Вероятность компенсации потерь немецкого бизнеса в странах Севера Африки и Ближнего Востока

Беспорядки в Северной Африке, как известно, больно ударили по компаниям, развивающим туристическое направление в германском бизнесе. Страны Арабского Востока — одни из наиболее популярных в индустрии немецкого туризма. В их число до недавнего времени входил Египет. Понятно, сколь оперативно вынуждены были действовать сотрудники TUI AG, чтобы в первые месяцы 2011 г. обеспечить вывоз на родину своих сограждан из районов Египта, где ситуация в сфере безопасности уже не контролировалась. Отсюда непредвиденные расходы, которые вынужден был взять на себя туроператор, если хотел сохранить не только свой имидж, но и жизнь отдыхавших. Разумеется, протестное движение в Египте смогло потрясти бухгалтерские балансы не только туроператоров, но и авиакомпаний и других транспортных фирм. В частности, для TUI объем реальных потерь в Северной Африке на старте «арабской весны» вылился, по крайней мере, в 83 млн евро. Потери предусматривали не только срочную отправку в ФРГ, но и перебронирование поездок в другую страну Средиземноморья, в частности, в Испанию, поскольку туристы потребовали равноценного отдыха в течение традиционно непродолжительного (14–16 дней) отпускного времени. Понятно, что это неожиданно увеличивало нагрузку на местные отели, а востребованность последних привела к росту цен на проживание в полтора-два раза. Разницу в оплате вынуждена была взять на себя с TUI.

Тем не менее, как говорит исполнительный директор TUI AG Майкл Френцель, эти испытания дали компании положительный опыт оперативных действий, хотя и в экстремальных условиях. «Мы укрепили свое финансовое положение в новом году», подчеркивает он в интервью германским СМИ 14 декабря 2011 г. Мощный наплыв туристов в конечном итоге обернулся снижением издержек на 4%, благодаря чему общий оборот поднялся до 118 млрд евро. Операционная прибыль с вычетом налогов, средств на износ и амортизацию оборудования выросла до 600 млн евро, а объем продаж путевок поднялся на 7% и достиг 17,5 млрд евро.

При этом Майкл Френцель отмечает, что экономическая обстановка останется в 2012 г. сложной. «Это трудно прогнозируемая область, учитывая общее замедление экономического роста в Европе и сохранение высоких цен на энергоносители», говорит он. Он ожидает лишь «умеренного роста продаж и операционной прибыли». Но самое важное, что новые экономические трудности, не всегда зависящие от сотрудников компании, частично уже покрыты результатами слаженной работы коллектива в 2011 г. «Мы сдержали слово, данное акционерам фирмы, и не оставили их с пустыми карманами. Считаем, что это привлечет новые поступления, позволит укрепить позиции на финансовом рынке, а это для нас главный приоритет». Френцель уверен, что дивиденды будут не столь солидны, но, по крайней мере, будут приближаться к показателям 2007 г., когда приходилось 25 центов дивидендов на акцию.

Другое важное событие того же финансового ряда — резкое увеличение доли арабского капитала в Air Berlin. 19 декабря 2011 г. немецкие СМИ сообщили: Национальная авиакомпания Объединенных Арабских Эмиратов Etihad Airways подняла свою долю в Air Berlin с 3 до 29,21%. Глава Air Berlin Хартмут Медорн заявил, что это партнерство открывает уникальные возможности. В результате арабская авиакомпания стала крупнейшим единичным акционером Air Berlin.

Руководители Etihad и Air Berlin Джеймс Хоган и Хартмут Медорн, объявив в Берлине о новом этапе стратегического партнерства, отметили, что авиакомпании объединят свои карты маршрутов и бонусные программы и будут обслуживать 239 мест назначения в 77 странах. По словам Хогана и Медорна, одним из центральных элементов нового партнерства станет открытие нового сообщения из Германии в Абу-Даби, который они назвали «новыми воротами в Азию и Австралию». По их мнению, данный прорыв в полной мере отражает, с одной стороны, растущий интерес предпринимателей ФРГ и стран Арабского Востока, а с другой стороны — возможности «глобального роста», в том числе и для будущего развития Air Berlin.В частности, это означает приток в ФРГ на пятилетнее развитие Air Berlin 255 млн долларов.

