О принятии экспортной стратегии Турции в качестве официальной доктрины и о месте в ней государств Центральной Азии

Прошлый, 2011, год ознаменовался завершением подготовки и презентацией в торжественной обстановке, в присутствии высших официальных лиц страны, проекта Экспортной стратегии (ЭС) Турции на период до 2023 года. Документ был подготовлен под патронажем влиятельной турецкой организации – Меджлиса турецких экспортёров (Türkiye İhracatçılar Meclisi или TİM [[i]]) при активном участии как государственного, так и частного сектора, а также экспертного сообщества. На эмблеме Стратегии чётко обозначена поставленная перед экспортёрами конечная задача – «Цель 2023. 500 млрд долл.». Для сравнения: согласно предварительным данным экспорт в 2011 г. составил 134,9 млрд долл. (рост по сравнению с 2010 г. – 18,5%), при объеме импорта в 240,8 млрд (рост – 29,8%) [[ii]].

Вообще, характерным веянием времени в Турции является привязка реализации наиболее знаковых планов и прожектов к столетнему юбилею Турецкой Республики, который планируется отметить в 2023 году. Разумеется, в полной мере это относится к развитию экспорта страны, который в свою очередь призван сыграть, без преувеличения, ключевую роль в продекларированном ещё более масштабном проекте – по вхождению Турции к десятку наиболее развитых стран мира.

Основные аспекты вынесенного на обсуждение документа (цели, задачи, график реализации, показатели и критерии успеха на макро- и микро-уровнях и т.д.) рассмотрены в статье автора [[iii]]. Необходимо напомнить, что в ходе состоявшейся в апреле 2011 года презентации руководителем TİM М. Бюйюкэкши было предложено придать ЭС статус официального программного документа страны.

Итак, спустя отрезок времени немногим более года об этом можно уже говорить, как о свершившемся факте: решением Высшего совета по планированию (Yüksek Planlama Kurulu) №2012/8 от 6 июля с.г. Экспортная стратегия Турции и план мероприятий до 2023 года утверждены.

Несмотря на то, что по форме «прошлогодняя» и утвержденная стратегии выглядят как разные документы, по сути второе — просто структурно переработанная редакция первого при сохранении практически в неизменном виде содержательной части, в частности, макро- и микропоказателей, перечня мероприятий, ответственных ведомств и т.д. Сделанные же корректировки следует расценивать как «поправку на ветер» — текущую мировую конъюнктуру и ситуацию с турецким экспортом, а также как гармонизацию с ранее принятыми официальными программными документами.

Структура утвержденного варианта документа выглядит следующим образом:

Раздел 1. Введение.

Раздел 2. Текущая ситуация, с подразделами: мир и Турция в долгосрочной перспективе; современное развитие ситуации с мировой торговлей; современная ситуация с турецкой внешней торговлей; факторы, стимулирующие внешнюю торговлю; оценка основных направлений, влияющих на экспорт.

Раздел 3. Стратегическое видение и цели.

Раздел 4. Показатели, микро- и макро-. Последние в свою очередь разбиты на следующие подгруппы: доля на рынке; инвестиции в инфраструктуру; окружающая среда; технологии; сотрудничество; финансирование; человеческие ресурсы; законодательство; мониторинг и оценка.

Именно Раздел 5 следует считать центральным в документе. Он включает в себя план мероприятий применительно к каждой из обозначенных стратегических целей (всего девятнадцать) с назначением организаций и ведомств, ответственных за реализацию предусмотренных документом, в общей сложности, семидесяти двух шагов.

С целью дать представление об инициированных направлениях работы, перечислим стратегические цели:

1.            Увеличение доли на существующих рынках.

2.            Увеличение доли на целевых рынках, имеющих высокий потенциал роста.

3.            Увеличение количества экспортёров и их экспортного потенциала.

4.            Повышение известности турецких марок.

5.            Наращивание глобальной конкурентоспособности экспортёров.

6.            Укрепление логистической инфраструктуры, направленной на повышение международной конкурентоспособности.

7.            Улучшение инвестиционного климата с целью повышения международной конкурентоспособности и формирования конкурентных условий в производстве.

