Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (5-11 марта 2012 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии, Ливии и зоне палестино-израильского конфликта. Россия и страны-члены Лиги арабских государств 10 марта согласовали принципы урегулирования сирийского кризиса. В Ливии «Конгресс народа Киренаики» 6 марта объявил об автономии этого региона. Военная ситуация в зоне палестино-израильского конфликта резко обострилась.

Военно-политическая обстановка в Сирии остается сложной. В различных районах страны не прекращаются боестолкновения правительственных войск с силами мятежников. В настоящее время основные усилия сирийского командования направлены на подавление сопротивления боевиков в их главном оплоте – северо-западной провинции Идлиб, куда власти направили дополнительные силы войск. Боестолкновения продолжаются в центральных провинциях Хомс и Хама, в южной провинции Деръа. В освобожденных от мятежников районах Хомса сирийские и международные гуманитарные организации раздают населению продовольствие, воду, теплую одежду, медикаменты. В городе начаты восстановительные работы. Лидер антиправительственной Свободной сирийской армии Р. аль-Асаад заявил, что подчиненные ему боевики переходят к «партизанским действиям». По оценке главы Объединенного центрального командования ВС США генерала Дж. Мэттиса, вооруженное противостояние в САР на данном этапе развивается в пользу правительственной армии.

На минувшей неделе свою посредническую миссию начал спецпредставитель ООН и ЛАГ по Сирии К. Аннан, имевший встречи с арабскими и иностранными представителями. По утверждению К. Аннана, его усилия направлены на достижение приемлемого для сирийского народа решения через переговоры властей и оппозиции без «любого военного вмешательства» в САР. К. Аннан призвал сирийскую оппозицию к диалогу с властями, но этот призыв был категорически отвергнут. Более того, лидер оппозиционеров за рубежом Б. Гальюн вновь потребовал военного давления на дамасский режим. 10-11 марта К. Аннан провел в Дамаске переговоры с президентом САР Б. Асадом. По их итогам сирийский лидер заявил о готовности поддержать «честные устремления» ЛАГ, направленные на разрешение кризиса в стране, однако не может сделать этого из-за деятельности «террористических групп». К. Аннан отметил, что сохраняет оптимизм, хотя достичь перемирия в Сирии будет трудно. Заместитель генсека ООН по гуманитарным вопросам В. Амос 9 марта сообщила о достижении с сирийскими властями договоренности о создании миссии для оценки гуманитарной ситуации в стране.

10 марта на встрече в Каире глава МИД России С. Лавров и министры иностранных дел стран-членов ЛАГ согласовали пять принципов урегулирования сирийского кризиса: 1. Прекращение насилия со всех сторон. 2. Беспристрастный механизм мониторинга. 3. Никакого внешнего вмешательства. 4. Беспрепятственный доступ гуманитарной помощи ко всем сирийцам. 5. Твердая поддержка миссии К. Аннана с целью начала политического диалога между правительством и всеми группами оппозиции в соответствии с мандатом, содержащимся в круге ведения, одобренном генсеком ООН и ЛАГ. В то же время руководство Катара продолжает настаивать на ввод в Сирию арабских и иностранных войск для урегулирования конфликта. В Совете Безопасности ООН продолжается обсуждение нового проекта резолюции Сирии. Россия считает, что он представляет собой слегка обновленную версию прошлого заветированного документа и «требует существенной балансировки». Активно действует на сирийском направлении Китай. В Пекине прошли переговоры с представителями сирийской оппозиции. КНР заявляет, что выступает против использования гуманитарных вопросов в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела САР. Сообщается, что администрация президента США Б. Обамы подготовила планы по оказанию прямой помощи силам сирийской оппозиции. Они включают в себя поставки оппозиции гуманитарной помощи и средств связи. О передаче оружия речь пока не идет. В целом «политика США сейчас нацелена на то, чтобы обеспечить оппозицию всем необходимым для свержения режима Асада». Главы МИД стран Евросоюза заявили о недопустимости вооруженного вмешательства в дела САР.

