Ситуация в Судане и Южном Судане: ноябрь 2011 г.

В течение ноября Судан и Южный Судан продолжали балансировать на грани полномасштабной войны из-за неурегулированности ряда противоречий, доставшихся им после «развода» Хартума и Джубы в июле с.г.

4 ноября Совет Безопасности ООН выразил свое «сожаление» в связи с тем, что Судан и Южный Судан к тому времени не вывели свои войска из спорного района Абьей, находящегося на границе между двумя странами. Как ранее сообщалось, суданские войска захватили большую часть Абьей в мае с.г., южане контролируют меньшую – южную часть этого региона. В начале сентября две страны заключили соглашение о демилитаризации Абьей до 30 сентября, но на деле не выполнили его. К настоящему времени в регионе развернуто около 4 тысяч «голубых касок» ООН из Эфиопии. В этой связи СБ ООН потребовал от Хартума и Джубы «немедленно и без предварительных условий» вывести их войска из Абьей.

8 ноября самолеты ВВС Судана подвергли бомбардировке один из лагерей нубийских беженцев, находящийся на территории Южного Судана. В результате налета погибли 7 человек. Президент Южного Судана Сальва Киир осудил этот налет и обвинил Хартум в стремлении развязать войну.

10 ноября Джуба вновь обвинила Хартум в том, что суданские самолеты подвергли бомбардировке лагерь нубийских беженцев из северосуданского штата Южный Кордофан, находящийся близ южносуданского города Йида. В результате этого налета, по данным Южного Судана, погибли 12 человек, свыше 20 получили ранения.

10 ноября суданские власти объявили, что их военные отбили атаку повстанцев в районе города Талоди /штат Южный Кордофан/, сообщив о «десятках убитых» среди нападавших. Утверждалось, что при этом один танк повстанцев был подбит, второй – захвачен.

11 ноября командующий операциями ООН по поддержанию мира Эрве Ладсус призвал Судан и Южный Судан отказаться от действий, направленных на эскалацию насилия, «способных привести к широкомасштабной конфронтации». Он сообщил, что миротворцы из Миссии ООН в Южном Судане подтвердили факт бомбардировки лагеря беженцев близ Йиды, где проживают свыше 20 тысяч человек. По его словам, «хотя ни одна из двух сторон, как представляется, не готова к возобновлению войны, существует опасная тенденция на эскалацию конфликта, способная привести к широкомасштабному столкновению между ними».

Со своей стороны официальные представители Хартума отвергли обвинения в причастности суданских ВВС к этим бомбардировкам. При этом утверждалось, что на территории Южного Судана нет лагерей беженцев из Судана, а есть лишь «лагеря повстанцев».

Также 11 ноября представитель армии Южного Судана сообщил, что в результате атаки войск северян на военную базу южан в штате Верхний Нил /Южный Судан/ с обеих сторон погибли 18 военнослужащих /5 южан и 13 северян/, 73 получили ранения. По его словам, южанам удалось отбросить нападавших за границу двух стран на территорию штата Белый Нил. Одновременно представитель Суданской народно-освободительной армии сообщил о готовящихся новых атаках северян, обвинив последних в намерении захватить районы нефтедобычи в Южном Судане.

До этих событий армия северян в течение двух месяцев вела войсковые операции против повстанцев в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Эти два штата формально относятся к Судану, однако значительная часть их населения воевала на стороне южан во время гражданской войны /1983 – 2005гг./. Хартум регулярно обвиняет Джубу в том, что та якобы поддерживает повстанцев в этих двух штатах. Соответствующие жалобы направлялись в Совет Безопасности ООН. В них, в частности, перечислялась номенклатура военной помощи южан повстанцам – «ПЗРК, танки, мины, стрелковое оружие и боеприпасы». Южный Судан так же регулярно отвергает эти обвинения и в свою очередь обвиняет Хартум в преступлениях против человечности в этих двух штатах.

11 ноября работающая в Судане американская неправительственная гуманитарная организация Enough Project сообщила, что ВВС Судана нарастили свою авиационную группировку в штате Голубой Нил. По ее данным, снимки из космоса явно свидетельствуют о быстром наращивании сил ВВС на двух аэродромах, недавно отбитых правительственными войсками у повстанцев. Согласно этим снимкам, на аэродроме столицы штата Голубой Нил города Дамазин по состоянию на тот день находились три военных вертолета и один из самолетов типа «Антонов», которые ВВС Судана переоборудовали из военно-транспортных в бомбардировщики. В г.Курмук, служившем базой повстанцев до 3 ноября, когда она была взята суданскими правительственными войсками, оборудованы 4 новых вертолетных площадки.