8.            Привлечение в страну зарубежных инвесторов по направлениям, связанным с международной торговлей.

9.            Обеспечение быстрого доступа к достоверной информации, в т.ч. информации о рынках.

10.       Развитие местных поставщиков материалов и компонентов с целью повышения добавочной стоимости экспорта.

11.       Гармонизация структуры экспорта, нацеленной на устойчивый рост, с ответственностью за окружающую среду.

12.       Рост экспорта высокотехнологичной продукции с помощью инвестиций и мероприятий, направленных на поощрение новаторства и НИОКР в экспорте.

13.       Укрепление международных двусторонних и многосторонних торгово-экономических отношений.

14.       Развитие отношений между экспортёрами и частным и государственным секторами, общественными организациями и университетами.

15.       Обеспечение роста и эффективности использования финансовых инструментов и средств поддержки торговли.

16.       Развитие высокоэффективного и квалифицированного человеческого капитала.

17.       Укрепление экспорта при обеспечении требований здравоохранения и охраны труда.

18.       Корректировка законодательства, связанного с экспортом, с учетом приоритетов каждого сектора.

19.       Обеспечение эффективной реализации Стратегии.

Спектр организаций, ответственных за практическую реализацию ЭС весьма широк и включает в себя все профильные министерства и ведомства, различные ассоциации и фонды, финансовые учреждения (в т.ч. турецкий экспортно-импортный банк, «Eximbank»), исследовательские центры и университеты и т.д. Характерно, что функции контроля и обеспечения эффективной реализации Стратегии возложены не только на госучреждения (в частности, соответствующие министерства), но и на Меджлис турецких экспортёров и различные объединения экспортёров. Таким образом, документ призван обеспечить сплав усилий государственного и частного секторов.

Про приоритетные страны — перспективные направления турецкого экспорта, разбитого на двадцать четыре базовых отрасли, в прошлой статье уже было сказано [[iv]]. Несмотря на то, что в утверждённом постановлением Высшего совета по планированию документе географический аспект опущен, очевидно, что он, присутствуя в «исходнике», подразумевается. В этой связи позволим себе ещё раз перечислить лидеров списка. В их числе первую строчку занимает Россия, за которой «закреплено» все двадцать четыре турецкие базовые отрасли. За ней следует США – 22 отрасли, Германия и Ирак – по 17, Китай и Великобритания — по 16 и т.д.

Несмотря на лидирующие позиции перечисленных выше стран, государствам Центральной Азии (ЦА) в ЭС также уделено достаточно большое внимание. Это неудивительно с учётом того значения, которое играет регион в турецких планах. Можно уверенно прогнозировать, что роль эта будет в перспективе лишь возрастать по мере завершения комплекса подготовительных мероприятий и «утяжеления» Турции на международной арене. Теоретические аспекты внешней политики Турции применительно к ЦА, сформулированные министром иностранных дел А. Давутоглу в монографии «Стратегическая глубина», рассматриваются в статье автора [[v]]. Здесь же хотелось бы кратко коснуться текущей ситуации и перспектив развития торгово-экономических связей между Турцией и странами ЦА.

Прежде всего, немного статистики, иллюстрирующей динамику развития и текущее положение дел [[vi]].

Суммарный экспорт в страны, включающие Грузию, Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан и Киргизию, вырос с 3,6 млрд долл. в предкризисном 2007 г. до 6,3 млрд долл. США в 2011 году, т.е. приблизительно в 1,75 раза. Лидером в плане экспорта в абсолютном выражении является Азербайджан, объём внешнеторговых поставок из Турции в который составил по итогам 2011 года 2,06 млрд долл. Далее список стран-импортёров турецкой продукции по убыванию выглядит следующим образом: Туркменистан (1,49 млрд), Грузия (1,09 млрд), Казахстан (948 млн), Узбекистан (354 млн), Киргизия (180 млн), Таджикистан (172 млн). Для сравнения объём турецкого экспорта в Россию составил около 6,0 млрд долл.