В целом, по оценке разведслужб США, президент САР Б. Асад, несмотря на деятельность вооруженной оппозиции и экономические санкции Запада, контролирует ситуацию в стране, располагает сильной армией и продолжит борьбу за власть до последнего.

6 марта участники прошедшего в Бенгази «Конгресса народа Киренаики» объявили об автономии этого восточного региона Ливии, где добывается до 2/3 нефти в стране. Главой сформированного Высшего переходного совета избран А. З. ас-Сенусси – близкий родственник бывшего короля Ливии Идриса. Участники встречи заявили о намерении создать в регионе собственные министерства, в т. ч. МВД и нефти. При этом за центральной властью должны сохраниться функции внешней политики, национальной безопасности и обороны. Свои цели сторонники автономии региона предполагают достичь только мирными средствами. Участники встречи подчеркнули, что выступают за единство Ливии, но пошли на такой шаг, чтобы восстановить законные права жителей Киренаики, которые игнорировались на протяжении десятилетий правления М. Каддафи.

Центральные власти в лице главы правящего в стране Переходного национального совета (ПНС) М. А. Джалиля осудили действия сторонников автономии Киренаики и объявили их результатом «иностранного заговора». Со своей стороны, А. З. ас-Сенусси заявил о готовности к диалогу с руководством ПНС, который признается регионалистами «легитимным представителем ливийского народа». Тем не менее, диалог предложено вести на основе ливийской конституции 1951 г., которая провозгласила Ливию федеративным союзом в составе трех субъектов: Триполитании, Киренаики и Феццана. 9 марта в Триполи и ряде других городов страны, в т. ч. в Бенгази прошли массовые демонстрации в поддержку единства Ливии и с осуждением действий сторонников автономии Киренаики. В поддержку единства страны выступили многие религиозные деятели.

Ряд вооруженных «революционных» бригад заявили на прошедшей неделе о намерении уже в ближайшее время передать центральным властям находящиеся под их контролем аэропорты и пограничные КПП. В то же время администрация г. Мисурата ввела ограничения на доступ жителей других районов страны.

Очередная вспышка насилия в зоне палестино-израильского конфликта насилия началась 9 марта, после того как в результате удара ВВС Израиля в секторе Газа был уничтожен лидер «Комитетов народного сопротивления» З. аль-Каиси и еще одни высокопоставленный руководитель боевиков. В ответ экстремисты начали обстрелы израильской территории. Авиация Израиля, в свою очередь, наносила удары по объектам противника в палестинском анклаве. С 9 марта боевики выпустили по израильской территории свыше 130 ракет. Массированному ракетному и минометному обстрелу подверглись густонаселенные районы на юге страны, в т. ч. города Ашдод, Беэр-Шева и Ашкелон. Восемь мирных жителей получили ранения. Тактическая система ПРО «Железный купол» перехватила 37 ракет, выпущенных палестинцами. В результате действий ВВС Израиля в Газе погибли 17 и получили ранения около 30 человек, в основном боевиков. Руководство радикального исламистского движения ХАМАС через посредство Египта пытается добиться от Израиля прекращения огня. Вместе с тем, как считают эксперты, ХАМАС не в состоянии в полной мере контролировать действия «Исламского джихада» и «Комитетов народного сопротивления», чьи боевики обстреливают Израиль.

Верховный представитель по иностранным делам и политике безопасности Евросоюза К. Эштон сообщила, что Ирану от имени «шестерки» международных посредников предложено возобновить переговоры по ядерному досье. «Шестерка» призвала Тегеран к серьезному диалогу без предварительных условий, чтобы достичь конкретных результатов.

