Сомали: новый виток политического кризиса

В первой половине декабря в Сомали между различными политическими и этническими группировками вновь резко обострилась борьба за лидерство в федеральных и региональных органах власти, заметно усилилась напряженность в отношениях между соседними автономиями. Толчком к осложнению ситуации, по всей видимости, послужила подготовка к проведению в городе Гароуэ (Пунтленд) общенациональной сомалийской конференции, на которой предстоит решать принципиальные вопросы будущей конституции и государственного устройства страны. Каждая из группировок, самостоятельно или в союзе с другими, стремится обеспечить себе если не доминирующее, то хотя бы более или менее весомое положение на предстоящей конференции для принятия решений в своих интересах.

В первую очередь, здесь идет речь о давнем противоборстве между сторонниками нынешнего президента Сомали шейха Шарифа Шейха Ахмеда и группировкой Шарифа Хасана Шейха Адена, занимавшего до сих пор пост председателя федерального парламента. После подписания ими 9 июня с.г. в Кампале компромиссного по сути соглашения борьба между этими группировками уже не могла вестись открыто, но в действительности она не прекращалась. И вот теперь, когда настал важный момент борьбы за власть в Сомали, сторонники президента в парламенте нанесли Шарифу Хасану решающий удар: 13 декабря 283 депутата (из общего числа 550 депутатов) самостоятельно собрались в здании парламента и в отсутствии председателя и его заместителей проголосовали за снятие Шарифа Хасана с поста председателя парламента «из-за неисполнения им своих обязанностей и нарушение положений Хартии переходного периода». Это решение было принято 280 голосами (по закону необходимо не менее 276 голосов). В вину Шарифу Хасану было поставлено, в частности, уклонение от проведения регулярных заседаний парламента, из-за чего депутаты оказались фактически отстранены от законотворческого процесса, в том числе и от принятия решения по программе деятельности правительства в рамках так называемой «дорожной карты». ВРИО председателя парламента был избран бывший министр по конституционным и федеральным вопросам Мадобе Нуноу Махамед (представитель племени раханвейн, как и Шариф Хасан).

Предпринятая на следующий день сторонниками Шарифа Хасана попытка отменить решение о его отстранении от должности привела лишь к потасовке между парламентариями. Заместитель председателя парламента Абдивели Мудей, которого также заодно сняли с поста, попросту не был допущен в президиум. Позднее он обвинил президента страны и его сторонников в нарушении Кампальского соглашения, согласно которому в течение переходного периода необходимо воздерживаться от любых попыток отстранения от должности глав ветвей власти.

Президент Сомали Шариф Ахмед пока уклоняется от прямой оценки решения парламента. Касаясь этой проблемы, он заявил, что «изучает законность принятого решения, ставшего для него неожиданным». Вместе с тем, президент подчеркнул независимость парламента как высшего законодательного органа власти.

В свою очередь Шариф Хасан, находящийся в эти дни с визитом в Италии, заявил, что он продолжает исполнять обязанности председателя парламента Сомали, а решение группы депутатов о его отстранении от этой должности считает незаконным . По его сведениям, заседание парламента проводилось с нарушением установленного порядка, и в нем участвовало менее 100 депутатов, в основном те, кто «противятся реализации «дорожной карты» и сеют смуту».

Во всяком случае, последняя акция сомалийских депутатов еще раз продемонстрировала существующий раскол в федеральном парламенте, да и обществе в целом, в отношении разработанной ООН и проводимой временным правительством Сомали программы по завершению переходного периода в стране.

Не менее драматичные политические события происходят и в центральных провинциях Сомали. Там 1 декабря парламент Гальмудуга 2/3 голосов, согласно закону, принял решение об отстранении от должности президента этой сомалийской автономии Махамеда Ахмеда Алина, которого депутаты обвинили в узурпации власти, растрате и других нарушениях закона. Тот в свою очередь также отказался уйти в отставку, объявил решение парламента незаконным и проплаченным «внешними политическими силами», намекая на власти Могадишо и Пунтленда. В настоящее время вопрос об импичменте вынесен на рассмотрение Верховного суда Гальмудуга, однако обстановка в столице этой автономии г. Галькайо* остается весьма напряженной. Хотя М. Алин еще 17 ноября ввел в автономии чрезвычайное положение, силам безопасности с трудом удается поддерживать общественный порядок в столице и соседних районах.