По темпам роста турецкого экспорта безусловным лидером является Туркменистан (339%), за которым следуют Азербайджан (97%), Грузия (69%), Узбекитан (57%) и Таджикистан (46%). Несколько сократился объём поставок в Киргизию (-1%) и, несмотря на в целом положительную динамику, так и не вернулся к докризисным показателям 2007 г. экспорт в Казахстан (-12%).

Импорт в 2011 году по сравнению с 2007 годом в ту же семерку стран вырос с 2,96 млрд долл. до 4,28 млрд.долл. США, т.е. приблизительно в 1,45 раза.

Лидером здесь в абсолютном выражении является Казахстан, объём внешнеторговых поставок из которого в Турцию составил по итогам 2011 года около 2,0 млрд долл. США. Далее по убыванию перечень выглядит следующим образом: Узбекистан (940 млн), Туркменистан (393 млн), Таджикистан (324 млн), Грузия (314 млн), Азербайджан (262 мл.) и Киргизия (52 млн долл.). Россия, являющаяся крупным поставщиком сырья и энергоносителей в Турцию, оставила далеко позади эти показатели с 24,0 млрд долл.

По темпам роста турецкого импорта безусловным лидером является Таджикистан (126%), Казахстан (55%), Узбекитан (53%), Азербайджан (41%), Киргизия (16%) и Грузия (9%). Приблизительно на неизменном уровне остался импорта из Туркменистана (-1%).

Положительное сальдо по итогам 2011 г. внешней торговли у Турции с Азербайджаном, Туркменистаном, Грузией и Киргизией, отрицательное — с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном.

Турецкий профиль поставок в страны региона достаточно диверсифицированный и при этом вписывается в сформировавшуюся в последние годы специализацию страны. Лидируют такие группы товаров, как: автомобили, тракторы и транспортные средства, продукция металлургической промышленности, машины (в т.ч. электротехническая продукция), оборудование и запчасти к ним, пластмасса и пластмассовые изделия, продукция деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, ювелирной и текстильной промышленности.

С другой стороны, аналогично экспорту, импорт в Турцию из стран ЦА также соответствует устоявшемуся «ресурсно-сырьевому» профилю. Турция импортирует энергоносители, минеральное топливо и масла, сырье, металлы (железо и сталь, алюминий, медь, цинк и т.д.), продукцию химической промышленности, зерно, хлопок и проч.

На каких же группах товаров турки предполагают сделать акцент в плане поставок в ЦА в ближайшие годы?

ЭС предполагает, что на Казахстан будет нацелено 15 из 24 экспортных отраслей, Азербайджан – 11, Туркменистан – 10, Узбекистан – 6, Киргизия – 4 и Таджикистан – 3 сектора. Данные по странам ЦА (а также России) и перспективным статьям экспорта приводятся ниже в Приложении №1.

Комментируя их, можно сказать, что, если рассматривать регион ЦА (включив туда Азербайджан и Грузию, как «естественные продолжения») в целом, то, по мнению разработчиков документа, он не представляет значимого интереса лишь для поставщиков сельскохозяйственной продукции. Спускаясь на уровень ниже, т.е. переходя к отдельным странам, будущие акценты Турции прослеживаются также весьма прозрачно – Казахстан, Азербайджан и Туркменистан являются приоритетными направлениями.

Завершая данную статью, можно сформулировать по её итогам некоторые выводы.

1.Характерно и даже можно сказать, уникально, что Экспортная стратегия принята по инициативе «снизу», исходящей от частного сектора при весомой государственной поддержке. Это означает если не одинаковый, то весьма близкий взгляд государства и бизнеса на задачи, стоящие перед страной в международной торговле и оформившуюся «жёсткую сцепку» «государство – бизнес».

2.Заметно, что Турция, «засучив рукава», приступила к своей «домашней работе» — проведению широкого комплекса подготовительных мероприятий по укреплению своего положения на международных рынках. Нелишне напомнить, что именно на «неготовность» к проникновению в регион ЦА после распада СССР сетует в своей книге «Стратегическая глубина» министр иностранных дел Турции А. Давутоглу.

