Судан-Южный Судан: военные действия в районе Хедлиг

Суданская армия умудрилась потерять контроль над одним из основных нефтеносных районов Хедлиг 10 апреля с. г. Из всего многообразия новостей, которые приходили из этого района в конце нынешней недели, вытекает один совершенно очевидный вывод. Суданская армия и исламская милиция фактически бежала из этого стратегического района в результате контратаки 4-й дивизии Суданской народно-освободительной армии (СНОА). Напомним, что за неделю до указанных событий ситуация была диаметрально противоположной: суданским военным удалось предотвратить инфильтрацию на свою территорию отрядов крупнейшей дарфурской повстанческой группировки Движение за справедливость и равенство (ДСР), которые при поддержке южносуданской армии пытались пройти через Хедлиг на Кауду для соединения с основными силами повстанцев в Южном Кордофане. Тогда эта попытка была сорвана, и, судя по всему, суданские военные, окрыленные успехом, решили продолжить наступление на приграничную территорию Южного Судана с целью окончательного разгрома сил южан и ДСР в этом районе. Одновременно было предпринято наступление на оплот повстанцев Кауду, которая подверглась ожесточенным бомбардировкам с воздуха. Итог всего этого оказался ровно противоположным задуманному. Маневренная группа суданской армии, состоящая из 16 танков Т-72, двух бригад сухопутных сил и отрядов исламской милиции была окружена, разгромлена на южносуданской территории, и как следствие бойцы 4-й дивизии СНОА фактически без сопротивления вошли в Хедлиг. Генштаб суданских вооруженных сил был вынужден отдать приказ об оставлении этого района, так как в противном случае военные бы попали «в котел». При этом эвакуация суданской армии была, по свидетельству ряда экспертов, более похожа на паническое бегство. Кроме военных, оттуда бежала и большая часть рабочих-нефтянников. Наступление на Кауду также провалилось, и повстанцы даже сумели отбросить противника более чем на тридцать километров от города. При этом силы спецназа суданской армии понесли серьезные потери. Попытки суданской авиации остановить наступление южан путем разрушения стратегически важных переправ в Объединенном штате (граничит с Южным Кордофаном) также успеха не имели.

Сразу же отметим, что такая ситуация абсолютна типична для суданской армии. Достигая какого-либо успеха, ее командование умудряется его растерять буквально на ровном месте. В силу этого применять обычные для нормальных армий критерии прогнозов в случае с суданской армией непродуктивно. Удар по репутации суданского руководства в результате всего произошедшего огромен, президент Судана Омар аль-Башир публично поклялся «вернуть контроль над Хедлигом любой ценой». В стране проводится дополнительная мобилизация, а спешно сформированные части исламской милиции направляются сейчас в Южный Кордофан для организации контрнаступления. Одновременно дополнительные части направлены в Дарфур для блокирования границы с Южным Суданом с целью недопущения возможных попыток отрядов ДСР прорваться на территорию Южного Дарфура. Такая ситуация вполне реальна, поскольку в этом районе на южносуданской территории сконцентрировано большое количество боевиков из ДСР, которые несомненно нанесут отвлекающий удар при активности суданских военных в Южном Кордофане.

Все это должно в самое ближайшее время привести к серьезным столкновениям в Южном Кордофане, а битва за освобождение Хедлига становится для Хартума «делом чести». Естественно, что ни о каких переговорах по урегулированию «спорных вопросов» между сторонами, которые были близки к успеху при активном посредничестве бывшего южноафриканского президента Т.Мбеки, в этой ситуации говорить не приходится.

Само фиаско в Хедлиге уже стало причиной бурных дискуссий в суданском парламенте, и руководству страны жизненно важно как можно быстрее реабилитироваться. В противном случае все это может привести к очень серьезным внутренним потрясениям в политической элите самого Судана.

Перспективы предстоящего военного противостояния для суданских военных неоднозначны. Армия теряет в случае с Хедлигом одно из своих основных преимуществ – авиацию. Наносить удары по нефтеносному району без серьезного разрушения инфраструктуры нереально, а это означает, что Хартуму предстоит действовать исключительно сухопутными силами. Смогут ли отряды исламской милиции на равных воевать с южносуданскими военными, ответить сложно. Рискнем предположить, что основная ставка будет делаться на численный перевес, но никак не на качественный. В любом случае это приведет к перебоям с добычей и транспортировкой нефти. Напомним, что Хедлиг давал до недавнего времени половину всей нефти, которую добывалась в Судане после отделения Южного Судана. Все это самым негативным образом скажется на экономике страны, которая и так находится не в самом блестящем состоянии.

Зафиксируем два момента. Общественное международное мнение (ООН и страны-члены Совета Безопасности ООН), безусловно, в данной ситуации находятся на стороне Хартума, поскольку Хедлиг юридически является суданской территорией. Это признано всеми международными институтами и обсуждению не подлежит. Все измышления на эту тему со стороны Джубы являются несостоятельными. Это означает международное давление на южносуданцев, которое будет только возрастать.

И второе. Несмотря на общий «нейтралитет» Пекина в отношении судано-южносуданского конфликта, китайцы начали поставки партий оружия и вооружений в Южный Судан. В частности, 10 апреля с.г. в кенийском порту Момбаса разгрузились два судна с китайским вооружением и военной техникой (в частности 37 бронетранспортеров), которые предназначаются для Джубы. Такой крен в сторону южносуданцев в принципе объясним, поскольку Китай получает с месторождений именно Южного Судана 5% всей импортируемой нефти.

52.21MB | MySQL:103 | 0,672sec