Ядерная программа ИРИ была в центре внимания на переговорах в Вашингтоне премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху с президентом США Б. Обамой. При этом глава белого дома заявил, что Америка будет и впредь поддерживать Израиль, в т. ч. в ситуации вокруг Ирана, но США убеждены, что лучший способ урегулирования иранской ядерной проблемы — это дипломатия. В то же время глава Пентагона Л. Паннета не исключает, что американцы могут предпринять военные действия против Ирана, в случае, если другие альтернативные меры не позволят воспрепятствовать созданию в этой стране ядерного оружия. По итогам переговоров Б. Нетаньяху заявил, что «Израиль и Америка действуют сообща», хотя решение о своих дальнейших шагах в отношении Ирана израильское правительство будет принимать самостоятельно, подчеркнув, что в будущем Израиль не исключает военного сценария. Премьер-министр также назвал примерные сроки возможного удара по Ирану. По его словам, счет в этом вопросе ведется на месяцы.

Палестинское движение ХАМАС заявило, что не поддержит Иран в случае нападения на него Израиля.

10 марта в Египте официально начался первый этап предвыборной президентской кампании, в ходе которой в течение месяца будет проводиться регистрация кандидатов на пост главы государства. Первым кандидатом, подавшим заявку на участие в выборах, стал бывший премьер-министр АРЕ (январь-март 2011), в прошлом командующий ВВС, А. Шафик. Единого кандидата на пост президента согласились поддержать крупнейшие исламистские объединения Египта: движение «Братьев-мусульман» и объединения салафитов. Им должен стать Х. аль-Гарьяни – председатель Высшего судебного совета Египта. Сообщается, что его кандидатура согласована исламистами «на 90 процентов».

В Алжире три исламистские партии – «Общественное движение за мир», «Аль-Ислах» и «Ан-Нахда» – объявили о создании «Альянса Зеленого Алжира» (АЗА). Ожидается, что его кандидаты пойдут общим списком и с единой программой на выборы в Национальную народную ассамблею, намеченные на 10 мая. Еще две недавно созданные исламистские партии – «Фронт за справедливость и свободу» и «Движение за перемены» отказались примкнуть к альянсу. АЗА намерен «продолжить реформы в стране, в частности, осуществить пересмотр конституции в соответствии с требованиями текущей обстановки и стремлениями народа страны к свободе, справедливости и человеческому достоинству». Исламисты обещают завершить процесс национального примирения, решительно бороться с коррупцией, безработицей и бедностью. В сфере внешней политики АЗА выступает за поддержку палестинцев, арабо-исламскую интеграцию, эффективную деятельность Союза Арабского Магриба.

В Пакистане 6 марта был успешно произведен испытательный пуск баллистической ракеты Хатф-II «Абдали», которая способна нести ядерный боезаряд. Максимальная дальность пуска ракеты составляет 180 км.

Правительство Пакистана запретило самую многочисленную исламистскую организацию страны за ее причастность к террористической деятельности. Активисты «Ахли Сунна Вал-джамаат» признаны виновными в убийстве сотен шиитов и представителей других религиозных меньшинств, а также в нападениях на силы безопасности и иностранные посольства.

Премьер-министр Ю. Р. Гилани 10 марта назначил генерала З. уль Ислама новым начальником Пакистанской межведомственной разведки.

Командующий войсками западной коалиции в Афганистане британский генерал Дж. Ален заявил 6 марта, что войска НАТО останутся в этой стране после 2014 г.

10 марта 16 человек, в т. ч. 9 женщин и 3 детей, погибли, а 5 человек были ранены в результате стрельбы, открытой американским военнослужащим в одной из деревень в провинции Кандагар на юге Афганистана.

В Бахрейне 9 марта прошла массовая демонстрация оппозиции (до 100 тыс. человек). Ее участники требовали от властей проведения политических реформ в стране.

Приложение

О военно-доктринальных установках Саудовской Аравии

В Королевстве Саудовская Аравия в настоящее время нет единого специального документа, который можно было бы считать официальным изложением взглядов руководства страны по вопросам войны, мира и военного строительства. Вместе с тем, анализ ряда основополагающих государственных документов, высказывания высших представителей политического и военного руководства страны позволяют с достаточной степенью полноты определить военно-доктринальные установки королевства, которые носят отчетливо выраженный оборонительный характер.