По мнению Юргена Пипера, авиационного аналитика банковского дома Metzler, «конечно же, арабского инвестора привела к такому решению отнюдь не привлекательность Air Berlin, которая пострадала в ходе «арабской весны», а скорее всего возможность легкого доступа к европейскому рынку. Налицо экспансия компании Etihad, которая в настоящее время имеет партнерские отношения с 34 авиакомпаниями, а теперь благодаря мощному финансовому вкладу в Air Berlin стала первой среди компаний стран Персидского залива, получивших реальные рычаги управления крупной авиакомпанией Старого Света. Предварительные подсчеты показывают, что уже в ближайшее время Air Berlin будет перевозить до 33 млн пассажиров ежегодно. Подобный приток обеспечен, во-первых, географическим положением ФРГ (сердце Европы); во-вторых, растущим интересом арабских инвесторов к немецким технологиям; в-третьих, современным комфортабельным авиационным парком (41 самолет Boeing 787).

Есть и другие признаки того, что убытки, понесенные немецким бизнесом в ходе «арабской весны», могут быть в ближайшее время компенсированы. Хотя в декабре в Каире возобновилась протестная волна и произошли столкновения между демонстрантами и силами безопасности с определенным числом убитых и раненых, на Ниле наблюдается оживление экономики. Большинство бизнес-лидеров в Египте связывают осторожный оптимизм в среднесрочной перспективе именно с Германией, подчеркивает Райнер Херрет, управляющий директор Германо-арабской торгово-промышленной палаты в Каире. «На данный момент нет пока никаких крупных инвестиций, поскольку не определены будущее страны и ее социально-политический строй, будет ли это социалистическая страна, либеральная или исламистская, или смесь по принципу “всего понемногу”. Конечно, только тогда мы вправе ожидать настоящий бум».

Напомним, что протестное движение в Египте было неожиданностью не только для высших чиновников ФРГ, но и для фирм Германии, имеющих свои представительства в Северной Африке. Напряженная ситуация в Египте уже к концу января 2011 г. оказала существенное влияние на немецкие компании. На фондовой бирже акции крупнейших туристических компаний оказались под ударом. В первые же дни «арабской весны» они потеряли в цене от 3 до 10% стоимости. Зато в условиях панического бегства сотрудников ряда немецких фирм весьма прибыльно для себя поработали египетские авиаперевозчики, говорит Маттиас Демаре, аналитик Exane BNP Paribas в Париже. После предупреждения МИДа ФРГ о том, что поездки в Египет могут представлять опасность, такие немецкие туроператоры, как Thomas Cook и упомянутая выше TUI, вынуждены были пойти на отмену поездок, возврат денег и бесплатную услугу по изменению маршрута отдыха. Акции этих фирм, традиционно связанных с Североафриканским регионом, потеряли в цене больше всего. Однако так было лишь несколько месяцев. Впрочем, список пострадавших немецких компаний солидный.

Акции Leoni значительно потеряли в цене. Номинал снизился более чем на 5% до 30,73 евро. Leoni имеет завод в Египте, и понятно, что опасения ряда немецких инвесторов не беспочвенны. Производство было приостановлено. Сотрудники, вначале опасаясь за жизнь, а затем не получив дополнительной команды из ФРГ, не выходили на работу. Здесь производили весьма дефицитную продукцию — наборы кабелей и комплексных систем электропроводки для легковых и грузовых автомобилей. На предприятии в Большом Каире, которое входит в десятку крупнейших концернов в Северной Африке, были заняты 4000 человек.

Metro, сеть крупнейших в мире супермаркетов, насчитывала в Египте 700 сотрудников. Ряд иностранных работников в первые же часы массовых протестов отправились на родину. Гигант розничной торговли пострадал: в результате беспорядков два крупных магазинах подверглись нападению и были разграблены, один из них частично сожжен. Эти потери особенно неприятны в связи с тем, что Metro к тому времени успел проработать в Египте лишь полгода.

BMW прекратила работу сборочного завода на окраине Каира. Здесь были заняты более ста работников. BMW производила в Египте несколько моделей, в том числе 3,5,7, X1 и X3. Финансовые последствия в результате «арабской весны» оказались относительно невысоки за счет того, что в 2010 г. был создан значительный задел: сошли с конвейера 3 тысячи обычных машин и 180 малюток.

Администрация ThyssenKrupp отдала распоряжение сотрудникам находиться дома до дальнейшего распоряжения. ThyssenKrupp в Северной Африке — это 1870 рабочих мест, причем лишь 70 приходятся на граждан Германии. Крупнейший работодатель из ФРГ работает с дочерней компанией в Египте Uhde.

