Ситуация в Мали: сентябрь 2012 г.

В течение сентября исламистские группировки, контролирующие северные районы Мали, продолжали захватывать все новые территории. В первый день месяца боевики из Движения за единство и джихад в Западной Африке /ДЕДЗА/ захватили стратегически важный город Дуенца, находящийся на границе территорий, контролируемых исламистами и центральным правительством в 145 км к северо-востоку от города Мопти. При этом они без боя разоружили местную милицию.

В начале апреля с.г. Дуенцу, находящуюся на дороге в Томбукту, уже захватывали туареги-сепаратисты из светского Национального движения освобождения Азавада /НДОА/, которое затем вытеснили из городов северного Мали исламисты.

2 сентября ДЕДЗА объявило о казни одного из четырех работников алжирского консульства в Гао после истечение срока ультиматума, который исламисты адресовали алжирским властям.

7 работников консульского учреждения были захвачены исламистами еще в апреле. В ходе переговоров об их освобождении исламисты требовали взамен освободить несколько их единомышленников, находящихся в тюрьмах Алжира, а также выплаты выкупа в 15 млн евро. Позднее, в июле, трое алжирцев были освобождены. Алжир всегда выступал принципиальным противником выплаты выкупов за освобождение заложников.

4 сентября созданный сразу после госпереворота в Мали альянс противников путча в лице Объединенного фронта в защиту республики и демократии потребовал от Бамако «незамедлительно» обратиться к Экономическому сообществу стран Западной Африки /ЭКОВАС/ и ООН с тем, чтобы они санкционировали развертывание в Мали африканского миротворческого контингента, призванного содействовать освобождению Северного Мали от исламистов.

Ранее ЭКОВАС заявило о готовности направить в Мали контингент численностью 3,3 тысячи человек при условии наличия мандата ООН для этой операции и официального обращения Бамако.

В тот же день спецпредставитель Франции по делам стран Сахеля Жан-Феликс Паганон заявил в Уагадугу, что временный президент Мали Дионкунда Траоре «формально» потребовал военного вмешательства ЭКОВАС для освобождения севера страны от исламистов. Как пояснил день спустя официальный представитель МВД Франции Филипп Лальо, запрос Бамако на военное вмешательство ЭКОВАС является «необходимым этапом для разработки международной военной операции» на севере Мали. Он заверил, что Франция «положительно» рассмотрит запросы относительно содействия такой операции.

Что касается Бамако, то он не торопился подтвердить информацию о своем запросе. Достаточно долго ничего не было известно и о содержании обращения президента Траоре. По версии «Радио Франс Интернасьональ» /РФИ/, в послании содержался запрос на «усиление антитеррористических возможностей /малийских силовых структур/ через направление в Мали полицейского подразделения и соответствующего оборудования». Бамако также запросил «воздушную поддержку и направление пяти батальонов, которые будут использоваться для контроля над освобожденными городами». Таким образом, если РФИ получило действительно копию послания Траоре, получалось, что Бамако отводил силам ЭКОВАС лишь вспомогательную роль, а основную роль при освобождении севера страны должны были сыграть малийские военные.

Подобный план едва ли может быть реалистичным, если вспомнить, в каком состоянии находится малийская армия, да и дееспособность контингента ЭКОВАС вызывает большие сомнения.

Наверно, поэтому параллельно с подготовкой военной операции представители ЭКОВАС вступили в контакт с некоторыми из группировок, присутствующих на севере Мали.

5 сентября появилась информация о судьбе партии оружия, закупленной для малийской армии в Болгарии еще при режиме Амаду Тумани Туре. Как оказалось, судно под турецким флагом с грузом оружия было блокировано в порту Конакри с согласия ЭКОВАС еще в июле. По имеющимся данным, транспорты с оружием для Мали были также задержаны в портах Кот-д`Ивуар и Того.

Как разъяснила 5 сентября канцелярия президента Кот-д`Ивуар, малийские власти действительно запросили помощь ЭКОВАС с тем, чтобы «восстановить территориальную целостность» страны, однако этот запрос не предусматривает направление в Мали боевых подразделений иностранных армий. «Направленный в ЭКОВАС запрос о помощи касается главным образом обеспечения безопасности переходных институтов власти, реорганизации армии и сил безопасности, восстановления территориальной целостности Мали. Последняя задача для Бамако является приоритетом из приоритетов, — уточнили в Абиджане. – В том, что касается обеспечения безопасности переходных институтов власти, то временный президент Мали уточнил, что Миссия ЭКОВАС в Мали /MICEMA/ сможет развернуть подразделение связи и наблюдения без использования боевых подразделений полиции или армии».

В ночь с 8 на 9 сентября отличились малийские военные. В районе Диабали /175 км к северу от Сегу/ они расстреляли машину, которая не остановилась по их требованию. В результате инцидента погибли 16 человек, которых малийские власти представили как активистов исламистской секты «Джамаат ад-Даава». Среди погибших оказались несколько граждан Мавритании. Находящийся в 235 км к северо-востоку от Бамако район Сегу частично входит в зону, контролируемую исламистами. Родившаяся в Пакистане группа «Джамаат ад-Даава» утверждает, что находится вне политики и занимается только пропагандой ислама, поэтому после инцидента сразу возник вопрос – а не был ли он связан с ошибкой военных, решивших повоевать против безоружных? Похоже, что так оно и было – по мавританским данным, у погибших не было оружия.