Статья 33 «Основ системы власти» в Саудовской Аравии (1992 г.) гласит: «Государство совершенствует вооруженные силы и их оснащение с целью защиты исламской веры, Двух Святынь, общества и Отечества». Официально заявлено, что для саудовской политики неприемлемо «использование силы как инструмента осуществления внешнеполитических задач», что вовсе не означает отказа КСА «от законной самообороны» или «использования военного аспекта» для защиты своих национальных интересов.

В королевстве традиционно уделяют большое внимание развитию национальных вооруженных сил. Необходимость наращивания военной мощи страны в Эр-Рияде обусловливают следующими основными факторами:

1 стремлением утвердить саудовское лидерство на Аравийском полуострове и в зоне Персидского залива;

2 желанием продемонстрировать военную мощь КСА в арабском мире и регионе;

3 опасением возможных враждебных действий и угроз со стороны соседей или с их территории;

4 престижными соображениями.

Существующие противоречия с соседними странами саудовцы стремятся решать политическими и дипломатическими методами, прибегая к угрозе применения силы или непосредственному силовому воздействию лишь в крайнем случае. В Эр-Рияде считают, что безопасность в регионе Персидского залива зависит, прежде всего, от сильной Саудовской Аравии, а также от степени военной интеграции стран ССАГПЗ. Однако в настоящее время военный союз в рамках ССАГПЗ является «больше символом, чем реальностью». Безопасность в Заливе зависит также от «взаимной поддержки мусульманских государств» региона, что позволило бы «снизить или устранить потенциальную угрозу, исходящую из самого региона». В случае необходимости (как это было в 1990 г. при захвате Ираком Кувейта) руководство КСА не исключает возможность обратиться за прямой военной помощью к Западу, в первую очередь, к США. Именно это обстоятельство в значительной степени определяет прочность саудовско-американских отношений, несмотря на имеющиеся между двумя странами политические и иные разногласия. Оборонительный характер саудовских военно-доктринальных установок обусловлен также малочисленностью и невысоким качеством людских ресурсов, которые могут быть задействованы для службы в армии, недостаточно высоким престижем военной службы в стране, практически полной зависимостью КСА от поставок современных вооружений из-за рубежа и их последующего обслуживания иностранными техническими специалистами.

Считается, что в настоящее время военные угрозы королевству могут исходить со стороны Ирана, Йемена. Ирака, а также от арабо-израильского и индийско-пакистанского конфликтов в случае их перехода в военную стадию. Угрозу представляет и политическая нестабильность в ряде арабских стран, которая также может трансформироваться в вооруженное противостояние, как это происходит в Сирии. Серьезной угрозой, для противодействия которой может потребоваться участие армии, является террористическая деятельность, прежде всего, группировки «Аль-Каида на Аравийском полуострове». Военных усилий от КСА может потребовать и борьба с морским пиратством, хотя пока саудовцы активно в ней не участвуют.

Главным вероятным военным противником КСА считает Иран, хотя официально об этом не заявляется. В Эр-Рияде обеспокоены динамичным ростом военной мощи ИРИ и возможной военной направленностью иранской ядерной программы. Саудовское руководство принимает меры по укреплению обороноспособности КСА, повышению возможностей страны и армии по отражению угроз с иранского направления. Особое внимание при этом уделяется мерам по защите национальных нефтяных и инфраструктурных объектов. Саудовцы не исключают, что в случае дальнейшего обострения ситуации вокруг Ирана, эта страна может быть подвергнута удару США и Израиля, а в ответ нанести удары по аравийским монархиям, в первую очередь, КСА. Беспокойство Эр-Рияда вызывает и повышенная активность Тегерана в арабском мире. Именно стремление КСА не допустить перехода Бахрейна в иранскую сферу влияния во многом обусловило ввод в эту страну в марте 2011 г. саудовских войск для спасения правящего там королевского режима.

