Кто пытается помешать военно-техническому сотрудничеству России и Алжира

После обнаружения на экспортных истребителях Су-30 МКА израильских компонентов России грозит новый авиационный скандал в Алжире, способный серьезно поколебать здесь влияние Москвы. По данным издания Intelligence Online №665, в данном случае речь идет о ранее поставленных самолетах, на которых якобы было установлено израильское бортовое оборудование фирмы Elbit Systems.Речь идет об авионике, центральных компьютерах самолетов. В связи с этим отношения между двумя странами могут охладеть, поскольку установка бортового оборудования третьей страной произошла без предупреждения Алжира. По данным иностранных военных источников, в последние годы российские авиационные компании все больше сотрудничают с иностранными партнерами по поставке авионики, по которой Россия отстала от Израиля и стран Запада.

По этим данным, подобное сотрудничество началось после поставки в 2000 г. 140 Су-30 Индии и отныне оно стало неотъемлемой частью производства российских истребителей, в том числе предназначенных на экспорт. По данным американских источников, израильское «внедрение» началось с получения от Москвы согласия на установку израильской авионики, которое она дала индийской группе HAL. Один из пунктов договора подразумевал возможность продажи таких истребителей третьим странам. Причем представители индийской стороны, наладившие военно-техническое сотрудничество с израильтянами и содействовавшие его распространению на Россию, отметились, по данным Intelligence Online, и среди акционеров компании «Иркут», выпускающей истребители Су-30. В частности, речь идет о бизнесмене Судхири Чаудхари, который долгие годы представлял интересы многих израильских компаний в Индии, в том числе и военных, а с начала 2000-х гг. якобы стал держателем части акций этой компании до ее объединения с другими компаниями в Объединенную авиационную корпорацию. Острота вопроса для алжирской стороны не в последнюю очередь обусловлена очень сложными отношениями между АНДР и Израилем, которые граничат с открытой враждебностью. Дополнительно это объясняется тем, что Израиль поддерживает отношения с Марокко, единственного противника Алжира в регионе и «выражает симпатии по отношению к берберским сепаратистам», принимая на своей территории Ферхата Мехенни, главу непризнанного правительства автономной Кабилии в изгнании.

Свидетельством выражения определенной поддержки кабильскому движению является, по мнению алжирских властей то, что он лично встречался 21 мая этого года с заместителем председателя кнессета Дэнни Даноном и членами правящей израильской партии Ликуд. Примечательно, что эту встречу организовал француз Жако Купфер, прежний глава французской ветви Ликуда.

Следует напомнить, что поставкой в 2007 г. истребителей Cу-30 МКА взамен МиГ-29 с дефектными и ранее уже использовавшимися компонентами Москва фактически сгладила обострение, грозившее потерей алжирского рынка в целом.

Несмотря на адекватную замену подозрения руководства Алжира относительно деловых качества российской стороны до конца развеять не удалось. Не случайно в местной печати стали появляться статьи о необходимости коренного пересмотра прежних отношений с Россией, в том числе и в военной сфере. Эта тенденция получила выражение в последнее время на примере углубления военно-технического сотрудничества с рядом европейских стран. Особенно это касалось закупки боевых кораблей, а также вертолетов. Тем более, что алжирская сторона, по данным Intelligence Online вскоре обнаружила, что израильтяне установили на Су-30-х и другие компоненты оборудования, «включая лазерный дальномер-целеуказатель и систему передачи полетных и навигационных данных на экран шлема пилота». Западные источники указывают, что алжирские военные опасаются, что в случае возможного конфликта с Марокко или странами НАТО израильтяне могут вывести свое электронное оборудование из строя, в результате чего алжирские ВВС и ПВО останутся без новейших истребителей. Однако эти опасения по меньшей мере значительно преувеличены.

Какими могут быть последствия обнаружения израильских компонентов на поставленных Израилю самолетах, пока неясно. Хотя ни одна из сторон не афиширует публично произошедшее, по данным западных источников, это вполне может серьезно отравить отношения двух стран.

Но в прошлом ранее Алжир аннулировал сделки по авиации с европейскими производителями на том основании, что их продукция содержала израильские компоненты, в том числе и авионику. Подобным примером служит ситуация с продажей алжирской стороне (Группе Министерства воздушных сообщений, GLAM) гражданских версий транспортных вертолетов с увеличенным радиусом действия компании Eurocopter EC725 «Супер Кагуар», разработанных на основе предшественника «Супер Пума». Эти вертолеты, оснащенные новым поколением авионики, должны были обслуживать самого президента АНДР А.Бутефлику.

В будущем ожидалась дополнительная закупка подобных вертолетов. Однако сделку сорвал «израильский след». В результате поднятого алжирской стороной скандала она была аннулирована по инициативе местного генералитета. Ситуацией воспользовалась итальянская Augusta Westland, дочерняя компания Finmeccanica, заменившая «Супер Кагуары» своими AW-101. После этого алжирская сторона заключила с ней ряд контрактов на поставку летательных аппаратов. Причем Augusta Westland содействовала перепродаже забракованных алжирцами вертолетов малайзийскому дилеру.

Пока алжирская сторона не проявляла каких-либо претензий по отношению к России. Это обусловлено целым рядом причин. Во-первых, в случае оглашения информации об «инфильтрации» Су-30-х именно израильтяне оказываются в выигрыше. Алжирская сторона не желает делать им черный пиар, поскольку в этом случае Израиль вообще и компания Elbit в частности продемонстрируют на весь мир собственное могущество и способность установить свое жизненно важное для нормального функционирования оборудование даже на самолеты вероятного противника.

Следует заметить, что многолетнее сотрудничество ряда российских производителей авиационной техники с израильскими производителями авионики уже давно является секретом Полишинеля. Обращает на себя внимание тот факт, что по версии Intelligence Online, алжирцы обнаружили израильское «внедрение» лишь после прибытия последнего истребителя из России весной 2012 г.

Создается впечатление, что завершения этой поставки как раз и ждали для того, чтобы использовать в полной мере для раскрутки возможного скандала. По разным источникам, в связи с подобными «находками» алжирский Генштаб якобы даже объявил общий аудит российской военной техники, включая и наземную.

Исходя из опыта «обнаружения израильского следа» прошлых лет, можно предположить, что раскрутка подобных скандалов обусловлена двумя главными взаимосвязанными причинами. Во-первых, внутриаппаратной борьбой алжирских силовиков, для которых наличие «израильского следа» было лишь формальной причиной для отказа от продукции Eurocopter в пользу Augusta Westland-Finmeccanica. И во-вторых, происками иностранных конкурентов, стремящихся вытеснить Россию с алжирского оружейного рынка.

52.3MB | MySQL:106 | 0,744sec