контролируемые ВФП территории, которые теперь включают все районы Могадишо и значительную часть южносомалийских провинций Гедо и Нижняя Джуба, где воссоздаются районные администрации и комитеты общественной безопасности;

— в целях восстановления правопорядка в столице страны силами сомалийской полиции и службы национальной безопасности организовано патрулирование улиц, созданы блок-посты на въезде в город, сформированы специальные подразделения для обеспечения общественного порядка при распределении гуманитарной помощи;

— на юге страны правительственные войска совместно с подразделениями ВС Кении продолжают наступление в районах, занятых пока боевиками экстремистской группировки «Аш-Шабаб»;

— при поддержке премьер-министра Сомали сформирована специальная рабочая группа по борьбе с пиратством, которая занимается воссозданием национальных сил береговой охраны и координирует деятельность соответствующих министерств и региональных администраций в этом направлении;

2) в подготовке к принятию конституции и проведению выборов:

— 20 ноября, после консультаций с региональными администрациями, премьер-министром Сомали сформирована смешанная комиссия по реализации «дорожной карты», которая должна подготовить принятие проекта национальной конституции и рекомендации по реформированию федерального парламента;

— завершается подготовка к проведению второй общенациональной конференции, на которой будут обсуждаться вопросы конституционного государственного устройства Сомали, федерализма и децентрализации власти;

— ВФП сформирован организационный комитет по подготовке к выборам в органы государственной власти; этот комитет должен до 15 января 2012 года разработать проекты законов о независимой избирательной комиссии, о порядке проведения выборов и о порядке создания и регистрации политических партий;

3) в сфере национального примирения и гражданского согласия:

— в течение последних трех месяцев делегации ВФП посетили Пунтленд, Гальмудуг, Химан и Хеб, территории, контролируемые АСУ, в целях согласования плана NSSP, поддержки мирных инициатив местных администраций и примирения враждующих племен;

— к участию в конференции в Гароуэ приглашены представители различных слоев сомалийского общества, включая представителей деловых кругов, традиционных общин, духовенства, интеллигенции, молодежных и женских общественных организаций;

4) в сфере налаживания государственного управления:

— организовано взаимодействие федеральных министерств и ведомств между собой и с международными и местными неправительственными организациями по вопросам оказания гуманитарной помощи населению;

— создан правительственный антикоррупционный комитет, которому поручена разработка законодательных инициатив по борьбе с коррупцией.

Таким образом, намеченные в «дорожной карте» мероприятия, по оценкам участников совещания, в основном выполняются в соответствии с принятым графиком, что позволяет рассчитывать на успешное завершение переходного периода в Сомали к августу 2012 года.

Совсем иные оценки происходящим в стране процессам были даны на совещании старейшин племен хавие, к которым в заключительный день работы присоединились некоторые депутаты федерального парламента, представители других сомалийских этнических групп (дарод, дир, раханвейн) и лидеры ряда общественных организаций. В итоговой декларации совещания его участники подвергли резкой критике как саму «дорожную карту», так и подходы ВФП и UNPOS к ее реализации. По мнению старейшин племен, ни ВФП, ни UNPOS, особенно его глава, специальный представитель Генерального секретаря ООН в Сомали А. Магига, не считаются с мнением депутатов парламента и широкой сомалийской общественности при выработке и принятии решений по важнейшим национальным проблемам. Пресловутая «дорожная карта» так и не была представлена правительством в парламент для ее обсуждения и утверждения. Принимаемые на ее основе документы и формируемые правительством рабочие органы также не утверждаются парламентом. Решения по их составу принимаются келейно, с нарушением принципа пропорционального представительства в них основных сомалийских этнических групп и племен, с ущемлением интересов племен хавие. Общественная безопасность в Могадишо и многих других районах страны остается неудовлетворительной, принимаемые ВФП решения по восстановлению общественного порядка не выполняются. В ряде провинций при попустительстве властей не стихают межклановые вооруженные столкновения. Гуманитарная помощь за пределы Могадишо почти не поступает, да и в самой столице распределяется с перебоями и нередко расхищается либо чиновниками, либо вооруженными бандитами, одетыми в военную форму.

В указанной декларации участники совещания призывают ВФП:

— провести на территории Сомали общенациональную конференцию с участием представителей всех слоев общества для определения будущего страны;

— до принятия новой конституции обеспечить необходимые условия для ее подлинного всенародного обсуждения и проведения референдума;

— ускорить реорганизацию и восстановление национальных силовых структур, обеспечив подготовку новых воинских формирований на территории Сомали и оснащение их всем необходимым;

— на деле усилить борьбу с коррупцией и злоупотреблением государственными чиновниками своим служебным положением;

— расширить деятельность по национальному примирению и государственному строительству на низовом уровне, в тесном взаимодействии с вождями и старейшинами племен, местными улемами, общественными организациями;

— перенести акцент с программ гуманитарной помощи на программы социально-экономического развития, на возвращение беженцев в районы их традиционного проживания, их обустройство и занятость.

Таким образом, деятельность сомалийских властей и UNPOS по урегулированию политического кризиса и завершению переходного периода в Сомали встречает всё возрастающую критику со стороны ряда местных политиков, влиятельных лидеров племен и общественных организаций. UNPOS и ВФП Сомали, стремясь уложиться в жесткий график «дорожной карты», предпочитают решать указанные в ней задачи в узком кругу, на уровне федерального правительства, иногда с привлечением некоторых региональных администраций. Утрата широкой общественной поддержки и формальный подход к решению актуальных задач национального примирения и государственного строительства могут в конечном итоге привести ВФП и UNPOS к очередному провалу в деле урегулирования сомалийского кризиса. В ближайшее время серьезным испытанием для политики сомалийских властей в этой сфере станет организация и проведение второй общенациональной конференции в Гароуэ, на которой должны быть решены принципиальные вопросы реформирования (сокращения численности) нынешнего парламента, новой конституции и будущего государственного устройства страны.

* Хавие является наиболее многочисленной группой сомалийских племен, населяющих центральные и южные провинции Сомали.

52.25MB | MySQL:103 | 0,467sec