Химическая компания BASF из-за беспорядков в Египте приостановила выпуск продукции. Офисы до сих пор закрыты. BASF насчитывает в североафриканских странах около 100 сотрудников. В дополнение к маркетингу компания имеет производство в Каире, которое занимается выпуском товаров строительной химии для местных клиентов.

Symrise (производство парфюмерии, косметики, продуктов питания) — это 150 сотрудников и производственно-административные помещения в пригороде Каира, в 30 милях от центра города. Сотрудники приняли к сведению информацию руководства о временном закрытии фирмы. Новые распоряжения не поступали: в условиях кризиса никто не может точно сказать, что произойдет завтра.

Насчет «завтра» сказать точно нельзя до сих пор. По мнению Райнера Херрета, подъема следует ожидать во второй половине 2012 г., когда завершатся парламентские и президентские выборы, открыв путь для будущей экономической политики страны. До тех пор зарубежные компании попытаются ориентироваться в реалиях страны, возобновить производство и бизнес-операции, чтобы продолжить прежнюю деятельность в тех неопределенных условиях, которые пока возможны. Немецкие компании действовали успешно даже в самые бурные недели в январе и феврале 2011 г., отмечает Р. Херрет. В эти недели в Каире и других городах по всей стране сотни тысяч людей вышли на улицы. Египетская революция затронула непосредственные интересы 2200 сотрудников немецких фирм — членов Немецкой торгово-промышленной палаты. «Непосредственно граждане ФРГ были оперативно эвакуированы. Сотрудники из числа граждан Египта остались присматривать за производством и охранять оборудование от вероятного разграбления».

Понятно, что названные выше немецкие фирмы получили существенный ущерб, исчисляемый миллионами евро (на сайтах фирм цифры, по понятным причинам, не обнародуются), поскольку производство прекратилось, соответственно и упала до нуля продажа продукции, а, стало быть, и выручка от нее. Однако компании сделали и будут делать все, чтобы сохранить свой местный персонал, чтобы начать работу тогда, когда завершится политический фазовый переход. Потери могут быть высоки, так как персонал из граждан Египта был обучен немцами в соответствии с требованиями производства и в обучение также были вложены немалые средства.

Как подчеркивает Р. Херрет, германские предприниматели инвестируют средства в политическое и экономическое возрождение Египта, создавая курсы по обучению из расчета 5 тысяч рабочих мест, которые автоматически означают гарантированные средства для жизни 5 тысяч семей (абсолютное предпочтение отдается женатым здоровым мужчинам 25–35 лет). Уже в апреле 2012 г. Германо-арабская торгово-промышленная палата в Каире обнародует свою программу, названную «Национальный пакт о занятости» с набором первых сотен желающих. Идея, поддержанная федеральным Министерством торгово-экономического сотрудничества и развития (BMZ), предусматривает обучение до конца декабря 2012 г. 3800 человек, а также заключение с 1900 из них трудовых договоров на работу в немецких фирмах.

Выводы

Первый. Завершающий месяц 2011 г. — года «арабской весны» — принес германским предпринимателям вместе с надеждами на возобновление бизнеса в проблемном регионе и частичную компенсацию убытков, причем как в моральном, так и в финансовом смысле. Практически одновременно туроператор TUI и авиаперевозчик Air Berlin смогли существенно снизить расходную статью в связи с политическими потрясениями на Севере Африки и Ближнем Востоке.

Второй. Как подчеркивает Райнер Херрет, управляющий директор Германо-арабской торгово-промышленной палаты в Каире, у экономики Египта вновь появляется фиксированный шанс возрождения при немецкой поддержке, а у германского инвестора — прогнозируемый интерес к вложениям в уже имеющиеся и планируемые предприятия с немецким капиталом.

Третий. Несмотря на то, что основные перемены в жизни Египта ожидаются в первой половине 2012 г., немецкие предприниматели не собираются пребывать в бездействии. Ряд фирм, представленных в Египте, не склонен разрабатывать программы, гарантирующие создание тысяч рабочих мест для египтян, а предстоящее полугодие планируют использовать как время для обучения местных кадров нужным специальностям и /или нужной квалификации.

Использованы данные сайтов Deutsche Welle и деловой печати ФРГ.

52.21MB | MySQL:103 | 0,473sec