Вероятность активизации немецких инвестиций в страны арабского востока

По оценке Йохена Хоманна, государственного секретаря Федерального министерства экономики и технологий, немецко-арабский вектор сотрудничества обладает большим потенциалом. Несмотря на известную сдержанность германского бизнеса в связи с политическими потрясениями в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, процесс, который несет реформирование политики, воспринимается как позитивные ожидания. Правительство ФРГ намерено активно содействовать переменам в странах региона, указывает Й. Хоманн, отвечающий в министерстве за внешнеторговую политику.

Германо-арабские торговые отношения развивались в последние годы довольно благоприятно. После конъюнктурного спада в 2009 году наблюдался подъем, который достиг рекордного уровня, характерного для 2008 года. Тенденцию развития контактов отмечают многие германские эксперты, хотя в ряде отраслей экономики есть известный спад. К примеру, в туризме. На положительные перспективы влияют политические решения, предпринятые мировым сообществом, как это уже случилось в Ливии и Сирии. «Уверен, что после завершения периода потрясений «арабской весны» мы напишем новую главу в истории германо-арабских экономических отношений. Залогом таких надежд с немецкой стороны я могу назвать особенности плюралистического и демократического общества в ФРГ, что указывает на устойчивые возможности страны в развитии подобных контактов», подчеркивает Й. Хоманн.

Понятие «развитие» в данном случае многопланово. В частности, к этому аспекту можно отнести различный объем встречной продукции. Импорт из арабских стран гораздо ниже, чем немецкий экспорт в арабский мир. Это связано с характером продукции. ФРГ импортирует в основном углеводороды и продукцию сельского хозяйства, а экспортирует автомашины, промышленное оборудование различного назначения, электротовары.

Объем торгового обмена между Германией и арабскими странами снизился в первом квартале 2011 года на 19,6% по сравнению с первым кварталом 2010 года. При этом немецкий экспорт в арабские страны вырос на 7% в первом квартале 2011 года — с 6,27 до 6,6 млрд евро. Политические потрясения отразились на экономических показателях, которые рассматриваются в рамках того же периода, то есть за первый квартал 2011 и 2010 гг. На 20% упал немецкий экспорт в Египет, на 50% — в Ливию. В то же время вырос экспорт в Алжир (18,4%), Тунис (18,8%), Сирию (20,2%), Бахрейн (45%) и Ирак (65%). Саудовская Аравия остается крупнейшим в регионе импортером немецкой продукции (рост 31%) на общую сумму 1,56 млрд евро. На втором месте по объему ОАЭ с 1,48 млрд евро, на третьем — Египет с 0,56 млрд евро. В секторе арабского импорта в ФРГ отличились Оман (272%), Алжир (182,1%), Сирия (135%), Египет (82%) и ОАЭ (64%). Ливия была рекордсменом по объему с 1,1 млрд евро, за ней Алжир с 0,46 млрд евро, Тунис с 0,38 млрд евро и Египет с 0,32 млрд евро. Положительная динамика немецкого импорта была продолжена: арабские страны увеличили за указанный выше период поставки товаров и услуг на 63%, то есть до 3,2 млрд евро.

Таким образом, дисбаланс сохраняется. ФРГ экспортирует продукцию на сумму почти вдвое больше, чем ввозит. Он был несколько скорректирован далее: в январе–июне 2011 года ФРГ экспортировала в страны арабского мира продукцию на сумму 13,19 млрд евро, тогда как ответный поток оценивался в 6,17 млрд евро. Иными словами, арабские страны увеличили экспорт в Германию на 34% (по сравнению с январем–июнем 2010), а немецкий экспорт несколько снизился (на 1,7%). В первом полугодии 2011 года экспортный прорыв совершили Оман (прирост 160%), Алжир (146%), Египет (88%) и ОАЭ (64%). При этом Алжир и Египет уверенно приближаются к рубежу полугодового экспорта в 1 млрд (соответственно 927 и 828 млн евро). По итогам трех кварталов 2011 года соотношение осталось примерно тем же (19,8 млрд евро немецкого экспорта против 9 млрд евро арабского импорта), несмотря на солидный прирост в 27% (по сравнению с январем–сентябрем 2011), который обеспечили все же те экономические игроки Алжир (абсолютный лидер арабского мира, прирост 194%), Оман (123%) и Египет (84%), тогда как другие резко сдали назад (Катар на 49%, Ливия на 25%). В третьем квартале заметно изменился характер экспорта ФРГ, в связи с чем по итогам января–сентября 2011 года по сравнению с январем–сентябрем 2010 года наблюдалось заметное снижение по таким векторам, как ливийский (на 74,4%), йеменский (45,8%), египетский (23,5%), ОАЭ (13,8%), сирийский (11%).