На этом фоне продолжают ухудшаться отношения Гальмудуга с соседним Пунтлендом, власти которого обвиняют своих южных соседей в бандитских вылазках, похищениях людей, разжигании межплеменной вражды и общей дестабилизации обстановки в провинции Мудуг. В местных СМИ сообщается, что на днях по решению президента Пунтленда в Галькайо из Гароуэ переброшены дополнительные силы безопасности; размещенные в провинции Мудуг войска приведены в повышенную боевую готовность; на аэродром Галькайо начали прибывать транспортные самолеты с военными грузами. Такие заявления и действия властей Пунтленда идут вразрез с соглашением о взаимном сотрудничестве от 15.2.11 и достигнутыми 6.9.11 президентами двух автономий мирными договоренностями, создают угрозу возникновения еще одного вооруженного конфликта на территории Сомали.

Непросто складываются отношения Гальмудуга и со своим юго-западным соседом – небольшой автономией Химан и Хеб (столица – г.Ададо). На административной границе между ними в районах Дегтур и Баадвейне уже более года периодически вспыхивают межклановые вооруженные столкновения, а власти обеих автономий, будучи не в состоянии погасить конфликт, обвиняют друг друга в провокациях и разжигании межплеменной вражды.

Еще один конфликт в центральной части Сомали может разгореться из-за нарастающей напряженности в отношениях между администрацией Ададо и религиозно-политической группировкой суфийского направления «Ахлу Сунна уаль-Джамаа» (АСУ), контролирующей северо-западные районы провинции Гальгудуд. Поводом к конфликту может стать проведение в Ададо по инициативе администрации Химан и Хеб так называемого объединительного съезда руководителей администраций Центрального Сомали. Большинство участников съезда представляют «виртуальные» администрации, провозглашенные за рубежом, но не имеющие реальной власти на территории Сомали. Заявленной целью съезда является подготовка к созданию единой автономии в центральных провинциях страны. Однако, как считают лидеры АСУ, действительной целью съезда является создание в Центральном Сомали военно-политического союза ваххабитов для борьбы против реально действующих там региональных сомалийских администраций, а также против правительства Эфиопии. По утверждениям представителей АСУ, среди участников съезда замечены эмиссары террористической группировки «Аш-Шабаб», Национально-освободительного фронта Огадена (ONLF), пропрезидентской ваххабитской группы «Алла Шейх» и бывшие члены салафитской организации «Аль-Итихад аль-Ислами». Финансируется это мероприятие, по данным АСУ, группировками «Алла Шейх» и «Аш-Шабаб». Как бы то ни было, руководство АСУ, опираясь в настоящий момент на поддержку эфиопских войск, может использовать такой предлог для захвата г. Ададо и ликвидации администрации Химан и Хеб.

По-прежнему нет согласия и между сомалийскими группировками, противостоящими «Аш-Шабаб» на юге Сомали, — АСУ, движение «Рас-Камбони», «правительство Азании» и др. Каждая из них претендует на лидирующую роль в создании южносомалийской автономии после освобождения юга страны от исламистов и отказывается от политического сотрудничества с другими сомалийскими группировками. На эти отношения влияет давнее противоборство племен марехан и огаден.

Таким образом, накануне проведения общенациональной конференции в Гароуэ политическая ситуация в Сомали заметно осложнилась. Дальнейшие действия соперничающих сомалийских группировок трудно прогнозировать, однако наблюдаемое обострение борьбы за власть может привести к очередному переносу или срыву конференции, либо же к ее формальному проведению (как это уже было в сентябре с.г.), что может создать видимость продвижения по «дорожной карте», но не решит ключевые проблемы сомалийского кризиса. Кроме того очевидно, что разобщенность сомалийских политических и этнических группировок крайне негативно сказывается на их борьбе против «Аш-Шабаб» и зачастую выхолащивает международные усилия по восстановления мира и стабильности в Сомали.

*Примечание: южная часть Галькайо принадлежит Гальмудугу, а северная – Пунтленду.

52.22MB | MySQL:103 | 0,433sec