О позициях «Аль-Каиды» в Алжире

В конце ноября 2011 г. «Аль-Каида» выпустила видео, с обращением лидера этой организации Аз-Завахири, в котором он призывает сосредоточиться на борьбе в Алжире. По его словам это государство проводит политику, отвечающую интересам Франции и США в Средиземноморье. В этой связи идеолог всемирного движение джихада призывает реализовать в Алжире сценарий «арабской весны» и сместить президента А.Бутефлику и избрать исламский путь развития.

В настоящее время «Аль-Каида» стремится вернуть себе утраченную инициативу в Северной Африке и государствах, охваченных протестным движением.

Одна из особенностей арабских восстаний была то, что с самого начала в них отсутствовала исламистская составляющая. Несмотря на успехи умеренных в Египте, Тунисе и Марокко, позиции радикалов от ислама здесь значительно слабее. Исключение составляет только лишь Ливии, где их возможности активно используются лидеров военного совета Триполи А.Бельхаджем, а также ядом других политических фигур, не вошедших в сформированное переходное правительство страны.

В ранние недели «арабской весны» Алжир считали кандидатом, чтобы встать на путь Туниса, Египта и Ливии. Однако этого не произошло, хотя были сообщения о демонстрациях, забастовках и столкновениях в АНДР. Есть большой потенциал для увеличивающейся дестабилизации в АНДР и расстановки политических сил вследствие вопросов по здоровью президента, а также в целом сложной социально-экономической ситуацией, ростом цен, высокой инфляцией и коррупцией. В орбите внимания «Аль-Каиды» также находятся намеченные на 2012 г. парламентские и планируемые в 2014 г президентские выборы в Алжире. Эти составляющие, вероятно и стали основной причиной обращение первого лица всемирного радикального исламизма к широкой аудитории.

В отличие от Туниса, Египта и Ливии, Алжир уже стал свидетелем широкомасштабного мятежа, начиная с тернистых выборов 1991г. Хотя это не привело к падению правящего режима, однако стало серьезным сдерживающим фактором волны массовых протестных выступлений в этой стране. Еще свежи в памяти народа значительные человеческие жертвы, вызванные гражданской войной, а также зверства исламистов, которые буквально топорами и ножами вырезали целые населенные пункты. Именно это является своего рода панацеей против укрепления позиций радикалов от ислама и широкомасштабного мятежа. Соответственно это снижает возможности «Аль-Каиды в исламском Магрибе» по разжиганию протестных настроений в Алжире.

После начала «арабской весны» государство использовало накопленные за длительный период времени финансовые возможности от продажи углеводородов для снижения социальной напряженности в обществе. Эта ситуация отличается с конца 1980-хх, когда Алжир был в намного более трудной экономической ситуации в связи с мировыми ценами на нефть, на несколько порядков ниже нынешнего уровня. С начала «регионального восстания» алжирские власти увеличили заработную плату государственного сектора, обеспечили более щедрые продовольственные субсидии, уменьшили воздействие жилищного кризиса. Уровень золотовалютных резервов Алжира в настоящее время составляет около 150 млрд. долларов.

В случае с Ливией у главных внешних игроков Франции, Великобритании, США и Итали была заинтересованность в свержении М.Каддафи. В случае Алжира этот элемент действует в меньшей степени поскольку АНДР – в последнее время стал партнером Вашингтона в борьбе с терроризмом в Магрибе и сахаро-сахельском регионе. У Вашингтона и Парижа есть большой интерес к стабильности, обеспечиваемой Алжиром. Кроме того алжирские энергоресурсы ключевые для энергетических потребностей Италии, которая находится теперь в финансовом кризисе. У внешних игроков нет заинтересованности в дестабилизации в АНДР.

Хотя Алжир остается авторитарной страной, его политическая система теперь более открытая, чем это было 20 — 25 лет назад, что помогает избежать любого неожиданного взрыва политического и социального конфликта, как это произошло в странах, более затронутых арабской весной.

Демонстрации, забастовки и протесты являются характерными чертами для арабских революций. Вместе с тем оппозиция не в состоянии представить идеологическую альтернативу, пользующуюся широкой поддержкой населения страны.

Нехватка протестной массы также объясняется специфическими географическими особенностями алжирского городского пейзажа, характеризующихся нехваткой открытых мест, площадей и бульваров препятствуя массовым собраниям людей. Кроме того «АКИМ» не пользуется популярностью в Алжире в силу того, что она ассоциируется с вооруженными группировками, которые погрузили Алжир в кровавый хаос 90-х гг.

Вместе с тем конфликт в Ливии оказал негативное воздействие на безопасность во всех соседних государствах. «Аль-Каида» принимает в расчет, что «АКИМ» значительно усилила свой боевой потенциал за счет военных арсеналов бывшей регулярной армии М.Каддафи, а также моджахедов, которые вышли на свободу из ливийских тюрем.

Радикалы от ислама также извлекут значительную выгоду, если процесс построения государства в Ливии затянется и будет сопровождаться вооруженным конфликтом. Уже в настоящее время «АКИМ» получила возможность не только получить доступ к современным вооружениям со складов прежнего режима Джамахирии, но также возможность осуществлять набор новых членов в свои ряды. Одновременно экстремисты создают военно-тренировочные базы на территории Ливии и «обкатывют» своих боевиков. Наряду с этим они наладили тесное сотрудничество с ливийскими радикальными группировками, которые практически беспрепятственно действуют в республике, включая столицу страны.

В настоящее время происходит увеличение террористических операций со стороны «АКИМ». Главными объектами этих диверсионных операций становятся государственные и военные объекты. В июле г.Бордж Менаиль в 60 км. от алжирской столицы; нападение в августе на военную академию Черчель. Эти теракты были преподнесены экстремистами как «маленький подарок семьям шахидов, а также тех, кто страдает в тюрьмах Алжира».

62.84MB | MySQL:102 | 0,467sec