Тем не менее, как констатируют немецкие эксперты, перевес все еще остается весьма ощутимым.

Допустим ли этот хронический дисбаланс в долгосрочной перспективе, хотя касается он не всего Арабского Востока, а ряда стран? Немецкие эксперты подчеркивают, что следует продолжать выравнивание торгового баланса в пользу продукции арабского мира.

Однако зачастую сами страны региона Арабского Востока затрудняются предложить что-либо, что может конкурировать с подобной продукцией из стран ЕС. Равноценное обычно означает тот уровень качества, к которому привык немецкий потребитель. У Арабского Востока нет подобных производств.

Тем нужнее в таком случае оказываются германские технологии, которые помогают диверсифицировать арабскую экономику, выводя ее на новый уровень ассортимента и качества. При богатстве стран региона природными ресурсами это и вполне возможно, и единственный путь к развитию, которое логически должно подвести к реализации идеи зон свободной торговли на Ближнем Востоке. К примеру, наличие запасов нефти и газа означает огромный потенциал для производства разнообразной нефтехимической продукции, в которой заинтересованы ФРГ и другие страны ЕС. Важность хорошей производственной базы вполне осознается германскими инвесторами, готовыми вкладывать в этот сектор солидные капиталы.

Так можно выравнивать торговый баланс с арабским миром. Причем примеры того, что это реально, уже есть. Так, торговые отношения с Тунисом являются почти сбалансированным, поскольку ФРГ покупает большие объемы высококачественной сельскохозяйственной и иной продукции. Если оценивать показатели первого квартала 2011 года, то это общий объем немецкого экспорта 419 млн евро и тунисского импорта в ФРГ — 388 млн евро; в первом полугодии 2011 года — соответственно 840 млн евро против 752 млн; за три квартала 2011 года — соответственно 1,19 млрд евро против 1,14 млрд. То есть налицо усиление доли тунисского экспорта. Денежные объемы вполне сопоставимы.

Как подчеркивают немецкие аналитики, путь диверсификации, каким бы сейчас он ни казался сложным, можно пройти, во-первых, достаточно быстро, во-вторых, с успехом к обоюдной пользе. Подобные надежды разделяют все страны Совета сотрудничества стран Персидского залива, которые готовы перейти к массовой диверсификации и выстраивают стратегические программы развития в режиме «после нефтяного бума».

Встречные предложения на эти темы подготовили эксперты ФРГ, они готовы их обсуждать и согласовывать. В частности, широкий пакет вероятных проектов в регионе уже подготовили компании Airbus и Porsche, другие тяжеловесы немецкой индустрии, а также десятки предприятий среднего и малого бизнеса, которые в основном являются разработчиками и производителями основных ноу-хау экономики ФРГ. Внедряя новые, а зачастую уникальные немецкие технологии в арабский мир, уже через 10-15 лет можно будет говорить о полном преобразовании экономики региона, констатируют германские эксперты. Все вместе это означает освоение значительного германо-арабского потенциала.

Другой путь развития контактов — усиление объема немецких инвестиций в экономику Арабского Востока. Как было указано выше, динамика немецких инвестиций в хозяйство региона в последние годы была не столь заметна, как немецкий экспорт. Страны Старого Света и Азии здесь более активны. Однако происходит это не оттого, что германский предприниматель не в состоянии оценить возможности, которые представляются ему в арабских странах.

