Размышления о политической ситуации в Ливане

Ситуация в Ливане приближается к своей кульминации. В декабре ожидается отставка правительства Н.Микати. Это практически решенный вопрос, и теперь спор только о деталях. А именно, кто прежде успеет подать в отставку: министры от «Хизбаллы» или сам премьер?

Причина, как мы и говорили ранее, в деле Харири. Или точнее – в дискуссиях по вопросам дальнейшего финансирования работы международного трибунала, который занимается расследованием этого вопроса. В случае если ливанское правительство примет решение о продолжении финансирования, то это будет означать ужесточение кампании в отношении «Хизбаллы» с возможным введением против нее отдельного пакета санкций. За принятие решения о финансировании выступают сам Н.Микати и лидер друзов В.Джумблат. которые оговаривают это необходимостью тщательной проверки собранных улик и отказом от выдачи возможных обвиняемых в Гаагу. В данном случае, у Н.Микати просто нет иного выхода: он не может пойти против настроений суннитов и должен учитывать позицию Парижа и Вашингтона. Тем более что известный ливанский «флюгер» В.Джумблат, похоже, свой выбор сделал. Категорически против финансирования представители «Хизбаллы» и М.Аун. Последние отдают себе отчет в том, что это только начало процесса, и следователи международного трибунала очень быстро «перекинут мостик» от «Хизбаллы» к нынешнему сирийскому руководству.

Такое положение дел выглядит волне логичным на фоне ужесточения дипломатического нажима на Б.Асада. Напомним, что выводы международного трибунала претерпевали время от времени удивительные метаморфозы. Сразу же после убийства Р.Харири все улики указывали именно на Дамаск. Затем, когда сирийцы и блок С.Харири договорились о победе его на парламентских выборах, сирийский «след» таинственным образом исчез. Теперь, судя по всему, вновь настало время активизировать «вражескую» роль сирийского руководства. И это, наверное, основной момент, который влияет сейчас на развитие ситуации в Ливане.

Вновь наступает эра С.Харири, так как после того как хитрый В.Джумблат вновь перебежал из одного лагеря в другой, он будет иметь парламентское большинство, которое необходимо для получения мандата на формирование нового кабинета министров. Что за этим последует?

Прежде всего, постепенная трансформация Ливана в сторону позиции большинства стран Лиги арабских государств (ЛАГ). Говоря проще, переход на сторону Катара и Саудовской Аравии по вопросам объявления экономических санкций Сирии. Это означает для Ливана замораживание сирийских авуаров в своем Центральном банке. При этом «подвешивается» соглашение между сирийским и ливанским Центробанками о сотрудничестве. Речь идет о нескольких миллиардах долларов, и если предположить падение режима Асада, то в перспективе ливанская банковская система здесь получает некое преимущество. Но это в перспективе, а сейчас пока убытки.

В частности, турецкий «Зираат Банк» понес серьезные убытки от прекращения сотрудничества с сирийским «Коммерческим банком». После этого иссяк практически последний источник поступления «белой валюты» в Сирию. Если за ним последует ливанский Центробанк, то сирийцы будут вынуждены полностью перейти на наличные, которые будут доставляться контрабандой через иракскую территорию.

Это не отменяет «черного рынка» и каналов контрабанды, на что новое ливанское руководство вряд ли сможет серьезным образом повлиять.

Не исключено и открытие в Бейруте в скором времени филиалов представительства оппозиционного Сирийского национального совета (СНС). При этом ожидать превращения Ливана в полномасштабный плацдарм сирийской оппозиции, с которого можно будет действовать против режима Асада (как это имеется в случае с Сирийской освободительной армией и Турцией), не приходится. В стране по-прежнему сильны позиции тех же шиитов и христиан, которые являются сторонниками Асада. А вот использование ливанских банков для финансирования оппозиционеров – вполне вероятно и предсказуемо.

Как это еще может отразиться на развитии ситуации? Помимо того, что Дамаск теряет еще одного союзника при голосовании в ЛАГ, основная роль Ливана в «удушении» режима Асада пройдет как раз по линии стимулирования расследования дела Харири с явным антисирийским уклоном. Это в свою очередь вкупе с обвинениями «в геноциде против собственного народа» станет базой для обвинительного вердикта большого Международного уголовного суда (МУС). В данном случае дело Харири является наиболее вероятным рычагом для давления на российскую позицию по «сирийскому досье», так как Москва не раз заявляла, что поддержит выводы трибунала по делу убийства бывшего ливанского премьера.

62.81MB | MySQL:102 | 0,467sec