18 ноября Южный Судан заявил о своей решимости «любой ценой» избежать войны с Суданом. Одновременно было заявлено о намерении продолжать переговоры с Хартумом по вопросам, оставшимся неурегулированными после получения Джубой независимости. Как заявил глава делегации Южного Судана на переговорах с Суданом Паган Амум, «у нас есть только один план – план мира и защиты мира любой ценой». «Мы верим в то, что две страны должны сохранить мир и нормальный уровень сотрудничества», — утверждал он вопреки предшествовавшим событиям в пограничных между двумя странами районах. По словам Амума, Джуба готова финансово поддержать «миллиардами долларов» Хартум, столкнувшийся с острейшим экономическим кризисом и нехваткой наличности. Он же определил цену такой помощи – отказ Хартума от притязаний не некоторые спорные территории, в частности, на зону Абьей, значительную часть которой с мая контролируют суданские войска. Амум сообщил, что эти предложения переданы Хартуму через посредническую миссию Африканского союза во главе с бывшим президентом ЮАР Табо Мбеки. По имеющейся информации, Хартум не отказался от переговоров с миссией по указанным вопросам, однако сообщил об имеющихся у него «серьезных оговорках».

Судя по всему, одна из этих «оговорок» — требование Хартума к Джубе выплатить 15 млрд долларов компенсации за потери, понесенные в связи с отделением Южного Судана. Со своей стороны Африканский союз на основе оценок МВФ полагает, что речь должна идти о 5,5 млрд долларов. Джуба согласна с последней суммой, но настаивает, чтобы выплату части ее взяло на себя мировое сообщество.

В ноябре продолжился длительный и очень деликатный процесс трансформации СНОА в Вооруженные силы Южного Судана /ВСЮС/. Деликатность процесса заключается в том, как бойцов армии, имеющих огромный боевой опыт, но остающихся по духу революционерами, сделать солдатами регулярной армии со всеми вытекающими из ее статуса ограничениями и самое главное – с резким ограничением ее численности. Предстоит уволить в общей сложности 150 тысяч человек. Таким образом, ВСЮС обречены на то, чтобы отказаться от услуг многих десятков тысяч бывших бойцов СНОА, и главным вопросом в этом процессе является следующий – как не обидеть их при неизбежной демобилизации и не сделать их своими врагами? Ведь речь идет о людях, которые умеют делать только одно – убивать своих противников. «Мы пытаемся трансформироваться в современную армию, но наша проблема – интеграция в ее ряды милицейских формирований СНОА», — признал заместитель главы военной разведки Южного Судана Мак Поль. Согласно оценкам, чтобы относительно безболезненно пройти этот период трансформации СНОА в ВСЮС, потребуется не 5 лет, как это предусматривает ООН, а, как минимум, 15 лет.

Еще одна проблема – бюджет Южного Судана остается исключительно милитаризованным – по некоторым данным, его военная часть превышает 40 процентдв от общего бюджета страны, которая формально не ведет боевых действий.

Из экономических новостей следует отметить заявление министра нефти Судана Али Ахмеда Османа, согласно которому его страна намерена в 2012 году увеличить на 50 процентов объемы добываемой нефти и довести уровень добычи до 180 тысяч баррелей в сутки. В настоящее время этот показатель составляет 117 тысяч баррелей. По имеющимся данным, указанный прирост планируется получить за счет разработки одного из месторождений в штате Южный Кордофан. В Южном Судане уровень добычи нефти составляет 470 тысяч баррелей в день.

Несмотря на явное балансирование на грани полномасштабной войны, Судан и Южный Судан, как представляется, не допустят подобного сценария, по крайней мере – в ближайшее время. Главная причина – отсутствие у них необходимых для такой войны ресурсов. Хотя ряд происшедших в ноябре инцидентов, без сомнения, осложнит переговоры по ряду вопросов, оставшихся неурегулированными после достижения Южным Суданом независимости.

52.31MB | MySQL:103 | 0,674sec