Основных причин несколько. Во-первых, немецкие компании готовы инвестировать средства при условии проработки всех сопутствующих проблем, в том числе индустриальной нагрузки на окружающую среду. На Арабском Востоке она создается как особым ландшафтом и температурным режимом, так и менталитетом. Немецкий же предприниматель на фоне международных обязательств ФРГ в этой сфере уже не может вопросы охраны природы считать второстепенными. В других случаях свою роль играют бюрократические препоны, свойственные как ФРГ, так и странам Арабского Востока, в том числе долгий путь проработки проектов и согласований. Все это влияет на формирование климата неопределенности устойчивых инвестиций.

Есть также такой немаловажный фактор, как создание благоприятных условий для инвесторов, какой создан, к примеру, в Объединенных Арабских Эмиратах, куда устремились крупные немецкие компании. А те, которые принадлежат к среднему классу, успешно действуют, к примеру, в Тунисе, активно участвуя в поставках промышленного оборудования ряду фирм страны. Подобные примеры показывают: там, где устранены естественные и искусственные препоны для сотрудничества, немецкий инвестор появляется довольно быстро. Его не надо искать: немцы тщательно изучают возможности арабского рынка и обнаруживают свой интерес сами. Германские фирмы, независимо от их направления и оборота, сосредоточены на конкретных областях бизнеса, где они могут конкурировать по качеству и цене в стране назначения. Есть также области бизнеса, где немецкие компании вне конкуренции, поскольку предоставляют либо уникальные технологии, либо весьма привлекательные условия. Партнеры знают: продукция из ФРГ далеко не всегда самая дешевая, зато ее долговечность и надежность, гарантии замены и прочие качества при ежедневном использовании вполне компенсированы высокой ценой. Там, где немцы конкурентоспособны только в избранных сегментах рынка, они находят возможность сотрудничества с компаниями из третьих стран. Таким образом, в ряд немецко-арабских проектов оказываются вовлечены партнеры из Турции и других стран того же Ближнего Востока или ЕС. В этом смысле расширение сотрудничества с немецкими компаниями может представлять для Арабского Востока беспроигрышную ситуацию.

В деле стимуляции инвестиций ФРГ в страны региона важны все составляющие. Федеральный кабмин довольно детально оценивает их. В том числе активизацию дипломатической службы. В течение первых месяцев «арабской весны» посольства и консульства в восьми странах Арабского Востока возглавили новые официальные лица. Примечательно, что ряд из них профессионалы не только в сфере иностранных отношений и политики, но и в экономической области. В том числе Николай фон Шепф, посол ФРГ в ОАЭ, имеющий опыт научно-исследовательской работы в Восточной комиссии Федерального кабмина; Михаэль Виттер, посол ФРГ в Марокко, много лет возглавлявший экономический департамент федерального МИДа; Рольф Теодор Шустер, генеральный консул в Джидде, имеющий научную степень доктора экономических наук. Примечательно, что в Берлине в последние месяцы также появились высокие профессионалы Арабского Востока, прежде связанные с экономикой, в числе которых Эбрахим Махмуд Ахмед Абдулла, посол Бахрейна, в свое время плодотворно трудившийся в Бахрейской нефтяной компании (ВАРСО).

Как показывают актуальные исследования Всемирного банка, на объем и качество инвестиций, как и в целом на инвестиционную привлекательность такие факторы, как низкая заработная плата и налоговые льготы, влияют меньше, чем надежность управления и хорошая инфраструктура. Это в полной мере можно отнести к германским предпринимателям, которые высоко ценят обязательность и точность и, по сути, готовы именно за это платить высокую цену. Данные категории составляют понятие «улучшение инвестиционных условий», которые являются ядром обсуждения всех германо-арабских экономических форумов и соответствующих совместных экономических комиссий. На 2012 год намечены, кроме названных бизнес-форумов в германо-арабском векторе, заседания комиссий, рассматривающие актуальное состояние дел в Алжире, Катаре, Кувейте, Марокко, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах.