14 – 15 сентября в Абиджане состоялась встреча начальников генштабов стран-участниц ЭКОВАС по вопроса, связанным с подготовкой миссии MICEMA. Военные с учетом позиции Мали подготовили предложения относительно развертывания этой миссии, которые затем 17 сентября были утверждены на чрезвычайной встрече глав МИД и минобороны стран ЭКОВАС.

Очевидное разное понимание роли MICEMA в Бамако и в западноафриканских столицах вынудило президента Буркина-Фасо Блэза Компаоре признать 19 сентября в Париже, что пока не сложились все условия для эффективного военного вмешательства стран ЭКОВАС на севере Мали. Ответственность за сложившуюся ситуацию он возложил на действующие малийские власти. Компаоре является посредником ЭКОВАС в малийских делах.

«В настоящее время главная проблема заключается в самом Бамако. Малийцы хотят поддержки со стороны контингента ЭКОВАС, но не хотят их развертывания на юге страны, например, в Бамако, что делает миссию невыполнимой», — пояснил он. По его оценке, для того, чтобы миссия MICEMA была успешной, в ее распоряжении «должен быть аэропорт, госпиталь, узел связи, а также специальный контингент войск, в задачу которого будет входить недопущение проникновения боевиков в Бамако». «Можно только сожалеть, что несмотря на готовность и решимость мирового сообщества и стран ЭКОВАС, процесс вывода Мали из кризиса топчется на месте», — заметил он. По его оценке, такая ситуация связана с «отсутствием лидера в Мали».

Со своей стороны Бамако в лице премьер-министра Мали Шейха Модибо Диарры обвинил международное сообщество в «недостаточной твердости», заметив, что «время играет на исламистов». Малийский премьер находился в Париже одновременно в Компаоре. По словам Диарры, «у нас достаточно войск, нам не хватает лишь разведданных, тыловой поддержки и боевой подготовки».

Компаоре высказался за продолжение диалога с некоторыми группировками на севере Мали, и в частности, с туарегами из НДОА и исламистами из «Ансар ад-Дин», исключив саму возможность переговоров с ДЕДЗА и «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/.

19 сентября АКМ обвинила Париж в намерении «захватить» север Мали и пригрозила, что в этом случае расправится с 4 французскими заложниками, удерживаемыми боевиками этой организации с 2010г. В послании к родственникам заложников, распространенном через один из мавританских сайтов, утверждалось, что Франция «имела наглость призвать к захвату мусульманского Мали». «Следствием реализации этой глупой инициативы будет не только смерть заложников. В этом случае народ Франции узнает еще больше несчастий и драм», — пригрозили исламисты.

Подобное обращение к родственникам заложников, в свое время работавших на французскую группу «Арева» в Нигере, стало первым подобного рода со стороны АКМ. Некоторые наблюдатели увидели в нем открытый призыв к переговорам. В любом случае сам факт того, что АКМ удерживает в заложниках 6 французов, объясняет определенную сдержанность Парижа в малийском вопросе. До сих пор Франция обещала только логистическую поддержку возможной военной операции на севере Мали.

21 сентября в телеобращении к малийцам президент Траоре предложил «диалог» и «переговоры» всем без исключения вооруженным группам, действующим на севере страны. Одновременно он призвал малийцев быть готовыми к войне, «если не будет другого выбора». Это послание в очередной раз продемонстрировало двойственность позиции Бамако, не желающего прямого иностранного военного вмешательства. Однако, как представляется, думать о национальной гордости малийцев надо было думать тогда, когда малийская армия без боев сдавала туарегам-повстанцам и исламистам две трети территории страны.

22 сентября немного изменилась позиция Мали относительно возможного присутствия контингента ЭКОВАС в Бамако. Как заявил министр обороны Ямуса Камара, западноафриканские военные могут находиться в столице страны, но «скрытно», чтобы не шокировать население.

24 сентября случилось долгожданное – в Нью-Йорке было объявлено, что Бамако наконец-то официально обратился к генсеку ООН с просьбой о военном вмешательстве международного воинского контингента на севере Мали. Одновременно Бамако и ЭКОВАС после долгих переговоров согласовали условия развертывания в Мали контингента MICEMA. По имеющимся данным, в частности, предусматривается, что «войска ЭКОВАС поддержат малийскую армию в операциях на севере страны». Логистику и авиационное прикрытие операции будут осуществлять Нигерия, Франция, а также другие страны, «имеющие соответствующие возможности». Шта-квартира MICEMA будет развернута в Бамако или в его пригородах. Населенный пункт Куликоро в 60 км от Бамако примет основную базу контингента. При этом подчеркивалось, что речь идет только о западноафриканских военнослужащих. Взамен на уступки в части развертывания контингента ЭКОВАС Бамако добился разблокирования военных грузов, находящихся в ряде портов региона, и в частности, малийские военные получат 20 танков, заблокированных в Конакри.

Сейчас обе стороны интенсивно готовятся к началу активных боевых действий, причем формирования исламистов быстро растут численно за счет прибытия их единомышленников из ряда других стран. В этих условиях многое будет зависеть от того, сумеют ли закрыть свои границы с Мали Алжир и Нигер. Эти две страны выступают против любого иностранного вмешательства в Мали. В любом случае налицо противоречие. С одной стороны, необходимо тщательно подготовить операцию, на что уйдет время. С другой стороны, каждый день отсрочки операции только укрепляет позиции исламистов. Еще одна очевидная истина – если операция на севере Мали будет проводиться силами контингента ЭКОВАС без участия западных стран, она вряд ли имеет много шансов на успех.

52.35MB | MySQL:103 | 0,614sec