Перманентно нестабильная обстановка в Ираке, действия Ирана по усилению своих позиций в этой стране вызывают растущую обеспокоенность в Эр-Рияде. Власти КСА принимают меры по укреплению границы с Ираком.

Хроническая нестабильность в Йемене, в т. ч. в районах непосредственно прилегающих к границе КСА, активная деятельность в этой стране аравийского крыла «Аль-Каиды» обусловливают повышенное внимание Эр-Рияда к южному соседу. Саудовцы разместили на границе с Йеменом крупные военные силы и пытаются учесть уроки неудачных действий против йеменских мятежников осенью 2009 г., которых королевская армия так и не смогла разгромить.

Правительство КСА считает, что оборону страны следует планировать на длительный период на основе «тщательного научного анализа грозящих опасностей». При этом национальные ВС призваны обеспечить оборону королевства и быть способными вести боевые действия по защите пограничных районов до прибытия подкреплений из глубины страны, или войск союзников. Учитывая, что имеющимися силами невозможно оборонять границы КСА по всему их периметру, саудовцы создали опорные военные базы на важнейших направлениях вблизи границ с Иорданией, Ираком и Йеменом.

Преимущественное внимание уделяется развитию ВВС, которые наряду с войсками ПВО считаются главной силой сдерживания и отражения удара на иранском направлении. По саудовским взглядам, авиация «обеспечивает стратегическую мобильность и компенсирует ограниченную численность и возможности» сухопутных войск. Именно новейшие боевые самолеты и вертолеты различного назначения составили основу последней многомиллиардной сделки с США на поставки оружия КСА. Систему ПВО страны намечено приблизить по своей эффективности к западным образцам. В сухопутных войсках главное внимание уделяется повышению их ударной и огневой мощи, мобильности. Пристальное внимание к развитию ВМС, обновлению корабельного состава флота обусловлено важным стратегическим положением страны на перекрестке морских коммуникаций, связывающих Европу, Азию и Африку, необходимостью надежной защиты морских путей транспортировки саудовской нефти. Учитывая наличие серьезной террористической и диверсионной (иранской) угрозы, важное место в подготовке войск отведено отработке вопросов ведения ассиметричных действий и освоению особенностей ведения боевых действий в конфликтах низкой интенсивности. Большое внимание уделяется совершенствованию оперативного оборудования территории КСА. Продолжается, хотя и трудно, практическое внедрение американской концепции «объединенности» («jointness») в сферу планирования и проведения операций с участием всех видов вооруженных сил.

В последнее время все чаще обсуждается вопрос о возможном появлении у Саудовской Аравией ядерного оружия. Об этом, в частности в ноябре 2011 г. заявил влиятельный член королевской семьи принц Т. аль-Фейсал. По его словам, это станет вынужденным ответом на ядерную программу ИРИ. Много говорится о сотрудничестве между КСА и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности, о пакистанском «ядерном зонтике» для КСА и даже о передаче при необходимости саудовцам пакистанских ядерных боеприпасов. Однако Эр-Рияд и Исламабад все это категорически отрицают. Американские эксперты рассматривают и такой вариант: КСА может начать разработку собственного атомного оружия в случае, если процесс дезинтеграции Пакистана начнет принимать необратимый характер и возникнет угроза захват его ядерного арсенала (полностью или частично) талибами и другими экстремистами.

В целом военно-доктринальные установки руководства КСА в обозримой перспективе вряд ли подвергнутся радикальным изменениям. При решении задач, связанных с обороной страны от возможного внешнего нападения, Эр-Рияд будет ориентироваться как на усиление собственных военных возможностей, укрепление союза в рамках ССАГПЗ, а также получение в случае необходимости гарантированной военной помощи со стороны ведущих государств Запада, в первую очередь США.

62.91MB | MySQL:102 | 0,597sec