Из этого перечня понятно, что в настоящее время уже не существует классического «арабского рынка»: слишком разнятся условия и особенности стран Северной Африки и Персидского залива. Поэтому германские инвесторы обращаются к профессиональным игрокам в государствах арабского мира. Это представительства Германской торгово-промышленной палаты в Марокко, Алжире, Тунисе, Египте, ОАЭ, Саудовской Аравии, Катаре, Ираке (Багдад и Эрбиль), в Германском центре инвестиций (GTAI), Федеральном министерстве экономики и развития и других ведомствах.

На немецкие инвестиции влияют текущие политические события в арабском мире. Оценка их окончательного влияния на фоне динамичного развития событий является преждевременной, считает Йохен Хоманн. На волне потрясений нарастает давление на правительства арабских стран с тем, чтобы они эффективно провели серию политико-экономических реформ. При этом федеральное правительство готово не просто словесно поддерживать трансформацию обществ в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но и активно содействовать прежним партнерам, если они того пожелают. В центр данной консультативной работы федеральный кабмин ставит повышение прозрачности реформ и ускорение принятия решений, поскольку в большинстве стран «арабской весны» обострились проблемы, замедлившие реализацию проектов по борьбе с нищетой и голодом, и только гуманитарными разовыми акциями их в перспективе не решить.

Проблемы немецких инвестиций в экономику Арабского Востока будут обсуждаться в рамках традиционной выставки в Ганновере 24 апреля. Инициаторами диспута являются представители бизнес-элиты ОАЭ. В частности, объявлено, что будут оценены инвестиционные вложения ФРГ в стратегию Abu Dhabi Economic Vision 2030. Как отмечает Катрин Лемке, эксперт департамента «Страны Залива – Йемен» Арабо-германской торгово-промышленной палаты, есть надежды на привлечение капиталов немецких предпринимателей, которым сообщат о дополнительных льготах по отдельным проектам. Кроме того, по данной тематике предусмотрен обмен мнениями на 12-м Германо-арабском форуме по развитию туризма (7 марта 2012), 5-м Германо-арабском форуме по вопросам здравоохранения (25-26 апреля 2012), Первой международной выставке в Эр-Рияде (29 мая – 1 июня 2012). Не трудно заметить, что все названные события касаются весны. «Немецко-арабская весна» проходит в конференц-залах и обычно заканчивается перспективными соглашениями, в том числе и в сфере инвестиций, подводит итог Йохен Хоманн.

Выводы

Первый. Арабский мир в разрезе 22 государств достаточно широко представлен в аспекте экспортно-импортного потенциала. Несмотря на то, что ряд стран обозначен чисто символически (Йемен, к примеру, чей экспорт в ФРГ уступает суданскому в 10 раз, а алжирскому в 1500), перспективы немецких инвестиций указаны в планах федерального кабмина отчетливо. Это связано с нацеленностью ряда государств региона на системную диверсификацию и выход на производство продукции на базе имеющихся природных ресурсов и германских технологий.

Второй. Проблемы инвестиций находят отражение на ряде регулярно проводимых германо-арабских форумов по таким темам, как энергетика, туризм, здравоохранение, образование. Каждая из них так или иначе связана с развитием региона, независимо от того, какие последствия имели для конкретной страны события «арабской весны». В связи с тем, что общей картины классического арабского рынка нет, проблемы решаются как в рамках германо-арабского диалога, так и в плане двусторонних контактов.

Третий. Важным фактором для дальнейшего участия немецких компаний в экономике стран региона является уверенность в том, что новые политические силы, приходящие к власти в странах «арабской весны» (а это уже произошло в Египте, Тунисе, Ливии и Йемене), смогут обеспечить стабильную обстановку с надежными управленческими структурами. А это сможет гарантировать приток не только немецких технологий, но и немецких инвестиций.

Использованы данные сайтов Ghorfa, Statistisches Bundesamt

62.87MB | MySQL:102 | 0,485sec