3.Регион ЦА играет в турецких планах заметную и многоплановую роль. Здесь можно сказать про его геополитическое значение, про турецкий взгляд на него как на «родственные территории», про важность с точки зрения потенциала рынков сбыта стран ЦА для турецкой продукции, про сырьевую базу, в которой растущая страна так нуждается. С другой стороны, и объём и диверсифицированность торговли Турции с ЦА уступает и в ближайшие годы будет уступать российско-турецким отношениям, что, безусловно, добавит нюансов в активность Турции в Центральной Азии и на российском направлении.

И заключая: в целом важнейшей задачей для турецких экспортёров, не ограничиваясь рассмотрением стран региона, будет не только наращивание объёма поставок, но и удержание или обеспечение положительного внешнеторгового сальдо в двусторонней торговле в условиях, когда Турция параллельно своему экономическому росту стремительно наращивает объёмы импорта, в первую очередь — закупок сырья и энергоносителей. Здесь ещё раз хотелось бы напомнить не только про быстрый рост турецкого экспорта, но и про ещё более стремительное наращивание импорта. Дефицит турецкой внешней торговли (свыше 100 млрд долл. в 2011 г.) уже бьет рекорды десятилетия как в абсолютном, так и относительном выражении и является для страны одним из наиболее серьёзных вызовов. Более того, по мнению разработчиков ЭС эта тенденция не будет преодолена и в 2023 году, когда, согласно их прогнозу, наряду с 500 млрд долл. экспорта, в страну будет импортировано товаров на 625 млрд долл. Таким образом, очевидно, что закрытие внешнеторгового дефицита не утратит своей актуальности и в ближайшее десятилетие. Пока Турция решает его с помощью активного стимулирования внутреннего спроса и утяжеления налогового бремени. Хватит ли этого в среднесрочной перспективе, вот в чем вопрос.

Приложение №1. Матрица приоритетных направлений экспорта отдельных групп турецких товаров.

Отрасль

Россия

Казахстан

Азербайджан

Туркменистан

Узбекистан*

Грузия

Киргизия

Таджикистан

1.

Морепродукты и скот

+

+

+

2.

Древесина и изделия из неё

+

+

+

+

3.

Судостроение

+

+

4.

Злаки и бакалейная продукция

+

+

5.

Свежие фрукты и овощи

+

+

+

+

+

+

+

6.

Сухофрукты

+

7.

Плодоовощная продукция

+

8.

Орехи

+

9.

Оливки и оливковое масло

+

10.

Табак и табачные изделия

+

11.

Декоративные растения

+

+

+

12.

Текстиль и сырьё

+

+

+

+

+

+

13.

Готовая одежда

+

+

+

14.

Кожа и кожаные изделия

+

+

+

+

+

+

+

15.

Ковры

+

16.

Драгоценные металлы и ювелирные изделия

+

+

+

+

+

17.

Черные и цветные металлы

+

+

+

18.

Железо и сталь

+

+

+

+

+

19.

Автомобили и запасные части

+

+

+

+

+

20.

Химические вещества

+

+

+

21.

Электротехника и электроника

+

+

+

+

22.

Машины и комплектующие

+

+

+

+

+

23.

Цемент, стекло, керамика

+

+

+

24.

Продукция горнодобывающей промышленности

+

+

Всего отраслей

24

15

11

10

6

5

4

3

* — Узбекистан, по видимому по ошибке, встречается в ЭС дважды с 6 и 4 секторами. Указан первый вариант.

 


[i]            http://www.tim.org.tr/

[ii]           http://www.tuik.gov.tr

[iii]           И.И. Стародубцев. Современная экспортная стратегия Турции. Сайт Института Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/17-01-12a.htm

[iv]           И.И. Стародубцев. Современная экспортная стратегия Турции. Сайт Института Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/17-01-12a.htm

[v]           И.И. Стародубцев. Современная экспортная стратегия Турции. Сайт Института Ближнего Востока http://www.iimes.ru/rus/stat/2012/17-01-12a.htm

[vi]           http://www.tuik.gov.tr

40.17MB | MySQL:86 | 0,880sec